Как брать быка за рога

Гималайский Кедр
I ПОРА ВЗРОСЛЕТЬ ИЛИ НЕ ПРОЩАЙТЕСЬ С ДЕТСТВОМ.

Интересный для меня спор на страницах прозы.

Человек (Homo Sapiens) должен знать, кто он такой, откуда он взялся и куда идет.
– может лучше просто быть человеком?

Как же он сможет стать человеком, не зная, кто он такой…?
- Как же он поймет, кто он такой, не будучи человеком разумным?

Этот спор напоминает мне Гегелевскую критику схоластического видения познания.

Мы неосознанно познаем с самого рождения, а может быть и раньше. Такими нас устроила природа. И результатом этого неосознанного познания является наше сознание. Сознание и способность рассуждать у нас появляется раньше абстрактных философских вопросов – кто мы такие, откуда пришли и куда идем? На английском языке слово сознание – conscience означает также и совесть, это характерно и для всех романских языков. Все практические вопросы нашего поведения, наше отношение к людям, к себе, наши цели, мотивы, то, что исподволь определяет направление наших мыслей, это все определяется нашим conscience, тем какими мы стали прежде, чем задумались об этом.

На подобные доводы оппонент ответил что-то вроде…Это самопознаниe с хвоста, начиная с него, не надо, мол, на нем застревать, надо взрослеть и… «брать быка за рога». На этом дискуссия обрывается. Но, на мой взгляд, она на этом не исчерпана. Со мной бы согласился и Гегель, которому удалось взять быка за рога своим абсолютным знанием,  как, по крайней мере, он сам думал.

Взрослея, человек проходит через ряд кризисов. Кризис вызывается резким качественным изменением отношений человека с окружающим миром.  Например, он случается при поступлении в школу, смене места жительства и учебы…

Вот тогда то и встают эти вопросы, встают в конкретной, а не абстрактной форме. Почему они надо мной смеются, издеваются, что со мной не так?  Кризисы порой не замечают за учебой, сдачей экзаменов. Но, когда вы спрашиваете сами себя, почему я не могу это понять, зачем мне это надо? Это есть проявление кризиса. Кризис может случиться и у взрослого человека. Например, когда плоды его труда, творчества не оцениваются по достоинству, когда не оцениваются его способности, он сам.

И как в подобной ситуации брать быка за рога? Можно, например, научиться драться и поставить на место задир в школе.  Проблема в том, что побитый задира может привести своего старшего брата другой весовой категории или натравить на тебя свою банду. Можно найти заступника и себе, но кто защитит ваше достоинство перед заступником? Можно вступить в конкурирующую банду, доказав свою крутизну, лучше сколотить свою... «повзрослеть». Так, собственно говоря, многие и понимают этот процесс.

А теперь подробнее о детстве. Оно бывает не только у человека, но и у всех высших животных. Характеризуется наиболее высокой интеллектуальной активностью, способностью к обучению, которое проявляется в склонности к активному общению, игре, фантазированию, творчеству и т.п. Немудрено, что рано «повзрослев», человек утрачивает способности к обучению и активному общению (без поллитру не получается).
   
Однако проблемы в учебе могут быть и другого рода – «повзрослевшие» учителя и соученики, учебники от «взрослых» авторов. Опять же вы можете найти поддержку, войдя в какой-нибудь кружок по-интересам, группировку студентов и преподавателей... И вам могут открыться потайные тропы к вершинам профессионализма и карьеры, но за свою цену – за ваш conscience. Это что-то в духе приключений кэтчера Джерома из «Hад пропастью во ржи». Драматизм ситуации в том, что учеба, призванная подготавливать нас к преодолению кризисов, сама становится тяжелым кризисом, это как серьезно заболеть от прививки.

Но вот эта страница жизни перевернута. Так или иначе, вы уже успешны, но еще не совсем растеряли свою детскую способность к творчеству. Однако карьера застопорилась. Кто-то ненавязчиво намекает на возможности... в обмен на... В общем, все сводится к тому же – пора «взрослеть».

