Чтение для непритязательных Мария Метлицкая

Вера Вестникова
     На мой вопрос: кого из авторов российской женской прозы сейчас больше всего читают – библиотекарь, ни на мгновение не задумавшись, достала с полки  сборник рассказов Марии Метлицкой.

     Лицо на обложке  показалось знакомым. Вспомнила: несколько месяцев назад читала в газете интервью с этой писательницей,  неинтересное: всё про семью, хобби и т. п.

     Высказывание Виктории Токаревой, размещённое прямо на обложке, вызвало недоумение.  Зачем  такой уж откровенный пиар? 

     Прочитав книгу, решила немного высказаться.

     Начну с того, что слово "талант" никак не применимо к данному автору. Для пояснения  своей мысли  позволю себе процитировать великого И.А.Гончарова.

     Главный герой романа "Обыкновенная история" Александр Адуев  в юности мечтал прославиться на литературном поприще, много и увлечённо писал: стихи, романы, драмы. Редакции возвращали  рукописи назад, тогда Александр попросил дядюшку почитать его творения и  оценить их:
" - Неужели вы никогда не нашли у меня ни дельной мысли, ни удачного стиха?
  - Как не найти! Есть. Ты не глуп: как же у неглупого человека в нескольких пудах сочинений не найти удачной мысли? Так ведь это не талант, а ум.
...Кого не трогают тишина или там темнота ночи, что ли, шум дубравы, сад, пруды, море? Если б это чувствовали одни художники, так некому было бы понимать их. А отражать все эти ощущения в своих произведениях – это другое дело: для этого нужен талант, а у тебя его, кажется, нет. Его не скроешь: он блестит в каждой строке..."

     В рассказах умной  немолодой женщины нашли отражение  интересные жизненные наблюдения, её замечания о человеческих характерах точны и порой довольно едки. Но этого явно недостаточно для того, чтобы назвать рассказы талантливыми, а их автора причислить к писателям.

     Между тем, Мария Метлицкая, нимало не сомневаясь в правильности выбранного пути, пишет, пишет... Вернее будет сказать, не пишет, а "складывает" свои рассказы из "кубиков" или "пазлов". Давайте проследим, какие "кубики" есть в арсенале плодовитого автора. 

     Итак: Мария Метлтцкая "Второе дыхание" М., ЭКСМО 2011, цитаты по этой книге.

     Кубик 1. Провинциалы в столице. О них повествуется в рассказах "Случайные обстоятельства", "Течение", "Ночной звонок".

     Кубик 2. У героев нет детей. "Здравствуй, Париж!", "Матильда", "Случайные обстоятельства", "Ночной звонок", "Второе дыхание", "Дом творчества", "Внеплановая поездка" – семь рассказов из четырнадцати размещённых в книге.

     Кубик 3. Онкологические заболевания. От них умирают героини рассказов "Второе дыхание" и "Матильда", страдает герой  "Течения".

     Кубик 4.   Герои манипулируют своими ближними (которые всё понимают, но поделать ничего не могут): "Второе дыхание", "Матильда", "Случайные обстоятельства", "Первое января" и наконец "Счастье есть" – о женщине,  хорошо живущей за счёт мужчин).

     Кубик 5. Отчуждение, наступившее между мужем и женой: "Первое января" (стр.85 "Он ненавидел её в эти минуты. Боже, как он её ненавидел", стр.93 "Вместе нас давно нет. Бессмысленная жизнь"); "Он и она" (стр.31 "Ночью они спали под разными одеялами и откатывались каждый к своему краю"); "Внеплановая поездка" (стр.192-193 "Чужой человек. Абсолютно чужой. Словно нет за спиной двадцати семи лет брака...").

     Кубик 6. Воспитание детей: "Бабье лето" (стр.160 "Старалась дать ему всё, что могла – театр, музеи, цирк, киношки" – это бабушка размышляет о воспитании внука. Музеи и "киношки" через запятую. Навевает  определённые мысли, не правда ли?; стр.175 "Театров и музеев он бы точно не увидел" – это  другой герой рассказа о своём сыне); "Дом творчества" (стр.242 "Спецшколы, музыка и бассейн для детей");  "Второе дыхание" (стр.17  "Я хотела, чтобы у тебя всё было: и музыка, и коньки, и фрукты, и частные врачи...").

     Да, и ещё: какое же детство без детских болезней? "Второе дыхание" (стр.17 "Ты же болела всё детство,  какой там детский сад!");  "Бабье лето" (стр.159 "Коклюш, свинка, корь, ветрянка – ничто не прошло мимо"); "Ночной звонок" (стр.284 "Сашка в детстве много болел, цеплял всё подряд – ветрянка, корь..."); "Матильда" (стр.304  "Один принесёт из школы грипп или коклюш – болеют всем скопом, по полной программе").

