Дата принятия: 20.12.2000
Номер в Геральдическом регистре РФ:3
Геральдика и нумизматика – если не родные сёстры, то близкие родственники. На всех монетах и денежные купюрах существуют геральдические знаки, на которые большинство не обращают внимание. А зря!
Как-то, рассматривая современные российские денежки, я заинтересовался гербом, изображённым на них. Почему он постоянно меняет очертания? Официальные источники описывают это явление весьма смутно, поясняя, что в частности, на монетах изображен Герб государственного Российского банка. Не странно ли это? Как может банк, принадлежащий государству, иметь свой собственный герб? Ни в одной стране мира такого не наблюдается. То есть в России Государственный банк сам по себе, и принадлежит он, судя по его геральдике, бывшему временному правительству России. Примем же за факт, что на денежных знаках имеется герб, не имеющий отношения к государству Россия, но имеющий отношение к банку РФ, который сам по себе является независимым, согласно закону РФ о банке. “ Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“.
Кто же его хозяин, и как банк распоряжается доверенными ему средствами? ЦБ РФ перевёл основную часть золотовалютного резерва в «ценные» иностранные бумаги, точнее, в облигации займа правительства США, которое постоянно борется с наступающим на пятки дефолтом. И «свой» резерв ЦБ спрятал так, разбросав его по городам и весям, что Россия до него никогда не доберётся. Весьма напоминает совместное предприятие Буратино, кота Базилио и лисы Алисы по выращиванию денег в «стране дураков». Более наглядный пример: семья отдает свои сбережения соседям, мол, мы – дураки, своими деньгами пользоваться не могём, распоряжайтесь ими, соседушки. Надо полагать, что соседушки распорядятся денежками только себе во благо. Коль скоро создалась такая ситуация, мы вправе знать, не является ли банк Росси, провозгласивший свою независимость от государства, частной фирмой, и не держим ли мы в руках денежные знаки, от которых государство может отказаться, как уже случалось?
При более тщательном исследовании выясняются любопытные вещи, а именно: на медных и мельхиоровых монетах, имеющих широкое хождение, изображён герб «независимого ни от кого» банка России, тогда как одновременно имеют хождение монеты, на которых изображён герб России в его натуральном виде. Вот названия этих монет: серебряные и золотые монеты с олимпийской символикой «белый медведь» выпуска 2012 года, «леопард», выпуска 2011 года, «Зайка» выпуска 2013 года, (список велик, поэтому автор ограничился этими примерами). Может показаться, что эти инвестиционные, и коллекционные монеты из драгоценного металла обладают правом на чеканку оригинального российского герба, однако и это не так. На Золотых и серебряных монетах «Георгий Победоносец» 2009 – 2012 года такого герба нет, а есть пресловутый герб независимого банка. На золотой монете России «червонец», выпуска 1975-1982 которую и сейчас реализует Сбербанк, вообще изображён герб РСФСР, несмотря на то, что она имеет хождение и по сей день (является действующей монетой для внешних расчётов).
Более того, в 2011 году в Российской Федерации появилась монета в двадцать пять рублей. Определить её принадлежность очень сложно, потому что с одной стороны надпись «Sochi 2014», с другой вместо «Банк России» написано «Российская Федерация», что подтверждается гербом России. При этом надписи на русском и латинице вообще приводят в полный ступор. Список таких неувязок обширен. При этом на денежных купюрах, имеющих наибольшее финансовое значение, полновластно царит герб Банка России, но и это не всегда соблюдается. Например, на банкноте в пять тысяч рублей наряду с гербом «независимого» Банка РФ изображён герб города Хабаровска, из чего можно сделать вывод, что эта купюра отчасти принадлежит и этому городу. Принадлежность самого монетного двора, в связи с «независимостью» Банка России тоже весьма туманна. Царит полная монетарно – геральдическая анархия, на российских монетах изображены разные гербы, видимо, монеты с банковским орлом принадлежат банку, а монеты с оригинальным российским гербом – России, а монеты с российским федеральным гербом – Российской Федерации.
Эти «ляпы» ни кем не комментируются, Центробанк либо молчит, либо отделывается невнятными толкованиями, которые ещё более запутывают дело.
Тема российской системы финансов заслуживает отдельного исследования, а мы закончим этот вопрос на том, что статус российского герба на российских денежных знаках и их принадлежность носит неясные, размытые границы, и, надо полагать, кто-то этим успешно пользуется.
Герб
Но вернёмся к нашему гербу. Можно ли дважды войти в одну и ту же реку? Одна из основополагающих наук, философия, гласит, что нет. Но в России всё можно. Можно царскую корону, и скипетр символ самодержавия, истолковывать как демократический символы, можно навешивать на герб святых, и державу с крестом, утверждая при этом, что государство светское, можно белое называть чёрным, можно всё.
