Красавец

Виталий Бердышев
Еду в 20-м автобусе до областной больницы. Спешу в школу №5, чтобы ещё раз встреться и поговорить со школьниками о музыке, о литературе, об искусстве. Рад, что они с таким интересом читают мои книги: и детские, и совсем не детские, более серьёзные, такие как «Чистые души», «Жизнь через боль» и др. Читают в 5-ом, 7-ом и даже в 3-ем классе. Задают массу вопросов, пишут отзывы, восторженно встречают меня в коридоре и радостно сообщают мне об этом. И о том, что на мою литературную страничку заходили, и что для себя интересного выбрали, и как бабушка с мамой заинтересовались моими книгами. Бегут за мной в библиотеку за автографами… Приятно работать с такими детьми. И я с удовольствием прихожу в школы для разговора с ними, а также с нашими литературно-музыкальными программами вместе с Элеонорой Николаевной Софроновой и Владимиром Павловым. Володя, по-моему, тоже рад этим встречам. Порой остаётся со мной на второй, и даже на третий урок подряд.

Итак, автобус № 20. На этот раз есть свободные места – и рядом со мной, и впереди меня. На одной из остановок входит весьма упитанный мальчик, лет одиннадцати, с большим рюкзаком за спиной; за ним – пожилая женщина с кучей сумок в обеих руках. Мальчик, сразу устремился на ближайшее свободное место, бабуля за ним:
– Нет бы бабушке место уступил!

Малый молчит и никаких телодвижений. Бабушка продолжает настаивать:
– Уступи бабушке место, мне тяжело стоять с сумками.
Малышок будто не слышит. Развалился на сиденье, рюкзаком в сидящую на соседнем месте женщину упёрся. На стоящую рядом бабушку даже не смотрит.
– Не слышишь, что ли?! – продолжает старушка.
Малыш не меняет позы.
Бабуся с тремя сумками с трудом пробирается по качающемуся на поворотах автобусу на крайнее сиденье, недалеко от меня.

– Это ваш парнишка? – спрашиваю.
– Конечно, мой! С четырёх месяцев воспитываю. А вон какой вырос!
– Да он устал, наверное, – такой рюкзак в школу несёт!
– Да бездельничал всё утро сегодня – Устал!
– А может, он другим хочет уступить? – продолжаю я, хотя на сто процентов уверен в обратном.
– Уступит он! Только себя любит. Меня уже совсем не слушает… Хорошо, что хоть учится пока без двоек.
– А чем увлекается ваш красавец? В секции какие ходит, рисует, музыкой занимается?
– Какая там музыка! И книг не читает. Только своим компьютером и занимается. Какие-то страшилки смотрит да в игры бестолковые играет.
– Большинство ребят сейчас такие. Часами «сидят» в интернете. Двигаться, играть на улице некогда.
– Зато ума палата! Нас, взрослых, уже ни во что не ставят…
Мне всё же хотелось узнать, как его воспитывали, почему он стал таким.
– Наверное, в строгости его держали? – спрашиваю, хотя уверен, что всё было наоборот.
– Ни в чём ему никогда не отказывали. Игрушки, сладости,…Теперь вот целый компьютер с интернетом купили. Всё для него – пусть не отстаёт от других.
– Родителей-то хоть слушается?
– Родители и поддать могут. Некогда больно с ним церемониться, работают оба с утра до вечера.
– Вот бабушки и пригодились. Они теперь внуков воспитывают.
– Да, видно, не всё у меня с воспитанием получилось. Что-то упустила, что-то не так сделала… Меня теперь ни во что не ставит… Давай то, давай другое. Стараюсь во всём угодить. Пенсию свою на него трачу… А вот что вышло.
– Воспитание сложная наука, на всю семью рассчитана. Да и жизнь совсем другая стала, не то, что в годы нашей молодости. Сейчас каждому за себя бороться приходится.
– Это он умеет! Всего, чего хочет, добьётся! На других совсем не смотрит… Хоть бы сумки помог нести… В больницу идём…

Они вышли вместе со мной на остановке. Бабуля, нагруженная сумками, засеменила впереди по направлению к главному корпусу. Её твёрдокаменный («упёртый», как говорила бабуся) внук медленно перемещался сзади. Легко ли ему будет жить в нашем изменившемся мире? Очевиднее всего, – да. Потому что он уже научился добиваться своей цели, а мнение других для него уже не имеет значения. И наше будущее духовно-нравственное возрождение (о котором кое-кто ещё продолжает мечтать) уже не коснётся его зачерствевшего сердца, как и многих других, кто привык бороться только за своё материальное благополучие и кто променял свою некогда чистую ребяческую душу на золотого тельца и сейчас в открытую гордится этим…