Как и почему погиб Юрий Гагарин?

Василий Лесников
                КАК И ПОЧЕМУ ПОГИБ ЮРИЙ ГАГАРИН?


   После смерти С. П. Королева последовала смерть в космосе В. Комарова. Все из-за той же неподготовленности и спешки по престижным мотивам. В открытой печати от имени Ю. Гагарина продолжали обманывать народ, и он стал вовсе не сдержан и обличителен в разговорах с высшими руководителями страны. Н. Каманин признавался одному из своих коллег: «После очередной встречи в Кремле ко мне подошел секретарь ЦК Пономарев и предупредил, что, если Гагарин не утихомирится, то его звезда быстро закатится». Что могли означать такие слова в ту пору, сейчас уже известно из многих примеров.
     Поэтому приведу лишь одно свидетельство академика С. Белоцерковского:  «В одну из встреч с Анной Тимофеевной, матерью Гагарина, когда мы остались наедине, она вдруг спрашивает».
   -Что, Юру убили?
   -Почему вы так думаете?- удивился я.
   -Однажды он мне сказал: »Мама, я боюсь!».
    Чего мог бояться Ю. Гагарин?!
   После гибели В. Комарова Гагарину запретили не только подготовку к космическому полету, но и полеты на самолетах. Он стал практически не выездным. Он – Гагарин! Любимец всех народов мира!
    К началу 1968 года начала складываться и другая ситуация. Гагарин завершил учебу в академии, и перед ним открывалось широкое поле деятельности. Дальше сдерживать его служебную карьеру было просто невозможно.
    К тому же, в начале января 1968 года Гагарин получил личное приглашение от Генерального Секретаря ООН прибыть в апреле на юбилейную Генеральную Ассамблею ООН и выступить там с докладом. «Не выездной» получал такую трибуну, с которой его услышал бы весь мир. Нужно было решать - доверять ли Гагарину, или принять какие- то меры по недопущению его на ассамблею. И вот тут вдруг срочно, после долгого запрета, Гагарину разрешили полеты на самолетах.
     Повторюсь. По мнению летчиков авиационного полка при Центре подготовки космонавтов, Гагарин был летчиком обычных способностей. После года службы в  истребительном полку лейтенантом он не имел большой летной практики. Следовательно, на нем сказывались большие перерывы в полетах. Но и мировая известность тоже что-то значила. Гагарин не мог уронить свой авторитет. Он должен был доказать всем, что он способен на многое.
   Он не летал самостоятельно на самолетах несколько лет. И вот долгожданное разрешение. Несколько полетов с инструктором и вот уже 27 марта он вылетел на спарке с командиром полка для последней проверки перед самостоятельным вылетом.
   И тут начинается множество недоразумений, которые не нашли своего разрешения и по сей день.
   На такую спарку не вешают подвесные баки, если самолет идет на выполнение фигур высшего пилотажа. Баки на самолете были.
   В этот день отказала радиолокационная система слежения в самый момент полета Гагарина.
     В зоне или рядом находились не один, как ранее утверждалось, а два и даже три  самолета. А вывод комиссии по расследованию катастрофы гласит, что одной из причин аварии могло быть резкое сваливание в штопор из-за возможного столкновения с неизвестным объектом.
     Аварийная ситуация произошла между двумя плотными слоями облачности, а неисправный высотомер самолета завышал показания высоты. Летчики вроде вывели самолет из штопора, но им не хватило высоты и двух секунд времени для вывод самолета из пикирования в горизонтальный полет. Отсюда и неявный, но официальный,  вывод комиссии о том, что летчики не справились с управлением в сложной ситуации.
   Не обязателен вывод о том, что Гагарина хотели убить. Достаточно было напугать, свалить в штопор и положить в госпиталь на медобследование после чрезвычайной ситуации.  Вариантов могло быть много. На ассамблею он мог бы и не успеть.
   Как бы там ни было. Гагарин на сессию ООН не поехал. Руководители многих ведомств вздохнули свободно.
   И все же. 
    Одно время я считал,  что  ближе всего к истине выводы после многолетнего расследования этой катастрофы Кузнецова Игоря Ивановича, полковника, много лет занимавшегося расследованием авиационных аварий  катастроф.
  Суть его версии состоит в том, что после последнего сеанса связи Серегин и Гагарин выполнили резкое пикирование с высоты 4200 метров до 2000 метров. Это маневр они выполнили, так как обнаружили незначительную разгерметизацию кабины по приборам. При разборе было обнаружено, что вентиляционный кран в кабине Гагарина был приоткрыт. Инструкция в таких случаях требует от летчиков скорейшего снижения.
Скорость снижения была 145 метров в секунду, при допустимой - 50 метров в секунду. Приборов для контроля скорости снижения не было. Все по ощущениям.
