Не Ивана Купалы

Мила Садко
   Праздник Ивана Купалы я не праздную. Этот яркий красочный народный праздник остался для меня в прошлом, и, думаю, к нему я уже не вернусь. А ведь было время, когда я в нём активно участвовала и была в числе организаторов.
  Давным-давно я работала в сельском Доме Культуры и прилагала массу усилий, чтобы эту самую культуру поднять. Тогда мне это казалось самым важным, и относилась я к своему делу очень трепетно и ответственно. Дела культурные в нашем селе были плохи. Иногда кто-нибудь отважный брал на себя обязанности культработников, и тогда какое-то время были яркие незабываемые всплески, которые население помнит до сих пор. Но очередной герой долго продержаться не мог, бросал начатое, и неподъёмная культура снова плюхалась в болото.
  «Свято место» подолгу не пустовало. Бывало, на должность за неимением лучшего, брали совершенно случайных людей, даже приезжих. Больше одного-двух лет новый работник не выдерживал, увольнялся. В их числе однажды оказалась и я. Тогда я на себе испытала значение выражения «биться как рыба об лёд». Руководство по привычке требовало много, но помощи никакой не оказывало. Поэтому не выдерживали даже самые опытные люди.
  Напротив нашего села через широкую (пять километров) Ангару, расположен большой красивый посёлок Усть-Уда. Когда-то он был нашим районным центром. Позже нас приобщили к Балаганску, упорядочив левобережную сторону. В Усть-Уду нам было трудно попадать. Зимой туда доезжали быстро по ледовой дороге, а вот летом приходилось делать огромный крюк, почти круг, так как паромная переправа находится в Балаганске. Огни этого посёлка в ночное время было хорошо видно, - от нас, чуть выше по реке. Жителям других таёжных сёл добираться  в район по каким-то своим делам было ещё труднее, - по сорок-восемьдесят километров.
 В Усть-Уду мы ездили на разные семинары для учёбы и перенимания опыта. Особенно хорошо знали все Павла Егоровича, директора районного ДК. Это был опытный, деятельный, толковый и всеми уважаемый работник культуры. Мероприятия у него всегда шли строго по плану. Приезжали они со своими песенными коллективами и к нам, особенно на Проводы Зимы, а наши жители старались попадать на их праздник Масленицы.   
   Потом мы узнали, что у них регулярно проводится празднование Ивана Купалы. Бывало, с того берега к нам вечером, согласно объявлению, приплывал катер, и люди в праздничных народных костюмах пели красивые песни и поздравляли нас, своих соседей. Концерт на воде – это впечатляло! А ещё их песни порой доносились с того берега, так как природная акустика хорошо передавала звук. Мы видели вдалеке на том берегу ряд костров. Позже, переведённые на балаганскую сторону, мы смогли и у нас провести подобное мероприятие.
  Я тогда работала с детьми в ДК, вела свой театральный кружок от Дома Творчества, привлекала и взрослых. Директором на тот момент была приезжая, опытная женщина. Работала до нас она в районном ДК, но у нас в ходе подготовки растерялась.
  Помощников у неё, кроме моей бригады, не было. Мы же всегда были активными и верили в успех. Я всю свою сознательную жизнь считалась в селе внештатным культработником, и трудностей не боялась. Работа заведующей ДК в прошлом давала мне представление о необходимых действиях. В моих задумках помогали мне мой брат и мой муж, да ещё несколько надёжных товарищей-подруг. Особенно выручала меня с костюмами подруга Галя. Она всегда была моей главной актрисой и никогда не отказывала мне в проведении сюрпризных моментов в ходе моих праздниках с детьми, играя чудные роли. Не раз мы выступали вместе на сцене в селе, да и в районе.
  Место для проведения празднования Ивана Купалы было выбрано чудесное – лесочек, одним краем выходящий к воде. С мужчинами мы соорудили на краю леса помост-сцену из досок, задник сделали из живых молодых берёз, и всё вокруг украсили лентами. Только получилась загвоздка с подачей электроэнергии. Столбов с линией близко не было. Руководство такие вопросы в срочном порядке решать не привыкло. Оставалось несколько часов до назначенного мероприятия. Наша директриса заволновалась.  Ведь она пригласила своих бывших сослуживцев из района к себе на праздник, а он рушился прямо на глазах.