Для помощи в деле «взросления» существуют всякие «откровенные» теории-идеологии о том, кто мы такие, откуда пришли и куда идем. Они могут иметь историко-мифологическое обоснование – типа фашизма, псевдонаучное – типа коммунизма или просто по факту – счастье привалило, значит, ты - избранник небес. Все подобные теории не универсальны, но претендуют на абсолютность своего знания, которое в результате становится, скорее, заговором, чем ключом к пониманию тайн мироздания.

Подобное положение вещей само по себе является, наверное, наиболее актуальной загадкой нашей жизни: почему такие проблемы «взросления» возникают только у нас, у людей и что нам с ними делать?

THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT

Существует универсальный и лаконичный ответ.  Он дает ключи к пониманию всех загадок мироздания, включая и эту, в смысловом поле одной главной великой тайны, которую саму нельзя объяснить ничем другим, в нее просто верят. Этот ответ с одной стороны утверждает человеческое достоинство в негативном плане – никто и ничто не имеет права меня (тебя, нас... человека вообще) угнетать, унижать, использовать, помыкать и т.п. С другой, позитивной стороны, он указывает на то, что все сущее, следуя своим путем, подчиняется некой вселенской целесообразности, причем, отличительной особенностью человека является возможность следовать этой целесообразности добровольно, самому выбирая свой жизненный путь.

THIS IS VERY IMPORTANT THIS IS VERY IMPORTANT IT IS NICE TO BE IMPORTANT BUT MORE IMPORTANT TO BE NICE

Люди такого выбора движимы восхищением, любовью, творческим порывом. Другие люди, лишившие себя этого блага, умеют использовать данную им свободу только в разрушительных целях. Поэтому они завидуют созидателям и пытаются всякими способами испортить им жизнь. В ход идут интриги,  дискредитация, обструкция, отъем плодов труда, а порой и угрозы жизни…. Когда сила любви и нежелание терять ее, а с ней и самого себя, становятся выше страха репрессий и страха смерти, человек  взрослеет по-настоящему, не теряя способности к самосовершенствованию.

II УЧУСЬ ЗНАЧИТ СУЩЕСТВУЮ
http://www.proza.ru/2013/06/21/789

Квинтэссенция данного разговора – человек или учеба на человека, что раньше? Классический парадокс, суть которого в невозможности отделения одного от другого. Учиться на человека фактически и означает быть человеком. Поэтому ключ к пониманию парадоксальности человека одновременно является и ключом к познанию вообще. Попробую объяснить свою позицию.
 
Иные философы- схоласты или романтики- ученые могут представлять себе ключи к тайнам мироздания в каких-нибудь метафизических построениях или великих теориях объединения, описывающих фундаментальные взаимодействия единым полевым уравнением... Я не верю в практичность метафизики и в возможности исчерпывающе описать вселенную единой системой математических уравнений. Я имею в виду другое – нечто более фундаментальное, концепцию самоорганизации мышления.

К сожалению, мы в отличие от первых людей, живших в первозданной природной среде, можем забывать про это в построенном нами дисгармоничном мире технических средств и захлестывающих наше восприятие потоков информации сомнительного качества. А для них это было само собой разумеющимся очевидным практическим опытом, способностью их сознания воспринимать и различать особенности и свойства окружающей среды, стихий, живых существ, видеть в них взаимосвязи, ту самую целесообразность. В первую очередь, они понимали друг друга, сочувствовали, сопереживали, поддерживали и сотрудничали. Собственно, благодаря этому, они выжили, несмотря на свое хрупкое строение, и стали на вершине пищевой пирамиды, создавали орудия, стали приручать животных, окультуривать растения. Благодаря своей особой восприимчивости они создали речь, являющуюся основой нашей. Речь служила не только средством общения, но и средством аккумуляции, сохранения и обмена знаниями, средством развития. И мы до сих пор видим, как она выражает типичность и повторяемость явлений природы, строения и повадок живых существ, содержит идеи о взаимосвязанности явлений природы, их целесообразности, выражает особенности психики человека, понятие о совести, сознании… conscience.

