Ковровчане отдыхать умели

Владимир Алексеевич Кузнецов
     После моего рассказа "Утраченная традиция", выслушал много лестных отзывов от ковровских старожилов, что заставило продолжить воспоминания о довоенном Коврове. Ни один, даже самый маститый краевед, если он не был очевидцем событий, не может достоверно описать обычаи,дух и уклад, которые существовали в те времена.
   Совершенно прав русский писатель С.Т.Аксаков, задавшийся целью "передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, так, чтобы слушатели( и читатели.-В.К.) получили такое же понятие об описываемых предметах, какое я сам имел о них..." Уверяю читателя, что это непросто, особенно когда пишешь о родном городе, в чем впоследствии признавался и Сергей Никитин.
    Исключительно точно написал Владимир Солоухин в повести "Капля росы":"Вспоминая свое настоящее, думая о нем, вы заметите,  что все события, факты,фактики,радости, огорчения,заботы, встречи, споры, размолвки, удачи, хорошие и дурные поступки, что все это мельтешение обычно в сознании человека тотчас просеется через волшебное сито и многое, что казалось в вашей личной жизни большим, важным и значительным, вдруг провалится в темноту, а то, что казалось мелочью и даже совсем не вспоминалось, останется на ситах,  обретет размеры и явственность, заполнит все ваши мысли и движение души".
  Так вот, и на дне моего "сита" осталось что-то дорогое и значительное. Хорошо помню,как в выходной день ковровчане любили собираться семьями в районе поймы за Старкой. Теперь там высятся здания цехов и складов экскаваторостроителей, а  сама Старка представляет собой зловонный водоем, к которому можно подойти разве что в противогазе.
  Тогда же это было удивительно прелестное место, где все утопало в зарослях дубняка, крушины,черемухи и шиповника. В них любили селиться соловьи, трели которых завораживали душу.Кругом царили красота и гармония. На полянах поймы росла стерильная нежно-зеленая трава. Как приятно смотрелись женщины в белых платочках и ярких нарядных платьях, вместе с детьми собиравшие дикий лук и щавель!
   Воздух был напоен ароматом цветущих трав и кустарников.В пойме существовали два озерца-Круглое и Яманцево, в них били ключи. В озерах мы тайком от родителей купались, пока тело не покрывалось мурашками, а губы не становились лиловыми. Дома из дикого лука родители готовили салаты, из щавеля- щи со сметаной.
   После обеда и небольшого отдыха ковровчане, как правило, отправлялись в район Шириной горы, на так называемую "долину". Выходили семьями, прихватив самовары и посуду. Располагались вокруг импровизированного футбольного поля прямо на траве.  Дети для растопки самоваров собирали шишки. После чаепития наблюдали за футбольной баталией популярных в Коврове игроков.После футбола дети играли в лапту, иногда участвовали и взрослые.
   Зимой ковровчане любили катки. Один из самых популярных размещался на территории нынешней спортивной площадки рядом с Домом культуры имени Ленина. Он был уютный и какой-то очень домашний. За небольшую цену получали напрокат коньки с ботинками, но приходили не только покататься, а и просто послушать музыку, посмотреть на конькобежцев. При катке работали раздевалка и буфет, где согревались горячим чаем.
   Летом излюбленным местом вновь становился удивительно чистый песчаный пляж на противоположном берегу Клязьмы, а на этом- водный стадион с вышкой, так называемые "бугорки", где купались по вечерам. Любили горожане и старое деревянное здание клуба имени Ленина, где зимой было тепло, а летом прохладно...
   Многого уже не вернешь, город растет и развивается.Зарождаются новые традиции.Но о них будут вспоминать другие поколения.