Мир Одессе, либретто оперы

Павел Макаров 2
Сборник моих пьес вы можете бесплатно скачать в удобном формате по ссылке, приведенной внизу на моей странице

(сюжет основан на реальной истории)
памяти погибших во время оккупации Одессы 1941-1944 годов  посвящается

Действие происходит в Одессе в 1940-1945 годах, перед оккупацией, во время оккупации и после освобождения.

Действующие лица

1) МИША, мальчик  - контральто
2) ОЛЬГА Уманская, мама Миши, адвокат - сопрано
3) ОСТАП Уманский, папа Миши - тенор
4) ЭМИЛИЯ, подруга детства Ольги - меццо-сопрано 
5) КОБОЗЕВА Мария, пожилая одесситка, друг семьи - меццо-сопрано
6) НАТАША, дочка Кобозевой 
7) ФЛОРИАН,  румынский офицер - баритон
8) ГЕСТАПОВЕЦ  - бас
9) КОМАНДАНТ, румынский шеф жандармов
10) ПРОКУРОР (партии Команданта и Прокурора может исполнять один артист)
11) СУДЬЯ
12) Румынские солдаты
Хоры - одесситы, солдаты, заключенные

Первое  действие
Явление 1
Приморский бульвар на фоне Одесского залива, Потемкинская лестница. В довоенной Одессе люди живут радостно и весело.  На бульваре гуляют Ольга, Остап и Миша. Миша ездит на велосипеде и норовит съехать с Потемкинской лестницы. Ольга его ругает. Встречаются с Кобозевой. Та приглашает их на обед, говорит, что ее муж, известный хирург, будет рад.  Также встречают Эмилию. Та радостно приветствует их, спрашивает как дела. После недолгого разговора семья уходит. Ария Эмилии. Выясняется, что она любила Остапа и завидует Ольге.

Явление 2
Становится темно. Слышатся взрывы снарядов. На сцену выходят Миша, Ольга и Остап, одетый в военную форму, которого призвали в армию. Остап советует Ольге с сыном ехать в эвакуацию, так как они евреи. Они признаются друг другу в любви. Все прощаются. Остап уходит. Ария Ольги. Миша спрашивает Ольгу, что с нами будет, уедем ли мы из Одессы. Ольга отвечает, что нет, так как все родственники остаются в Одессе, а немцы - культурная нация, не сделают ничего плохого.

Второе действие
Явление 1
Ольга и Миша непросто живут вместе с Кобозевыми. Ольга говорит сыну, чтобы он никому не говорил, что она еврейка. Внезапно заходит Гестаповец,  Командант и Флориан. Флориан обращает внимание на дочку Кобозевых. Гестаповец приказывают всех увести, остается наедине с Мишей и начинает допрос. Он мягко ему советует признаться, что он еврей, что ничего плохого евреям не сделают, а будут охранять. Миша признается. Приводят Ольгу. Миша бросается к ней, говорит, что ничего плохого евреям не сделают, Ольга в шоке и плачет. Их уводят. Гестаповец поет арию зла.

Явление 2
Тюрьма, где сидит множество евреев. Ольга и Миша беседуют. Евреи поют хором. Вдруг приходят охранники и выводят Ольгу и Мишу. Их встречает Кобозева. Она говорит, что решила все вопросы благодаря своему мужу - хирургу, который пользуется доверием оккупантов, и Флориану.

Явление 3
Во дворе Кобозевых идет жизнь в эвакуации. Миша и дети играют в футбол. Пьяные шатающиеся румынские офицеры пытаются забрать мяч и белье. Выбегает Кобозева и прогоняет их.  Заходит Флориан, который  подружился с семьей, ему нравится дочка Кобозевой Наташа. Флориан и Наташа общаются. Ария Флориана. Заходит Ольга и Эмилия, которые ходили на базар. Флориан уходит.
Все садятся обедать. Внезапно заходят румынские солдаты. Они вручают Ольге повестку в суд. Ее подозревают, что она еврейка. Кобозева считает, что кто-то написал донос. Эмилия успокаивает Ольгу и  говорит, что готова выступить свидетелем и подтвердить, что Ольга не еврейка.

Третье действие
Явление 1
Идет суд. Ольга на скамье подсудимых. Прокурор обвиняет Ольгу. Ольга отрицает, что она еврейка и просит вызвать свидетельницу - Эмилию.  Судья разрешает. Эмилия заходит и дает показания. Она путается, и прокурор обвиняет ее во лжи. Суд выносит вердикт, что Ольга еврейка. Ольгу уводят, и все уходят, кроме Эмилии. Эмилия поет арию, где просит ее простить. В конце арии она падает за сцену без чувств.
Появляется Флориан с Мишей и говорит ему, чтобы он бежал домой. Флориан уходит. Миша поет арию. Появляется Кобозева и уводит Мишу.

Четвертое действие

Явление 1
Снова Приморский бульвар. Светло. Война окончилась. Миша с Кобозевой прогуливаются по бульвару. Миша шалит. Кобозева грозит ему, что скоро приедет папа и накажет его. Появляется Остап, он ранен в руку. Все обнимаются. Остап и Миша вспоминают Ольгу. Ария Остапа.
На сцену выходят все действующие лица оперы и поют хором «Мир Одессе».


Первое  действие

Явление 1

По Приморскому бульвару Одессы прогуливаются Ольга и Остап. Миша катается на велосипеде. По бульвару гуляют одесситы.

ХОР
Радостно! Радостно!
Весело! Весело!
Город наш с песнями!
Живет сладостно!

Как Одесса ты прекрасна,
Говорлива, громогласна,
Теплым морем ты согрета
И степным поешь ты ветром!


ОЛЬГА

Как погода хороша,
Мы гуляем неспеша!
Всей семьею по бульвару
Это то, о чем мечтала.