  До сих пор помню её растерянный взгляд. Но мы не привыкли отступать перед трудностями. Бригада энтузиастов Заславска всегда выходила из затруднительных положений. Наша дружба была проверена годами. Не подвели мои друзья и на сей раз. Бедной женщине, не верящей в успех, предложили выпить пива и расслабиться, что она и сделала. Каждый из нас делал своё дело, и в положенный срок всё было готово. Где-то в селе нашли генератор, подсоединили аппаратуру. Мы даже успели прорепетировать на новой сцене до того, как стал собираться народ.
  Правда, свой спектакль мне пришлось утрясать, спрятавшись в кабине грузовой машины, которая привезла провизию. Гремела музыка, люди разогревались разными напитками и закусками, а я переписывала с разных кассет на одну мелодии и песни, необходимые по ходу спектакля. До этого у меня просто не было возможности, так как попросили меня приготовить выступление слишком поздно. Текст стихотворный я настрочила быстро. Потом бегала по селу, раздавая роли  и проводя раздельные репетиции. Всех собрать на репетицию смогла я лишь перед самым выступлением, и вот теперь писала фон. Потом побежала переодеваться в костюм русалки.
  Всё прошло на ура. Публика стояла огромной толпой перед помостом и восхищённо пожирала нас глазами. Актёров, исполняющих роли нечистой силы, односельчане хорошо знали, поэтому глаза их горели восторгом. Я играла роль прекрасной романтичной русалки. В белоснежном сияющем парике, изготовленном самодельным способом из синтетической бичевы, в белом платье, расписанном крупной чешуёй и суженным книзу, я была восхитительна. Пела я красивую грустную песню о любви. Ну, хорошим русалкам и положено грустить…
  Этот костюм у меня хранится до сих пор. Я его использовала всего два раза. В другом спектакле я играла роль молоденькой русалочки, попавшей в мир людей. Ставили мы его на сцене ДК. В память об этом мюзикле осталась у меня фотография. Кое-что я бы теперь изменила. Была я тогда неверующей, и, возможно, не всё делала правильно. Бог меня простил, тем более, что плохого я не замышляла, а если ошибалась, – неосознанно.
 В ту ночь на Ивана Купалы проводились разные состязания, игры. В них участвовали и дети. Особенно все проявили рвение при поисках клада. Его мы спрятали ещё вечером, до начала праздника, около пенька, а на кустик я прикрепила красный цветок. Я тогда не знала, что легендарный цветок папоротника, якобы расцветающий именно в эту одну ночь в году, имеет кипенно-белый цвет. О красном цветке я сообщила присутствующим, но найти его долго никто не мог. Фонариками запастись не догадались, а ночь выдалась не лунная. Цветок всё же под утро принесли, но клад уже был найден детьми из одной неблагополучной семьи. Это я тихонько шепнула им, опасаясь, что клад так никто и не найдёт. Я тогда не знала, что кроме сладостей в него положили бутылку вина и блок сигарет. Дети отдали это взрослым. Мы пошли домой, а праздник продолжался до утра. Людям нравится сидеть у костра и общаться… А утром мы с детьми пришли убирать мусор.
  Оглядываясь на прошлое, я не очень сожалею: что  было, то было. Только повторять я бы это не захотела, так как я стараюсь теперь ничего не делать любой ценой. От перегрузок у меня раньше болела голова, и поднималось давление. Да и сама культура теперь перестала для меня быть кумиром, потому что есть у меня один-единственный кумир – Бог, имя которого Иисус Христос. Раньше я позволяла себе праздники языческие, хотя сама всерьёз их не воспринимала, а теперь чётко осознаю их вред. Они занимают место в душе, что по праву принадлежит Богу.
  В купальский июльский день в нашей семье принято вспоминать предтечу - Иоанна Крестителя, мученика за веру христианскую. Его называют первым баптистом (от слова «баптизе» - «погружение»). Он крестил людей погружением в воду. В отличие от язычников, он проповедовал это купание не как физическое омовение с целью очищения тела, а очищение души от грехов.
  Человек, уверовавший в Бога, должен следить за чистотой души. Да и сам обряд крещения означает, что с греховной жизнью покончено, свидетели этому – люди. Погрузившийся с головой в воду, человек якобы умирает для мира, и, выныривая на поверхность, живёт уже новой праведной жизнью - для Бога. На самом же деле здесь большая польза для самого человека и его близких.
  Сам Иисус Христос в возрасте тридцати лет крестился у Иоанна в водах Иордана. Этим он показал, что является Человеком из крови и плоти, и показал пример послушания Богу. Многие люди, крестившись, не собираются что-то менять в своей жизни. Но это дело каждого. Только жаль, ведь обманывают они, прежде всего самих себя. Поэтому их всех мне очень жаль.

На фото: я с мужем в машине еду с купания, лето-2014.