     Кубик 7.  У многих героев Метлицкой проблемы со сном, и они принимают снотворное: "Ночной звонок" (стр.262  "...Николай Петрович, приняв, как всегда, изрядную дозу снотворного"); " Бабье лето" (стр.145  "...Мать, приняв очередную дозу снотворного, наконец заснула", стр. 157 "неохота пить снотворное, завтра куча дел – надо хорошо соображать...");  "Здравствуй, Париж!" (стр.214  "И, конечно, поняла, что без снотворного ей не справиться");  "Матильда" (стр.291 "Надо принять снотворное..." - это героиня о себе, а потом о Мишеньке "Со сном у него тоже совсем не ах. Что поделаешь, возраст!"), героиня рассказа "Второе дыхание"  "...к счастью, скоро уснула, что бывало с ней нечасто" (стр.10).

     Кубик 8.  Герои рассказов привозят друг другу гостинцы и подарки. Это, как правило, "колбаса, сыр, конфеты и печенье" ("Куриный бог" стр.102); "Колбаса, конфеты, стиральный порошок..."  и "колбасы, и сосисок, и печенья, и вафель, и конфет" ("Внеплановая поездка" стр.190, 208).

     Когда у  писательницы иссякают "кубики", из которых складываются рассказы, она прибегает к таким нехитрым приёмам: "Ну а потом, конечно, начался трёп", "Сначала – обычный трёп, так, ни о чём" ("Бабье лето" стр.148, 181); "И пошёл обычный бабий трёп..." ("Дом творчества" стр.255).  Думайте, думайте, читатели, напрягайте извилины и сами  заполняйте чем-нибудь "пустоты" в авторском повествовании!

     Или вот ещё: "...ухабы на ухабах, впрочем, как обычно" ("Внеплановая поездка" стр.197); "И что-то  бурчал, бурчал – словом, всё как обычно" ("Бабье лето" стр.156);  "Ну, в общем, понятно" ("Он и она" стр.26); "...аппетит у всех, как, впрочем, всегда, будет отменный" ("Матильда" стр.291); "Жена пришла к девяти – как всегда, бледная, замученная" ("Первое января" стр.97); "Брови, ресницы покрасила – ну, обычное дело" ("Счастье есть!" стр.128); "Всё, как всегда, получилось кувырком..." ("Бабье лето" стр.145) – это - первое предложение рассказа, а вот первое предложение другого рассказа "Правда и ложь": "Эта старуха привязалась к Веронике на прогулке – ну, как это обычно бывает" (стр.135), а это начало рассказа "Здравствуй, Париж!": "Он позвонил ей по дороге из офиса. Как всегда:"Привет, как дела?" (стр.210).

     Да, чуть не забыла: герои рассказов часто принимают душ, курят и пьют очень много кофе.


     Ну вот, много  всего понаписала о рассказах Марии Метлицкой, кроме главного: о чём же эти рассказы? Хочется сказать: "Да ни о чём!" Но удержусь от столь резкой оценки, сформулирую по-другому:  рассказы, все как один, повествуют о том, как плохо женщине без любимого мужчины и как плохо мужчине без любимой женщины, как хорошо, если мужчина и женщина находят друг друга, и как плохо, если не находят. И всё. Другие проблемы для героев  попросту не существуют. А существуют ли другие проблемы для самой Марии Метлицкой? Или она "затачивает" свои рассказы под читателей определённого уровня умственного и духовного развития? Над этим вопросом стоит подумать...

     Остановимся на рассказе "Бабье лето". Вот как его героиня отзывается о своих близких. О дочери:  "Всё, как всегда, получилось кувырком из-за этой дуры Инки. Прости господи, всё-таки родное дитя" (стр.145), "Эгоистка, хамка и бездельница" (стр.158),  о муже: "...на лице кислая мина – обычное состояние крайнего недовольства окружающим миром" (стр.157), о зяте: "...тихий, забитый, в общем никакой. Лишняя мебель в квартире" (стр.157) и снова о дочери и зяте: "Тощая, нервная, вечно чем-то больная, недовольная всем на свете. <...>  А на тебе – нашла же. Правда, такого же, как сама – тощего, нескладного очкарика. На него никто и не зарился, совсем неликвид" (стр.159).  Между тем героиня то и дело спрашивает  себя: почему дочь такая несамостоятельная? что и когда было упущено в воспитании?  Мне как читателю очень хочется задать героине (и автору заодно) свой вопрос: если мать так оценивает членов своей семьи, то какой она может воспитать  дочь? Чёрствая торговка БАДами с презрением относится к мужу, получившему хорошее образование и оставшемуся без работы, считает ничтожеством зятя, какого-то там школьного учителя математики. А между тем автор явно симпатизирует своей героине и "дарит" ей встречу с мужчиной, который её полюбит.