ОСТАП

Безалаберный народ
Потребляет кислород.


ОЛЬГА

Ты сегодня, милый, зол.
Проиграли мы в футбол?


ОСТАП


Футбол будет завтра.
Не пошел мне завтрак.


МИША

Посмотрите поскорее
Как кататься я умею.

Миша на велосипеде быстро едет к Потемкинской лестнице и резко останавливается перед самым краем.


ОЛЬГА

Что ты делаешь сынок?
Так себе сломаешь бок.


ОСТАП

Можешь ты наделать бед.
Жалко мне велосипед.


ОЛЬГА

Ты так милый не шути,
На обед пора идти.


Появляется  Кобозева.

КОБОЗЕВА

Я так рада видеть вас,
Давно не были у нас.


ОЛЬГА

Рада тоже видеть Вас.
У меня в суде процесс.
Сейчас времени в обрез.
После майских к вам придем.
Время дружно проведем.


КОБОЗЕВА

Я спеку вам чудный торт.
Будут сливки - высший сорт.
Как умею я взбивать,
Вам в Одессе не сыскать.
Мой муж, профессор, будет рад.
Покажу цветы и сад.
(Гладит Мишу по голове)
Что растет у вас жених?


ОЛЬГА

Он пока что озорник.
Тройки в школе получает,
За ум браться не желает.


КОБОЗЕВА

Дети часто непослушны,
Зато жить с ними нескучно.
После майских ждем вас в гости.

ОЛЬГА

Мы придем к Вам на обед.
Ивану Алексеевичу привет.


Кобозева откланивается. Миша опять быстро едет к Потемкинской лестнице и резко останавливается у края.


ОЛЬГА
(грозит ему пальцем)

Миша, мишка - одессит.
Будешь дома крепко бит.
 (Папе)
Что-то ты ему скажи.
Как-то  сына вразуми.


ОСТАП

Что могу ему сказать?
(Мише кричит)
Если ты не слышишь мать,
Тебя нужно наказать,
На вокзал в багажник сдать.


ОЛЬГА

Что Остап, ты говоришь?
Он у нас еще малыш.


ОСТАП

Когда я был пацаном,
Я работал в основном.
И я байдыки не бил.
Кровь родителей не пил.


ОЛЬГА

Времена были другие,
Не такие мировые.
Говорю, как адвокат,
Сын ни в чем не виноват.

ОСТАП

На работе ты горишь,
Кого хочешь, защитишь.


Остап целует Ольгу, затем подходит к лотку, покупает газету, разворачивает ее и начинает читать.


ОЛЬГА

Дома это почитаешь,
Нам пора, ведь ты же знаешь.


ОСТАП
(продолжая читать)

Нам пора, но жизнь грозна,
Придти сюда может война.


ОЛЬГА

Зачем такое говоришь,
Смотри кругом, - покой да тишь.


ОСТАП

Покой нам только снится.
Что должно - то случится.


Появляется Эмилия.


ЭМИЛИЯ

Привет, Ольга! Привет Остап!


Целует Ольгу, пожимает руку Остапу, слегка задерживая руку,  при этом долго смотрит на Остапа.

ЭМИЛИЯ
( с ядом в голосе, обращаясь к Ольге)

В весенний день, воскресный,
Вы всей семьею вместе.
Прелестный вид, прелестный.
И сын у вас чудесный.
Я очень, очень рада видеть вас.


МИША

Раз я такой чудесный,
Хочу пирог из теста.


ОЛЬГА

Спасибо, дорогая.
Ты нам всегда родная.
К нам в гости заходи.
А нам нужно идти.


ЭМИЛИЯ

Куда торопитесь вы так?
Как будто гонит в спину враг?


ОЛЬГА

Что ты такое говоришь?
Зайдешь к нам в среду, посидишь.


ЭМИЛИЯ

Спасибо, дорогая,
Так в среду у вас я.

Ольга, Остап машут ручкой Эмилия, зовут Мишу и уходят.


ЭМИЛИЯ
(оставаясь одна)
Я не могу понять, что происходит
В моей измученной душе.
Мое терпенье на исходе.
Я не в себе, я не в себе.

Себя я долго усмиряла,
Уже так много лет прошло.
К покою сердце призывала.
Казалось,  сердце замерло.

Но как же больно видеть мне
Союз столь крепкий и счастливый,
И думать ночью в тишине,
За что так бог несправедливый.

И я могла быть счастливой.
С любимым мужем и детьми,
Гулять  в саду неторопливо,
В Одессе всех могла затмить!

Мне Ольга добрая подруга,
Я ей желаю лишь добра.
Но от сердечного недуга
Не излечиться никогда!

О, как Остап был мной любим!
Но час взаимности не пробил.
Так и не стал он мне родным.
И жизнь мою он не устроил.

Когда ж коварная  судьба
Мою предаст забвенью муку?
И будет комната моя
Полна веселых детства звуков?

 
Прошу любовь, покинь меня!               
Не мучай   тяжкою неволей,
Чтоб счастью вновь открылась я,
Для будничной  семейной доли.

Прошу любовь, покинь меня!
Не соблазняй меня ты боле!

Уходит.


Явление 2


Интермеццо


На сцене становится темно. Началось военное время. Слышны взрывы снарядов. На сцену выходят Ольга и Остап, одетый в военную форму.



ОЛЬГА

Как быстро все переменилось.
Казалось, счастье только снилось.
Нас ждет страдание разлуки
И ожиданья страшной муки.
И неизвестность впереди.
За что все это, господи.


ОСТАП
(окидывая взглядом вокруг)

Прощай, дорогая Одесса,
Быть может тебя не увижу.
Прощайте, родные края.
Но, очень хочется выжить,
Чтобы вернуться сюда!
(Ольге)
На долю будем уповать.
Пора на фронт мне уезжать.
Тебя прошу тоже собраться.
Нельзя в Одессе оставаться.


