Берендеева роща

Краснов Валерий
  Подкидыш.
Однажды утром дьякон Пафнутий обнаружил на церковной паперти какой-то свёрток. Когда он отвернул край холстины, то из глубины пакета на него с любопытством уставились ясные глаза младенца.
Пафнутий ахнул и потащил подкидыша к отцу Михаилу. На их возбуждённые голоса прибежала матушка Ираида и три её старшие дочери. Захлопотали, запричитали над мальчишкой, стали гадать, откуда мог случиться такой подарок. Но так ни до чего и не договорившись, побежали искать кормилицу.
После этого несколько дней выспрашивали жителей своего маленького городка, чей бы это мог быть приплод, только ничего не выяснили.
Малыша окрестили Иваном, записали в церковную книгу, да и справили ему официальную метрику. А фамилию парню дали Лупов - по имени святого мученика Лупа, в чей день была обнаружена находка.
Лет до семи рос пацан в семье отца Михаила под досмотром матушки и её дочерей, а потом взяла его в свой дом бездетная пара - Изот да Аграфена Сычёвы.
Первое время жилось у них Ванюше неплохо, пока нежданно-негаданно у неродихи Аграфены, как прозвали её соседи, не появился на свет собственный малец.
С той поры жизнь подкидыша пошла наперекосяк : стал он в доме, вроде бы, лишний. Если прежде Ваня обедал со всеми вместе, то нынче его кормили отдельно, да и еда стала совсем не та. Кроме того, нагружали мальчишку тяжёлой работой : то поручали большую уборку,то прополку огорода, то заготовку дров на зиму... А как-то раз, когда он мыл посуду и разбил любимую чашку главы семейства, вечно пьяный Изот жестоко избил парнишку солдатским ремнём.
А тут ещё ко всем Ванечкиным бедам приёмная мамаша Аграфена придумала ему поганое прозвище. Она к его фамилии Лупов прибавилда приставку "за"  и получилось гадкое слово.
Пробовал мальчишка подружиться с ребятишками из соседних дворов, но ничего не вышло : сверстники почему-то ненавидели его и нещадно лупили.
Пытался Ваня приласкаться ко взрослым соседям, но и здесь все усилия его были безуспешны : мужики и бабы почему-то были уверены, что он проникает в их дом с одной только целью - что-нибудь стащить, и чуть что хватали малого за шиворот и вышвыривали за ворота.
Поплакав в укромном месте, Ванюша бежал в родную церковь и горько спрашивал отца Михаила :
- Почему они все так ненавидят меня?
На что мудрый священник, гладя мальчика по головке, отвечал :
- Да нет, Ванечка, они не только тебя не любят,они и друг друга терпеть не могут. Ты разве не замечал. что у твоих приёмных родителей нет ни одного приятеля в городе, все их презрительно кличут "сычи". Да и сами они ненавидят окружающих и даже между собой постоянно грызутся. Ты уже не маленький и , наверное, замечал, что городские мальчишки без конца дерутся, мужики смертным боем дубасят своих жён и детей, каждый говорит гадости об окружающих и радуется, когда у соседей случилось несчастье. И при этом весь город пьёт и ворует, пьёт и ворует...
- Ну почему люди такие злые и глупые? - добивается мальчик.
- Да просто жизнь у них очень тяжёлая, вот они и озлобились, - поясняет священник.
- А почему вы, матушка Ираида, ваши дети, дьякон Пафнутий - почему вы все не злые? И почему я не злой? - не унимается Ваня.
- Все, кого ты перечислил, сынок - люди верующие. А ты ещё ребёнок, и дай Бог тебе со временем не озлобиться, - крестясь, произносит отец Михаил.
- Да ведь и Сычёвы и все их соседи ходят в церковь, - удивляется парень.
- Ходить в церковь - это ещё не значит верить в Бога, - многозначительно замечает священник, а потом добавляет :
- Но ты не отчаивайся, сынок, на свете немало добрых людей, и ты обязательно встретишься с ними...
Такие беседы успокаивали на время мальчика, но и они вскоре прекратились : престарелый наставник скоропостижно скончался.
К тому времени Ивану стукнуло двенадцать лет. А выглядел он и того моложе - этакий болезненный заморыш с мелкими чертами лица, на котором выделялись только большие глаза да постоянная улыбка, вызывающая у окружающих презрительный вопрос : "Ну что ты вечно лыбишься, как идиот?"
Он и сам не знал, что он улыбается, но ничего не мог с собой поделать : на каждого человека Ваня взирал с надеждой - а вдруг, если ему улыбнуться, то и тот проникнется к тебе добром?
Единственным спасением мальчика в этой нелёгкой жизни было чтение. В городке была очень хорошая библиотека, которую подарил жителям один богатый человек, и Ваня был её постоянным читателем.
                Ида
На окраине городка раскинулся живописный лесок, который все называли Берендеева роща. Это было любимое место окрестных пацанов и девчонок. Здесь они тусовались, играли в карты, пели блатные песни, курили и выпивали, крутили любовь и дрались.
Иван тоже частенько хаживал сюда. Правда, ни в одну компанию его не брали, так что он прятался за кустами и жадно следил за всем, что происходило в роще.
Его внимание привлекла девочка, примерно его возраста, - чернокудрая красотка Ида, которую, впрочем, все кликали не "Ида", а "Жида". Так придумали вредные подростки.
Её родителей посадили, и бедная девочка целыми днями бродила по улицам, заходила в столовые и пивнушки в поисках пищи, так как вечно была голодна.
Зимой и летом она была одета в одно и то же : допотопные боты, а сверху какая-то дырявая суконная поддёвка непонятного цвета.
К Иде, также, как к Ивану, сверстники относились презрительно, и ни одна компания не принимала её. Это очень огорчало девочку, и она всеми силами старалась завоевать симпатии обитателей рощи.
Местные мальчишки пользовались её бедственным положением, и за кусок хлеба с колбасой или за яблоко заставляли раздеваться почти до гола, а за дополнительную плату получали право дотронуться до интимных мест девчонки. Правда, большего она никому не позволяла.
Ваня Лупов проникся сочувствием к Иде, и иногда угощал её провизией, которую удавалось стащить из Сычёвского дома.
И вот однажды вечером, после того, как Аграфена больно отстегала мальчишку верёвкой, он выбежал из дому и вскоре уже, утирая слёзы, брёл по Берендеевой роще.
Вдруг он услышал отчаянные крики :
- Помогите! Спасите! - звенел тонкий голосок.
Бросившись на крик, Ваня выскочил на поляну и увидел, как здоровенный парень схватил девчонку и тащит её в кусты. Приглядевшись, он узнал в ней Иду. Ванюша замер, не зная, что предпринять. Но девочка увидела его и жалобно прокричала :
- Ванечка, спаси!
Услышав такие ласковые слова, он, преодолев страх, отчаянно закричал, бросился на парня и стал колотить его по спине кулаками, а потом вцепился зубами в его руку.
Верзила вскрикнул от боли, выпустил Иду и схватил Ивана за шиворот.
Этой секунды хватило на то, чтобы девочка бросилась наутёк - только пятки засверкали.
А парень так хватил кулаком мальчишку, что тот, как сноп, повалился на землю.
                Сансити
С того дня Ида и Иван подружились. Они уединялись где-нибудь в укромном уголке рощи и рассказывали друг другу о своей жизни.
Девочка описала, как славно ей жилось с родителями, пока однажды в их дом не явились люди в форме и не забрали папу и маму...
Мальчик поведал о том, как его нашли у церкви, как ему было хорошо у отца Михаила и как изменилась его жизнь в доме Сычёвых...
Однажды местные пацаны увидели их вместе и стали дразнить , прибавляя к фамилии мальчика гадкую приставку :
- Жида и ...лупов - жених и невеста!
С тех пор Ида старалась не показываться на глаза вместе с Иваном.
И вот в один прекрасный день, когда они сидели на поваленном дереве на поляне, Ваня вдруг надолго замолчал, а потом тихо сказал :
- Хочешь, Ида, я открою тебе одну тайну, о которой ещё никому не рассказывал?     У девочки загорелись глаза , и парень начал рассказывать :
- Ты знаешь, что Берендеева роща кончается высокой каменной стеной?
- Знаю, - живо откликнулась девочка. - Все говорят, что этой стене нет конца и краю.
- Вот, вот, - подтвердил Иван.  - На днях я и решил это проверить. Шёл и шёл вдоль неё, разглядывал эту стену и удивлялся, какая он крепкая и справная, будто её только что построили. Камни лежат один к одному - ни щербинки. ни трещинки.
Шагал так и шагал, смотрел и смотрел на эту стену, и вдруг на моих глазах на каменной кладке нарисовалась дверь.
