Голос - ключ ко всему!

Семён Зудов
(Лекционные очерки. «Сицилия - ключ ко всему!" - фраза Гёте. Автора в путешествии на Сицилию осенила другая метафора, под названием которой и будет идти речь).


Уважаемые гости!

- Знаете ли вы, что 3/4 своей жизни мы общаемся, говорим и слушаем чьи-то речи? Только задумайтесь: 75% каждого прожитого дня мы тратим на что? - Разговоры-переговоры, дискуссии, диалоги-монологи, учение-обучение, наказы-приказы-рассказы, сплетни-признания, ругань, задушевные темы, управление - делами, людьми, бизнесом и т.д. и т.п.  В общем, на сотрясание воздуха – занятие, которое, помимо времени, отнимает ещё и здоровье, силы, гормоны, флюиды, нервы и прочие ценности нашего организма.

- А в результате что?
Уже через десяток минут услышанные слова и фразы люди забывают почти на 90% - поразительная неэффективность. И такое несовершенство общения всем очевидно, привычно и, похоже, где-то обрыдло. Но поскольку, оно всеобщее - без исключений и вариантов, то мы не морочимся – следуем  тому, что усвоено с детства, и чему научила жизнь. Тупо следуем или с изысками, которых было и будет множество, и в которых есть один-единственный смысл – это облегчение наших карманов, а заодно и - души. Почему ж всё так глупо? И неужели так было всегда?

- Может быть всё потому, что память наша такая?
Она легко запоминает всё, что мы чувствуем –  все впечатления от наших органов восприятия – картинки, запахи, звуки, всякие глупые ощущения и настоящую чепуху. И всё это она запоминает легко, а потом зачем-то бережно и долго хранит.
А вот, со смыслом и конкретным содержанием из услышанного природа памяти и ума почем-то не напрягается – всё сказанное забывается легко и быстро. И, если что-то и помнится нашим умом, то непременно на фоне чувственных картинок – хороших или плохих. А нейтральные темы наш ум и память почти не замечают, как пустоту или белый шум. Всё это забавно – не так ли?

- Хватит морочить голову! – скажет искушённый читатель.
Как скажет, так и примем к сведению, и продолжим по существу: начнём наш рассказ о голосе, который в невербальном общении людей играет самую значимую роль. Ведь, более чем на треть эффективность человеческого общения зависит от голоса, а точнее – от его сакральных способностей делать всё: Непонятное – понятным, скучное – сказочным, а глупое – смешным! Доброе – вечным, а злое – преходящим! Мудрое – доступным, настоящее – ценным, а суетное – пустым! Умирающее – живым и вечным! В то время как, от смысла мыслеслов и мыслефраз эффективность общения зависит только на 5-7%, что в 5-6 раз ниже, чем от способностей голоса. Так и есть! Узнать и усвоить такие способности - жизненно важная задача каждого из нас.

– Голос – это всё!
Но, такому голосу нас не учат! Или учат где-то и так, что почти не слышно! Скорее учат другому – голосу, который всё делает наоборот: глупость – значимой, честь - бессмысленной, любовь - бесполезной, ну и т.д. Согласитесь, так не должно быть!

- «Мне не важно, что ты сказал! Важно не что, а как!» - озадаченно поёт Ваенга.- Помните? 
- «А в ответ  тишина, взятая за основу». - Как интересно?! У голоса ещё и тишина в основе есть. Здорово!
Тема голоса так  удивительна и волшебна, что рассказывать о ней дух захватывает. Наверное, такое отношение не случайно - это потому, что автор оказался в ней не из праздного любопытства, а по обстоятельствам – личным и непростым, даже драматичным, некоторые из которых здесь поведать придётся.

У этого рассказа несколько предпосылок - необыкновенных историй, которые пережиты автором в разное время. Они как литературные иллюстрации сопутствуют рассказу в приложениях по ссылкам. Они уместны, их надо обязательно увидеть и осознать! Эти истории позволят добавить понимания, а где-то и обострят восприятие от примеров настоящих событий и переживаний героев.

Первые истории будут с названиями: "Немой", "Слепой" и "Глухой".
Прочтите «Немой» на ссылке: http://www.proza.ru/2015/03/26/906 и возвращайтесь.
После небольшого перерыва продолжим тему с обсуждения этой истории. Она здесь первая не случайно. Жанр, в котором она представлена, особенный - лаконичный, сухой, бесстрастный, фактологический, - миниатюра без лишних слов. Вчитайтесь.    

***

Итак, как вам "Немой"? - Обсудим его после небольшого эссе, которое появилось у меня накануне.

"Культура голоса. Предисловие"
 
Человеческий голос – сложный инструмент, который настраивать, как настройщику – фортепиано или гитару, не только можно, но и нужно. Ведь, наш голос играет важнейшую роль в формировании нашего образа в глазах собеседников. Неприятие окружающих, недоверие, даже ненависть – вот какие беды могут выпадать на долю обладателя неприятного, отталкивающего голоса. Культура голоса – актуальная тема! И о ней  мы поговорим.

