Тема. Калейдоскоп

Геля Островская
   
    Калейдоскоп –  это чудо  в твоих руках.   Один поворот волшебной трубки   - и  разноцветные  стёклышки  превращаются  в    искрящиеся  цветочные мозаики.  Причудливые узоры завораживают, заставляют вновь и вновь, прищурив «взрослый» глаз, радоваться детской забаве.

     Зная мою любовь к сказочным предметам,  повзрослевшие дочери дарят песочный садик с самодельной надписью «Мама в своем мире» -  с игрушечными качелями и  крошечными грабельками, раскидистым деревом с  вечно-красными яблоками и   отдыхающим под ним  бегемотиком,  куколок  в национальных одеждах,  разноцветные светящиеся гирлянды.   

     Есть у меня и  латунный неразборный калейдоскоп из Венгрии.
 
     Калейдоскоп, разрисованный знаменитыми  «живыми» домами  Хундертвассера и вино Ухудлер   -  два подарка–открытия последней поездки в Вену.

     Воспоминания о поездке, в которые легко и с радостью погрузилась память, и натолкнули меня на мысль посвятить  свой  «Калейдоскоп»  некоторым интересным встречам в разных точках земного шара и напиткам, которые эти встречи сопровождали. 

1. АВСТРИЯ.

     УХУДЛЕР. Uhudler. Вино, произведенное из американских или гибридных сортов. Вина отличаются выраженными ароматами лесной земляники и малины.

    …Встреча с давними друзьями:  профессором славистики из университета Вены и знакомым врачом произошла в старинном венском ресторане. Вспоминали минувшие дни, совместную работу, говорили о семьях, о странах, о религии и о вере. Мы с Францем пришли пешком, а наш друг – врач  жил в пригороде и был за рулем.  Я заказала себе шницель по-венски – и  тайные ожидания полностью оправдались: распростертый на тарелке большой и тонкий кусок свинины был и на вид, и на вкус абсолютно идентичным нашему свиному шницелю, который продавался в студенческие годы в кулинарии за тридцать семь  копеек.

     Непьющий и не говорящий по-русски, но все понимающий без перевода  друг некоторое время с интересом наблюдал за нами, а потом неожиданно для всех заказал кувшин вина на смену потребляемому без энтузиазма пиву.

     И рассказал удивительную историю о лозах, которые выстояли, выжили и уцелели после нашествия в конце 19 века губительных болезней, уничтожившей большинство виноградников в Бургенвальде – второй по значимости винодельческой области Австрии.  После этого бедствия остались только некоторые американские и гибридные сорта. Вот из них-то и изготовляется аутентичное старинное вино Ухудлер.

     – Мы осторожно попробовали это загадочное прозрачно-розовое вино. -   Оно ошеломило нас своим ароматом, напоминающим мускатную  «Изабеллу», но превосходящим ее свежестью, яркостью,  легким  и, в то же время, до предела  выразительным фруктовым букетом.

    К нашей радости,  найти и купить это вино оказалось несложным делом, и мы привезли несколько бутылок  друзьям. К  достоинствам  Ухудлера  относится и очень доступная цена, в пределах пяти евро.


2. ПОРТУГАЛИЯ.

    ВИНЬЮ ВЕРДЕ. Vinho Verde.  Зеленое вино.  Вино  из провинции  Минью, расположенной на севере страны. Название вина указывает на его раннюю свежесть, а не на цвет. Еще Сенека и Плиний ссылаются на вина, производимые в регионе между реками Доуру и Минью.

    …На фестивале в Браге (провинция Минью), посвященном российско-португальской дружбе,  мне впервые довелось  попробовать Винью Верде.

   – Представители  левых партий: коммунисты, социалисты,  эсдеки наперебой угощали гостей из России резким на вкус, недорогим зеленым вином, учтиво  предлагая закусывать без изысков рабоче-крестьянским бутербродом  Прегу (Prego), что по-португальски означает  Гвоздь, и представляет собой большой кусок хлеба с толстым ломтем ветчины, а если с изысками – то  мельчайшими улитками, сваренными в  сильно перченой воде. 

     К улиткам полагалась булавочка для изъятия из скорлупы микроскопического съедобного содержимого.  Наиболее ответственные из  португальских товарищей конспиративно, отводя за локоток,  шептали, что улитки добыты из ближайших луж, и пробовать их не надо. Я съела штучки три:  вкус перца забивал все  остальные вкусы, но и гасил тревогу.



3. ФРАНЦИЯ.

    БОЖОЛЕ  НУВО. Beaujolais nouveau. Вино обладает ярким, резким вкусом с нетерпким фруктовым букетом.  Божоле рекомендуется употреблять охлаждённым до 13 °C, в качестве закуски обычно предлагают мясную нарезку, сыры.

     …В начале девяностых занесло меня с группой однокурсников из Питера  в Булонь-сюр-Мер на севере Франции, где силами международной военно-исторической организации разыгрывалась  масштабная реконструкция боя под Ватерлоо.

     Был май, припекало солнышко,  с утра мы пошли к морю. В деревушке купили плетеную бутыль божоле, камамбер,  несколько багетов. На узкой каменистой полосе пляжа, в отличие от предыдущего дня, никого из местных не наблюдалось.

     Наш предводитель -  вальяжный старичок–профессор  настоял, чтобы группа  шла вперед - к воде,  которая едва виднелась  вдали. Протащив некоторое время  десятилитровую бутыль  за ручки,  парни взбунтовались  и уселись на очередной  холмик. Хлебнув хорошего французского вина и закусив хрустящим багетом с сыром, разморенный на солнышке народ благодушествовал.  Большая часть группы  сидела лицом к профессору  и спиной к морю. Вдруг я увидела, что блаженно прищуренные на солнце глазки  лидера стали округляться, в них засверкала  тревога, переходящая в ужас. Розовая краска сходила с его лица, оставляя  за собой странную белизну.  Профессор вскочил на ноги и, указывая вдаль, смог вымолвить дрожащими губами одно лишь слово: «Бежим!»  Мы обернулись: издалека с ровным гулом надвигалась вода. – Помчались.  Сначала – пытаясь нести с собой бутыль.  Бросили через несколько шагов по окрику профессора, и он был прав.

     Метрах в десяти от берега вода все-таки  настигла нас и вырвала из моих рук босоножки и кофточку. Ослабевшие, мы рухнули на землю,  бессильно взирая на отвесную скалистую стену перед нами. От пляжа осталось всего два-три метра.  Все бугорки и холмики,  в том числе и наше временное пристанище,  скрылись под глубокой толщей воды.



Иллюстрация: "Живой" дом Хундертвассера. Вена.