ОЛЬГА

Куда поеду с Мишей я?
В Одессе все мои друзья.


ОСТАП

Была в Одессе жизнь прекрасна,
Национальность не важна,
Под солнцем ярким, южным, ясным,
Была община  так дружна.
Но для евреев есть опасность.
Немецкий фюрер заявил,
Что к бедам всем они причастны,
Во всех грехах их обвинил.
Я сын украинца, еврейки,
В твоем роду евреи все.
Прошу судьбу, не искушай.
Бери ребенка - уезжай.


ОСТАП

Я не могу себе представить, (одновременно)
Что вас бы мог я потерять,
Хочу я вас от зла избавить,
Страну и город защищать.
Я верю, что конец напасти (одновременно)
Придет победною весной,
Нам снова улыбнется счастье,
И бремя радости земной.
Прошу, храни себя и сына, (одновременно)
Прошу, храни себя и сына, (одновременно)
Жди встречи нашей терпеливо. (одновременно)
Будь провидение милостиво! (одновременно)


ОЛЬГА

Я не могу себе представить,  (одновременно)
Что день грядущий принесет.
Ты должен нас сейчас оставить.
О, ужас, что нас завтра ждет!
Я верю, что настанет час,    (одновременно)
Когда обнимем мы друг друга,
Победа осчастливит нас,
И наша будет в том заслуга.
Прошу, храни себя в сраженьи,    (одновременно)
Прошу, храни себя сраженьи,       (одновременно)
Судьба пусть будет справедлива,  (одновременно)
Будь провиденье милостиво!         (одновременно, с хором)
   

Обнимаются, Остап уходит.

ОЛЬГА

Кто придумал войну,
Кто в кромешном аду
Ищет славы, успеха, дохода?
Для чего созидать,
Коль нельзя избежать
Сотворенного адом исхода?
Так прекрасен был мир,
Увлекательный пир,               
И так рухнуло все в одночасье.
Что за дьявольский ум,
Порожденье безумств,
На Одессу накликал несчастье?

Все рушится, мой дом, моя семья.
Мечта о материнском женском счастье.
На фронте и мужья, и сыновья
Отряжены  чей-то злой властью.

Ну что ж, коль это испытание
В Одессе нам придется пережить,
Без толку стенанья,
Приходится жить.


Появляется Миша, подходит к Ольге.


МИША

Скажи мне мама, что мы будем делать?
Папа сказал, что нам отсюда нужно ехать.




ОЛЬГА

Нет, дорогой мой, остаемся мы в Одессе.


МИША

А папа говорил, что скоро тут будут немцы.

ОЛЬГА

Не бойся их, это народ древней культуры,
Великой музыки, литературы.
Я помню немцев в восемнадцатом году
Они давали всем работу и еду.
Тогда еще я девочкой была,
Не принесут они, надеюсь я, нам зла.
Куда нам ехать, в неизведанную даль?
Что ждет нас там, разлука и печаль.
Опасен путь, вчера одесский пароход,
В трагический  попался  переплет.
От взрыва бомб он быстро затонул,
С людьми за полчаса пошел ко дну.
Все близкие, друзья здесь остаются.
Пусть небеса над нами распахнутся.
Мы остаемся. Нас нигде не ждут.
Все тяготы перенесем мы тут.



Второе действие

Явление 1

Дом Кобозевых. За окнами темно, непогода. Ольга и Миша сидят у стола  и пьют чай.


ОЛЬГА

Пей чай мой хороший пей.
Ты понял, что я тебе сказала?
Никому не говори слово «еврей».


МИША

А почему так говорить не надо?


ОЛЬГА

Не спрашивай. Такой теперь порядок.


Заходят Наташа и Кобозева, также садятся к столу.


КОБОЗЕВА

Приятного аппетита.
(гладит Мишу)
Как мальчик хорошо воспитан.
Были с Наташей на базаре.
Всем нужны эти рейхсмарки-шмарки.
(Достает конфету Мише и кусок мыла Ольге)
Вот вам небольшие подарки.


ОЛЬГА

Ну что Вы, право, спасибо…
Я благодарна, Вам, Мария,
Что приютили нас.
Не могу себе представить,
Что б делали без Вас.


КОБОЗЕВА

О, пустяки, не стоит право,
Люди должны друг другу помогать.
Мужу платят сейчас пятьсот марок,
На основное нам будет хватать.


ОЛЬГА

Дома у нас жить опасно.
Я очень боюсь гестапо.


КОБОЗЕВА

Надеюсь, не будет хуже
Спасибо моему мужу.




ОЛЬГА

А что Иван Алексеевич,
Так поздно еще в больнице?


КОБОЗЕВА

Такая у хирургов судьба,
За жизнь пациента борьба.
Быть в госпитале есть множество причин.
На столе - важный румынский чин.

Стук в дверь.


КОБОЗЕВА

Наташа, доченька, пойди открой,
Может наш папа вернулся домой.


Наташа подходит к двери и открывает ее. Входит Флориан в румынской форме. Он с интересом смотрит на Наташу.


ФЛОРИАН
(игриво)

Какая милая фемина,
Меня судьба вознаградила.



НАТАША
(смущаясь)

Не знаю, право…
Кто Вы и зачем пришли?


Входят Гестаповец и Командант . Флориан становится серьезным.


КОМАНДАНТ

Флориан, серьезен будь.
(показывает на Гестаповца)
Дон офицер не может ждать.
(обращаясь к хозяевам)
Кто здесь Ольга Уманская?

Ольга выходит в центр.

КОМАНДАНТ
(показывая на Мишу)
Это ваш сын?

ОЛЬГА
Да.

КОМАНДАНТ

Покажите паспорт.