- К своему голосу мы все привыкли настолько, что принимаем его как данность, которую уже не изменить, не улучшить. Но какую реальную роль играет голос в нашей жизни? – Об этом знают далеко не все!

- Одну из основных! Как обнаружили психологи, мнение новых собеседников о вас формируется в течение 30 секунд: прежде – оценка вашей внешности, затем оценка вашего голоса, а потом включается голова – анализ вашей речевой информации. Причём, если с вашим голосом что-то не так, - восприятие будет искажённым. И это происходит бессознательно! При этом, подсознание на внешность делает «скидку», - будто бы знает, что её можно завуалировать. А с голосом иначе – подсознание слушателей внимает ваш голос очень пристрастно, почти 40% от всей информации, идущей от вас, оно черпает из звука вашего голоса – из вибраций, интонаций, дыхания, тембра и так далее! И только на 7% - умом из содержания слов и фраз. В итоге, при всей вашей великолепной внешности, при всех самых достойных речах, но, когда ваш голос физиологически действует на людей плохо, вы в любом случае произведёте на людей отрицательное впечатление. И это недоразумение нередкий случай!

- Интересно узнать – где начало, где источник человеческого голоса? И что больше всего на него влияет?

- В этом вопросе все самые большие заблуждения. Здесь самое распространённое убеждение, что «голосовые связки» - основной и единственный источник голоса. И это сегодня всё чаще опровергается исследователями. Хотя, уже два века назад в экспериментах врачей на поле Бородинской битвы (войны с французами 1812 года) было установлено, что голос человека может звучать без связок. (Как был установлен такой факт - конкретных описаний не найти). Доверимся. Было доказано: источник нашего голоса – в груди, в лёгких, в их бронхиальной системе. Но эти суровые доводы официальная наука почему-то игнорирует. И даже более, - всеми информационными средствами навязывает средневековое убеждение, что место нашего голоса в шее - там, где связки. Зачем? – Особая тема, ждущая своего исследователя. И такое убеждение влечёт за собой очень многое, где упомянутые проблемы с общением и коммуникацией, подчас, - не самое  главное. Теперь, задаваясь вопросом, – Что  больше всего влияет на голос? – ответить не сложно: больше всего влияет упомянутое заблуждение! В результате, - «Как думаем - тем и говорим! Как говорим – так и живём!» Надеюсь, здесь уже многое понятно!?

- Так получается, - кто звучит, говорит, поёт «голосовыми связками» - делает это неправильно? Или как? 

- «Или-или, так-не так» – упрощать, категорично утверждать – неверно. Был вопрос, где берёт начало голос? - Был ответ. А начало это имеет очень большие просторы – космические! Общая протяжённость воздушных бронхиальных путей в наших лёгких, даже представить сложно, – почти 4000 км. А количество разветвлений в бронхиальном дереве впечатляющее – более 120 тысяч. И в этих, т.н. «точках бифуркации», на перекрестках путей этого дерева, воздушные струи при выдохе сталкиваются и возмущаются, создавая вибрации и звуковые волны, которые собираются, сгущаются и усиливаются, доходя до трахеи. В нижнем основании трахеи, где встречаются два потока из правого и левого лёгкого, в последней «точке бифуркации», энергия звуковых возмущений суммируется, далее  она "рече-голосовым аппаратом" оформляется и транслируется в пространство.

- Что делают при этом наши так называемые «голосовые связки», какая их роль?

- Вы удивитесь! Природой назначено быть им в роли заслонки, обратного клапана или форточки – кому как проще понять, - чтобы в лёгкие не попало то, что часто бывает во рту и в горле. Чтобы - не задохнуться, не поперхнуться, не отравиться
Да, связки умеют звучать, вибрировать, дребезжать, хрипеть, пищать! Как явно слышим это у животных и птиц – когда им больно, страшно, опасно или очень хочется размножаться! Человек же намеренно включает их в работу. - Тогда как животные прибегают к связочному звучанию в экстремальных случаях, человек экстремальное звучание сделал повседневной нормой своей жизни.
- Правильно ли это? - чтобы форточка постоянно хлопала или клапан стучал?
- Не правильно! Что надо? - Чтоб связки  не препятствовали, не подменяли, а помогали проявиться звуку нашего настоящего голоса, берущего начало более чем от 500 миллионов альвеол, голоса которых звучат на звёздных диапазонах созвездия Лебедь, что - доказанный факт. Связки оформляют голос, артикулируют звук, вносят в него контекст – ум здесь хозяин, а в недрах груди – душа хозяйка. И союз их должен быть прекрасен и велик!

- Поразительно! А как зарождается голос? Где первопричина самого-самого начала его звучания? 

- Загадочный вопрос. Наука на него однозначного ответа не имеет.
Сказать в намерении – было бы очень просто. А импульс позыва к чиханию  или кашлю – их природа  ничего не подсказывает? Почувствуйте, вникните в это мгновение, когда вы, например, ещё не стонете, но вам это вот-вот предстоит – ощутите начало, нет – ущипните себя:):). И такой опыт вас чему-то научит. - Лучше узнать себя!   

(продолжение следует)