Созвездие Медведя

Евгений Костюра
               

   С давних времен находили моряки свой путь по звездам.
Видели они в небе многие созвездия, среди которых были
созвездие Большой Медведицы и созвездие Малой Медведицы.
И многие из них верили, что есть, где то и созвездие Медведя.
 


         Чуть не перевернув сходни и прогромыхав ботинками по палубе, в рубку ввалились практиканты, Сашка с Ромкой.
-  Вот Сан Саныч. Ружье купили. Сашка вытянул вперед руку с ружьем, демонстрируя его капитану и старпому.
- И патроны,- потряс патронташем Ромка. - У Сашки Сивцова, за три сотни. Как?  Нормально? А? Пацаны уставились на Сан Саныча и Николая. 
  - А на кой оно вам? Сан Саныч даже не поднял глаз от атласа реки, который изучал.
  - Как это на кой?- удивились пацаны. –  Тайга ведь кругом. Лоси, медведи. К берегу пристанем на охоту пойдем. Мясо добудем, шкуры.
Деревенские говорили, без добычи не останемся.
    Сан Саныч отодвинул в сторону атлас и не спеша повернулся к практикантам. Посмотрел на них с лукавой  прищюринкой.
  Николай уже начинал заходиться в беззвучном смехе.
  - И, что же? На медведя пойдете? Все так же смотрел на них капитан, и не понятно было, спрашивает он серьезно или шутит.
  - А, что? И на медведя пойдем, если встретится. Сашка даже не смутился.- У нас и с пулями три патрона есть. Так, что пусть только попадется.
 
  - И не жалко медведя?
  - Жалко конечно, а что делать то?- Сашка с Ромкой не понимали, куда клонит капитан.
  - Все Саныч! Есть суда китобойные, а у нас теперь теплоход точно будет медвежьебойным,  Опять  медвежьи приключения  начинаются. Николай уже смеялся во всю.
 - А почему опять? - что-то смекнув, спросил Ромка.
 - А потому, что были у нас уже такие как вы медвежатники. Сан Саныч подошел к ребятам забрал у них ружье с патронташем.
- Будет у меня. Брать только с моего разрешения. Все понятно или как? Капитан в упор смотрел на ребят.
 - Понятно. Ребята демонстративно отвернулись от Саныча. Они даже не возмущались, знали «дохлый номер», бесполезно.
  - А если понятно, то вот вам деньги из судовой кассы, и полный вперед. В магазин. Купить два мешка белой муки, если в рейсе блинчики хотите кушать, а не сухари грызть. Да не на себе волоките, а тележку у них на складе возьмите, потом вернете. Ребята понуря головы ушли.
      В рейс вышли на следующий день, как говорится с первыми лучами солнца.
      Теплоход  РТ-5087 весело шел вверх по реке. Только недавно после капитального ремонта  с новыми движками, свежевыкрашенный в традиционные для судов этого типа цвета он словно сошел с глянцевой обложки журнала «Речной транспорт». Серый «шаровый» корпус, белая надстройка и зеленого цвета палуба гармонично сочетались в цветовой гамме. Двигатели работали как часы, рулевое работало безотказно, все было таким, как будто теплоход был только, что построен и вышел на ходовые испытания. Было только начало лета. Вода была большой, глубины и ширины судового хода как принято у речников называть фарватер хватало. Не было опасения, что подтянет к кромке или, что «цапанешь» корпусом мель. Делали четвертый рейс с начала навигации. Шли в верховья реки за плотом, что бы потом спустить его вниз по реке.
     Только, что пообедав вся команда собралась в рубке. Сменившиеся с вахты старпом  Николай и рулевой Сашка, идти отдыхать не спешили. Электромеханик Андрей и судовой повар Света тоже поднялись в рубку. Хотелось  побыть всем вместе, поговорить. В первых рейсах после долгой зимы, когда  надоело сидеть на берегу и люди с нетерпением дождавшись начала навигации снова приходят на судно и выходят в рейс, всегда так. Это уже потом осенью, тяжестью будут давить на плечи бессонные ночи, тяжелые вахты шесть через шесть,  нервное напряжение и сумасшедшая усталость. А пока об этом никто не думал. И яркое июньское солнце и  искрящаяся ширь реки, и красота тайги по ее берегам все это не могло не радовать.
      Капитан Сан Саныч Малыгин с удовольствием сам управлял теплоходом сидя в пол-оборота в кресле на высоких стальных ножках и облокотившись на подлокотник. Его рулевой Ромка сидел в таком же кресле, разложив на откидном столике атлас реки, сверяя по нему судоходную обстановку.   Иногда он подносил к глазам бинокль, отыскивая следующий буй или створ.
