Крым. Мы обязательно вернемся!

Николай Сологубовский
 
Крым.«Мы вернемся, мы обязательно вернемся!»

Бизерта-Севастополь. Из дневника русской женщины. 

«Мы вернемся, мы обязательно вернемся!»
Эти слова были ее молитвой!

Предисловие.
Мой друг, -  он живет в Тунисе, его бабушка и дедушка были русскими, - передал мне записи из дневника, который он нашел, разбирая бумаги своей бабушки после ее кончины.  Зная, что я снял фильм об Анастасии Александровне Ширинской-Манштейн , он разрешил мне опубликовать эти записи, но при условии, что я не назову ни его имени, ни фамилии и имени его бабушки.
Что я и делаю. Вот эти записи.
Добавлю только, что в 1920 году  вместе с родителями она,  маленькая девочка,  покинула Севастополь на одном из военных кораблей Русской эскадры. По рассказам моего друга, она была подругой Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн и их судьбы  похожи...

Надеюсь, никогда больше не повторится с Россией то, что пришлось ей пережить в  начале двадцатого века.

Бизерта, 1 сентября 2005 года.
Вот уже более восьмидесяти лет, как я живу вдали от России. Я хочу написать книгу о Русской эскадре и  своей жизни, куда войдет многое из того, что я  рассказала тем, кто приходит ко мне, в мою скромную обитель, кто посещает  в Бизерте  наш Храм-памятник русским кораблям. У меня хорошая память. Мне хочется надеяться, что я напишу книгу, которая будет повествовать о размышлениях и впечатлениях  более радостных, чем печальных.
И пусть вот эти мысли  будут началом этой книги.
Моя верность родителям и долгу перед семьей удерживали меня вдали от Европы, где царила среди русских эмигрантов  атмосфера бесполезных сожалений и вечных вздохов о России, которой уже никогда не будет. Я осталась в Бизерте.
И я прихожу на христианское кладбище,  где похоронен мой отец, его товарищи, офицеры и матросы, их семьи,  и где каждый камень напоминает о той трагедии, которая началась для России в четырнадцатом году, когда разразилась, и не по вине русских, Первая война. И потом началась цепь таких событий, которая привела к тому, что мы оказались на чужбине.
Надеюсь, никогда больше не повторится с Россией то, что пришлось ей пережить в  начале двадцатого века. Что пришлось пережить нам.

Чтобы никогда человек на убивал человека!

Бизерта, 3 сентября 2005 года.
Если бы я могла начать жизнь снова, я начала бы с  молитв о том, чтобы русский никогда не поднял руку на русского!
Чтобы никогда человек на убивал человека!
Чтобы  на Земле не было братоубийственных войн!
Оглядываясь на свою прожитую жизнь, я ни о чем не жалею и не падаю духом. Судьба мне дала долгую жизнь и хорошую память. Надеюсь, что и обо мне останется добрая память. Хотя я могла бы, наверное, достичь большего.
Мои внуки — у меня их трое —  и правнуки - их четверо -  вероятно, достигнут  чего-нибудь лучшего.  Они доживут до новой Эпохи возрожденной России.  В России много перемен, я стараюсь  не пропустить, хотя признаюсь, что многое ускользает от меня…
Мои мысли  - это мое. Пусть я ошибаюсь, но это мои, выстраданные . мысли.

Каждый из нас должен стать духовно свободен!

