Великая русская басня

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» - это поразительное по своей глубине произведение светской литературы. В нем мы находим образ личности, которая отдавала себя пению, а когда пришла пора пожинать плоды – она осталась ни с чем. Не было посеяно в ее душе в период весны и лета (то есть молодости и зрелости) то, что необходимо пожать осенью (в старости), чтобы прийти в зиму (смерть) с запасами.  Так многие люди всю молодость проводят в увлечении искусством, музыкой, походам по театрам, музеям, консерваториям, трактирам, борделям... В зрелости их поглощает житейская суета, и в старости они обнаруживают, что сердце их не готово к вечности, а время ушло.
Конечно, можно возразить, что искусство – это тоже труд. Но труд – Сизифов. Человек поднимает камень своих страстей на гору, но не может установить его на вершине, ибо на ней не может быть ничего нечистого. Блудницы и модели очень много трудятся, чтобы привлечь внимание мужчин и заполучить прибыль. Так же делают и музыканты – пианисты с разболтанными руками и вихляющимися волосами, скрипачки с оголенными плечами и грудью мраморной белизны и стройными ногами, которые они никому не стесняются показывать.
Можно возразить и притчей Господней о талантах. Но святые Отцы трактовали таланты, не так, как сыны Вавилона – это, по их учению, не способности человека, а его добродетели. Как учил старец Никон Оптинский, лучше отказаться от душевных способностей, чтобы получить духовные. Ибо сказано в Писании: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Марк 8:34,35).
Есть люди, которые похожи на муравья. Они не шляются по театрам и блудным притонам, а работают. Трудятся и телесно (ради послушания властям), и духовно – взращиванием в сердце своем добродетелей, деланием  добра, милостыней, постом и молитвой. И такие люди, когда наступает время пожинать плоды, имеют хорошие запасы, которые позволят им  войти в жизнь вечную, когда все, что ты делал, запечатлевается (замораживается). И только они войдут в жизнь вечную.
Но и те, первые, имеют возможность спастись. Надо признать себя ниже всякой твари, посыпать голову пеплом и рыдать денно и нощно о своих грехах, признавая себя достойным самых страшных адских мук, убеждая себя, как учил архимандрит Иоанн Маслов: «Я – помойка». И тогда возможно будет прощение по смирению. Но дастся оно, если человек сочтет себя недостойным прощения, а заслуживающим всякого порицания и оскорбления.
Такие размышления вызвала у меня басня Крылова в последние годы…
Иван Куклин.
17 марта 2015 г.


Рецензии
Это точно- наш дворник казах пыхтит во дворе -с утра до вечера.
А вокруг колдыри торчки и пустые баллоны!

Игорь Степанов-Зорин 2   16.07.2015 19:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.