Камыш

Сергей Демченко
   Осень..Я люблю это время года и не только потому ,что это время начала охотничьего сезона. Дожди очищают воздух, делая его прозрачнее и звонче. Первые заморозки  изменяют цвет листвы, сбивая ее и выстилая лесной пол разноцветьем тканых ковром , с немыслимыми узорами. Хотьба по лесу в это время очень уж шумная. Лист шуршит и шумит под ногами не только человеческими, но даже у таких малых животных , как  землеройки и кроты, а уж бегущего петуха-фазана можно услышать за сотню метров. С течением времени , под действием влаги и прохлады , лист уплотняется, не производя больше шума при хртьбе  и выделяя тот незыбываемый и непередаваемый запах поздней , лесной осени, запах сырости , прелого листа , влажных деревьев и появляющихся грибов.

     В это время года нет уже,так надоевшей за лето ,изнуряющей жары,вездесущих кровожадных комаров, но и нет еще ежедневных зимних ветров,досаждающих в зимние месяцы. Время покоя , грибов и ..охоты.

  В один из таких тихих и влажных осенних ,ноябрьских дней, мы компанией охотились на кабана.

  Гаевые охоты на Кубани очень популярны и распостранены. Я не большой поклонник этих охот, т.к. больше предпочитаю охоты с собаками, мой друг и кум Алексей Алексееевич,придерживается такого же мнения. Но тем не менее , иногда мы отступали от наших правил.
  Обычно , охотничья компания делится на двое и чередуются в застреле или гае. При охоте же с собаками, владельцы собак , всегда , как правило ,находятся в гае, т.к. им нужно заводить собак и , желательно находиться все время не в далеке от своих питомцев. Это вторая сторона вопроса,почему мы не очень уважали гаевые охоты.

  Мы были с собаками. Лёшина  Найда , или Надюшка ,как он ее ласково называл и мои Туман и Дим. Две русские пегие гончие и западник Дим, было неплохое трио, работающее по всем видам дичи , в том числе и по кабану. Самый опытный в этой компании был Дим, из-под которого был добыт не один кабан и который был к этому времени неоднократно порот кабанами и потом зашивался моим другом –ветврачем Александром Николаевичем. Но ,к слову сказать , охотничьего азарта Диму это не убавляло , а скорее даже наоборот.

  День давно уже перевалил за полдень, а зверя все не было. Пару раз гончие  принимались работать , отдавая в добор по лисице, но мы их подлавливали , не давая пересечь линию застрела, т.к. лисы в этих местах уходили на очень большой круг и мы могли остаться без собак до конца охоты. Пойменный лес в этоих местах был очень плотный и продавить его без собак было делом безнадежным.
    В какой то момент я обратил внимание на очень долгое отсутствие Дима, он не отмечался уже давно  ,как это обычно делают лайки , догоняя тебя по следу и пробегая ,стараясь слегка коснуться твоих ног и пугая тебя неожиданным и легким касанием.
  -Где же он ? Куда ушел и зачем,самое важное?
   Компания ,уже готовая идти к машинам,нервно загудела :”Пойдем в сторону машин. Придет ,никуда не денется. Пока дойдем, по 50 грамм пропустим ..придет..Собаки обычно на обед приходят..”
    Желания охотиться у большей части компании уже не было. Их охотничий пыл медленно растворился в течении дня, в цепляющемся за одежду, колючем лесном кустарнике.  Компания , разрозненными групками медленно потянулась в сторону машин,направившись к лесному краю, мы же с кумом,наоборот углубились в лес. Никогда ,за всю мою охотничью практику ,я не бросал собак в лесу.

  - Куда идти ,вперед или назад? Где Дим нашел зверя?( А что он нашел зверя у меня сомнений уже не было). –Только услышав его , мы могли это узнать.

  Это третий момент , за что я не люблю гаевые охоты. Пока собаки работают, выставляя зверя под выстрел – всё хорошо , и хозяин в почете, и собачки при уважении. Когда же наступает пора ехать домой для многих их компании, а собаки ушли или работают не желая оставлять зверя, многие из участников охоты, как правило,делают прозрачные глаза , растворяются тихо по машинам и под всевозможными предлогами , вспомнив вдруг какие то неотложные дела, разъезжаются , оставляя заботу о собаках только их владельцам, за редким исключением.Так случилось и в этот раз.

 Мы шли вдвоем , по притихшему к вечеру лесу в обратную сторону, когда где-то далеко , на грани слуха,услышали сиплый , чуть с гнусью голос Дима.

   Он размеренно отдавал голос по зверю и его голос, я не мог спутать ни с чем! Гончие же голоса еще не слышали, болтаясь вокруг нас, да это и к лучшему, т.к. начав работать втроем, они легко могли стронуть облежавшегося зверя.
  Мы ускорились.
    Голос Дима всё отчетливее,ближе и ближе.Голос полный ,на одном месте. Зверь стоит или лежит под собакой, значит зверь крупный , вероятно одинец.
  - Я возьму гончих на сворки и пойду к Диму, приблизившись спущу собак и попытаюсь толкнуть зверя  на тебя, а ты обойди под ветром и встань на чистое – предложил мне Лёша.

  Мы уже представляли себе всю карту проходящего действия. Впереди нас простирались огромные , заброшенные карьеры, разделенные дамбами на три части. Первый из них , по нашему ходу, самый маленький, формой напоминавший неровный круг, обильно заросший камышом, как бамбук высотой и толщиной тоже. Уходящая высыхающая вода , оставила о себе воспоминания в виде черной грязи, покрытой слоем водной растительности с блюдцами оставшейся воды и жидкой грязи, заполняющей всю акваторию карьера, с желтыми языками сухого камыша , заползающего в лес.