Развитие стимулировало углубление знаний для нужд практики, основываясь на наблюдениях за природой, подражании ей. Причиной тому была естественная уверенность людей в той самой целесообразности, в совершенстве природы. Так базовые образы геометрии это вовсе не априорное знание, это некие экстремальные формы, принимаемые материей в ситуации доминирования одного фактора, одной цели. Например, плоскость – след гравитационного поля земли, оставшийся на поверхности замерзший воды или на дне высохшего соляного озера. А еще это след внутреннего молекулярного строения минерала на плоской поверхности кристалла. Сфера в водяном пузыре - образ минимальной по площади поверхности, замыкающий фиксированный объем, в одуванчике - это образ поверхности, равноудаленной от центра и т.п. Эстетическое чувство людей выделяло эти формы, даже не зная об их подоплеке.

По мере развития, роста потребностей и накопления знаний люди довольно далеко продвинулись в понимании и использовании законов неживой природы. Они увидели, что различные на вид явления имеют одну природу, описываются одними законами, подчиняются неким универсальным принципам целесообразности, типа законов сохранения, принципа наименьшего действия. Прогресс в изучении неживой природы позволил создать приборы, послужившие в свою очередь изучению живой природы, открытию микроорганизмов. Вот так целесообразность явлений неживой природы приводит к возникновению жизни и человека, пытающегося осмыслить этот процесс и самого себя.

И здесь он может впасть в ошибку, пытаясь осмыслить себя на основе новой информации, забывая про свою цель, свой conscience, которые у него уже были и благодаря которым люди продвинулись до таких высот знания.  Это может быть ситуацией человека, пилящего ветвь, на которой он сидит. Правильный путь должен развивать conscience за счет большей гармонизации человека с действительностью, на что изначально и нацелены знания. Они могут давать практическую пользу, облегчать жизнь, а с другой стороны обогащать эстетический опыт, тем самым укрепляя уверенность в целесообразности мира, веру в непостижимый единый источник и движущую силу всех явлений. А она и есть подлинный фундамент, объединяющий весь содержательный интеллектуальный опыт человечества.  Мир слишком сложен и многообразен, чтобы какая-то иная концепция, онтология, формализм могли бы лечь в основу его описания. 

Так, например, законы биохимии могут помочь нам в изучении физиологических процессов, но не объяснят нам поведения животных. Наша способность сочувствовать позволяет нам с опытом наблюдений за животными понимать их поведение, видеть в их поведении общие черты с нашим поведением, видеть и принципиальную разницу между ними.

Вековой опыт наблюдений сформировал у человека восхищение животными, некое ощущение их совершенства. А это и есть ключ к их пониманию  – совершенная подчиненность их строения и поведения задачам выживания их вида во взаимосвязи с выживанием других видов, даже тех, которые являются объектами их охоты, питания.

Разве не восхитительно строение пчелиных сот, а ведь пчелы не знают геометрии, но они следуют наиболее оптимальному проекту постройки сот. Питаясь цветочной пыльцой, они опыляют растения и способствуют их размножению. Гепард, охотящийся на антилопу, заботится о своем пропитании, он не таит зла на антилопу. Благодаря гепарду антилопы  поддерживают свое физическое состояние в тонусе, что защищает их от болезней. Наличие хищников позволяет стабилизировать количество травоядных, защищает растительность от уничтожения.

То, что делает человек, тоже определяется целями, которые он принимает, в которые он верит. Бросим взгляд на работу архитектора, его совершенные строения, противостоящие силе тяжести, ветрам... и организующие пространство для человека. Но может быть лучше сказать согласующие потребности и возможности человека, свойства используемых материалов с силами природы... именно эта целесообразность придает архитектуре ту благородную красоту, вызывающую восхищение.

Она чем-то напоминает нам изящество улья, вот только пчелы повторяют свой проект без изменений на протяжении миллионов лет, человека отличает творчество. А если посмотреть на самих архитекторов, инженеров и рабочих, воплощающих подобные грандиозные проекты, их профессиональные отточенные действия, их совместную работу... Даже вне своей работы люди, любящие свою профессию, которая к тому же востребована, отличаются от других. Достоинство, порядочность, великодушие – характерные черты их поведения.  А зачем им хитрить? Они и так зарабатывают себе на жизнь, делая любимое дело, их уважают и ценят.