Ольга достает паспорт, Комендант смотрит страницу на свет.

Мне кажется, тут стерта национальность.


ОЛЬГА
(испуганно)

Нет что вы, этого не может быть.


КОМАНДАНТ

Сейчас мы вместе пое…


ГЕСТАПОВЕЦ
(обрывает его)

Не нужно, всем вон отсюда кроме сына.
Я с ним поговорю.

Командант уводит всех. Гестаповец склоняется к мальчику.


ГЕСТАПОВЕЦ
(неожиданно мягким голосом)

Хороший мальчик, хочешь рафинада?
(дает Мише кусочек сахара)
А скажешь правду - получишь шоколада.
Тебя учили, что лгать нехорошо.
Ну умница, ответь мне на вопрос:
Ведь ты еврей, юде?

Миша опустил голову и отрицательно покачал головой. Гестаповец достал пистолет.

(резче)
Если ты не будешь правду говорить,
Придется мне тебя убить…
(снова мягко)
Евреям мы ничем не угрожаем,
Мы их от бомб оберегаем,
Для этого всех вместе поселяем,
О них заботимся и кормим, одеваем.
Теперь еще раз - ты еврей?

Миша стоит, опустив голову.

Я знал, ты матери своей честней.

(громко)

Фрау, войдите!

Заходит Ольга, румынские офицеры.

Ваш сын признался, он - еврей.


ОЛЬГА
(в ужасе)

Не может быть, что ты сказал?

МИША
 (бросается к Ольге)

Не бойся мамочка, не надо горевать,
Нас не убьют, а будут охранять.
Нас просто увезут в другое место,
С нами поступят хорошо и честно.


ОЛЬГА
(отталкивает Мишу, в отчаяньи)

Ты - не мой сын!


МИША

Мамочка!


ГЕСТАПОВЕЦ
(Команданту, с улыбкой)

Их увести.

Командант и Флориан уводят Ольгу и Мишу. Все остальные тоже уходят. Гестаповец выходит на авансцену.


ГЕСТАПОВЕЦ

Волнуется море,
Темнеет закат.
Мы грозная сила -
И вот результат.

Сюда мы пришли,
Как всегда, побеждать.
Чтоб в будущем жить,
Мы должны убивать.

Не жалко ни капли
Мне этих лакеев
Ненужных, смешных
Недалеких евреев.

Ни стон, ни моленье
Нас не смягчат.
Нам нужно движенье
Отважных солдат.

Нас вдохновляют
Духовные скрепы.
Все прочие мысли               
Просто нелепы.

Отсель на восток -
Это наша земля.
Ее мы вернем,
Нашу мощь не тая.

Мы избраны богом,
Раздавим любого.
Всех наций наш рейх
На планете сильней.

Мы раз навсегда должны победить,
Чтобы века счастливо жить.
Для немцев наступит святая пора -
Из зла народится эпоха добра.
Ах, хахаха! Ах, хахаха!
Из зла народится эпоха добра!
Эпоха  добра, эпоха добра -
Ее сотворит империя зла!
Империя зла! Эпоха добра!
Империя зла! Империя зла!

Уходит.


Явление 2

Тюрьма. На полу сидят женщины, дети, старики, Ольга и Миша.


ХОР

Зачем мы здесь,
Чья злая спесь,
Согнала нас,
В недобрый час.
Что будет с нами,
За этими стенами.
Что нас спасет
И что нас ждет.
За что мы тут,
Нас не убьют.
Не может быть,
Что нас хотят убить.
Кого просить, кого позвать?
И нам осталось только ждать.
Какой вампир
Украл наш мир?
Привычный ход
Мирских забот.
Зачем мы здесь,
Зачем мы здесь.
И что нас ждет,
И что нас ждет.


ОЛЬГА

Спи, малыш, усни сынок.


МИША

Не спится мамочка моя,
Скажи мне, правду не тая.
Что будет с нами в этом месте,
Нас обманули при аресте?
Отсюда нас не выпускают.
И от кого нас охраняют?

ОЛЬГА

Не бойся, Мишенька,
Все будет хорошо,
Нас охраняют и спасают.


МИША

Мама,  я кое-что хочу тебе сказать.
Мамочка, я не хочу умирать.

ОЛЬГА
 (плачет)

Ну что ты ангел, мой сынок,
Нам здесь сидеть недолгий срок.
(пытается улыбнуться)
Настанет утро, милый мой,
И мы отправимся домой.
Спи мой хороший, дорогой.


МИША

Тебя я, мамочка, люблю,
Не уходи, тебя прошу.


ОЛЬГА

Тебя не брошу никогда.
Ты моя радость и звезда.
Спи милый, я тебя прошу.
Тебя сильнее всех люблю.


ОЛЬГА, МИША (одновременно)

С тобой мы вместе навсегда,
Не разлучимся никогда.
Сильнее нет семейных уз
Чем сына, матери союз.

Тебя я, мамочка, люблю (МИША).
Тебя я, Мишенька, люблю (ОЛЬГА).
И за тебя судьбу молю.
За нас, за всех судьбу молю.


Миша засыпает.
Заходит Флориан и румынский солдат.


ФЛОРИАН
(показывает на Ольгу)

Мадам Уманская, с сыном на выход.


ОЛЬГА

Сынок, проснись, нас вызывают,
(Миша просыпается)
Я рада этому, признаюсь.

Ольга и Миша вслед за Флорианом и румынским солдатом выходят. Стараются не смотреть на остающихся заключенных евреев.


ХОР


За что мы тут,
Нас не убьют.
Что нас спасет
И что нас ждет.
Зачем мы здесь,
Зачем мы здесь.
И что нас ждет,
И что нас ждет.


Вспыхивают столпы огня. Заключенные удаляются. На сцене Флориан, Ольга и Миша. Появляется Кобозева.