Бизерта, 8 сентября 2005 года.
Я не считаю современную эпоху ни цивилизованною, ни христианскою.
Уж больно много печального происходит каждый день на нашей планете. Когда я читаю о людях,  страдающих   в Европе, Америке и Азии в то время, как  можно каждому человеку обеспечить достойное проживание на Земле,  я признаю необходимость прогрессивных  изменений. И начинать надо с духовного перерождения.  С самого себя!
Каждый из нас должен стать духовно свободен.
Только такой человек поможет другому стать духовно свободным.
От людей, находящихся в духовном рабстве, нельзя ожидать ничего хорошего.
Вера в  Любовь, основанная на Законе Любви, должна превратить сегодняшних «рабов Божьих» в Его активных помощников-творцов.
Если страдания наших предков, если наши страдания нас ничему не научили, то тогда жертва Христа была бесполезна, и тогда печально прав тот, кто утверждает, что последний христианин был распят две тысячи лет тому назад.
Горько сознавать, что многие  сегодня далеко отошли от Христа; но это так. Церковь  не смогла до сих пор найти путь ко многим  сердцам, ибо Закону Любви она не следует. Казалось,  все налицо: догматы, таинства, обряды, молитвы,  но за ними скрывается духовное бессилие, потому что  в них  нет  животворящей любви.

Сила Высшая — Бог!

Бизерта, 9 сентября 2005 года.
Кого и что мы должны любить?  Силу Высшую — Бога!
И  не словами его возносить, не низкопоклонством и рабским пресмыканием, а мыслями и делами Любви ко всем людям  одинаково на этой Земле. И к близким, и к дальним, и к друзьям, и к врагам, и ко всем тварям божьим на Земле.
Да, и к врагам тоже, потому что они не ведают что творят. Любить мы должны весь мир, ибо мы составляем его нераздельную частицу, сознавая в то же время, что мы созданы Высшей Силой и обретем себя как ее частицу только тогда, когда мы станем самостоятельной, самосознательной, сильной духом личностью.
Любить мы должны все чистое, красивое, природу и все проявления ее, любить мы должны жизнь земную, ибо она есть одна из ступеней  к жизни вечной.
Проведя земную жизнь  в правде, чистоте и любви, мы получим возможность подняться на ступень выше.

Возврата к прошлому нет!

Бизерта, 15 сентября 2005 года.
Я понимаю, что трудно любить жизнь тем, для которых она проходит в постоянной тяжелой работе, в постоянных заботах о судьбах своих семей. Многим  тяжело живется; многим на земном шаре нелегко нести свой крест, за исключением состоятельного меньшинства, не думающего о нуждающихся ближних.. Поэтому желательны перемены.
Но надо себе твердо уяснить, что возврата к прошлому нет.  Помня прошлое, мы постараемся смотреть в будущее. И когда мы вернемся на Родину, то и там будем работать, не покладая рук; нам самим придется строить свое благополучие, помощи ждать будет не от кого, мы сами протянем руку помощи тем, кто в ней нуждается.
Надо понять, что те резкие перемены, которые произошли в прошлом веке в нашей жизни, в жизни России, в жизни всех народов мира,  есть великое благо с точки зрения духовной.
И тот,  кто это понял, тот глубоко использовал это обстоятельство для своего восхождения по пути к совершенству.
И вот с этой точки зрения мы должны любить жизнь. Какая бы она ни выпала на нашу долю.
Посмотрите на  свою жизнь не с точки зрения узкой земной, преходящей, а с точки зрения вечной, духовной.
Посмотрите на себя не как на тело, в котором мы временно живем, а как на дух, которого наше «Я» есть выражение, который есть житель Mиpa, для которого нет ни времени, ни пространства, который живет, где хочет, который не подчинен ни законам природы, ни законам людским, которого права безграничны, ибо жизнь в нем самом, и который ответственен только пред Силою Высшею — Богом.
Скажите себе: «Я дух вечный, свободный, от Бога исшедший и к Богу идущий: я имею в себе все для того, чтобы с Богом быть в вечном общении», и это все заключается в слове «любить» — слово, которое действительно выражает основной  закон Mиpa.

 Работа каждого во имя блага общества!

