5. Длинная и трудная дорога в Тургайской степи

Владимир Ефремов
При царях Тургайская степь была самой глухой и неосвоенной частью Казахстана. На её окраинах был город Актюбинск (В данное время областной центр). Отсюда и пошло формирование Казахстана в современном смысле. В 1916 году степи охватило восстание под руководством лихого атамана, Амангильды Иманова, который до этого восстания был то бунтарским атаманом, то правозащитником. Подавить восстание царским властям не удавалось, казахи уходили в степь, где их трудно было найти, а затем опять собирались и наносили более мощные удары по царским карателям. Приобретенный опыт,  знание местности и вливание в отряды Амангильды Иманова казахской молодёжи, которая охотно шла  в отряды лихого атамана, давало большое преимущество повстанцам. В начале гражданской войны Иманов перешел на сторону красных, и в конце 1917 года занял Тургай с небольшими потерями…
Это тогда… А сейчас перед нами простиралась изрытая, чем-то немного похожая на дорогу земля, ограбленная с разоренным животным миром и везде построенными вдоль дороги «мавзолеями», но не Ленину и Сталину ни даже Амангильды Иманову. Любаша спрашивала меня,-что это за дворцы? Да ещё расписаны золотом...-Чем хуже дорога и выше должность строителя этой дороги, тем красивее "дворец" объясняю я ей. Да  пусть простят меня мусульмане, похороненные вдоль недостроенной дороги и спят спокойно, ничего против них я не имею. И что это мы всё о грустном? По выше описанной дороге не может ехать даже КАМАЗ. Просто доехав до начала «великой» дороги КАМАЗы с грузом съезжали на обочину и продолжали ехать дальше, по грунтовой дороге. В правой колее поместился и наш запорожец. Некоторое время мне будет легко писать. Выражаться будет мне очень просто, в нескольких словах. Пробили колесо, я разбортировал, Любаша ловко заклеила камеру, я забортировал едем, и так около двадцати раз за всю дорогу. Обессиленные, измученные жарой по дороге слева, мы у одного единственного дома, увидели колодец. У нас в канистре оставалось литра три воды, я её вылил на двигатель и мы с Любашей в предвкушении свежей холодной воды побежали к колодцу. Возле колодца стояли женщина в грязном рваном халате и мальчишка лет восьми. Когда мы к ним приблизились, женщина злобно сверкнула глазами и закричала на нас, - русски, русски! Нет вам вода! Нет вам вода! Побежала с криками к обшарпанному дому с покосившейся крышей,- Жолдош! Жолдош! Вставай русски тут! Мальчик стоявший у колодца тихонько сказал, - уезжайте они ненавидят русских, не дадут они вам воды. Сначала я разозлился, затем опять (как это было в Аральске), в мозгах закрутился голос Высоцкого – "взял подлюка каменюку хрясть по темечку и нету Кука"… Кто знает с чем выскочит  спросонья Жолдош, понятно что не со жбаном холодного кумыса вместо воды.(Жолдош в переводе на русский товарищ, поняли мы что, "товарищ" нам не товарищ). Сели мы и укатили от этих «гостеприимных» казахов и решили с ними больше не общаться, тема закрыта и до сих пор. Постепенно у меня в голове песня Высоцкого стала затихать, но мы остались без воды! Все знают, жажда хуже голода, не дать путнику воды, у мусульман считается хуже убийства, но то, что произошло с нами это не досужие выдумки – это факт. Так как киргизы и казахи, один и тот же народ только разделенный. Знаменитый русский путешественник исследователь Центральной Азии Пржевальский Николай Михайлович, дал меткую и справедливую характеристику, в том числе и "гостеприимству» киргизов и казахов. Дабы не обидеть, кого-то,  я не буду повторять, то о чем написал Николай Михайлович. Я и Любаша с ним согласны, а Вы как хотите, если есть желание, сами найдите и прочитайте. Нестерпимая жара! Во рту пересохло и где взять хоть по глотку воды? Проехав километров 60 от злополучного колодца, мы обессиленные остановились. Вдруг,увидели КАМАЗ, ехавший в попутном с нами направлении, я поднял руку и водитель остановил машину. – Что случилось ребята? Чем смогу, тем помогу. – Дайте нам хоть по глотку воды. – Ну зачем же по глотку, несите посуду налью. Из 20-ти литровой канистры отлил нам 2е трёх литровые банки воды. – Понимаете, стал я объяснять, подъехали к колодцу, но нам не позволили набрать воды… -Звери, что тут скажешь! Звери! -Там мужик казах, если русские просят воды, выскакивает с ружьем, первый раз стреляет в верх, а второй… кто его знает, у них у зверей мозги в заднем месте. Этого козла и его сучку давно пора прикончить, да пацана жалко. Ничего, потерпите до Хромтау  доедете, там будет легче, там нормальная дорога. – Ну пока, держитесь, смелые Вы люди, на запорожце в такую даль… - Мы поблагодарили его и он уехал. Ну а мы тоже поковыляли вскоре вслед за ним.  