КОБОЗЕВА

Мой муж похлопотал за вас,
Я рада очень видеть вас.
Нам бургомистр пропуск дал,
Помог нам также, Флориан.
Сейчас бежим скорей домой,
Нужны тепло вам и покой.

Уходят.




Явление 3


Двор и дом Кобозевых. Весит белье. Миша и дети играют в футбол.


МИША

Давай мне пас, играй красиво.
Куда даешь, эх ты, мазила.


Заходят пьяные румынские солдаты. Дети их пугаются, товарищи Миши убегают, Миша прячется за белье.


РУМЫНСКИЕ СОЛДАТЫ
(заплетающимся языком)

Что нужно в жизни человеку?
Всего лишь яйка, курка, млеко.
И рядом винная бадега.
Куда в ночное можно бегать.
Где местная хозяйка?
Нужны нам курка, яйка!
(Замечают Мишу, хватают его за ухо)
Зови сюда дома хозяйку.
Скажи, пусть несет нам яйка.

Миша вырывается.

МИША
(кричит)

Тетя Мария! Вас зовут!

Появляется Кобозева.


КОБОЗЕВА

Что тут за бардак?


РУМЫНСКИЕ СОЛДАТЫ

А вот сама хозяйка.
Неси нам курка, млеко, яйка.
А если есть - вино,
Полезно нам оно.


КОБОЗЕВА

Сейчас будет вам вино,
Только я найду бревно.
Будут вам и яйка,
Где же моя скалка.

Кобозева находит скалку и начинает бить солдат. Они от нее убегают. Миша смеется.

Курка, млеко, яйка.
Отбивная скалка.
Будут вам и яйка.
Яйка будут всмятку.


Гоняет румынских солдат, те пытаются убежать, натыкаются на входящего Флориана.


ФЛОРИАН

Что происходит здесь?


КОБОЗЕВА

Им захотелось яйка.
А получили скалку.


ФЛОРИАН
(румынским солдатам грозно)

Немедленно в казарму.
Я доложу жандарму.

Румынские солдаты уходят.


КОБОЗЕВА

Они не знали, с кем имеют дело.
Здорово я их огрела.


ФЛОРИАН

Сюда они больше не придут. Наташа дома?


КОБОЗЕВА

Сейчас я позову. Наташа!

Вместе с Мишей уходит в дом. Появляется Наташа.



НАТАША

Снова в гости, Флориан.
Скажут, что у нас роман.


Флориан достает цветок и дарит его Наташе.


ФЛОРИАН

Что хотят пусть говорят,
Безразличен мне их взгляд.


НАТАША


Спасибо Флориан.
Подарки принимать как-то мне неловко.
Сам понимаешь, какая обстановка.
Меня за это могут осудить.
Когда идет война - нельзя любить.




ФЛОРИАН

Война войной, а жизнь идет.
Что день грядущий принесет?
Бери от жизни каждый час,
Все может быть в последний раз.
Не по своей я доброй воле,
В Румынии оставил поле
И материнский дом родной.
И занесен сюда войной.
Сердцу не милые приказы
Я должен строго выполнять.
Иначе в случае отказа
Расплаты мне не миновать.
Владел бы я своей судьбою,
Я скромно, мирно дома б жил.
Я время проводил б с семьею,
И всех на свете я б любил.
Тебя я встретил здесь, в Одессе.
Такой нежданный поворот
В чьей-то жестокой,  странной пьесе.
Не знаю, что он нам несет.
Война войной, а жизнь идет.
Что день грядущий принесет?
Бери от жизни каждый час,
Все может быть в последний раз.



НАТАША, ФЛОРИАН (одновременно)


Как удержать свои мне чувства,
Хочу любить я безыскусно.
Как надоела мне война.
Как жизнь безмерно тяжела.
Как можно дань отдать любви?               
Когда вокруг столько крови?
Что ожидает впереди?
О, ужас, что же впереди?               



С улицы заходят Ольга и Эмилия с сумками. Из дома выходит Кобозева.


КОБОЗЕВА

Как хорошо, что все мы в сборе.
Прошу садиться всех за стол.


ФЛОРИАН

Я ухожу, меня в казарме ждут.


НАТАША

А может, пообедаешь ты с нами?


ФЛОРИАН

Не в этот раз.


Флориан кланяется и уходит.


КОБОЗЕВА
(Наташе)

Достань столовые приборы.
И принеси еще рассол.

Наташа уходит и возвращается с приборами и бутылем. Все рассаживаются.


КОБОЗЕВА
(Кричит)
Мишка-одессит! Ты что одним футболом сыт?

Прибегает Миша, целует Ольгу и садится рядом с ней за стол.


ОЛЬГА


С Эмилией ходили по базару.
Полно всякого товару.
Хлеб стоит три марки.
Купили мы чай для заварки.
Весь город как один торговый ряд.
Торгуют, покупают все подряд.


ЭМИЛИЯ

Зашли в салон на Дерибасовской угол Гитлера,
Там кофты привезли румынские экспедиторы.
Расцветка, как райский подарок!
Где тридцать найти лишних марок?


ОЛЬГА

Эмилия, будь добра, не произноси это имя.


ЭМИЛИЯ

Ну, ты, дорогая, прямо так ранима!



ОЛЬГА
(Кобозевой, переводя разговор)

Иван Алексеевич, как всегда в больнице?


КОБОЗЕВА

Да, как всегда. С этим нужно мириться.
Что в городе, какие сплетни, слухи?


ЭМИЛИЯ

Болтают разное беззубые старухи.


ОЛЬГА
(тихо, прикладывая руку ко рту)

Прошел слушок, что на далеком фронте
Для нас забрезжил свет на горизонте.

КОБОЗЕВА

Ох, поскорее бы закончился кошмар.
Войны проклятой убийственной пожар.


