Светлячок

Валентин Ирхин
Мне достался Светлячок – маленький и прозрачный пластиковый цилиндр. Побочный продукт чужого праздника, инвентарь для ночной рыбалки. 10—15 рублей по старым ценам. Его уже включили в бытие, привели в действие, резко надломив, пробудили, встряхнув. Внутри хрустнула капсула с перекисью водорода, смешалась с органической средой внешней капсулы. Как будто пошел митоз, процесс удвоения хромосом, золотые волокна на изумрудном фоне.

Он мог бы обнять весь мир, но навеки ограничен своими размерами. Повредишь оболочку – равнодушный кислород обычного воздуха разрушит все тонкие процессы за считанные минуты. Остается только отдавать свой свет через нее. Говорят, раньше такое служение не обходилось без радиации, смертельной для окружения, - боялись даже рыбаки. Но теперь опасный китайский товар заворачивают пограничники, получившие специальные детекторы. Отныне только хемилюминесценция, столкновение молекул.

Чтобы на время остановить игру жизни, можно положить светящийся сосуд в морозилку, а затем, как придет время, - отогреть в руках, сказать добрые волшебные слова. Но я вовремя этого не сделал, да и не знал про такую возможность. И нельзя его держать на естественном свету, тем более электрическом. А я искренне пытался придать ему сил, грея настольной лампой… Нет чтобы оградить доверчивое существо, - гордого, но беззащитного Люциферика - от соблазнов мира.

Первые часы он как ребенок весело сиял пламенем, способным смешать ночь и день, рассеять тьму и привлечь серебряных рыбок, только береги созерцающие глаза. Вскоре световой столбик распался на бесформенные клубки, желто-зеленые вихри водорослей. Через несколько дней горел лишь зеленый краешек, потом и он исчез. Но душа, заключенная в пластик, жива: осталось ровное белое свечение волшебной палочки, бледнеющей с ходом недель и месяцев. Его все труднее найти в хаосе квартиры, сумерки больше не помогают, приходится постоянно носить с собой в кармане.

Сейчас свет моего маленького друга можно увидеть только как неясное облачко. Получается это глубокой ночью, когда расширены зрачки, а фоторецепторы перестраиваются, под одеялом или в глухом коридоре (уличные фонари мешают даже сквозь занавески). Нужно плотно приблизить его к глазу, коснуться ресниц, смотреть лучше боковым зрением. Он постепенно приучает меня к темноте, я уже ориентируюсь в ней.

Человек конечно не сова, но наши глаза способны глубоко познать тьму и малые порции света, квантовую природу колеблющейся и волнующейся Вселенной. Впрочем, скоро весна, световой день растет, ночи станут совсем короткими, не всегда успеваешь вовремя проснуться и собраться.

А есть еще многоразовые светлячки, украинского производства, хотя до нас они не доходят – время создает новые границы. Те света не боятся, наоборот подзаряжаются, служат 25 лет. Только вот кто это проверит?

**
P.S. Предисловие, любезно написанное В.В. Веденеевым
http://www.proza.ru/avtor/irkhin2

Вся жизнь моя была освещена лучами невидимого зеленоватого света. Это маленькие человечки из космического корабля, которые часто навещали меня в детстве. Весело смеясь, я с помощью лопатки наполнял ведро песком, а они играючи превращали его в россыпь кристалликов изумруда, уваровита, аквамарина. Тогда-то эти проблески, не видимые никому, и сверкнули впервые в моей жизни. В последующем я всерьез подружился с простой доброй девушкой. Но увидев зеленую шкуру, которую она предусмотрительно снимала накануне свиданий, я по слабости и в силу воспитания сослался на неотложные дела в области кристаллографии и ретировался, чтобы не вернуться никогда. С тех пор я слушаю сказки – и компенсирую тем недостатки проклятого своего воспитания.

Зеленый свет моей жизни слегка померк после такого трагического расставания, черствого удара темной незеленой судьбы. Цвет жизни – зеленый! Так зеленые листочки на березах и липах в саду моей души пожелтели, потеряли сочность. Был я Волшебник изумрудного города – превратился в научного сотрудника, решавшего те же проблемы другими средствами, преимущественно серого направления. Никогда я не забуду, что было, и никогда не потеряю надежду, что оно вернется. И недавно произошло нечто, вернувшее меня к свежести первого переживания. В результате мучительных переживаний, ожиданий и страданий судьба смягчилась.

Чтобы стать светлячком,
совсем немного осталось.
тонкий, прозрачный живот,
в нем замерцал огонек.
В тоске иерархия. 
Каркают воробьи.
Орлы разгребают
лапами мусор.