В гостях у Горького

Татьяна Шмидт
 
   Я  люблю  гулять по  Москве.   Мне нравятся её  улицы, площади и  переулки.   Вот  и  сегодня,   гуляя   с  утра,    на  улицу  Поварскую  мы пришли пешком,  возвращаясь из Центрального Дома литераторов.

   Славная эта улица Москвы! Она прямая и красивая.  Недаром  тут   когда-то жили представители знатных дворянских фамилий  - Голицыных, Шереметьевых,  Долгоруковых, Гагариных, Волконских, а позднее поселились  на ней   фабриканты Рябушинские,  Морозовы и другие богатые буржуа. Здесь жили  родители Пушкина,  и поэт  часто бывал у них. Здесь жили Державин, Лермонтов, Бунин, знаменитая артистка Комиссаржевская  и  другие представители русской культуры.

    Исторические события  не обошли  Поварскую  улицу стороной  -  в декабре 1905  она была  покрыта баррикадами.  А сейчас прогуляться по ней – одно удовольствие. В советские годы она называлась улицей Воровского – в честь видного революционера-большевика
 
  В 1994 году историческое название улице вернули.
Интересна улица и  в культурном  отношении – здесь находятся  три музея:   музей  Гнесиных, музей Чайковского и музей  Горького,  о котором  я и хочу рассказать. Не  могла я пройти мимо  –  к Горькому у  меня отношение с  детства особое,  с  первого прочитанного  рассказа в восемь лет о горькой судьбе нищего деда Архипа и  мальчика Лёньки. Сколько с тех пор прошло времени! Сколько было прочитано книг писателя, сколько дум  передумано  о  жизни Горького и его героях!

  С  благоговением  я открываю дверь, поднимаюсь по лестнице и  оказываюсь в музее, который располагается в институте мировой литературы имени великого пролетарского писателя и находится в бывшей усадьбе князей Гагариных.   Жадным взором  смотрю на экспонаты.  А это рукописи, большое количество фотографий, прижизненные издания автора, портреты  Льва Толстого, Чехова,  Блока, и  большой портрет молодого Горького.
 
   Борисоглебск,  Ростов - на – Дону,  Харьков,  Курск,  Нежин,  Киев,  Екатеринослав , Херсон,  Одесса, Симферополь, Феодосия, Алушта, Алупка,  Ялта, Тамань,  Новороссийск,  Майкоп,  Армавир, Тифлис и Баку.
Зачем ему это было нужно с точки зрения обывателя?
 
   Сам  Горький писал   так: « Хождение моё  по России  было вызвано  не стремлением  ко бродяжничеству,  а желание  видеть, где я живу и что за  народ вокруг».  А результатом стало рождение большого писателя. Вспомним его сборник рассказов  « По Руси». Там есть один из любимых мной  –  «Рождение человека».

  Продолжая свою экскурсию по музею, подхожу к месту, где на плечиках под стеклом висит пальто  писателя, а рядом на гвоздике  -  черная широкополая шляпа, так знакомая по фотографиям! И сразу  чувствую присутствие    Горького.  Вроде бы наяву вижу его  высокую сутуловатую фигуру,  лицо,  изборожденное глубокими морщинами,  добрые синие глаза   и слышу  глуховатый басок, окающий  по-волжски…
 
   Человек  такой большой души и так много сделавший  для русской литературы!  Наверное,  нет    писателя, так опекавших молодых литераторов,  как это делал великий мастер слова.  Для них  у Горького всегда были открыты двери дома,  где бы он  ни находился.
 
   У  Алексея Максимовича  молодые литераторы находили стол  и кров.  Он  получал огромное количество писем,    даже  подолгу живя в солнечной Италии,    и  находил время  для ответа рабочим корреспондентам,   помогая   овладеть  литературным мастерством.   Горький  говорил так: « Чтобы  ставить слова  на своё место,  чтобы   владеть  инструментом, который макают в чернила,  нужны годы учёбы.  Этому научиться также трудно, как и обработке железа».

   Как современны  мысли  Горького о писательском мастерстве!
Сколько он  ввёл  талантов в большую литературу! Среди них имена  известных писателей. Константин  Федин, Александр   Фадеев,   Михаил  Шолохов,  Юрий Герман,  Афанасий Коптелов, Лидия Сейфуллина,   и  много – много   других   были   благодарны  великому писателю за   добрые советы  и  поддержку.

  Я  подхожу  к большой скульптуре  из  бронзы в центре зала,  где  Горький изображен  в полный рост. Он стоит вполоборота на постаменте из  глыбы бронзы, высокий, костистый,  худощавый, широкоплечий, в косоворотке и сапогах, закинув руки за спину.  И так близок и так понятен мне этот гениальный русский человек из народа. И так понятны мне его герои! Хотя бы тот же Егор Булычов,  очень   яркий типаж,  который только на склоне лет понял,  что  всю жизнь «не на своей улице жил».
 
   Большой вереницей в памяти проходят  мастеровые, купцы, мужики и бабы, мещане и дачники, интеллигенты и босяки  – представители всех слоев нашего народа русского,  так мастерски  изображенного  Горьким.

  Удивительна и судьба самого Максима Горького –   за какие – нибудь  десять лет  после появления  первого рассказа в провинциальной газете, имя его  стало известно всей читающей России!   И не мудрено – он сумел выразить  чаяния народа…
 Писатель   встречался с огромным количеством самых разных людей по социальному  положению. Он  общался  с  Львом Толстым,   Буниным, нежно любил Чехова, много лет  дружил с Лениным и Шаляпиным.

  И   мысли  Горького  так современны в наше время.
В начале века Горький   объединял писателей- демократов вокруг издательства   «Знание».  Это помогало бороться с  плачевным  положением  литераторов  –   издавали их   с  трудом,  малыми  тиражами, платили  мизерные  гонорары. Доход  от изданий книг  издательства   « Знание»  почти  целиком шел авторам. Так Леонид Андреев получил за свою  первую книгу рассказов почти в 20 раз больше,  чем предлагал ему крупнейший издатель Сытин. Он сумел  тогда  сгруппировать вокруг себя всё лучшее в литературе:  Серафимович, Куприн, Вересаев, Телешов, Андреев  -  Горький  был удивительный организатор!

   Россия всегда была богата талантами.  Есть  много литературно-одаренных людей в разных регионах нашей большой страны, и как не хватает  всем   доброй поддержки  и участия в судьбе.  А одаренные люди зачастую бывают мало защищены от житейских бурь и не умеют стучаться в высокие кабинеты.

    Кто может  в наше время чистогана  из безвестных  талантов  пробиться  в большую литературу?  Единицы . Поэтому так восхищает меня путь Горького, который вышел   из социального дна и приобрёл   мировую славу пролетарского писателя.

  Я  выхожу из музея на залитую солнцем Поварскую улицу и смотрю на   Горького в бронзе у входа в музей. Писатель изображен  молодым,  с откинутыми назад волосами и вдохновенным лицом, в серой  просторной блузе,  подпоясанной ремешком и высоких сапогах. Именно так он выглядел во время  своих странствий  по Руси.   Я фотографирую скульптуру и  ухожу с ощущением прикосновения  к  чему-то чистому и светлому.   К человеку,  который стоял у истоков советской литературы  и которого  никому не удастся вытеснить  из литературы всемирной.