ОЛЬГА

Эх, если б можно было получить известье
В каком Остап сейчас воюет месте.

ЭМИЛИЯ
(Ольге)

При сыне ты его не вспоминай.
(Мише)
А ты нигде про это не болтай.


МИША
(встает из-за стола, бегает вокруг него, показывает язык)

Когда я ем, я глух и нем,
Когда я сыт, я одессит.
Язык мой создан без костей,
Я знаю много новостей.

Всем расскажу секреты я,
За два или за три рубля.
На них пойду смотреть в кино,
Или объемся эскимо!


Миша  убегает.

ОЛЬГА

Он с возрастом все больше непослушен.


КОБОЗЕВА

Не может же подросток быть все время скучным.
В школу ему ходить опасно,
Шалит пусть дома, на это я согласна.


Заходят два румынских солдата.


РУМЫНСКИЙ СОЛДАТ

Для Ольги Уманской у меня повестка.
Явиться завтра в королевский суд.


ОЛЬГА
(встревожено)

В чем дело, я давно не адвокат.


РУМЫНСКИЙ СОЛДАТ


Не знаю, я лишь рядовой солдат.
Есть подозрение, что вы еврейка,
Никто не знает, может вы злодейка.
Не бойтесь, власти вас зовут
На честный, справедливый суд.
Завтра!

Вручает повестку Ольге и солдаты уходят.


ОЛЬГА

О, ужас, опять этот вопрос.


КОБОЗЕВА

Кто-то написал на тебя донос.
Хотя Одесса талантами полна,
Но много здесь живет и всякого дерьма.
Готовы предать человека за водку,
За пфеннинги, марки, махорку, селедку.
Эх, была бы на все моя воля,
Устроила этим мерзавцам гастроли!


ЭМИЛИЯ

Так может не ходить на этот суд?


ОЛЬГА

Тогда меня и Мишу заберут.
Я адвокат, и этот вызов встречу,
Не может бог быть так бессердечен.
Мне нужен убедительный свидетель,
Кто подтвердит, что подозренья - сплетни.


ЭМИЛИЯ


Я, твоя лучшая подруга,
Твое происхожденье подтвержу
Без колебаний и испуга
Все что надо, я судье скажу.


ОЛЬГА, ЭМИЛИЯ (одновременно)


Как хорошо, что есть друзья,
Помочь готовых, не тая
Ползучей  зависти  коварной
В беде и счастье солидарных,
Всегда готовых в трудный час
За близкого возвысить  глас.
Спасибо богу за друзей.
Без них жилось бы нам трудней.


ОЛЬГА

Кто в этом фарсе судьи?
Что будет - пусть то будет!




Третье действие


Явление 1

Зал судебных заседаний. На скамье сидит Ольга. За ней стоят румынские солдаты. Заходит Судья.

РУМЫНСКИЙ СОЛДАТ

Встать, суд идет!

Все встают, судья кланяется и показывает всем, чтобы они садились.

СУДЬЯ

Прошу садиться!
Работать сегодня будем быстро.
Согласно уложениям Транснистрии,
Именем Румынии Короля,
Свершим мы справедливый суд.
Ничего из правды не утая,
Установим мы истину тут.
Прошу, подсудимая, дать клятву,
Что в каждом слове будете честны.


ХОР

Говорите правду и только правду!
Велик королевский суд!

СУДЬЯ
(Ольге)

Принесите клятву, что будете говорить только правду.


ОЛЬГА
(встает кладет руку на книгу)

Ваша Честь! Клянусь говорить только правду,
Ничего кроме правды,
Законы Румынии соблюдать.
Верю, что буду оправдана,
Мне нечего скрывать.


СУДЬЯ

По порядку все прения сторон,
У нас законный процесс.
Никто не должен быть ущемлен
В правах. Не нужен нам эксцесс.
Прокурор, прошу Ваше слово.




ПРОКУРОР

Благодарю Вас, Ваша Честь!
Каждый в нашей свободной стране велик,
Если он не еврей и если не большевик.
Жиды - это злобные крысы,
С ними не может быть компромиссов.
(читает документы)
Подсудимая Ольга Уманская обвиняется в том,
Что она скрывает свое происхождение,
Чем нарушает Великой Румынии законоположение
Об отдельном проживании еврейской национальности лиц,
Что видно из этих документов и страниц.
(показывает Судье, Судья кивает, Прокурор обращается к Ольге)
Вы рождены в апреле, правда ли?
Фамилия Уманская - еврейская, не так ли?
Зачем устраиваете спектакль?
Как отвратителен обман!
Не выйдет суд поймать в капкан!


ХОР

Она иудейка, она еврейка!
Хочет улизнуть, иуда!
Юде! Юде! Юде!


ОЛЬГА

Уманская - украинская фамилия, по мужу.
Моя девичья фамилия Братчук.
А родилась я не в апреле, а в декабре.


ПРОКУРОР

Вот копия метрики из архива.
А ваши заявления все лживы.
(судье)
Ваша Честь, я требую для подсудимой наказания,
Другим  преступникам  в назидание.




ХОР

Она иудейка, она еврейка!
Хочет улизнуть, иуда!
Юде! Юде! Юде!


ОЛЬГА

Ваша Честь, прошу выслушать меня,
Вашу гуманность ценя,
Я верю в королевский высший суд.
Не может он быть к моему делу глух.


СУДЬЯ

Я соблюдаю закона порядок строго,
И посему даю Вам слово.


ОЛЬГА

Ваша Честь! Благодарю Вас.
Прошу в решении учесть,
Что в разбираемом Вами деле,
Есть документ,  а есть и человек.
Что важно избежать ошибки,
Не может королевский суд
Жертвой пасть догадок зыбких,
Ведь это правды институт.
Есть у меня свидетель честный,
Который может подтвердить
То, что суду пока неизвестно,
Помочь правосудие совершить.