Однако, существующий с древних времен российский знак «коловрат» трактуется как фашистская эмблема, и преследуется как символ экстремизма. Старорусское слово «коловорот» – ручное сверло, употребляется и сейчас. А сколько крови пролито под знаком креста, полумесяца, звёзд? Одни крестовые походы чего стоят! А геноцид турок против армян? А так ли безупречна «звезда Давида?» Почему же только русский коловрат подвергся запрещению?
Небольшой экскурс в историю гласит, что царский герб всегда видоизменялся, но мы остановимся на последнем и предпоследнем его изображении. Интересно, что герб Временного правительства, по существу, предавшего народ, так легко перекочевал в пресловутый Банк России, который и по сей день продолжает дело Временного правительства, с лёгкой руки отправляя потоки золотовалютных запасов России на Запад.
Согласно В. Похлёбкину, в его труде «Словарь международной символики и эмблематики» в России, орёл употреблялся в двуглавом изображении как эмблема царизма в течение почти 450 лет (с 1473 по 1917 г.) и служил, по мнению передовых демократических кругов, символом деспотизма. В 1917 году при Временном правительстве, орла «пощипали», лишили скипетра, державы, короны, щита на груди, цвет оперения изменился с чёрного на белый. Но, как говорится, чёрного кобеля не отмоешь добела, так и герб, по сути, остался царским. Возможно, судьба России была бы более последовательна и предсказуема, будь у орла не две, а одна голова, как и положено нормальным земным существам.
Опустим промежуточные, переходные варианты Российского герба в ельцинский период, и исследуем герб России, действующий на период 2013 года. Почему произошёл возврат к светлому прошлому? Не только царский герб ознаменовал «новое» российское общество; гимн России – производное от гимна СССР, герб Банка России – герб временного правительства. Если учесть, что полновластный хозяин России – президент восседает вместе с придворными в Кремле, где в 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV Грозный официально принял титул царя, то можно сделать вывод, что Россия вернулась в царизм с коммунистическим уклоном. Осталось довершить последний логический штрих: восстановить царский герб на пяти башнях Московского Кремля — Боровицкой, Троицкой, Спасской, Никольской и Водовзводной, ибо звёзды на правительственной резиденции сочетаются с царским двуглавым орлом так же, как нижнее бельё с фраком.
При таких политических зигзагах Российского государства нет гарантий, что в очередной раз не возродится крепостное право, как, например, в тридцатые года, года, когда крестьян делали по сути, приписными к колхозным наделам.. Согласно постановлению Совнаркома СССР № 2193 от 19 сентября 1934 года «О прописке паспортов колхозников-отходников, поступающих на работу в предприятия без договоров с хозорганами», в местностях, предусмотренных Инструкцией о выдаче гражданам Союза ССР паспортов: в Москве, Ленинграде и Харькове, а также в 100-километровой полосе вокруг Москвы и Ленинграда и в 50-километровой полосе вокруг Харькова колхозник-отходник (крестьянин, ушедший на работу на предприятия промышленности, стройки и т.п., но сохраняющий членство в колхозе) не мог быть принятым на работу без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганом иначе, как при наличии паспорта (выше уже отмечалось, что в этих местностях колхозникам были выданы паспорта) и справки правления колхоза о его согласии на отход колхозника. Прописка в этом случае производилась на трехмесячный срок.
Скипетр – из древнейших инсигний самодержавной власти, жезл, выполненный из драгоценных материалов и увенчанный символикой, в данном случае – орлом. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошёл в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваема в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия».
В государственный герб России скипетр был включён столетие спустя. Он занял своё место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича. При более внимательном рассмотрении скипетра можно заметить, что орёл, его венчающий, в свою очередь держит в лапах такой же скипетр, на котором очередной орёл вновь копирует своё изображение, и так до бесконечности, что, очевидно, символизирует несменяемость царского ига.
Держава – символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.
Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом. Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника.
Впервые держава была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.
Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698г.).
Прообразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила – как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство. Вот вам и «светское» государство.
Сергей Митрохин, будучи депутатом Госдумы, писал еще в 1999 году: «На протяжении многих столетий в Российской империи господствовал сакрально-патерналистский тип общественного договора, который, с одной стороны, приписывал власти божественное происхождение («Вся власть от бога», «помазанник божий»), а с другой — наделял её чертами и полномочиями патриархального главы семейства («царь-батюшка»).
Изображение Георгия Победоносца, святого великомученика, одного из основных религиозных символов, в дополнительных комментариях не нуждается. Невозможно сомневаться в том, что христианский символ на гербе символизирует религиозное государство, налицо все инсигнии, подтверждающие власть церкви, и если при этом постоянно снижать образовательный уровень населения, то получится общество отсталости и мракобесия, где в результате многоукладности вероисповедований разгорится религиозная вражда, что отчасти мы и наблюдаем в наши дни.
