Парламентёр

Роза Салах
-Война против Германии закончилась. Завершилась одна из самых мрачных глав в истории человечества, фашистский режим в Германии рухнул...,- на русском, немецком, английском и французском языках по радио прозвучало Заявление участников антигитлеровской коалиции.
 Однако война на территории Германии и её союзников продолжалась. Фашисты не сдавались, не хотели признавать поражения. Продолжали гибнуть ни в чём неповинные люди.
  10 мая. Раннее утро. Николай Якимов вышел из землянки-окопа. Необыкновенная тишина. Накрапывает небольшой дождь. Из-за скал Альпийских гор выплыл тусклый контур солнца. Прохладно, так всегда бывает перед жарким днём в горах. Ещё вчера ночью из австрийского города Инсбрука Николая и несколько человек из его полка подбросили в горы. Николай и его  друг-переводчик побежали к горной речушке, которая находилась в десяти метрах от землянки. Освежились молодые лейтенанты после неспокойного сна, окинули взглядом окрестность и горы, залюбовались красотой Австрийских Альп: пышной растительностью,  усыпанными на лугах красными маками, белыми глазастыми ромашками. Трава блестела от дождевых капель.
-У нас на Волге только в июле ромашки распускаются, а тут в начале мая раскрылись, собирай букет, но кому? Ты, Павел, хорошо говоришь по-немецки. Специальные курсы закончил? - Николай обратился к переводчику.
-Нет. Я по национальности еврей. Немецкий и еврейский языки похожи. В школе немецкий изучал. Это язык Гёте, Шиллера, язык великих немецких поэтов. Стихи их мне нравятся. Я их читал, учил наизусть. На войну призвали - мне и восемнадцати не было, после десятого класса хотел поступить в университет - не успел. Николай,- тихо, почти шёпотом, остерегаясь, что в любую минуту может настигнуть шальная пуля, обратился переводчик,- ты, конечно, не женат. Перед войной была девушка?
-Да. Она ждёт. Обещала ждать, провожая меня с Волги на Дальний Восток. Нас, восемьсот человек-новобранцев из Чувашии, на поезде везли, высадили на берегу Амура.
-Ты на Дальнем Востоке был?- спросил Павел.
-Я в 1942 году полгода учился в военном училище Владивостока, получил воинское звание лейтенанта. За четыре года войны прошёл всю Европу. Где только ни был: воевал в Запорожье, Молдавии, Югославии и в звании гвардии лейтенанта дошёл до Австрийских Альп.
-Обидно будет: четыре года шли к Берлину, он взят, а сегодня нас обоих могут убить. Это несправедливо,- только переводчик успел сказать - с правой стороны горы пуля со свистом пролетела мимо лейтенанта Якимова. С пяти часов утра начали стрелять. Только ночью был небольшой перерыв.
-Осталось сорок минут, надо подготовиться, - лейтенантов предупредил полковник.- Оденьтесь с иголочки: китель, проверьте погоны со звёздочками, почистить сапоги. Лейтенант, берите белый флаг. Впереди идёшь, Николай, ты. Ну-ка, повернись - всё хорошо. Враг недалеко, на противоположной стороне, за оврагом. Разведка ночью узнала. Или австрийцы, или немцы в траншее притаились, хорошо вооружены.
-Знают об окончании войны, не хотят признать поражения, стреляют,- подтвердил Павел.
-Павел, будь осторожен. Я особенно за тебя беспокоюсь. Ты сам знаешь: скорее всего ты не на еврея, а на грузина похож. Будьте готовы ко всему, главное - спокойствие. Много не говорите. Парламентёр - это смертник. Лицо, уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры с противником. Вы это понимаете.  Парламентёр идёт на смерть. Уверен: всё будет хорошо. Ни пуха ни пера.
-К чёрту, товарищ полковник.
 Полковник лейтенантам в отцы годится. Беспокоится, будто сыновей в бой провожает. Напоследок спросил:
-Волнуетесь?
-Товарищ гвардии полковник, мы пошли, благословите нас!
-С Богом! Если что, наши документы у Вас, адреса...
 Слева - маленькое горное озеро с отвесными скалистыми берегами, откуда каждое утро доносятся выстрелы. В высокой густой траве валяются красный телефонный шнур, сломанные ветки кустарников, кое-где земля изрыта снарядами, минами.
-Да. Здесь шли бои,- шепнул лейтенант Якимов.- Танки проходили. Гляди, Павел, немцы нас заметили, из траншеи показались головы в касках.
 Николай Якимов держит белый флаг ровно, приподнял его выше. Идти метров двести. Каждый пройденный метр кажется годом жизни. Вот кустик весь в цветах, чуть не запнулся о кочку с муравьями, которые копошатся, под ногами бегают, обгоняя друг друга. Справа зазвенел жаворонок. Николай за четыре года войны забыл пение жаворонка, трели соловья, чириканье воробья. Уши привыкли к взрывам, свисту пуль., а тут звенит жаворонок."Неужели я прощаюсь с жизнью?- подумал Якимов.-Так прекрасна жизнь! Птицы, цветы, трава..."
