Времен связующая нить. Тамдра

Нефея
Пытаюсь вспомнить, с чего началась вдруг любовь к музею. Курсы, мы в музее, бегаем как маленькие дети, ищем отгадки на вопросы квеста, иногда подглядываем к соседям. Но интереснее найти ответы самому, что же это за существо, живущее и сегодня, но оставшееся на отпечатках камня миллионы лет назад. Вот отпечатки необычных рыб, папоротник, и вдруг... стрекоза! в камне. Как такое может быть? Неужели она – совершенство? и практически не изменилась за миллионы лет.  Что удивило? Удивили не отпечатки диковинных вымерших существ, о которых я читала еще сто лет назад в школе, удивил маленький отпечаток обыкновенной стрекозы.

Нам разрешили самим пройтись по остальным залам музея. Зал этнографии, и в нем коллекция устройств 19, 20 века для хранения информации – фонограф Эдисона, патефон, они стоят молча. «Молчание – золото», но вдруг так захотелось услышать их голос.
Беседую с научным сотрудником  музея, объясняю, что мне интересны технические устройства, а она предлагает мне взять для изучения предметы, издающие и сохраняющие звук.  В коллекции оказались музыкальные инструменты народов, проживающих на Кавказе. Мне пояснили, что особенных описаний к предметам нет. Основная информация об экспонатах в музее тоже из Интернета.  Ну вот, зачем тогда музей, то ли разочарование, то ли досада на какой-то миг, что все зря, напрасно.
Какие-то скучные балалайки, скрипки, а я же физик, я хочу изучать технические устройства и принципы записи информации.

Как примерная ученица начинаю поиск с первой фотографии, сделанной в музее, на этикетке надпись: «Тамдра – туркменский национальный музыкальный инструмент».  И сразу сюрприз! нет такого слова в поиске Яндекс, Гугла, вот если «Тамара», то, пожалуйста, сколько хочешь, а «тамдра» – нет такого и всё, не бывает.

Первое, с чем пришлось столкнуться при изучении музейного предмета – название, словообразование, откуда произошло, почему?

Долгие поиски в Интернет помогли понять следующее, что название "тамдра" было дано туркменскому музыкальному инструменту "дутар" поселенцами из Туркмении в Ставропольском крае.
Существуют различные названия инструмента и версии происхождения названий. Считают, что самое распространенное название "дутар" или персидское "дотар", происходит  от "до" — два и "тар" — струна.
Еще одно древнее название инструмента  - туттар. Его  связывают с тем, что  корпус и гриф первоначально изготавливали из тутового дерева.
Самое близкое к названию "тамдра" название инструмента в йомудском (это западные и северные области Туркмении) диалекте - "тамдыра".  Играющего на инструменте музыканта  называют  "тамдырчы". Слово "тамдыра" означает буквально "изготовленный в огне тамдыра (глиняной печи)". В процессе изготовления деку дутара сначала сушат в тени, а затем закаляют на огне тамдыра для того, чтобы звучание инструмента обрело звонкость.

Если сложить вместе все названия инструмента, то оказывается, что о нем можно узнать очень многое: как он выглядит, из чего и как его делают.

А если послушать звучание дутара, то можно предположить, что его название близко к звукам, которые он издает: например, казахи и кыргызы считают, что инструмент издает звуки: "домбур-домбур", "домбыр-домбыр" или "дыммыр-дыммыр", а отдельные туркменские племена воспринимают звучание  как "таммыр-таммыр". Вот вам и еще одна гипотеза происхождения слов "тамдыра" и "домбра".

Фото авторское (2013г.) из экспозиции "Зал этнографии, кочевые народы, туркмены" Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве