Венценосный Государь Николай II. глава 45

Анатолий Половинкин
XLV

   1905 год, казалось, воплотил в себя все самые страшные события, какие только могли произойти в государстве. Силы зла словно осатанели в тот безумный год, и набросились на Россию со всех сторон, отовсюду, и во всех направлениях, пытаясь уничтожить ее, пожрать и стереть с лица Земли. Теперь, спустя столетие, уже не приходится сомневаться в том, что Россия оставалась последним препятствием на пути мирового зла в его стремлении завладеть всем миром. Русско-японская война, «Кровавое воскресенье», первая русская революция, все это случилось и произошло в тот страшный и роковой 1905-й год.
   В том же году в России, при царском дворе, появилась, пожалуй, самая загадочная личность той эпохи. Личность, которая и по сей день не дает историкам и исследователям покоя, вызывая у них самые противоречивые отзывы и мнения. О ней можно сказать с уверенностью лишь одно, что эта личность была мистической, и обладала сверхъестественными способностями. Но вот какие силы стояли за этой личностью, сказать невозможно, это остается загадкой, и вряд ли человеку будет дано разгадать ее когда-либо.
   Этой загадочной личностью является, конечно же, Григорий Ефимович Распутин, мистическая фигура, можно сказать, даже мифологическая, вокруг которой создалось столько разных мифов, что отделить правду ото лжи не представляется теперь возможным. Григорий Распутин был явлен в России в самое трудное для нее время, в тот самый 1905-й год.
   Начать можно было бы хотя бы с того, что даже описания внешности Распутина противоречат друг другу. По одним описаниям это был крепкий, широкоплечий мужик, обладающий большой физической силой. По другим описаниям Григорий Ефимович был невысокого роста, щуплый и очень болезненный мужчина, ходивший все время с монашеским посохом.
   Как бы то ни было, все историки солидарны в одном, появился Григорий Распутин при царском дворе в конце октября 1905 года,  в ту пору, о которой можно сказать, что осень уже почти кончилась, а зима еще не началась. Представил Григория Ефимовича царской чете епископ Феофан, который увидел в Распутине душу чистую и праведную. Но что принес он своим появлением Императору и всей его семье? Гибель царской династии или же последнюю для нее надежду? Эта загадка остается и по сей день нерешенной и, наверное, именно этим и привлекает к личности Распутина все новых и новых исследователей.
   На царскую семью Григорий Ефимович произвел весьма благоприятное впечатление. Частично это было связано с тем, что епископ Феофан, представивший его императорской чете, был духовником Александры Федоровны, что естественным образом повышало ее доверие к Распутину. Как уже было сказано, епископ Феофан видел в нем человека Божия, убедив, тем самым, в этой уверенности и саму Императрицу. Впрочем, поверить в это было не так уж и трудно, если учесть то, что Распутин оказался единственным человеком, который мог оказать помощь больному гемофилией наследнику престола цесаревичу Алексею.
   Однако не следует думать, что Николай II был настолько наивным, чтобы безоговорочно поверить словам епископа. Он тайно и осторожно посылал запросы о личности Распутина, в том числе и в Тобольскую консисторию (как известно, Распутин был родом из Тобольской области), но ничего плохого не смог о нем выяснить.
   Биография Григория Ефимовича Распутина полна загадок и противоречий. Позже она и вовсе обросла домыслами и легендами. Неизвестна даже точная дата рождения Распутина. Долгое время считалось, что он родился либо в 1864 году, либо годом позже. Но потом было установлено, что родился он в 1869 году в селе Покровском Тобольской области. Месяц и день рождения так и остались неизвестными.
   Григорий происходил родом из семьи сибирских крестьян. Согласно исследованиям Рене Фулоп-Миллер, Распутин уже с раннего детства обладал даром ясновидения. Проявилось это следующим образом; однажды, когда он был болен лихорадкой, в его доме собрались соседи, которые обсуждали вопрос о произошедшей недавно кражи лошади. В разгар обсуждения Григорий поднялся с места, и указал на конокрада. Впоследствии выяснилось, что тот, на кого указал Григорий, действительно оказался вором.
