Что было, то...

Алевтина Крепинская
 



Что было, то…
Рассказ

Ещё вчера была типичная для этих мест предновогодняя погода. Хмурое, серое небо, и такое же серое всё вокруг.  Но в этом году погода решила сделать исключение и порадовать жителей города морозцем и свежевыпавшим снегом.  Природа преобразилась, от  серого цвета не осталось и следа. Деревья, газоны – всё   белое и искрится на солнце.   В такую погодку хочется  побольше быть на улице, потому и людей так много гуляет.

К вечеру подмёрзло ещё сильнее, и мороз продолжал крепчать.  С включением  искусственного  освещения стало ещё красивей.  Всё вспыхнуло разноцветными новогодними  огнями, а  в замёрзших лужицах отражался свет вечерних окон.


Холодный воздух бодрит и заставляет прохожих поторапливаться. Да и не только морозец гонит людей,  до полночи остаётся  совсем мало времени, надо успеть проводить Старый и встретить Новый год.   


Чем ближе к полуночи,  тем меньше оставалось людей на улице. За полчаса до  Нового года  в городком  сквере  были ещё люди. Но все они куда-то  спешили. Понятно, куда. Домой  или  в гости, туда, где их ждут.   А на фоне всех бегущих и спешащих выделялась одинокая фигура мужчины. По его походке было видно,  что ему некуда  торопиться. Это был  высокий, слегка сутулый мужчина  много старше среднего  возраста. Его пальто, хотя и не отвечало требованиям современной моды, выглядело довольно  элегантно, а перекинутый через плечо длинный шарф придавал его образу некоторую стильность.  Он был без головного убора, и лёгкий ветерок играл его  редеющими  седыми  волосами.   

И хотя мужчина явно не торопился, на  просто прогуливающегося  он  похож не был.  Он казался задумчивым,  и не смотрел по сторонам. Его не интересовала красота преобразившегося под снегом  сквера,  он  остался равнодушен к новогодней большой и яркой ёлке и, проходя мимо, даже не взглянул на неё. 

- Аркадий Анатольевич! Здравствуйте! – вдруг услышал он совсем  близко   негромкий женский голос.   Мужчина посмотрел в сторону откуда доносилось приветствие.  Голос показался ему знакомым, но он не сразу вспомнил, кому он принадлежит, да и не сразу узнал сидевшую в сквере на скамейке женщину.
-  С Новым годом вас! – продолжала женщина.
- Извините, Маргарита Андреевна, не сразу увидел и узнал вас. И вас с Новым годом!  А что же вы сидите здесь на холодной скамейке?
- Да вот, ходила долго, устала, решила отдохнуть немного, - ответила женщина.
- Так уже надо торопиться, а то опоздаете  шампанское выпить под бой курантов.

По затянувшемуся молчанию, Аркадий Анатольевич понял, что торопиться женщине тоже некуда.
- Что, никто не ждёт? – спросил он, - Бывает… Вот, меня тоже не ждут. Вот… Домой не солоно хлебавши возвращаюсь… Буду один встречать Новый год. Хотя, говорят, что встречать Новый год в одиночестве это плохая примета. Может, вместе встретим?
- …Можно и вместе… Но у меня в квартире столько гостей к сыну пришло и я там лишняя, а тем более ещё и со своим гостем.
- Так ко мне пойдём! У меня не будете лишней. Правда, я сомневаюсь, что в холодильнике у меня мы что-либо найдём, но шампанское точно есть!
- Да, как-то, неудобно… Никогда не была у вас и тут заявлюсь.
-  Ничего неудобного!  Вас меня сам  Дед Мороз послал в этот день! – Он помог женщине подняться, и они вместе пошли дальше.
- А что это вы без головного убора, Аркадий Анатольевич? Холодно же! Стильным хотите казаться?
- Да нет, Маргарита Андреевна, это потому,  что торопился. Сразу не нашёл, где шапку оставил, а не хотелось внимание  привлекать к моему уходу.  Вот и ушёл так, в надежде на то, что живу близко и не успею замёрзнуть.   
- А я подумала, что под молодого косите…


Аркадий Анатольевич жил совсем близко, но к бою курантов не успели, он их застал на лестничной площадке, немного не доходя до квартиры.
- Ах, какая досада, - сказал он, - Немножко не успели.
- Ну и ладно, - ответила Маргарита Андреевна, - будем встречать Новый год по минскому времени, у них ведь на час позже нашего. А я наполовину белоруска.
-  Да, будем по минскому.