  -Ну, что народ? Что скажете?- весело посмотрел на всех Сан Саныч.  Настроение у него было хорошее. Он вообще был человек веселый и общительный, и несмотря на то, что было ему почти пятьдесят, всем кто его знал иногда казалось, что ему не больше тридцати. С ним было не соскучиться, с этим невысоким сильным человеком, который без труда руками мог скрутить  в узел кусок арматуры и согнуть пальцами медную монету.   
  -Да уж лучше вы Сан Саныч, что ни будь расскажите, -повернулся к капитану Андрей.- Вы- то уж повидали на своем веку.
  - Да, что я то? Я кроме реки да тайги и не видел ничего. А из поселка  и уезжал то всего  раз пять не больше, – шутя балагурил Сан Саныч.
  - Ну да дядя Саша. Рассказывайте, «ничего не видел, ничего не знаю».- Так мы вам и поверили. Улыбнулась Света.      
 - А и то правда,- поддержал всех старпом. Расскажи Саныч, что ни будь. Ну, хоть про медведя того, я ведь той истории от тебя так и не слышал. По слухам ее только знаю. Да и  молодежи будет полезно послушать.
Рулевые, Сашка с Ромкой в разговор не встревали, но уши быстро навострили.
  Сан Саныч при упоминании  истории про медведя только крякнул. Потом улыбнулся.
  - Ладно. Все равно ведь не отвяжитесь. Слушайте.
  И поведал вот такую невероятную историю.
 Было это ровно пять лет назад. Работали так же как сейчас. Вверх по реке за плотом, вниз с плотом. Команда вся новая. Народу не хватало. Старпома дали только-только институт водного транспорта закончил. И ладно бы  наш,  НИИВТ. А то Московский, МИИВТ. Да еще и сам из Москвы. В Сибири первый раз, но на РТ работал, и плоты ему таскать доводилось. Так, что после пары рейсов я успокоился.
     Заступает он однажды на дневную вахту и говорит: – « Что это Сан Саныч дымом с берега тянет?»  Я ему отвечаю:- « Это Паша тайга горит, аж в Красноярском крае. Каждый год так». И добавляю, что зверь оттуда к нам пойдет и, что если увидит он лося или медведя который через реку плывет, то пусть не удивляется. Ну и пошел отдыхать. А он мне: «Что делать то Саныч, если лось или медведь через реку  поплывут?». Меня тут и дерни  за язык ему сказать, мол за спинкой диванчика ружье лежит, ты и подстрели медведя. Мясо съедим, шкура твоя будет. Да еще и добавил, хорошее ружье. Центрального боя, не промахнешься. И  пошел к себе в каюту посмеиваясь.
           Думал я разве, что медведь этот средь бела дня через реку махнуть задумает?
  Лег я спать и сниться мне сон будто пришел ко мне в каюту медведь. Сел в кресло напротив меня и о чем то, мы с ним разговариваем. И что удивительно, очень хорошо мы с ним друг друга понимаем и даже не удивляет меня, что медведь в кресле сидит, а я спать продолжаю. Как будто я все это со стороны вижу.
   Сквозь сон слышу, сбавили мы ход. Ну, это думаю, с другим судном расходимся, и снова в сон провалился, очень мне интересно дальше с медведем пообщаться. Но только общение наше уже не во сне, а наяву продолжилось.
     Слышу я бах, бах. Подряд два выстрела. Потом еще два. А потом грохот на палубе, мат-перемат в четыре этажа и Зойка повариха визжит, как будто ее режут. Сон с меня как рукой. Как был я в одних трусах так на палубу и вылетел. А там такое, что я хоть и не пьющий, а подумал, уж не белая ли горячка меня посетила?
           Носится по теплоходу здоровенный  медведище и крушит все, что ни попадя гоняясь за моей командой. И хоть верьте хоть нет, но написано на морде у этого медведя такое выражение типа, «держись ребята теперь повеселимся» и веселье скажу я вам полным ходом идет, дальше некуда. Народ мой толпой в рубку. Медведь за ними, меня- то он не видит. Заскочили они в дверь с левого борта, с правого выскочили. Дверь за собой успели задраить и заклинить. Медведь немного замешкался, только башкой в нее ткнулся. Ну, понятное дело, косолапый в первый раз на судне не привык по трапам бегать.
     Сан  Саныч усмехнувшись, продолжил.
 Скатились они, значит все снова на палубу и ко мне: « Что делать будем Саныч?». Медведь тем временем в рубке остался. Одна дверь закрыта, одна открыта в любой момент выскочит. Но не выходит, почему то. Теплоход тем временем хоть и на малом ходу, а неуправляем, зигзаги по реке так и выписывает. Медведь из рубки не выходит, а я понять не могу, что он там делает, нам с кормы не видно. Даю своим обормотам команду переместиться к машинному отделению и если что сразу туда. В машине косолапый не достанет. А самому нет времени даже удивиться, откуда на теплоходе медведь взялся, как будто они со мной каждую навигацию  ходят.