- Я ничего не успел сообразить, - продолжал мальчик, - как ноги сами ступили в эту дверь, стена раздвинулась передо мной, и я оказался в ярко освещённом солнцем пространстве. Я даже зажмурился, а когда открыл глаза, то обнаружил, что нахожусь на улице незнакомого города. Красивые дома, много зелени, порхают голосистые птички. Мимо меня деловито шагают люди, по мостовой двигаются потоки шикарных машин...
Ида взглянула на рассказчика недоверчиво .
- Да, да. всё так и было, - подтвердил Ваня, - поверь мне... И продолжал :
- Я заметил, что рядом со мной, на небольшой площадке катается на велосипеде мальчишка. Увидев меня, он улыбнулся и приветливо помахал рукой. Потом сделал круг и остановился передо мной. Слез с велосипеда и предложил :
- Хочешь прокатиться?
Я подумал, что отказаться будет невежливо, хотя в жизни не катался на двухколёсном. Но мне думалось, что это очень просто.
Сел на велосипед и изо всех сил крутанул педали. И в следующую минуту оказался на проезжей части, прямо среди потока машин.
Они гудели мне, из них высовывались люди и что-то кричали. Две машины даже столкнулись, стараясь миновать меня. А сам я перепугался до смерти и свалился вместе с велосипедом. Из разбитых коленок капала кровь.
Машины вокруг остановились, со всех сторон ко мне бежали люди. Я закрыл голову руками, уверенный, что они побьют меня.
Через секунду я услышал над собой возбуждённые голоса :
- Что с тобой, мальчик?
- Ты не ушибся, бедный?
- Прости, что мы тебя напугали!
Поражённый, я опустил ладони и увидел склонившихся надо мной заботливых людей.
"Куда я попал? - мелькнуло в моей голове, - что за необычайный народ живёт в этом городе?"
Заметив, что я открыл глаза, мужчины и женщины радостно заулыбались. И мне под их ласковыми взглядами стало тепло и хорошо, тем более, что всё вокруг было залито яркими солнечными лучами.
Подъехала скорая помощь. Двое таких же улыбающихся санитаров бережно положили меня на носилки и отнесли в машину. Там они мне дали бутылочку с каким-то необыкновенно вкусным напитком, от которого я ощутил бодрость и силу во всём теле, и машина тронулась.
Сквозь стёкла автомобиля я видел, что из окон домов, мимо которых мы проезжали, выглядывают взрослые и дети, и весело машут вслед нашему экипажу.
Один из санитаров пояснил мне :
- По городу объявили,что у нас появился маленький чужестранец, который попал в беду, поэтому весь наш народ приветствует тебя.
- У нас такой обычай, - добавил он.
Разглядывая город, я с удивлением заметил, - продолжал Ваня, - что на улицах необыкновенная чистота и порядок - нет ни мусора, ни даже пьяных...
- Тем временем меня привезли в больницу, где пожилой доктор осмотрел мои раны, смазал их какой-то мазью и забинтовал. Потом меня отвезли в палату, где был телефон, душ, на тумбочке стояли бутылки с соками и напитками.
Нянечка принесла шикарный обед - из первого, второго и третьего. Я съел всё до капельки и прилёг отдохнуть. В комнате зазвучала приятная музыка и я незаметно уснул.
- Когда я проснулся, - снова заговорил Иван,- то увидел на столе рядом с кроватью гору одежды и обуви, а в сторонке - коробки конфет, печенья, пирожных...
Вошедшая нянечка объяснила :
- Жители нашего города, приметив твою убогую одежду и истощённый вид, решили помочь тебе.
Поражённый я спросил:
- Как называется ваш чудесный город?
- Сансити, - ответила она, а я удивлённо повторил : "Сансити...что это значит?"
Но женщина уже вышла из палаты, так что не услышала моего вопроса.
- Тут я взглянул на часы и ахнул : уже наступил вечер.
Я вскочил с постели и быстро оделся. Хотел было воспользоваться чем-нибудь из подарков, но потом передумал и надел своё - привычное.
Выглянул в окно , и, поняв, что это первый этаж, выпрыгнул наружу и бегом через весь город - к каменной стене.
Меня поразило, что несмотря на вечернее время, солнце над городом вовсю сияло. "Что у них не бывает ночи?" - мелькнуло в моей голове.
И ещё я в этот момент подумал, что в этом Сансити какой-то необыкновенный воздух, которым дыши - не надышишься, да и вообще здесь я всё время чувствовал себя полным сил и энергии. И на душе было необычно спокойно и даже весело.