Как-то невольно на ум приходят и другие картины: кризис, безработица... Как изменяются люди, потерявшие свою любимую работу? Увы, зачастую, они теряют свои лучшие человеческие качества. А что происходит с животными, потерявшими свое место, точнее возможность добывать пропитание традиционным способом? Если лев потеряет лапу или лишится зубов, он погибнет. Если его прогонят с его территории, он вынужден будет прогнать другого льва с его места, иначе он погибнет. Выживает сильнейший, и это хорошо для жизнеспособности львов как вида. Но у людей не все так просто.

Люди социальные существа, причем, отличительной чертой их социума является разнообразие, разнообразие занятий человека и его творческих способностей в их взаимосвязи. Чем более разнообразно общество и тем более активно его разнообразные части узнают друг друга и сотрудничают друг с другом, тем более оно жизнеспособно.

В критических ситуациях долгосрочная жизнеспособность общества поддерживается творческим актом, а не избавлением от лишних ртов. А способности к нему тем выше, чем многограннее человеческий опыт, тем более развиты навыки сотрудничества, и чуткость восприятия - сочувствие и сострадание, характерных для здоровой психики.

Все это объясняет, почему жизнь каждого человека бесценна и почему так же бесценна, а может быть, даже еще бесценней его свобода, свобода выбора своего пути к вселенской целесообразности.



РЕЦЕНЗИЯ НА "КАК БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА"



Кажется этот спор я уже где-то слышал:)
Интересно написано, особенно про философские вопросы.
А вот насчет целей которые принимает человек, тема как мне кажется
не совсем раскрыта...

Заметки Географа   21.03.2015 09:19   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания

Я думаю даже знаю где:) Рад, что тебя заинтересовало.
Да, тема не раскрыта, просто хотелось чтобы текст был покомпактнее.
Но можно попробовать раскрыть ее в обсуждении:)
Спасибо.

Гималайский Кедр   21.03.2015 09:22   Заявить о нарушении / Удалить

Давай попробуем:) Я согласен с тем, что высокие цели, в которые человек верит облагораживают его. Но ведь часто он от них слепнет. И вот под священными хоругвями развязываются кровопролитные войны и в принципе не плохие люди убивают друг друга из лучших побуждений ради корыстных целей их лидеров.

Заметки Географа   21.03.2015 12:23   Заявить о нарушении / Удалить

Человек слепнет не от высоких целей, а от собственной гордыни - так невежество и озлобленность откликаются на высокие цели, они их снижают до своего уровня, делают оправданием разбоя и самоутверждения - садизма или мазохизма и человек забывает о недопустимости порабощения человека и в частности самого себя подделкой вселенской целесообразности... А подлинной вселенской целесообразности следуют добровольно, искренне и от души, сами находя в ней свое место.

Гималайский Кедр   21.03.2015 14:56   Заявить о нарушении / Удалить

Но может быть из тех кто собирается под священными знаменами не все садисты и мазохисты, есть и искренне верящие, обманутые пропагандой.

Заметки Географа   21.03.2015 15:16   Заявить о нарушении / Удалить

Это то, что Сартр называл "плохой верой". Она может быть следствием некой душевной лености или робости, подчинением навязываемым стереотипам, отказом от трудного и подчас болезненного процесса поиска настоящей целесообразности, строительства своего жизненного пути и себя самого. Проще идти по готовым схемам. Вот только эти готовые схемы, которые когда-то может быть и служили целесообразности вселенной, уже обросли ракушками или веревочками за другие концы которых дергает вовсе не вселенная...

Гималайский Кедр   21.03.2015 16:51   Заявить о нарушении / Удалить

Да, в этом смысле архитектору, инженерам участвующим в постройке, например, моста проще, они имеют дело с силами вселенной непосредственно... Их интерес к таким работам, талант помогает им не заблудиться в поисках своей дороги к так называемой целесообразности вселенной. Кстати, довольно пафосный и на мой взгляд не совсем удачный термин.

Заметки Географа   21.03.2015 17:03   Заявить о нарушении / Удалить

Зато нейтральный. Предложи что-нибудь получше.
Да, но у них свои проблемы могут быть. Смета, сроки, откаты...
диктат некомпетентных начальников.

Гималайский Кедр   21.03.2015 19:52   Заявить о нарушении / Удалить

Дао... например:)
Да проблемы могут быть у всех. Но вот если за концы дергает не вселенная, кто ж получается правит бал?