     Потихоньку выхожу на нос и пытаюсь увидеть, что в рубке творится. И вижу. Стоит медведь на задних лапах. Передними оперся о рулевую колонку и одной лапой рулевую рукоятку то влево, то вправо. Теплоход от берега к берегу рыскает. А косолапому интересно, как это у него получается? Цирк, да и только. Только мне совсем не до смеха. Вдруг танкер встречный выскочит, что тогда будет? Ружье у меня в каюте есть, но что толку на уток дробью заряжено. Я уже прикинул, если встречное судно появится на медведя в рукопашную идти. Думаю, схвачу  да выброшу за борт, справлюсь уж, как не будь.  И уже на полном серьезе этот вариант обдумываю.
   Сан Саныч на секунду прервал рассказ, что бы отхлебнуть из кружки холодного чаю. Все смотрели на капитана и ждали продолжения. Сашка с Ромкой даже успели пожалеть медведя, куда ему бедному против, Сан Саныча.
    Ну вот, обдумываю я план дальнейших действий и вдруг понимаю, что медведь то не подранок и совсем молодой  еще. Про людей он забыл давно, ему поиграть охота. И решил я действовать хитростью.
  Подзываю я к себе Пашку и посвящаю в свой план. Пашка даже повеселел. Все понял говорит, Саныч. Идет Пашка на нос и начинает тихонько отбивать склянки в рынду, судовой колокол, а я возле рубки караулю. Медведь наш точно, внимание сразу переключил и не на Пашку, а на рынду  и не спеша из рубки на нос подался. Я тем временем в рубку. Задраился там и на руль.
     Пашка искушать судьбу не стал, сиганул за борт, благо плавал хорошо. А медведь к рынде, на задние лапы встал и склянки отбивать. Хоть и ситуация из ряда вон выходящая, а я от смеха закатываюсь на мишку глядя. Точно думаю цирк. Дрессированный медведь и полный теплоход клоунов. Ну смех смехом а ситуация серьезная. Как только Пашка за борт сиганул, я к берегу повернул и на самом малом в берег и врезался. Берег мягкий повреждений никаких, а мишка от удара по инерции на берег и вылетел под бой склянок. Перевернулся и в тайгу. Я машины полный назад и на середину реки. Медведь увидал, что мы уходим и назад к берегу. На задние лапы встал и давай передними махать, мол куда это вы ребята уходите? Меня то, забыли. Но желания его с собой брать не было никакого.
   Подобрали мы  Пашку и дальше пошли. Вот так.
    - Сан Саныч? А как медведь на теплоходе оказался?- Сашка с Ромкой не знали, верить им или нет.
 - Как оказался? Капитан стал серьезным.- Из-за глупости нашей оказался. Из –за моей да  Пашкиной. Один дурак сказал, не подумав, а другой сделал.
  Часа не прошло, как я тогда отдыхать пошел, увидел Пашка плывущего медведя.  Сбавил ход и вплотную, бортом к медведю подошел. Только не знал Пашка, что у того ружья  стволы немного гнутые, что бы попасть, в сторону брать надо. Но это и хорошо, что не знал. Медведь живой остался. А медведь когда его теплоход бортом толкнул, да стрелять по нему начали, разозлился, лапой за кранцы зацепился и  на палубу.
   Вот такая история. Так, что из всего сказанного советую сделать выводы. Прежде чем, что- то сказать подумайте, а прежде чем, что- то сделать два раза подумайте. Закончил свой рассказ капитан.
      Теплоход вышел на прямой участок и капитан замолчал, глядя в речную даль, думая о чем то о своем.
 Но Сашка с Ромкой не унимались.
- А медведя того Сан Саныч вы больше не встречали? Донимали они капитана.
- Как не встречал то? Сан Саныч сделал удивленное лицо. – Да мы как мимо того места проходим он нас там и ждет всегда, как будто чует, что это мы идем. На задние лапы становится, передними машет, а мы в рынду склянки отбиваем, так друг друга приветствуем. Пять лет у нас с ним такая дружба.
    Сашка с Ромкой так и не поняли, шутит это капитан или говорит серьезно, но  решили, что с медведями лучше не связываться. А еще поняли они, что не поднимется рука у них ни на лося, ни на медведя, только это их нисколько не расстроило. Тайга. Река. Что еще надо? Вся жизнь впереди.
       Не знали  Сашка с Ромкой, что уже осенью получат они повестки из военкомата. И забросит их судьба в далекий Афганистан. И уже там, в Афганистане, часто будут вспоминать они и Сан Саныча, и свой теплоход РТ-5087, и медведя. И Великую Сибирскую реку, куда должны они обязательно вернуться.