   Летчики потеряли сознание, а самолет  после 2000 метров продолжал пикирование. Об этом говорит положение ног Серегина до момента касания с землей.
   Почему кран был приоткрыт это уже другой вопрос. Мог остаться приоткрытым после предыдущего полета. А мог…вариантов снова много.
  Но!  Опытные летчики не подтверждают такое развитие событий. Причем ссылаются даже на опыт летчиков пикирующих бомбардировщиков Великой Отечественной войны.
   И еще.
   Летчик третьего самолета, по некоторой информации вскоре погиб.
   Один из инструкторов Гагарина, который готовил его к самостоятельному вылету в летном полку, сгорел, уснув с непогашенной сигаретой.
   Последним в 2010 году погиб в автомобильной катастрофе и сам Кузнецов Игорь Иванович.
   Наверное есть и другие потери, но я о них не знаю.
   Теперь о главном – о моих последних выводах и предположениях.
   В 2006 году полковник Шершер Э.А.,  член Госкомиссии по расследованию гибели Гагарина и  Серегина,  опубликовал книгу «Тайна гибели Гагарина».
К сожалению, я познакомился с этой книгой совсем недавно.
   Автор  рассмотрел несколько десятков  версий, подробно изложив каждую.
После прочтения книги   у меня начали возникать новые вопросы.
   Раньше как-то так, само-собой, получалось, что варианты гибели Гагарина начинали рассматривать от времени его  последнего доклада: « Задание выполнил. Курс 320». Это означало, что иду на аэродром.
   Далее всегда следовал анализ очередной возможной причины аварии незакрытый кран, другой самолет и так далее.
  Само собой подразумевалось, что катастрофа произошла почти сразу после доклада и главное – на пути к аэродрому.
  Но оказалось, что доклад Гагарина последовал на расстоянии 30 километров от аэродрома, а разбился он на расстоянии 65 километров от аэродрома в районе деревни Новоселово. Совсем в противоположной стороне от аэродрома.
   Как он туда попал? Что делал?  Ведь это явное нарушение полетного задания. Никто никогда и не пытался ответить на эти вопросы.
   Полковник Шершер попал в группу, которая должна была опрашивать местных жителей – очевидцев катастрофы.
   Они опросили первых 10 человек, доложили руководству и сразу же получили команду: « Прекратить опрос». Не укладывались свидетельства в предполагаемые выводы комиссии.
   Свидетели в один голос утверждали, что видели, как реактивный самолет дважды пикировал и взмывал вверх. После третьего пикирования последовал хлопок-взрыв.
  Смоделировав сложившуюся ситуацию, специалисты пришли к выводу, что Гагарин и Серегин при выводе самолета из пикирования могли испытывать перегрузку до 11 единиц.
  Подвесные баки только усугубляли ситуацию по нагрузке на конструкцию самолета.
  Летали они без противоперегрузочных костюмов. А летная практика показывала, что и в противоперегрузочных костюмах летчики теряли сознание при перегрузках около 8 единиц.
   Адреналина в крови Гагарина и Серегина не обнаружили. Выходит, что до последней секунды своего сознания они считали ситуацию нормальной –не опасной. Известно, что адреналин попадает в кровь через три секунды после возникновения стрессовой ситуации.
   После первых двух пикирований Гагарин с Серегиным выходили из облачности на достаточно большой высоте, и спокойно переходили в режим набора высоты.
   В третьем режиме самолет вышел из облачности на низкой высоте. А высотомер показывал завышенную высоту. Это еще более усугубило ситуацию.
   А ведь Белоцерковский и Алексей Леонов доказывали, что Гагарину не хватило двух секунд, чтобы выйти из режима пикирования. Правда, они объясняли это совсем другими причинами.
  Любимое занятие детворы – скатиться с горки на санках или лыжах. Бегать по ровной местности скучно.
  Летчики на многочисленных форумах признаются, что наибольшее количество эмоций они получают при пикировании самолета.
  Вывод Госкомиссии гласит: « Наиболее вероятной причиной гибели Гагарин и Серегина был резкий отворот самолета с целью избежать столкновения с шаром зондом. Менее вероятной причиной был отворот от верхней кромки облаков.
   В результате резкого отворота самолет вышел на критические углы полета, сложная метеообстановка затруднила управление самолетом, и экипаж погиб».
  Грамотно написали. И вроде правду в основном сказали, но и истину не раскрыли.
   Ну,  летчики грубо нарушили правила. Дал Серегин Гагарину возможность полетать для души. Тем более, что Серегин через месяц-другой и сам собирался в отставку. Обоим хотелось полетать. Что ж тут такого?
   Не справились с управлением? Так об этом в выводах комиссии написано. Читайте мол внимательнее.
   Тем более, что каждый может интерпретировать известные факты по своему усмотрению. В зависимости от уровня своей компетенции.
 


                ЛЕСНИКОВ  ВАСИЛИЙ  СЕРГЕЕВИЧ.