Бизерта, 23 сентября 2005 года.
Мы - русские, и, как каждый любит свою Родину, землю своих предков, так и мы с достоинством любим Poccию и народ русский.
Эта любовь наша выражается и в стремлении понять изменения в мировоззрении живущих в России  людей, которое явилось результатом другого воспитания, полученного старшими поколениями и получаемого ныне миллионами русских детей. Но мы должны найти и в  новом миросозерцании те  лучшие стороны, которые будут переданы будущим поколениям.
Принцип, проводимый в жизнь: «Работа каждого во имя блага общества»,  вполне приемлем для каждого из нас; он послужит тем звеном, которое нас, представителей старой России, соединит с молодыми людьми России новой. Мы одухотворим этот принцип Законом Любви, мы будем ему следовать не только во имя блага  Российского государства, а главное, во имя исполнения воли Божьей, которая имеет свое выражение в этом Законе Любви.
Раз и навсегда мы должны ясно понять, что новой Poccии мы ничего не можем дать, кроме любви.
И вот, готовясь к часу единения братьев и сестер, - а я верю, что это произойдет, Россия не может жить разделенной - мы должны в себе и в детях наших вытравить все чувства, идущие вразрез с Законом Любви.  Мы должны протянуть друг другу руки. Только при этом условии народ русский нас, возвращающихся,  примет и поймет.

Урок,   богатый предостережениями

Бизерта, 1 октября 2005 года.
Человек,  стремящийся к духовному обновлению,  станет тем, кто будет  ежедневно и ежечасно строить Царство духа, которое заменит ныне существующее Царство материального. К этому Царству народ русский уже близок, он выстрадал это Царство больше, чем другие народы,   в нем есть сохранилась духовная сила,  на которую смогут опереться  остальные народы. И вместе в Россией  они обретут всепобеждающую гуманную силу  любви и мира,  дающую ту власть, которая всем людям завещана Христом.
Было бы бесцельно сочинять эту книгу, если она не будет иметь нравственного влияния хотя бы на некоторых из моих читателей.
Для меня все пережитое: Русская революция, гражданская война, Крым, эвакуация, чужбина — это урок, полный значения и богатый предостережениями. Станет ли он таким для моего читателя?
Снова и снова я думаю о моих родителях, близких и дорогих мне людях, друзьях моего детства. Я стараюсь видеть их  такими, какими они были в лучшие годы жизни,  какими я их знала в счастливые дни.
Я вижу  их часто во сне, они приходят ко мне,  и мы  подолгу и увлеченно  беседуем о том таинственно-прекрасном Будущем, огни которого уже видны на далеком горизонте. И эти огни мне напоминают  огни русских кораблей, которые не покидают родные берега, а возвращаются к ним после долгого плавания.
Много терпения и много труда  —  и мы все доживем до этого  светлого Будущего.
Мы вернемся, обязательно вернемся в Севастополь!

Опубликовал Н.Сологубовский, в день Праздника воссоединения Крыма с Россией, 18 марта 2015

Для информации
В  московских  книжных магазинах  «Москва», «Библио Глобус», МДК Арбат, Лабиринт, Фаланстер   -  новая книга «Мятеж», которой  Издательство «Ключ-С» продолжает серию публикаций  «АРАБСКИЕ ХРОНИКИ».  Ее автор - Н.Сологубовский, журналист, свидетель событий  2011  года  в Тунисе и Ливии, событий 2012-2013 гг в Сирии и 2014 года в Украине.
17 февраля 2011 года в Ливийской Джамахирии   начался  контрреволюционный мятеж, инспирированный спецслужбами США и других стран-членов военного альянса НАТО и  арабских монархий. 
С 19 марта военные самолеты и боевые корабли НАТО начали наносить  ракетные и бомбовые  удары по ливийским городам.
На приложенном к  книге электронном диске – фотографии и видеоматериалы  автора,  снятые в Тунисе и Ливии, библиотека статей, комментариев и  документов 2011-2015 гг.,   
Затем в магазины поступят книги Н.Сологубовского  «Агрессия» и «Триполитанская трагедия» –  записи и репортажи автора о трагических событиях в арабских странах, России, Украине, размышления о судьбах русских людей, оказавшихся на чужбине.