Старая записка

Веруня
для http://proza.ru/2015/03/24/1497

СТАРАЯ ЗАПИСКА

С  Урала,  после эвакуации,  моя  мама не вернулась на пепелище  в родной  Бердичев,  а переехала в Харьков вместе с мужем. Ей едва тогда исполнилось семнадцать лет.  В те годы  редко кто ставил штамп в паспорте, чаще жили в гражданском браке.

Молодая семья, не имея возможности обзавестись собственным жильём, поселилась в съёмной квартире.  Собирались немного  обжиться, осмотреться и приобрести, пусть и небольшой, но свой домик.  В след за мамой в  Харьков перебрались   её мать,  сестра и брат.
 
На малом пространстве сосредоточились разные судьбы. И каждому из приехавших    хотелось устроить  собственную жизнь. И устроили, нечаянно разрушив мамину.  Любой  семье необходимо строить свою жизнь отдельно ото всех. Но кто в те годы мог бы такое себе позволить?!
 
Две небольшие комнаты и веранда –  место, где родились и выросли мы с сестрой.    
Деревянную веранду, изнутри оббитую фанерой, мы почему-то называли  галереей.  Одна её стена состояла из рам, застеклённых разными по размеру стёклами, соединенными между собой многочисленными задвижками – шпингалетами. На длинном подоконнике всегда стояли  бутыли с бабушкиными наливками,  запах которых будоражил не один заинтересованный нос!

В нашей галерее почти всё свободное пространство занимал большой деревянный стол.  Он  был квадратным, раздвижным и стоял на толстенных ножищах. На моей памяти стол этот всегда был чем-то заставлен - разнообразной едой, старой, отжившей свой век посудой, всякой ерундой, скопившейся за трудные годы нашего проживания в этой квартире - всем тем, что мешает в быту, занимает много места, но с чем неимоверно тяжело расставаться. 

Вдоль стен  сложены были старые газеты, учебники, неизвестно кому  ранее принадлежавшие,   кипы бумаг,  туго стянутых бичевой.  Во всём этом я и рылась время от времени, особенно, когда на улице было ненастье.
Не зная,  чей  это был хлам,  мы не могли от него избавиться.
Я, будучи любопытной и обладая чрезмерной фантазией,  пыталась представить людей, живших здесь  до нас.
Учебники по физике и математике, и  ученические тетради, а таких  было множество,  меня не интересовали -  я просматривала  старые   брошюры с  невыразительными  рисунками,  газеты разных лет,  пестревших  непонятными заголовками,  листала  чьи-то недописанные  дневники.  Читая  малоразборчивые  каракули,  подпорченные  временем и сыростью, не всегда  можно было понять, о чём или о ком идёт в них  речь. 

Но меня это не останавливало. И я  с энтузиазмом, свойственным молодости, раскрывала новые  пачки, забывая  приводить в порядок старые, за что часто получала  нагоняй от бабушки.  Но бабушку,  в отличие  от мамы, никто не боялся, и потому я продолжала копание в никому не нужном старье.

Однажды,   перелистывая   очередную  тетрадь  с какими-то формулами,    собралась  было её отбросить,  как неинтересную, а, значит, и бесполезную для меня,  но не сделала этого: меня заинтересовал  старый листок, сложенный вчетверо.
Я  раскрыла  его и принялась рассматривать, но  не поняв, что попало мне в руки, отправилась к маме.


Она долго читала и перечитывала. Потом сказала:

- Это записка, старая записка, но в ней столько мерзости, я  и  не знаю, как объяснить тебе, что в ней и к чему.

- Понимаешь, были времена, когда одни люди    собирали   пакости  о других людях.   Потом те, другие, часто исчезали  после доносов.   Вот именно такая записка   непонятно каким образом попала  к нам. Вероятно, это копия, потому что   вижу -  не первый экземпляр.

Верхняя часть записки была надорвана, и потому мы не смогли прочесть, кому она была адресована.  Сам текст состоял из  подробного отчёта о тех людях, которые ранее  проживали в нашей квартире. Это были студенты, шестеро парней.  Осведомитель, составив    подробно  словесный портрет каждого из них, описывал,  о чём они говорили между собой, что ели, кто к ним приходил и когда.

Слева стояли даты,  затем  посредине листа   в столбик были записаны имена и  фамилии ребят, справа – кто и  о чём говорил, с кем  пел песни под гитару на крылечке,  кто и когда  сидел за нашим, тогда их, столом.
Внизу перед закорючкой – подписью   неизвестный корреспондент делал выводы: " Часто можно услышать песни на иностранных языках, бывают студенты из других стран.   Вероятно, идёт вербовка! "   Чётко видна была дата: 2 апреля 1936года.   

Мама  повертела бумажку в руках. Вздохнула:
- Всё описано с такими подробностями,  что становится понятным -   человек этот был  близок  к ребятам,  а они, доверяя по молодости всем, ничего не замечали.  Теперь можно только вздыхать и надеяться – они  выжили в той мясорубке!

Она  ещё раз пробежала  глазами  текст.   Покачала головой и разорвала старую пожелтевшую записку на очень мелкие  кусочки: " Пусть такие времена  и нравы никогда больше не наступят"
 
Весь оставшийся день я думала о студентах, о том, как они пели песни, пили дешёвое вино и ни о чём не догадывались. Печаль сковала  сердце.  Но я убеждала себя – все они живы, а доносчик получил по заслугам. С тем ночью и заснула…

      
 27.03.15