     Ещё один пример. Герои рассказа "Внеплановая поездка" Надя и Аркадий  давно в ссоре из-за измены  мужа, сосуществуют под одной крышей, не расходятся и не мирятся. В деревне умирает тётка героини и завещает ей дом. Надя и Аркадий едут в деревню и там, в тишине, на лоне природы,  наконец мирятся (немного секса – и все счастливы). Это весь нехитрый сюжет рассказа. А теперь немного о другом, о том, что действительно серьёзно и важно,  чего не замечают и не понимают герои, скорее всего потому, что  автор тоже  этого не видит и не понимает.

        "Нюра рассказала, что в деревне остались две бабки – Зина и Катя. Но Зина  сейчас в больнице в посёлке, мается с давлением, а Катя гостит у дочки в городе... Был ещё дед вдовый, Еремеич, но того тоже схоронили, через месяц после Паши...
        - Так вы здесь одна? - удивилась Надя. - И не страшно?" (стр.204)

        Героев, которые не были на похоронах тёти Паши (когда получили телеграмму, поняли, что по времени уже не успевают, и не поехали), абсолютно не волнует, КАК можно похоронить человека в такой необитаемой деревне?  кто, откуда, на чём привезёт гроб?  кто будет копать могилу (а если это зима?)  Вот вам  сюжет для серьёзного рассказа: одинокая старость, болезни, равнодушные родственники (Надя последний раз была у тётки лет тридцать назад), смерть и вымершая деревня, где некому похоронить покойника. Но чтобы "поднять" такую тему надо быть писателем, то есть человеком, который умеет видеть и слышать, человеком, у которого болит душа за всё происходящее в мире. Автору, собирающему свои рассказы из банальных штампов, такой темы, конечно, не потянуть.

         Уже заканчивая статью, подумала, что совсем ничего не знаю об Марии Метлицкой, и набрала в поисковике её имя.  Оказалось, что по возрасту она уже пенсионерка. С сайта на сайт и со страницы на страницу кочуют одни и те же сведения, ничего интересного.

       Посмотрела ролик с записью презентации очередной книги Метлицкой: бедный словарный запас,  плохая речь (да и говорить-то собственно не о чем), манерность. Но ведь издают и читают. "Значит, это кому-нибудь нужно". Разумеется, нужно: было бы не нужно – не было бы и проекта под названием "Мария Метлицкая". То, что это чистой воды коммерчески проект, не вызывает сомнения. А "под кого" же задуман, "заточен"  данный проект? На этом стоит остановиться подробнее.

     В каждой статье о писательнице настойчиво повторяется мысль о том, что её книги рассчитаны на самых обыкновенных людей, "описывают обычные судьбы простых людей" (это я привожу цитату, в которой, кстати, допущена речевая ошибка: судьбы не описывают, о судьбах повествуют).

     Рассказы Метлицкой призваны удовлетворять бытовое любопытство читателей:  как живут? ругаются или нет? гуляет муж от жены или жена от мужа? почему развелись?... Интересы героев исчерпываются личной жизнью, духовные потребности их крайне ограничены, происходящее в мире не волнует, нравственных оценок своим поступкам они давать не привыкли... Узнаёте? Да это же чеховские обыватели!  Только показаны они уже без чеховской иронии. Напротив, автор уверен, что именно так и живут и должны жить люди. А как же иначе?  Поэтому и читателей у Марии Метлицкой немало. Тех, кто ищет в книге не новое, а привычное и понятное. Тех, кто не хочет задумываться над серьёзными проблемами.  Тех, кого "напрягают" умные, талантливые книги, потому что не хватает развития – интеллектуального и духовного - ,  чтобы разобраться в непростых проблемах, поднятых большими писателями.

     Авторы проекта нашли свою нишу и читателей. Чтобы удержать  завоёванные "высоты", надо издавать, по крайней мере, две книги в год. Поэтому Мария Метлицкая сочиняет, сочиняет, сочиняет... Но главное – это хороший пиар (маркетологи говорят, что продать можно всё, надо только уметь продавать). С пиаром у автора не очень: сайты и страницы похожие, серенькие, скудноватые. Надо бы пиарщика нанять пограмотнее, чтобы был творческий, креативный,  как говорят, "с полётом". Но, наверное,  стоит такой очень дорого.

      Знаю, что мне будут возражать, со мной будут спорить. Предвижу даже основной "аргумент": а мне книги Марии Метлицкой всё равно нравятся. Что ж, такие возражения и аргументы только подтвердят мой вывод: проект "Мария Метлицкая", рассчитанный на очень непритязательного читателя, раскручивается в правильном направлении.