Одно из самых позорных явлений царской России являлось крепостное право, в то время, когда все европейские государства освободили народы от этого ужасного ига. С исторической точки зрения рабами (теми же крепостными) становились завоёванные народы, в то время как «христианская», «человеколюбивая» Россия превращала в рабов собственный народ. Каково быть рабом по рождению, представить невозможно. Изуверская суть тандема царской и религиозной власти, льющей елей на кровавые раны, нанесённые ею же, можно проследить на следующих примерах:
Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) доказывал, что «рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах» (протоирей Симеон Никольский. Освобождение крестьян и духовенство // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г. Вып. 1. — Ставрополь, 1911. — С. 10).
Деревенский священник, по долгу службы, обязан был призывать прихожан к терпению и покорности. Бедность и приниженность положения доводили пастырей церкви до прямого потворства жестокости помещиков. К примеру, помощниками знаменитой Салтычихи были два священника, тайно хоронившие ее жертвы (Русский Архив. — 1865. – С. 249). Другому помещику – П. Бахтиярову, насиловавшему и пытавшему своих крепостных девок – согласно крестьянской жалобе «вспомоществовал» приходский священник о. Никифор (Русская старина. Т. 39. – С. 432).
Из собраний Государственного Исторического музея. — М.: Наука, 1994. — С. 85). "Крестьяне Архангельского собора с. Ильинского Кашинского уезда писали:… «А как, государь, мы ж, сироты твои, отданы в Архангельский собор, и бывший протопоп Федор с братией наложил на нас в прибавку деньгами восемьдесят один рубль тринадцать алтын две деньги, да для косьбы указали брать с нас и ныне берут в подмосковную вотчину десять человек работников. А как в прошлом в году протопресвитер Петр Васильевич с священниками разделили нас, сирот, меж себя по поделям, и они, священники, ключарь с братией наложили вновь же прибавочный оброк: бараны, сыры, яйца, грузди, рыжики, грибы, ягоды, брусника, клюква. И ради тех столовых запасов приезжают они, священники, к нам сами и присылают людей своих и из тех припасов бьют нас на правеже смертным боем, и для своих приездов велят готовить про себя обеды, и берут с нас подводы. И оттого мы, бедные, разорились вконец" (Там же. — С. 86). Решение: "Велено… села Ильинского старосте и выборным крестьянам по росписи за их противность и непослушание учинить наказание: бить вместо кнута батоги нещадно". "Такая же участь постигла земледельцев Завидовской вол., Клинского у." (Там же. — С. 237).
Свою суть христианской морали, сострадания и всепрощения церковь проявляет и сейчас, заточив на два года девушек, матерей, только за одну песню, тогда как расхитители России, тянущие у народа миллиарды, посмеиваясь, живут в своё удовольствие. Генералы от православной церкви, призывая к терпению, нестяжательству и покаянию, погрязают в сверхроскоши, приводящей в изумление как западных, так и восточных священнослужителей. Дорогими автомобилями, резиденциями, собственными банками, (банк «Пересвет» с преимущественной долей РПЦ) роскошные яхтами, (например яхта «Паллада»), можно безнаказанно владеть, только одурманивания народ, несущий последние полушки в церковную казну.
Автору неоднократно приходилось быть на богослужениях, где ни разу не прозвучали гневные проповеди в адрес власть имущих, утесняющих народ, и превративших Россию в мирового поставщика не только сырья, но и детей – сирот. Призывы, звучащие с амвона, те же, что и сотни лет назад – покорность, повиновение, ожидание «царства небесного». Таковы реалии сегодняшнего дня, таков герб сегодняшней России – назад, в прошлое.
Как гимн, покидающим Россию, звучат бессмертные строки великого поэта Лермонтова:
Прощай, немытая россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
P.S.
В настоящее время мы видим, как жонглеры из центробанка забавляются курсами валют, сами их поднимая, и опуская, и, надо думать, не без пользы для себя.
Николай Стариков "Национализация рубля. Путь к свободе России" (М. и др., "Питер", 2011).
http://saratov.forex4you.org/ru/about-fo...
Коловрат Паллада с российским флагом
Василий Тушкин. Русь и веды. Журнал "ЗНАЙ больше", 2007. №3. Адрес доступа: www.bazar2000.ru
Гусева Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998. -160 с.
Дёмин В. Загадки Русского Севера. М., 1999. - С.47.
История Свастики. Адрес сайта:
Коловрат в России. История свастики. Сайт "Славяне" Адрес сайта:
Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской // Советская археология, 1990 №3. - С. 221.
Уилсон Томас. Свастика. История свастики с древнейших времен до наших дней. - 528 с.
Свастика. Портал Википедия. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Свято-Русские веды. Книга Велеса / Перевод, пояснения А. Асова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Издательство ФАИР», 2007. — 576 с.
Смирнов В. Свастика - символ мироздания и вечности. К единой картине мироздания. Газета "Потаенное". N4(7), 1997.
Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. Вологда, 2002. - С.72.