Ехали мы, ехали, ломались, ремонтировались и опять ехали и через три дня «дохромали» до Хромтау. Впереди Актюбинск… Это ещё около пол тысячи километров, и опять по Тургайской степи. В Хромтау, купили продуктов, набрали воды. Подчёркиваю, хорошие люди, подсказали нам где можно купить подержанные, но ещё вполне приличные скаты,"переобули" нашу страдалицу машину, отдохнули и опять в ту степь… Дорога была намного лучше, мы повеселели и даже стали петь песни. На другой день, остановившись на отдых, мы  с ужасом увидели, что в нашу сторону движется огромный смерч, он начинался от земли и заканчивался гигантской запятой высоко в небе. – Надо уезжать! Крикнул я, Садись Любаша, поехали! Не понимаю до сих пор, как это у нас получилось, но нам удалось уйти от беды. Дальше, тоже не слава Богу, наше любопытство, чуть не привело нас к гибели. Во время одной из остановок, мы решили посмотреть на протекающий шириной метра в три ручей. Я взял резиновое ведро набрать воды, чтобы освежить машину, и мы вдвоём весело скользнули по песку вниз от обрывистого берега. На другом берегу ручья было болото, а дальше камыши. Там мы увидели, как Вы думаете кого? Нет, не угадали, не собаку Баскирвилей, это в Англии и ночью, а тут белый день, солнце жарит в зените, к тому же это не Англия, а Казахстан, Тургайская степь, забыли? Ладно, не гадайте это был обыкновенный рыжий лисёнок, который присев на корточки справлял свою нужду. Эй! Эй! Никакой реакции, - чучело, наверное, сказал я. Но нет, закончив своё важное дело, лисёнок покрутил лапой у виска и с достоинством скрылся в камышах. Я набрал ведро воды из ручья и направился к машине, Любаша зачем-то приотстала… Когда мы подошли к песку, отделявшего нас от дороги и попытались выйти на дорогу песок стал резко осыпаться на нас. Как будто желая здесь и сейчас захоронить. Мы растерялись, что делать? – Как вылезти на дорогу? В отчаянии мы долго карабкались по этому проклятому засыпавшему нас песку. Я бросил, и ведро с водой  не знаю, какая сила нас вынесла на дорогу. Обессилевшие и вконец измотанные мы всё же вышли на дорогу. Любаша моя была напугана случившимся. Я ей говорю – не зря лисёнок покрутил лапой у виска! Это её немного развеселило, и она сказала – Да он лапой за ухом почесал!Надо же, а мне показалось…
Успокоившись и отдохнув, мы отправились в путь. Проехав около 30-ти километров я увидел, что с Любашей творится что-то не совсем ладное. У неё поднялась высокая температура и её стало рвать, затем она стала бледнеть. – Любаша, что с тобой случилось? Едва шевеля губами она сказала, - я попила воду из ручья… - Если умру, не хорони меня в этих песках и камнях… Довези до Российской земли… Положив её на заднее сиденье, я поехал дальше. До Актюбинска оставалось чуть более 100 километров. Настроение упало до нуля и я решил, что дальше Актюбинска запорожец не потянет. «Заболел» он бедняга почти одновременно с Любашей. Забарахлила коробка передач, да и не мудрено, по бездорожью, по пескам и камням около трёх тысяч километров, тут и верблюду не под силу. Отправлю-ка я беднягу на платформу поезда, и предварительно вылечив Любашу, поедем тоже на поезде. Если до города Хромтау мы "дохромали" то, до Актюбинска кое-как доползли. Любашу я отнес на руках в медпункт вокзала, дежурный врач (русская) сказала, что на лицо «порядочное» отравление, но ничего мы быстро её поставим на ноги. Мне немного на душе полегчало, и я отправился к начальнику вокзала, договариваться насчет отправки нашего запорожца на платформе поезда в Молдавию. Его ответ меня обескуражил, оказывается машину, прежде чем ставить на платформу, надо упаковать в ящик из досок по её размеру. – Обойдётся