СУДЬЯ

Нет ли у Вас прокурор возражений
Вызвать свидетеля и опросить?


ПРОКУРОР

Исходя из наших королевских уложений
Мне трудно на это возразить.
Мы люди чести и свободы
И каждому дать слово готовы.



СУДЬЯ
(солдату)

Прошу свидетеля позвать.


Солдат выходит и через пару секунд возвращается с Эмилией.


СУДЬЯ

Прошу принять присягу Вас.
И только правду говорить.


ЭМИЛИЯ
(подходит и кладет руку на книгу)

Клянусь говорить только правду
И ничего кроме правды.

СУДЬЯ

Вы знаете подсудимую?
И лет сколько?


ЭМИЛИЯ

Да, это моя близкая подруга Ольга.
Ее я знаю еще со школы,
С первого класса.
Мы были тогда очень молоды,
Мы очень дружны с того самого часа.


СУДЬЯ


Что знаете Вы о ее происхожденьи?

ЭМИЛИЯ

Я знаю, что у Ольги правильная раса.
Она родилась в украинской деревне,
И в детстве была крещена.
Ни в чем не виновна она.
Нет человека ее душевней.


СУДЬЯ

Понятно. Есть ли вопрос у прокурора?


ПРОКУРОР

Ваша честь для правильного дела разбора,
Чтоб наш процесс не был поруган,
Хочу у свидетеля спросить:
Когда родилась ее подруга?


ЭМИЛИЯ
(неуверенно)

Моя подруга,…Ольга…родилась
В месяце… Октябре!


Ольга хватается за голову.


ПРОКУРОР
(с торжеством)

Ваша честь, обратите внимание
На это странное незнание!
Подруга детства не знает когда день рождения,
Такая ложь для суда унижение!
Я утверждаю, что подсудимая Ольга скрывает свое происхождение!
Это вопиющее закона нарушение!
Можно уже прекратить эти споры,
Я требую сурового приговора!


ХОР

Она иудейка, она еврейка!
Хочет улизнуть, иуда!
Юде! Юде! Юде!


ЭМИЛИЯ
(в отчаяньи)

Я просто… Я просто переволновалась.
Прошу, проявите к Ольге жалость.
(оборачивается к Ольге)
Прости меня Ольга. Прости.


СУДЬЯ

Слова свидетельницы мы приняли во внимание.
(Ольге)
Что хотите сказать на прощанье?


ОЛЬГА


Мне нечего больше добавить,
И совесть моя чиста.
Дьявол решил исправить
Законы  людские Христа.
Как будто в другом измерении,
В каком-то кромешном аду,
От зла не найти избавления,
Я чувствую остро беду.
Чудовищно обвинение,
Его я не отведу,
У рока нет тени сомнения,
Мою решил он судьбу.
Я падаю в пасть дракона,
Порождение вселенского зла,
Меня не спасет икона,
Нет на планете добра.
Мои  дорогие, родные,
В царство теней ухожу.
Запомните дни золотые,
Молитесь за душу мою.          

ХОР

Запомните дни молодые,
Молитесь за душу мою.


ХОР и ОЛЬГА

Запомните дни золотые,
Молитесь за душу мою.


СУДЬЯ

Высокий королевский суд постановляет
Признать виновной и определяет
Подсудимой наказание
За учиненное ей злодеяние.
Traiasca Romania mare!
Да здравствует Великая Румыния !
Увести!


Солдаты хватают Ольгу за руки и грубо выводят. Все уходят, кроме Эмилии.


ЭМИЛИЯ


Клянусь, я не хотела зла!
Ведь я старалась, как могла.
Мне не нужна была любовь
Если прольется Ольги кровь.

Была судьба ее предрешена,
Ни в чем, ни в чем не виновата я.
Ужасен этот подлый суд.
Как лицемерны все вокруг.

Как я могла так ошибиться!
Беде позволив  совершиться!
Мои неосторожные слова
Теперь повсюду исказит молва.

И как я дальше буду жить?
Я не смогу мечтать, любить.
Я буду в мыслях к Ольге возвращаться,
Пред богом и собой не оправдаться.

За что такое испытание?
Тяжелое душевное страдание?
Отравлена моя душа,
Трагедией обожжена.
Нет мне на свете этом прощенья,
От совести муки нет избавленья.
(прижимает руку к сердцу)
Что-то сжимает и давит в груди,
Мне трудно дышать, мне трудно идти.
(медленно идет в глубь сцены).
Нет мне на свете этом прощенья,
От совести муки нет избавленья…

Эмилия падает за сцену без чувств. На сцене появляется Флориан и Миша.



ФЛОРИАН

Маленький мальчик беги домой.
У тети Марии найдешь ты приют и покой.


МИША

А что с моей мамой,
Когда ее ждать?


ФЛОРИАН

Ты дома узнаешь,
Мне нужно бежать.


Флориан машет Мише рукой и убегает.

МИША


Кто скажет мне и объяснит,
Что моей маме предстоит?
Что будет  здесь теперь со мной?
И кто играет так судьбой?

За что разрушен прежний мир?
И кто разжег кровавый пир?
Я был для счастия рожден,
Недолго был счастливым сон.
Как вдруг прожорливый дракон
Похитил мой невинный сон.

Я никому не делал зла,
Любил я мать, любил отца,
Моя веселой жизнь была,
Так в чем же, в чем моя вина?
Где ты родная мамочка моя?

Зачем невинных убивать?
Как можно смертью побеждать?
Кому нужна эта война?
И в чем, и в чем моя вина?
Скажите, в чем моя вина?
Скажите в чем моя вина?

На сцене появляется Кобозева, обнимает Мишу и уводит его за руку.


