В гостях у Горького
Я люблю гулять по Москве. Мне нравятся её улицы, площади и переулки. Вот и сегодня, гуляя с утра, на улицу Поварскую мы пришли пешком, возвращаясь из Центрального Дома литераторов.
Славная эта улица Москвы! Она прямая и красивая. Недаром тут когда-то жили представители знатных дворянских фамилий - Голицыных, Шереметьевых, Долгоруковых, Гагариных, Волконских, а позднее поселились на ней фабриканты Рябушинские, Морозовы и другие богатые буржуа. Здесь жили родители Пушкина, и поэт часто бывал у них. Здесь жили Державин, Лермонтов, Бунин, знаменитая артистка Комиссаржевская и другие представители русской культуры.
Исторические события не обошли Поварскую улицу стороной - в декабре 1905 она была покрыта баррикадами. А сейчас прогуляться по ней – одно удовольствие. В советские годы она называлась улицей Воровского – в честь видного революционера-большевика
В 1994 году историческое название улице вернули.
Интересна улица и в культурном отношении – здесь находятся три музея: музей Гнесиных, музей Чайковского и музей Горького, о котором я и хочу рассказать. Не могла я пройти мимо – к Горькому у меня отношение с детства особое, с первого прочитанного рассказа в восемь лет о горькой судьбе нищего деда Архипа и мальчика Лёньки. Сколько с тех пор прошло времени! Сколько было прочитано книг писателя, сколько дум передумано о жизни Горького и его героях!
С благоговением я открываю дверь, поднимаюсь по лестнице и оказываюсь в музее, который располагается в институте мировой литературы имени великого пролетарского писателя и находится в бывшей усадьбе князей Гагариных. Жадным взором смотрю на экспонаты. А это рукописи, большое количество фотографий, прижизненные издания автора, портреты Льва Толстого, Чехова, Блока, и большой портрет молодого Горького.
Борисоглебск, Ростов - на – Дону, Харьков, Курск, Нежин, Киев, Екатеринослав , Херсон, Одесса, Симферополь, Феодосия, Алушта, Алупка, Ялта, Тамань, Новороссийск, Майкоп, Армавир, Тифлис и Баку.
Зачем ему это было нужно с точки зрения обывателя?
Сам Горький писал так: « Хождение моё по России было вызвано не стремлением ко бродяжничеству, а желание видеть, где я живу и что за народ вокруг». А результатом стало рождение большого писателя. Вспомним его сборник рассказов « По Руси». Там есть один из любимых мной – «Рождение человека».
Продолжая свою экскурсию по музею, подхожу к месту, где на плечиках под стеклом висит пальто писателя, а рядом на гвоздике - черная широкополая шляпа, так знакомая по фотографиям! И сразу чувствую присутствие Горького. Вроде бы наяву вижу его высокую сутуловатую фигуру, лицо, изборожденное глубокими морщинами, добрые синие глаза и слышу глуховатый басок, окающий по-волжски…
Человек такой большой души и так много сделавший для русской литературы! Наверное, нет писателя, так опекавших молодых литераторов, как это делал великий мастер слова. Для них у Горького всегда были открыты двери дома, где бы он ни находился.
У Алексея Максимовича молодые литераторы находили стол и кров. Он получал огромное количество писем, даже подолгу живя в солнечной Италии, и находил время для ответа рабочим корреспондентам, помогая овладеть литературным мастерством. Горький говорил так: « Чтобы ставить слова на своё место, чтобы владеть инструментом, который макают в чернила, нужны годы учёбы. Этому научиться также трудно, как и обработке железа».
Как современны мысли Горького о писательском мастерстве!
Сколько он ввёл талантов в большую литературу! Среди них имена известных писателей. Константин Федин, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Юрий Герман, Афанасий Коптелов, Лидия Сейфуллина, и много – много других были благодарны великому писателю за добрые советы и поддержку.
Я подхожу к большой скульптуре из бронзы в центре зала, где Горький изображен в полный рост. Он стоит вполоборота на постаменте из глыбы бронзы, высокий, костистый, худощавый, широкоплечий, в косоворотке и сапогах, закинув руки за спину. И так близок и так понятен мне этот гениальный русский человек из народа. И так понятны мне его герои! Хотя бы тот же Егор Булычов, очень яркий типаж, который только на склоне лет понял, что всю жизнь «не на своей улице жил».
Большой вереницей в памяти проходят мастеровые, купцы, мужики и бабы, мещане и дачники, интеллигенты и босяки – представители всех слоев нашего народа русского, так мастерски изображенного Горьким.
Удивительна и судьба самого Максима Горького – за какие – нибудь десять лет после появления первого рассказа в провинциальной газете, имя его стало известно всей читающей России! И не мудрено – он сумел выразить чаяния народа…
Писатель встречался с огромным количеством самых разных людей по социальному положению. Он общался с Львом Толстым, Буниным, нежно любил Чехова, много лет дружил с Лениным и Шаляпиным.
И мысли Горького так современны в наше время.
В начале века Горький объединял писателей- демократов вокруг издательства «Знание». Это помогало бороться с плачевным положением литераторов – издавали их с трудом, малыми тиражами, платили мизерные гонорары. Доход от изданий книг издательства « Знание» почти целиком шел авторам. Так Леонид Андреев получил за свою первую книгу рассказов почти в 20 раз больше, чем предлагал ему крупнейший издатель Сытин. Он сумел тогда сгруппировать вокруг себя всё лучшее в литературе: Серафимович, Куприн, Вересаев, Телешов, Андреев - Горький был удивительный организатор!
Россия всегда была богата талантами. Есть много литературно-одаренных людей в разных регионах нашей большой страны, и как не хватает всем доброй поддержки и участия в судьбе. А одаренные люди зачастую бывают мало защищены от житейских бурь и не умеют стучаться в высокие кабинеты.
Кто может в наше время чистогана из безвестных талантов пробиться в большую литературу? Единицы . Поэтому так восхищает меня путь Горького, который вышел из социального дна и приобрёл мировую славу пролетарского писателя.
Я выхожу из музея на залитую солнцем Поварскую улицу и смотрю на Горького в бронзе у входа в музей. Писатель изображен молодым, с откинутыми назад волосами и вдохновенным лицом, в серой просторной блузе, подпоясанной ремешком и высоких сапогах. Именно так он выглядел во время своих странствий по Руси. Я фотографирую скульптуру и ухожу с ощущением прикосновения к чему-то чистому и светлому. К человеку, который стоял у истоков советской литературы и которого никому не удастся вытеснить из литературы всемирной.
© Copyright:
Татьяна Шмидт, 2015
Свидетельство о публикации №215031301484