это Вам  рублей в семьсот с оформлением. Ну, где я возьму доски? Кто будет этот ящик сколачивать? Да и по тем временам 700 рублей уйма денег. Вышел я от начальника вокзала и пошел к машине. Ба! Как это я сразу не заметил, напротив машины возле бетонного забора вряд лежали цыгане, отдыхали после "тяжких праведных" трудов. Два кудрявеньких мальчика заразительно смеялись, играя около спящей то ли мамы, а может бабушки. Переехал я на другую сторону дороги и устроился на ночлег. Утром пошёл проведать Любашу, она уже улыбалась, правда одну руку  держала сзади, пониже спины. Видно навтыкали ей с тылу немало уколов. Хорошо что не попила воду из копытца, пришлось-бы мне везти домой вместо жены козочку. – Вот, что! сказала врач, меня сейчас сменят, а в медпункте вокзала, больше суток транзитным больным нельзя находиться . Дала нам кучу таблеток и мы поблагодарив эту добрую женщину пошли к машине. Стали решать, что делать дальше и решили найти станцию технического обслуживания и если повезёт, (тогда с запчастями было очень туго) отремонтировать запорожец и ехать дальше. На СТО ( Станции техобслуживания), работали в основном русские ребята, сняли они коробку передач и стали перебирать её, там уже была металлическая стружка и металлические опилки, хвостовик и планетарная шестерня погрызли друг друга основательно. Ребята всё удивлялись, как мы вообще доехали до СТО. Да, но на ремонт надо время, до этого мы ночевали в машине, а теперь её пришлось оставить в ремонтном центре. И куда нам, где ночевать? Один из рабочих пригласил нас к себе переночевать, и мы пошли все к нему домой. Дома жена Василия Анна, покормила нас вкусным ужином и мы переночевали у этих добрых, гостеприимных людей. Мы их конечно никогда не забудем,как  не забудем и «гостеприимство» Жолдоша и его фурии. Через два дня нам отремонтировали наш запорожец и мы выехали из Актюбинска, столицы Тургайской степи по направлению к городу Уральску, до которого было около 500 километров. В дороге ничего примечательного, ехали днём, так как ночью можно было с ходу влететь в какую нибудь яму, которых было предостаточно. На СТО, в Актюбинске, нашу машинку хоть и подремонтировали, но всё же мотор уже не пел как в начале поездки. Вскоре всё-же влетев в глубокую яму, запорожец так подпрыгнул, что насос который находится рядом с акамулятором, каким-то образом замкнул его. Из под капота повалил дым. Я мухой выскочил, открыл капот и схватил голой рукой уже раскалявшийся насос и выбросил его вовремя, проводка двигателя нагрелась и готова была сгореть. Подождав пока проводка и двигатель остынут, немного успокоившись от пережитого мы поехали дальше. Ехали мы уже тише и осторожней, чтобы не влететь опять в какую нибудь яму - ловушку. Повеяло прохладой, река Урал встречала нас, а впереди за мостом город Уральск. Накупавшись вволю в реке в которой утонул раненый в руку легендарный комдив,  герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев, мы пересекли мост и поехали к выезду из города в сторону границы Российской Федерации. Попав в пределы России мне и моей Любаше казалось, что мы приобретём спокойствие и надежду добраться до конечной цели и не затеряться бесследно, как это возможно могло быть в Тургайской степи. Россия не позволит оставить нас в беде, с такими мыслями мы проехали километров семь  дороги которая была в неописуемо жутком состоянии и вот наконец поселок, возможно сейчас город Озенки. Российские дороги сильно отличаются от Казахских тем, что они российские, а не казахские и этим всё сказано, дальнобойщики не дадут соврать. Дальше наш путь стал проще, далеко в степи остались одичавшие от ненависти к русским Жолдош и его жена. Воды только попроси, дадут сколько угодно, попросить помогут, нет возможности помочь посоветуют, покажут. Здесь люди живут и трудятся, угрюмых лиц как в Аральске и Киргизии не увидишь. Никто к тебе не приценивается, с желанием что- то поиметь от тебя(как в случае со скатом в Аральске). Очутившись за пределами Казахстана в России я и Любаша испытывали такое чувство, какое наверно испытали Жилин и Костылин вырвавшись из плена кавказских татар. Читайте,(Л.Н.Толстой "Кавказсский пленник".)