Аркадий Анатольевич открыл дверь, и они вошли в довольно просторную квартиру

- Вот, проходите в мои хоромы! И давайте договоримся: в моей квартире мы забудем наши отчества, - предложил Аркадий Анатольевич, -  Я для вас просто Аркадий, а вы для меня Маргарита. Как было раньше, когда вместе работали.
- С радостью соглашаюсь, хотя и не помню, чтобы мы, когда-либо с вами без отчеств обходились.
- Да, вы правы… Не было такого… - подтвердил Аркадий, - но  а сейчас будет.

- Большая и необычная квартира у вас, - посмотрев по сторонам, заметила Маргарита, -  и удивительное сочетание современного дизайна и классической старинной мебели.
- Дизайн моей дочери. И планировка квартиры и мебель – всё её работа. Квартира моя, а живём мы вместе с дочерью и её сыном, моим внуком.

Они прошли в просторную кухню.  Аркадий достал из холодильника всё съестное и выставил на стол.
- Тут удивить нечем. К сожалению, угощение будет скромным, если не сказать, бедным. Мясное в нашем доме не водится, ни дочь, ни внук не едят его. А я-то ем, да кому это интересно. Подстраиваюсь под них.
- А картошка у вас есть? – спросила Маргарита, - а давайте её пожарим?
- А что? Это идея!

Через полчаса они уже сидели за праздничным столом, и Аркадий разливал шампанское по бокалам.
- Ну вот, теперь и Новый год встретить можно. Надеюсь, он на нас не обидится, что мы чуточку опоздали? С Новым годом!
 - Нет, нет, конечно, он не обидится! С Новым годом! – ответила Маргарита и добавила, -  Вот уж не думала, что мне выпадет счастье встречать с вами Новый год. Признаюсь, тогда, когда работали вместе, я и мечтать не смела об этом. Да и не только я. Вы были таким  недосягаемым, и  нас, женщин словно и не замечали…
- Ну, Маргарита, скажите такое… Хотя, на счёт женщин вы и правы. Не было времени мне смотреть на них. Как вы знаете, рано вдовцом остался, две дочери у меня, надо было о них думать, их растить. Да и родителям престарелым  и моим и жены внимание надо было уделить.  И не только внимание, но и материально поддержать. Потому и нагрузку большую брал.  Деканом самого большого факультета работал и лекции читал по максимуму.  А к ним готовиться надо, всегда готовился тщательно. Поэтому некогда по сторонам смотреть было. Но, скажу честно,  вас я с первого дня заметил.  Помню, как ректор на планёрке представлял вас, новую заведующую кафедрой.  Ещё тогда подумал с сожалением, что на моём факультете ваши дисциплины не изучаются, а значит, не часто будем видеться.
- Ну, Аркадий, скажите такое! Не верю вам. Но приятно…
- Маргарита! Дорогая! Точно так и было!

Они долго ещё вспоминали свой институт, где вместе работали, наиболее запомнившихся преподавателей и студентов, то интересное для них время. А за окном раздавались бесконечные салюты.

- Красиво как на улице!
- Красиво… Но холодно, - ответила Маргарита, - сидела на скамейке и так продрогла. Не знала, как быть, куда податься…
- А если бы меня не увидели, чтобы делали, куда пошли? Домой? – поинтересовался Аркадий.
- Нет! Домой бы не пошла. Даже не знаю, куда бы пошла.
- А почему не домой?
- Мы с невесткой и внучкой весь день готовили разные вкусности к столу, я думала, что, как и раньше будем встречать Новый год вместе, своей семьёй. Так у нас было  заведено. Сын с женой всегда  праздновали в ресторане вместе со своими друзьями, внучка тоже уходила со своими праздновать, но в ночь с тридцать первого на первое всегда все были дома.  Не зря же Новый год семейным праздником считается.  Вся семья в сборе. Думала, что и на этот раз так будет. Но нет… Ближе к вечеру, невестка, вдруг, спросила, есть ли у меня какие-либо идеи на Новогодний вечер. Я сначала не поняла вопрос, сказала, что идей никаких нет, будем, как и всегда. И тут узнала, что они уходят встречать Новый год к друзьям, а к внучке придут её друзья, и я не буду вписываться в их программу.  Мне идти некуда. Есть у меня подруга близкая, но она уже месяц, как к дочери уехала. А никаких других близких подруг у меня нет. Я должна была сказать, что никуда не пойду, что буду дома, а если это кому-то не нравится,  это  их проблемы. Но я настолько была удивлена и растеряна, что ничего и сказать не могла, кроме, как пообещать уйти.  На что я надеялась, уходя?  Честно скажу, я думала, что они меня остановят, ведь знают, что идти некуда.   Но нет, не остановили… Ещё и пожелали хорошо отпраздновать. Как жаль, что у меня дочери нет… Она бы этого не допустила. А сын… Как жена скажет, так и будет…