  Окоп, траншея, овраг, где засели гитлеровцы, чтобы утром дать бой. Немцы издали увидели  впереди шагающего с белым флагом, высокого, стройного советского офицера и рядом идущего с гордо поднятой головой, скромного, молодого, симпатичного парня в очках. Советские офицеры шли к врагу, не обращая внимания на усиливающийся дождь. Вся недолгая жизнь промелькнула перед ними за эти тревожные минуты.
-Гутен Морген!- с немцами поздоровались оба.
-Морген!- ответили те.
-Мы русские солдаты. Мы пришли к вам с миром,- на немецком языке спокойно сказал Павел. -Посмотрите: у нас нет с собой оружия. Мы устали от войны, мы думаем, вы - тоже. Сколько людей погибло! Вы знаете, конечно, что 8 мая Германия капитулировала. Война закончилась,- говорит лейтенант Якимов, следом переводит Павел.
-Хайль Гитлер!- по-фашистски вытянув руку, крикнул унтер-офицер.
-Успокойся, помолчи!- спокойным голосом приказал обер-лейтенант.- Да, мы знаем, что Германия капитулировала, но не все немцы могут ещё понять, что война закончилась.
-Мы просим вас прекратить огонь, это не имеет смысла. Нам не нужна ваша Земля. Мы вели свою свящённую войну, но сейчас всё закончено,- теперь уверенно и твёрдо на немецком языке сказал лейтенант Якимов. Но тут подоспел, почти вбежал красивый капитан, с тонкими, женскими чертами лица, голубоглазый австриец, но перед парламентёрами предстал он как настоящий немец.
-Хайль Гитлер!- подняв руку вверх, чётко сказал капитан.
 Лейтенант Якимов растерялся, ему помог переводчик, быстро сообразив, ответил:
-Гутен Таг, капитан!
-Вы лейтенанты, русские офицеры, я понял цель вашего визита,- на ломаном русском языке начал говорить красивый немец.- Вы не удивляйтесь, что я говорю по-русски, у меня бабушка была русская. Вот она и учила меня русскому языку, в детстве читала мне книжки - сказки вашего поэта Пушкина. Сейчас мы вас отпустим, но передайте вашему начальству: мы подчиняемся командованию вермахта. Прикажут стрелять - приказ надо выполнять, вы об этом знаете. Взглянув на солдата с автоматом, направленным на "гостей", обращаясь к Якимову, сказал: " А сейчас идите, не бойтесь. Вы смелый офицер. До свидания!"
-До свидания! Ауф видерзеен!
-Вы неплохо говорите по-немецки,- капитан обратился к Павлу. - Идите, пока я здесь.
Гвардии старший лейтенант Якимов Николай Петрович войну закончил ныне в известном городе Инсбруке."Сейчас, конечно, Инсбрук изменился,- вспоминает Николай Петрович,-в центре города есть площадь, которая обрамляется старой крепостью с "Золотой крышей",  которая была построена ещё в четырнадцатом веке".
-Да, Вы счастливый человек, Николай Петрович, видели Инсбрук, - говорю я,- в Инсбруке проводились зимние Олимпийские игры. По телевидению показывали соревнования по горнолыжным видам спорта. Помню пятидесятиметровую вышку для прыжков с трамплина.
-Там кругом красивые горы. В Австрийских Альпах тогда заслоны устраивались до 19 мая 1945 года. Мы тогда держали оборону, первыми не стреляли, - продолжает рассказ майор Якимов, много лет проработавший в средней школе №4 г. Новочебоксарска Чувашской Республики  военным руководителем. Ему восемьдесят с лишним лет, он всё такой же подтянутый, с военной выправкой. Не сгорбили, не сдали его годы. Недавно перестал Николай Петрович командовать Парадом Победы в замечательном городе на Волге, парадом юнармейцев, готовить их к военно-спортивным играм "Орлёнок" и "Зарница". Мы с ним, мужественным парламентёром, на "полигоне" разбивали палатки на скорость, учили будущих защитников Родины подтягиваться по четырнадцать и более раз, учили ползать по-пластунски, проходить полосу препятствия. И мы выигрывали многие соревнования, радовались успехам детей. Выпускники, прошедшие юнармейскую школу, поступали и заканчивали военные училища, продолжали дело своего Учителя, майора запаса Якимова Николая Петровича. Многие из них прошли Афганистан, Чечню, остались верны своему Отечеству.
 9 Мая 2011 года Николай Петрович как всегда оделся по-парадному, прикрепил все ордена и медали, вышел прогуляться по праздничному Новочебоксарску. Как тогда, шестьдесят семь лет назад, накрапывает мелкий дождь, очень тепло, из-за туч выглядывает солнце. Расцвела сирень, на клумбах раскрылись красные тюльпаны.
 Дети и взрослые вручают букеты цветов, разноцветные шары Ему, парламентёру, победителю в Великой Отечественной войне. Здоровья Вам, долголетия, счастья и благополучия, дорогой наш Человек!

P.S. Парламентёр, полковник Якимов Николай Петрович 1 сентября 2014 года отметил свой Юбилей, 90-летие со дня рождения.С Юбилеем парламентёра поздравил Президент России В.В. Путин. На Юбилее присутствовали представители администрации города Новочебоксарска, генералы Армии, представители общественности города.Парламентера с днем рождения поздравила Роза Салах, автор данного очерка.