    Второй за ним, все-еще обильно залитый водой с небольшими островками суши внутри,заросший таким же камышом и рогозом, практически непроходимый из-за глубокой воды, метров около ста шириной и вытянутый в длину метров на 500-600. Слева и справа от него , примерно такие же , залитые водой непроходимые камышовые крепи, с небольшими островками суши.

     Это были отличные утиные угодья, любимое наше утиное место охоты.

  Ближе и ближе..Похоже ,что Дим работает в первом карьере,это немного облегчает ситуацию.

    Резко ухожу влево ,под ветром от камышей, оставив кума с гончими в лесу. Выхожу на прямую , как железнодорожная ветка , гравийку.ЕЕ отсыпали , когда еще разрабатывали карьеры.          Видимость ..до самой реки, метров 600-700. Еще немного  и я на узкой , в два метра дороге , разделяющей камышовые карьерные крепи. Легкий ветерок освежает разгоряченное лицо. Зверь там , на ветер от меня , между мной и Лешей. Если пойдет по ветру от собак , между камышом и лесом ,то выйдет прямо на меня, если уйдет впол ветра , то могу его и не увидеть. Все зависит от охотничьей удачи.

      В дальнем от меня ,вдающемся в лес  углу  камыша, громко затрещали и взвыли гончие. Зверь сразу же стронулся под тремя собаками.

    Нервы на  пределе! Камыш гудит,метелки шатаются указывая ход зверя ..или собак. Смешаюсь чуть вперед ,к открытому грязному плёсу..

  Громкий всплеск, набирающих высоту пары уток, заставил сердце стукнуться о гравийку..

  “Фу черт !” – выплевываю я излишки адреналина.

 Камыш трещит раскатами грома.Взгляд мечется ,пытаясь не пропустить хода зверя...
  Разметая брызги воды и грязи , секач вылетает на тот же плес ,где только что были утки. Не смотря на то , что я был весь в ожидании, появление этого чудовища меня потрясло.

   - “Почему по болоту ,по этой грязище,доходящей ему до брюха, а не в обход по сухому ? Всё очень просто. Желая уйти от собак и не думая , что можно еще кого то встретить в этом болоте, он выбрал именно этот , утопающий в грязи путь. Собаки за ним не идут.”

     Стоит прямо передо мной, в жиже , внизу, грязный и страшный, уставившись на меня от неожиданности, небольшими ,  красными глазками, подняв клыкастое , черное рыло кверху. Черный , влажный пятак пытается схватить запаха, двигаясь по сторонам и морщась. Уши-локаторы , как прицелы на зенитном орудии, смотрят в самую мою душу.  Секунда ,может две!

    Я наверху ,на насыпи ,как на ладони, он передо мной так же. Глаза , такие же , наверное красные от азарта, как и у кабана, лихорадочно ищут наиболее уязвимое место в броневой защите, стоящего ко мне в штык секача.

  Собаки все еще трещат где то сзади, пытаясь следовать зверинной тропой , но для них это слишком глубоко и они обрезают по кругу.
    Кабан взрыкнул. От досады ли , от злобы на внезапно вставшего на его пути человека. Конечно же он рассмотрел меня так же , как и я его.

     Оценив обстановку ,зверь поворачивается боком.

    Предательская мысль всплывает в моей голове:” Стрелять? Грязь с водой до верха болотников. Кабан килограмм на 200, не меньше. Вдвоем , как мы справимся с этой тушей в этом месиве? Лучше выпустить и стрелять.  Даже если мы найдем свою отбившуюся компанию, это будет морока!!”

      Но секач тоже думает! И ничуть не медленнее чем я. С рыком, разметая грязь , он срывается с места, уходя от меня по касательной к гравийке. Если не пересечет гравийку , я его больше не увижу, уйдет лесом. Если в его намерениях , все же , перейти в большой , затопленный куст камыша, у меня еше будет шанс.

  Золотой охотничий принцип :”Увидел –стреляй, второг шанса зверь не даст!” Я отступил от этого принципа.

  Треск камыша сопровождал ход зверя. Запоздалое сожаление теперь кольнуло мое сердце:” Почему не стрелял? Машиной можно бы было вытащить и искупать в Кубани, а потом разделывать”.

”Но умная мысля ,приходит опосля”. При виде зверя я об этом даже не думал.

     Зверь все же дал мне второй шанс.Вылетев ,как птица из малого камыша, он в один прыжок перелетел ,разделяющую карьеры гравийку.

   Только сейчас ,когда он был на одном уровне со мной, я смог по достоинству оценить размеры этого, полного дикой ,животной энергии короля кавказских лесов. Конечно же  ,он был настолько уверен в своих силах , что несколько часов пролежал под работающей собакой , не обращая на нее внимания.      Приземлившись , он споткнувшись , соскользнул в камыш. Я видел , что я попал и споткнулся, содрогнувшись он , от моего выстрела , вернее двух, навскидку , но прицельных, как по утке влет..

   Запыхавшийся кум, выскочил из леса невдалеке от захода зверя. Бежим к месту стрела,тут же появляются собаки, которые , прихватив след , заревели по уходящему, исчезнув  в камыше , залитом водой.
     Вот и место схода кабана. На дороге стрижка , на камыше кровь на месте приземления зверя и голосящие в воде собаки. Слышно , как они вначале плюхают по воде, преследуя вепря , а потом переходят вплавь,все еще голося вдали. Это все , что после выстрела...

   Собаки пришли быстро , измазанные кровью, опять потеряв или наоборот найдя секача в камыше. Это был его дом.  Для нас же , это было непреодолимой преградой, камыш не пускал непрошенных гостей.