- Не обольщайтесь на счёт дочерей, - сказал Аркадий, у меня их две, - И я вам уже сказал, что делал всё, лишь бы они ни в чём не нуждались. Я и сейчас продолжаю читать лекции в университете, зная, что помощь дочери мои и сейчас от меня ждут. Деньги не бывают лишними, и чем больше их, тем больше не хватает.
- Так вы продолжаете работать? Я не знала, - удивилась Маргарита, - Мне говорили, что уже давно ушли из университета.
- Продолжаю! Но в другом  ВУЗе. Конечно, сейчас я уже не декан, и нагрузка у меня в университете небольшая, но я  работаю. Даже не из-за денег. Мне надо чем-то занять себя. Очень одиночество чувствую, а ещё свою ненужность и никчёмность хорошо ощущаю.
- Аркадий! Так вы же с дочерью  живёте, с внуком, какое может быть одиночество?
- Ох, Маргарита, одиночество это такая штука, которую ощущать можно и находясь в толпе.  Если никому до тебя нет дела, если не с кем поговорить, если ни от кого не слышишь даже намёка на доброе слово, если чувствуешь, что без тебя твоим родным лучше, чем с тобой, то тогда понимаешь, насколько ты одинок.   
- Аркадий, почему вы решили, что вашим родным без вас лучше, чем с вами? Может, ошибаетесь?
- Нет, не ошибаюсь…  Меня в собственном доме не замечают… Нет, пожалуй, я не прав. Замечают, и не скрывают того, что я лишний. Грустно это, но это так.
- Они говорят вам об этом? – поинтересовалась Маргарита.
- А говорить и не надо. Молчание моей дочери красноречивей всяких слов.  Редко кто может так молчать, как она. А спрошу о чём-либо, услышу в ответ единственное: да или нет. Всё! Иногда что-нибудь скажу ей, и услышу неизменное: зачем ты мне это сказал? Вот так сейчас у нас. Последние два года особенно трудно давалось общение. И не знаю, что делать. Раньше такого не было, я чувствовал её любовь, её участие и то, что скучает по мне, если не вместе. Сейчас же она словно затворилась от меня, словно накинула на себя невидимое покрывало невозмутимости и тайны    
- Надо нам как-то влиять на своих детей… Видно, что-то мы упустили, не сделали, не придали значения, когда их воспитывали. Но сейчас тоже можно что-то изменить, повлиять и заставить их помнить о своём долге.
- Влиять на них? Нет, Маргарита, не получится, ничего это не даст. Помните, ещё Шота Руставели говорил:  «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда» И, видно, мы с вами заполнили эту посуда не тем или не так. Вот и думаю, когда это было?  А что теперь ожидать можно? А долг... Это такая штука непонятная... Никто никому ничего не должен.

На улице не переставая запускали фейерверки. Красивое, разноцветное небо хорошо было видно из окна. Во дворе шум, крики, поздравления. Наступил Новый год! Люди связывали с ним свои надежды, ожидали, что он принесёт всем благополучие и удачу. И только  в квартире на третьем этаже дома сидели два одиноких человека, которые уже не ждали ничего от  Нового года и не надеялись на него.

- Что-то мы о грустном говорить начали, а сегодня  Новый год, - спохватилась Маргарита,  -  давайте пройдём к столу и выпьем.
- Давайте! – Аркадий разлил шампанское по бокалам и продолжил, - Давайте, Маргарита, выпьем за наших детей, за внуков! И пусть у них будет всё хорошо! Как бы они к нам не относились,  но мы всё равно, любим их и готовы всем пожертвовать ради них.   
- За наших детей, Аркадий! Конечно, хотелось бы, чтобы они относились к нам получше, но они наши дети, и  их непонимание нас, это наши ошибки.
- И пусть нашим детям повезёт больше, чем нам. Будем надеяться, что дети наших детей будут  милосерднее к ним.
-  Да, пусть будет у них всё хорошо, и сейчас, и… в старости.  Я не хочу, чтобы наши внуки отомстили за нас…

 
  ***

Близилось утро.
Они ещё раз поздравили друг друга с Новым годом, и Маргарита Андреевна  засобиралась домой.
- Пойду уже, наверное,  разошлись гости. Да и ваши скоро вернутся.
Аркадий Анатольевич пошёл проводить её.

- Ну, что? До следующего Нового года? – спросил он , прощаясь.
- Да, до следующего Нового года, - ответила Маргарита Андреевна, - если доживём…

*********************
Иллюстрация из интернета