Заметки Географа   21.03.2015 20:14   Заявить о нарушении / Удалить

Да, Дао это менее пафосный, но не совсем нейтральный термин. У вселенной свои временные горизонты. Нам может показаться что она самоустранилась и балом правит известный персонаж, враг рода людского... Но если раздвинуть временные горизонты видно, что и этот персонаж, и его помощники все равно в конце концов делают так, как надо вселенной. Вот только спасибо им за это никто не скажет, в том числе и сама вселенная.

Гималайский Кедр   22.03.2015 08:38   Заявить о нарушении / Удалить

Можно поподробнее, как это происходит.

Заметки Географа   22.03.2015 08:42   Заявить о нарушении / Удалить

Все, что не убивает нас, делает сильнее. Вопрос в качестве обучения, его эффективности. Одни показывают как надо, другие как не надо. Не хотелось бы здесь пытаться пересказывать историю человечества:( но как-то попытаюсь нарисовать схему.

Когда люди разрознены, царит смута, в каждой местности есть своя шайка разбойников терроризирующих население. Кто хоть что-то делает становится объектом грабежа и стараться что-то улучшать никто не хочет. А зачем, все равно придут и отберут. Люди и сами не прочь урвать друг у друга, это оказывается единственным надежным способом пропитания. Мир погружается во мрак.

Затем появляется, скажем, учитель, проповедующий мир, добрые нравы, справедливость, "целесообразность вселенной". Вокруг него собираются люди обретшие надежду, люди желающие лучшей жизни. Они выгоняют разбойников, освобождают от них соседние территории, устанавливают на подконтрольной территории более справедливые законы, поощряют бизнес, строят школы и церкви для поддержания добрых нравов и обучения подрастающего поколения. Эти начинания имеют успех потому, что их начинают поддерживать даже люди далекие от стремления к высоким идеалам…

Они видят, что такая система выгодней. Став мелким начальником в процветающей, а не разоренной деревушке можно собирать больше дани, и самому жить лучше и спокойней. Не надо резать курицу, дающую золотые яйца. Правда со временем потомков жулика становится все больше и мест на всех не хватает, но не будешь же кусок вырывать у родственника, лучше поднять налог и поборы... так процветающая деревня перестает процветать.

Однако здоровый и развитый народ принявший некие идеалы может быть хорош в захватнических войнах. Так в разных геополитически обусловленных местах возникают некие центры кристаллизации государственности, а затем империй. Ими движут люди обоих полюсов - идеалисты и циники или прагматики. Первые служат идее, вторые хотят поставить идею на службу себе. Каждая империя оправдывает колониальную политику продвижением благ цивилизации отсталым народам, их соперники говорят, что они порабощают и грабят. И обе стороны правы.

Соперничество между такими империями при всех его издержках стимулировало развитие и притормаживало паразитизм. Правда, развитие получалось однобокое, милитаристское и со времен приводило в кровавый тупик. Рушилась экономика, армия, империя, подмятая паразитизмом и милитаризмом церковь…

Однако за время своего существования империя распространила идеи вселенской целесообразности, показала примеры эффективной и не эффективной организации общества. Теперь в процесс развития вовлечены большие территории, разные народы.

Сами империи, те, которые сделали выводы из своей истории и сумели использовать «награбленное» в колониях в целях развития становятся демократическими государствами с развитыми технологиями. И они опять несут бывшим колониям новые технологии не без выгоды для себя. Они понимают что развитым странам лучше сотрудничать, что бы сохранять свои преимущества перед наступающими на пятки бывшими колониями.

Соперничество конечно же идет, но на более высоком и менее кровавом уровне. Прогресс худо-бедно происходит.

Гималайский Кедр   22.03.2015 13:38   Заявить о нарушении / Удалить

Ну в общем ничего нового, историей движут свои объективные законы, независящие от отдельной личности пытающейся лезть поперек Дао...)
Однако, проходят десятилетия, а порой столетия, пока прогресс восторжествует. А что происходит в это время с отдельной личностью?

Заметки Географа   22.03.2015 13:46   Заявить о нарушении / Удалить

Я думаю что личности очень поможет тот ответ - кредо, отношение к жизни сформулированное в этом тексте. Она не должна позволять порабощать себя, навязывать себе какие-то цели. Личность должна сама идти к "хорошей" по Сартру вере, прийти к миру с собой, с реальностью истории и с природой, с душой освоить какое-нибудь востребованное ремесло и, трудясь на благо людей, обеспечивать себе достойную жизнь, сторонясь политических разборок.