   С той поры за Распутиным укрепилась слава провидца и ясновидящего. Он с самого детства интересовался священным писанием. Его интерес в этой области простерся настолько далеко, что он выучил его почти наизусть, удивляя своими глубокими познаниями в религиозных вопросах всех окружающих. Благодаря этим познаниям Распутин прослыл в своем родном селе человеком глубоко религиозным.
   Его религиозность усилилась еще больше, когда однажды он, работая ямщиком, повстречался с молодым семинаристом, который направлялся в монастырь, расположенный в Верхотурье. Семинарист был настолько поражен глубокими познаниями Григория, что пригласил его пожить в монастыре. Согласно некоторым источникам, пребывая в Верхотурье, Распутин познакомился там с представителями секты хлыстов, которые скрывались в густых местных лесах. Согласно этому же источнику информации, Григорий и сам вступил в эту секту. Насколько эти сведения правдивы, разобраться трудно. Тем не менее, председатель Третьей Государственной Думы Родзянко, утверждал, что у него имеются неопровержимые доказательства тому, что Григорий Распутин состоял в секте хлыстов.
   Григорий Ефимович женился очень рано, в девятнадцать лет, и в этом браке у него родились сначала сын, который умер еще в младенчестве, а потом и дочь Мария, которая позже написала книгу воспоминаний о своем отце.
   После того, как Григорий пожил некоторое время в монастыре Верхотурья, он твердо решил отправиться в поездку по святым местам. Его странствия продолжались более десяти лет, за время которых он посетил множество монастырей и храмов, в том числе побывал и на святой горе Афон. После этого он прослыл среди людей как странник, то есть человеком, который ходит по святым местам, останавливается в монастырях, и прочее.
   Вернувшись после всех этих странствий в свое родное село Покровское, Распутин некоторое время жил дома. Однако его натура не позволяла ему вести оседлый образ жизни, и он направился в крупные города России, среди которых были Киев, Казань, добравшись, таким образом, и до Петербурга.
   Согласно все тем же источникам Григорий Распутин обладал необузданным характером, и был склонен к разврату и прочим непотребностям. Одной из главных страстей Григория было пьянство.
   Журнал «Вече» №35 за 1989 год напечатал статью, якобы написанную самим Распутиным. В ней он подробно рассказывал о причинах побудивших его на путь странничества. Согласно этой статье, Распутин уже в раннем возрасте задумывался над тем, как ему найти способ спастись. Наблюдал он за священниками, но разочаровывался их примером. Дальше слов и громких проповедей дело не идет. Тогда Григорий занялся паломничеством, читая ежедневно Евангелие. Много приходилось бывать ему и у архиереев, в духовных академиях, и везде его ждало разочарование, везде было не то.
   Не согласен был Григорий и отношением церкви к сектантству. Как таковое сектантство он сектантством и не считал вовсе. Он полагал, что храм – это место, где люди собираются во имя Божье, ведут духовные беседы и живут по-братски. Распутин был крайне возмущен тем, что таких людей церковь преследует и притесняет.
   В 1902 году Распутину довелось встретиться с духовником Императрицы епископом Феофаном. Благодаря своим глубоким познаниям в священном писании, он произвел на епископа неизгладимое впечатление. Три года спустя тот знакомит его с Царской четой, на которую Григорий производит не меньшее впечатление. По свидетельству Владимира Михайловича Руднева, Распутин был очень хитрым, и обладал умением притворяться. Другими словами, он выказывал себя семье Императора только с положительной стороны. Так, к примеру, он прослыл абсолютным бессребреником, поскольку всегда решительно отказывался от любых денежных вознаграждений, наград и всяческих почестей.