ХОР

Человек и грустит, и смеется,
Но однажды уходит из жизни.
И живущим тогда остается
Помянуть его траурной тризной.

С неба звезд часто он не хватает,
Его путь незаметен и скромен,
О бессмертии он не мечтает,
И живет, пока о нем помнят.


Только маленький след на планете.
За рождение смертью мы платим.
Солнца луч восстает на рассвете,
И уходит от нас на закате.

Человек и грустит, и смеется,
Но однажды уходит из жизни.
И живущим тогда остается
Помянуть его траурной тризной.

С неба звезд часто он не хватает,
Его путь незаметен и скромен,
О бессмертии он не мечтает,
И живет, пока о нем помнят.
И живет, пока о нем помнят.






Четвертое действие



Явление 1


Приморский бульвар, весна. По бульвару гуляют одесситы.


ХОР


Как бы ни было страшно и горько
Проживать времена лихолетья,
Избавленье приходит тихонько
Ужас тает в тумане столетий.
Возрождается сказочный город,
Заживают кровавые раны.
Этот город мне снова так дорог,
Запах моря, степи полупьяный.         

И бурлит, и играет Одесса
Возле самого синего моря,
В вихре шуток, огне юморесок
Забывает недавнее горе.

Этот город и молод, и вечен,
От осенней тоски заколдован.               
Он печатью надежды отмечен,
Благодатью он очарован.               


Этот город и молод, и вечен,
От осенней тоски заколдован.
Он печатью надежды отмечен,
Благодатью он очарован.

Появляются Миша и Кобозева. Миша катается на велосипеде.


КОБОЗЕВА

Бульвар красив в весеннем свете,
В апрельский  предвечерний час.
Морской, любезный теплый ветер,
И неба  обозримый глаз.

Шаги, шаги воспоминаний…
Рубцы болезненных терзаний
Тревожат струны тайных сил.
Кто так страданья выносил?

Смотрю назад, мой  жаден взгляд,
Как будто, все  иначе  видит.
Всей глубины едва осилит,
Внимая истины парад.

Все – фон моих желанных чувств,
Волнений, бурь, успокоенья.
Цинизма зуд,  души моленье,
Триумф играющих  искусств.

Жизнь  - это тысяча шагов,
Больших, скупых, отважных, робких.
Пустых, занятных, праздных, емких.
Жизнь – это тысяча стихов,
Простых, душевных, жарких, громких…

И снова предвечерний час,
Бульвар прекрасен в ясном свете,
Он вечен, праздничен и светел,
Он полон чар,  игры и снов.
Со мной играет жизни ветер,
И у меня, в священном  месте,
Есть снова тысяча шагов.


Миша подъезжает к Потемкинской лестнице и резко останавливается.


КОБОЗЕВА


Мишка, ты опять шалишь.
Ой, сейчас ты загудишь.
Что тогда отцу скажу,
От Мишки рожки покажу?



МИША

А когда папа приедет?


КОБОЗЕВА

Он писал, что на этой неделе.


Появляется Остап. Он в военной форме, у него забинтована рука.


КОБОЗЕВА

Мишка,  смотри кто приехал!

Мишка бросает велосипед и бросается к Остапу. Они крепко и долго обнимаются.



ОСТАП

Мальчик мой дорогой,
Какой ты стал большой.


МИША

Папа, папа, как я рад.
Тебя ждал тыщу дней подряд.


ОСТАП

Только приехал с фронта,
Немцев гнали до самого горизонта.


МИША

Папа, покажи пистолет.


ОСТАП

Это не игрушка, сынок. Нет.


КОБОЗЕВА
(также обнимается с Остапом)

Что с рукой, серьезное ранение?


ОСТАП

Пустяки, легкое волненье.




МИША

Папа, ты знаешь, мамы больше нет.


ОСТАП


Знаю, сынок, на свете много бед.
Но все равно этот мир солнцем согрет.
После стихии жестокого зла
Всегда приходит покой и время добра.

Мы будем честно и счастливо жить!
Творить, умиляться,  страдать и, конечно, любить!
И помнить ушедших от нас людей дорогих,
Отдавших свою жизнь в годах роковых.

Интересен, загадочен наш удивительный мир,
От войны он пока не нашел эликсир.
Пусть наполнится радостью, смехом земля,
Чтоб не знали потомки о том, что такое война.

Мы с тобой по дороге  надежды пойдем!
Обязательно   счастье  свое обретем.
И хотя наша боль потери остра,
Не грусти, - наступает эпоха любви и добра.
Только жить, созидать, любить и прощать,
Должны мы пред будущим долг сознавать!
Люди могут, должны перестать враждовать,
А лишь только прекрасную жизнь познавать!

Пожелаем мы мира любимой Одессе,
Процветания, блага, веселья, прогресса!
Чтобы вдоволь всегда было масла и хлеба.
И всегда над Одессой было б чистое небо!

Пожелаем мы мира любимой Одессе,
Процветания, блага, веселья, прогресса!
Чтобы вдоволь всегда было масла и хлеба.
И всегда над Одессой было б чистое небо!


На сцену выходят все принимавшие участие в представлении. Румынские военные, Гестаповец, Прокурор, Судья, Командант одеты в гражданскую одежду.


ХОР

Мир Одессе!
Поем мы вместе!
Мир Одессе!
Добра и чести!
Одессе мир!
Веселый пир!
Одессе мир!
И пенье лир!
Мир Одессе!
Добра и чести!
Мир Одессе!
Споем мы вместе!
Пусть будет мир всегда в Одессе   (соло - Ольга)
И слышен глас веселой песни!
Миру мир!
Мир Одессе!
Веселье песен!
И звуки лир!
Одессе мир!
Миру мир!
Мир Одессе! (Миша)
Мир Одессе! (Остап)
Мир Одессе! (Ольга)
Мир Одессе!

ЗАНАВЕС