Волки Канады

Сергей Демченко
    Зима..Уже и новый год прошел, а морозов серьезных еще не было, хотя лед на реке под полметра все-таки набрался. Сезон охоты на копытных закрыт, остались открытыми пушной промысел и охота на волка и койота и , естественно, зимняя рыбалка!

   И хотелось бы побыть свободным, но увлечения не отпускают!

    Раннее утро в лесу..Снега побольше ,чем в городе, но ,вместе с тем, для Канады это почти ничего, см 25-30. Тишина..Я приехал охотиться на волка...
    В этом месте держится большая стая, свыше десяти голов. Весной , при охоте на медведя я пересекся с волчицей на лесной тропе..

   Она стояла и смотрела на меня в сотне метров, с отвислым животом, худющая и засосанная, с клочьями вылезающей линной шерсти, как будто понимая , что стрелять ее никто в это время не будет. Затем спокойно повернулась и ушла в редкий сосняк. Не убежала ,а именно ушла не оглядываясь и не торопясь скрыться. Я долго сопровождал взглядом ее тощую, шатающуюся фигуру, бредущую по направлению лесного, непроходимого болота .

   Чуть позже ,охотясь на оленя , я брел по мелководью через болото, пересекая мелкие гривки сухого леса, стоящие островинами по воде. Эти гривки были все испещрены оленьими тропами, одну из которых я выбрал, в связи с тем , что по ней мне было удобнее идти.

      Впереди затрещали и шарахнулись по кустам птицы. Я пошел на звук и вышел к задавленному волками оленю. Он был почти съеден, оставались шкура с головой, украшенной неплохими рогами, объедки ног с костями выше коленного сустава и обглоданные ребра с остатками межреберных мышц. Что это была давленина, было абсолютно понятно, вода доходила мне до колена и по такой глубине только волки могли загнать оленя, а переломанные берцовые кости свидетельствовали о значительной силе челюстей, трапезничавшего здесь зверя.
 
   Кроме этого бывая в этих местах время от времени, я всегда находил свежие волчьи следы, на песчанных дорогах, говорящие о наличии здесь зверя.

   ...Я приехал рано. Еще слишком темно для охоты. Откинулся на спинку машины и сразу же провалился в сон, проснувшись минут через двадцать, почему то вспомнив :''Сон алкоголика крепок, но краток!'', то же самое можно сказать и об охотоголиках! Я был готов к охоте, полон сил и терпения.

    Двинулся к болотам. По вырубкам, потом по ручьям, покрытым льдом и занесенным снегом. Следа ...всё испещрено! Но олени, одни олени!
 
    Вышел на болото. Громадный бобровый дом возвышается надо льдом, домище! Сколько же поколений бобров здесь прожило? Зима дает мне возможность изучить самые потаенные места болота, то что летом невозможно увидеть! След выдры вылез из камышовых дебрей и пошел параллельным курсом со мной. Потом кто то из мелких куньих присоединился к уже проторенному следу. Идут по льду вдоль болота, по его длине. И везде пересекающие болото следы оленей.

   Попадаю в бобровое царство(как бы ноги не поломать), под полегшим камышом, в густом сплетении осинового и ивового подроста траншеи, глубиной мне до пояса. Это бобры проложили себе дороги к местам кормежек. Пересекаю эти катакомбы и выхожу на чистый лед следующего болота, обозначенного такой же ,громадной бобровой хатой. Следы куньих идут к хате, я тоже иду туда. И выдра и норка, я думаю, живут здесь ,имея доступ к воде, через бобровый дом, во внутрь которого идет не один ход, натоптанный куньими. Вся поверхность хаты покрыта оленьими следами.     Они взбираются наверх, ходят по сторонам дома. Что их привлекает сюда? Мне непонятно. Может возможность обзора, т.к. высота домика приличная, не менее двух метров над уровнем льда!

    Мне непонятно так же ,куда подевались волки? Бродя здесь, я все пытаюсь найти хоть старые следы , но их нет. Манить смысла нет, нужно менять место.

    Ухожу к машине по оленним следам ,идущим в том же направлении. Хороший бык держится в этом месте. Время от времени , по тропе свежие задиры на кустах, молодых деревьях. Это бык во время гона бился с воображаемым противником, готовясь к предстоящим схваткам с реальным, за право обладания самками на его территории. Иду не спеша. Снег мягкий. Он глушит звук моих шагов. Моя одежда, специальная для охоты на оленя (White tail) не производит шума от скребущих по ней веточек. Я думаю, что почти не слышим.
 