Гималайский Кедр   22.03.2015 15:43   Заявить о нарушении / Удалить

Хочешь сказать, что все так просто...

Заметки Географа   22.03.2015 18:37   Заявить о нарушении / Удалить

Нет конечно, жизнь в любом случае драматический процесс. Но люди верные этому ответу не теряют своего статуса, способности восхищаться природой, сочувствовать, творить... они не дадут себя обмануть, унизить, запугать.Они не будут терять своего достоинства и способности мыслить здраво в критических ситуациях, значит шансов не просто пережить кризис, но не утратить способность к развитию, а значит к долговременному выживанию их рода у них больше. А если речь идет о отдельной личности. Она за верность себе может потерять все, включая жизнь, но главное - саму себя она сохранит. А человеку потерявшему себя и все богатства мира не впрок и не в радость.

Гималайский Кедр   22.03.2015 18:54   Заявить о нарушении / Удалить

Необходимое дополнение. Про учителя... Если речь идет не о деревне с разбойниками, а о государстве... не будем наивными. Более эффективный, скажем нейтрально, порядок может установить только сама элита, когда ее наиболее продвинутая часть движимая заботой о своих детях, внуках, о своем роде, поймет, что надо бы установить правила игры между крутыми дядями, т.е. между собой и заботиться о их соблюдении. Это основа законности. Когда они поймут, что это их кровный интерес, соблюдать такие законы, пусть в ущерб минутной выгоды, но для безопасности и процветания потомков. Соблюдая и защищая такие законы в дни своей силы и влиятельности они создадут среду в которой эти законы обретут силу. А затем, когда они ослабнут и их влияние уменьшится уже закон защитит их детей и внуков, их состояние, бизнес.

Гималайский Кедр   05.03.2018 15:38   Заявить о нарушении / Удалить

Богатые и крутые люди живут в ином мире, отличном от простых людей не обремененных акциями, заводами и пароходами. Как говорят китайцы - правила это удел слабых, которым навязывают их сильные... а сами сильные вольны эти правила игнорировать. Элита же живет в каком-то своем мире с одной стороны они все реально знают, о ситуации, о будущем, но при этом на людях говорят какие-то невразумительные вещи... А детки их, внуки и правнуки, на родине, где их предки делали деньги не живут, они имеют несколько гражданств, много сотни миллионные а то и миллиардные счета. Они и Родину - Родиной то не считают... им позволено зато, жить за счет Родины и её ресурсов. Тогда как простые люди вроде-бы по конституции имеют права на ресурсы... но в реальности ничего не получают, за редким исключением как например, в Саудовской Аравии, Брунее или Норвегии... И эта элита? Она такой считается? Но простой народ её за такую не считает? И где же та элита, которая должна заботиться о интересах народа? Понижать налоги, улучшать благосостояние населения, создавать условия и возможности для реализации народного потенциала? попытки есть в отдельных странах... И где эта элита? Её нет! Она должна создаваться заново! Для новой эпохи! И элита подразумевает наверное и какие-то нравственные устои, мораль, элита должна быть адекватной, и жить на Родине а не в заморских краях трескать перепелок, вкладывать инвестиции на Родине... но этого нет... поэтому как мне видится, нынешняя элита это только название, форма так сказать а содержание-то другое... оно не отвечает чаяниям простого народа, не понимает его и не хочет понимать...

Заметки Географа   05.03.2018 19:38   Заявить о нарушении / Удалить

Этапы становления государства на примере Великобритании. Независимость, перевод Библии на английский литературный язык (понятный народу), великая хартия вольностей. Значит у нас чего-то одного, как минимум, из этого списка не хватает.

Гималайский Кедр   08.03.2018 11:52   Заявить о нарушении / Удалить

Просто хартия вольностей, потом великая хартия... без идеологии, пафосных лозунгов... просто прагматизм, забота о семье, роде
довольно интересные материалы о зарождении современной демократии в Британии.
http://www.bbc.com/russian/features-43927408