Вот я добежал до знакомого места у стены, где ещё раньше приметил высокую ёлку. Отыскал дверь на каменной кладке и вмиг оказался в нашей Берендеевой роще.
Меня поразил этот переход от солнечного света в чудесном городе - к сумраку за его стеной. В первый момент перед глазами было просто чёрное пятно.
- А куда ты так торопился? -поинтересовалась Ида. - Почему не остался в этом чудесном городе?
- Ну ты и дурочка! - удивился Иван. - Ведь мы с тобой договорились встретиться! Но девочка смотрела на него с сомнением.
- А не приснилось ли тебе всё это, Лупов? - насмешливо проговорила она. - Начитался своих дурацких книжек, вот и привиделось...
                Злоба
Когда на следующий день Иван пришёл на поляну, где они  обычно встречались с Идой, то увидел, что там собралась толпа мальчишек и девчонок.
Робко приблизившись к бурлящей ораве, он обнаружил в её центре Иду, которая что-то возбуждённо рассказывала. Заметив Ваню, она замолчала и спряталась за спины подростков.
Все живо оглянулись на него, а потом от толпы отделился  атаман Берендеевских ребят Жиган и направился к Ване. Мальчик боязливо попятился.
А тот подошёл вплотную и ехидно произнёс , вновь коверкая его фамилию :
- Ну что, ...лупов, расскажи нам про свой сказочный город.
- Так Ида вам, видно, всё рассказала, - заикаясь ответил Иван.
- Жида нам действительно поведала, - подтвердил Жиган. - Так мы хотим, чтобы ты сознался, что всё это - выдумки.
- Да нет, - пробормотал мальчик, - это правда...
- И что там всё время солнце, и что на улицах нет ни мусора, ни пьяных - тоже правда? - вопрошал Жиган.
- Правда!
- Не ври, гадёныш! Быть того не может! - не поверил тот и ударил мальчишку кулаком по голове.
- И там все люди лыбятся, как идиоты, - продолжал допрос Жиган, - а когда ты выскочил им поперёк дороги, они тебя ещё и пожалели? Так не бывает!
- Да, там все улыбаются, потому что они добрые. И меня действительно пожалели...
- Заткнись, брехун! - возмутился атаман и двинул Ивана в ухо.
- А что они притащили тебе кучу подарков - скажешь тоже правда? - заорал Жиган.
- Чистая правда, - прошептал Ваня.
- Да кто тебе поверит? - обозлился тот и ударил мальчишку в нос. По Ваниной губе побежала струйка крови.
Вся орава негодующе завопила :
- Врёшь ты всё!
- Гад ты, ...лупов!
- Да он издевается над нами!
Пацаны и девчонки, размахивая палками, верёвками, камнями, - грозно двинулись на Ивана. Он бросился бежать. Толпа - с воем и улюлюканьем - за ним.
В догонку мальчишке полетели камни, палки, комья земли. Они стучали по его спине, ударяли по голове, больно били по ногам...
Разъярённая толпа неслась за Ваней. Время от времени кто-то из преследователей догонял его и жестоко ударял, потом ему снова удавалось оторваться от  погони, а затем вновь его кто-то настигал.
Иван бежал к каменной стене и чувствовал, что чем ближе он к ней,тем больше у него сил и тем дальше отстают преследователи.
Кровь струилась из носу, всё лицо было в ссадинах, голова и спина гудели от полученных ударов.
Несколько раз Иван оглянулся : ему хотелось узнать бежит ли за ним Ида. Но разглядеть не удалось.
Но вот уже и стена!
Ваня мчится вдоль неё, а за ним - злобная толпа с криками :
- Сволочь!
- Брехун!
- Бес окаянный!
- Прибить, задушить гада!
Мальчишка бросается к стене, и на глазах всей оравы растворяется на фоне каменной кладки.
Несколько разъяренных парней, не удержавшись. устремляются за Ваней, но утыкаются лбами в стену и валятся на землю. Потом, не веря своим глазам, они ещё долго шарят по кустам в поисках исчезнувшего Ивана...
                -------------------------------
С тех пор никто и никогда не видел мальчишку. Правда, старожилы утверждают будто по вечерам по Берендеевой роще бродит Ваня Лупов и протяжно кричит : "И-ида! И-ида!"
То ли тоскует по красивой девочке, то ли ищет её, чтобы наказать за предательство...