     Впереди вижу какое то движение, на одном месте высоко от земли, в переплетенных зарослях осоки и ивняка. Не могу разобрать. В оптику вижу что то высокое и тонкое, серо –желтое над этим взмахи крыльев. Меняю оптику на бинокль и ..вот он красавец, которого я искал весь сезон! Олень с прекрасными рогами стоит в двухстах метрах, пытаясь рассмотреть , что это серо-зеленое, бредет по лесу в его направлении. Он дергает ушами ,пытаясь услышать , направляя их в мою сторону, потом ,как будто стряхивает тишину и опять направляет их на меня, создавая впечатление взмахов крыльями. Его голова высоко поднята, совершенно очевидно , что он еще хочет и прихватить запах! Он стоит строго фронтом ко мне , поэтому я вижу его таким тонким! Я вижу его рога по четыре отростка, но ..сезон закрыт! Почему он не встретился мне раньше? Я же его искал! Именно такого!

      Смысла нет играть в прятки смело шагаю дальше и ,бык, наконец рассмотрев во мне человека, срывается с места ,задрав хвост, как флаг опасности. Теперь то я его хорошо вижу! Крупный корпус, мощного ,зрелого самца скрывается в темнохвойнике.

     Выйдя к машине, решил проверить наличие следов волков ,путем обычного объезда. Один ,два ,три , пять километров , а следов все нет. Непонятно. Скорее всего ушли, вслед за своими жертвами. Хотя , я бы не сказал, что оленя нет в обследованном уже мною месте.

    Проехав не менее десятка километров, наконец то пересекаю ходовой , свежий след волка –одиночки. Глушу машину. Снаряжаюсь.

   Прохожу по следу и вижу , что волк гонит оленя. Он идет ему наперерез, отсекая от чистого и поджимая к лесу. Значит в лесу засада! Так и есть ! Я насчитываю до десятка серых, организовавших охоту. У них то сезон на копытных не заканчивается никогда. Выбираю общее направление гона и ухожу по следам, выбирая место для охоты и для себя то же.

    Волки летят на всех парах по мелкому сосняку, и уходят в мелколесье. Там точно у меня вариантов охоты нет. Видимость метров 20-30, местам в просветах метров до пятидесяти. Ветерок боковой , раскачивает лапы сосен, временами перекрывая мне обзор. Чуть возвращаюсь в сосняк и ставлю манок. На этот раз выбираю звук попавшего в беду самца белохвостого оленя. Он мычит жалобно, переходя на хрип, что может означать , что кто то уже пытается его съесть! Манок работает, бык ревет...Я выбираю место предполагаемого выхода зверя. Сегодня я опять с оптикой, со своим 22-250 Remigton, хотя в этой ситуации лучше бы сработала , моя Тоз-з4, но..она в России.

     Волк появился неожиданно, из-под лап сосен выплыл красавец, светло –серый, почти снежный, на галопе ,на полных ногах , с пышной муфтой, украшавшей мощную шею. Доли секунды! Он летит мне в ноги, хотя манок работает в 40 метрах правее. В его глазах азарт охотника, я вижу их жадный , ищущий блеск, взгляд шарит в направлении кричащего оленя. Уши ловят шум, шум бьющегося в агонии и надсадно ревущего быка.

   Я вижу каждый волосок на его ушах, морде, пышном хвосте..Но в какой то момент его взгляд сталкивается с таким же ,жадным охотничьим взглядом, взглядом ,для которого ОН добыча. Он это понимает. На морде явное смущение и конфуз. Тормозит на месте всеми четырмя и тем же маршрутом, с той же скоростью скрывается под лапами сосен. Только был здесь и уже нет.

   Сон? Видение? Нет следы в 4 шагах от меня говорят, что это явь! И я знаю, что это явь потому, что с момента его появления и до момента его изчезновения я пытаюсь поймать его в прицел. Но не получается , я пытаюсь убрать паралакс, приближая и удаляя объектив прицела , но не могу поймать полный прицел, он у меня на этом расстоянии или полностью черный , или открывает небольшую светлую точку.

   Я в полуобморочном состоянии, так и до сердечного приступа доохотиться можно! Но тем не менее зверя уже нет и ,скорее всего не будет! Стою . Манок всё ревет. Я еще живу надеждой, может какой –нибудь другой, с другой стороны попытается добраться до заветной добычи, но нет. Волки ушли. Прохожу по моему знакомому и вижу , что он на махах не разбирая дороги, мчит вслед своим собратьям.