Люди и судьбы. Три сестры...

Маргарита Вышенская
         Моя мама родилась в 1901 году в дворянской семье. Её отец Кузьма был сыном генерала царской армии Александра Смирнова, имеющего помимо старшего Кузьмы ещё 18 детей. В 1900 году, окончив экономический факультет Петербургского Университета, Кузьма женился на Александре Камчатовой – выпускнице института сирот дворянского происхождения. Моя бабушка получила статус барыни и родила дедушке 4-х детей, одного мальчика и трёх девочек. Старшую дочку (мою маму) нарекли Марией, среднюю (1905 г.р.)- Ниной, а младшую (1907 г.р.)– Олей.
         После Революции 1917г Кузьму, как выдающегося экономиста, привлекли руководить Национальным банком, а  бабушка и мама стали преподавать в советской школе. Бабушка в совершенстве владела тремя иностранными языками – английским, французским и немецким и преподавала в старших классах, а мама – в младших, как выпускница гимназии.
      Но в 1920 году глава семьи погиб и маме пришлось взять в свои руки руководство младшими детьми, которые ещё учились в школе, а также, неприспособленной к новой жизни, матери-барыне.

      Нина и Оля проявляли явные способности к рисованию и пошли учиться в советскую новую художественную школу УШИ – Ударная школа искусств. У Нины там завязался роман с одним из наиболее талантливых учеников, любовь оказалась взаимной и Нина «выскочила» замуж, а в 1925 году у молодых родилась дочка Алла, которая стала первой внучкой Александры и первой племянницей Марии.
      Бабушка оставила работу в школе и стала домохозяйкой, научившись не только хорошо готовить, но и шить и ухаживать за внучкой.
      Мария продолжала оставаться Главой семьи и работать в школе. К замужеству она не стремилась, потому что обожала своих учеников и думала, что посвятит школе всю свою жизнь.
      Вскоре женился и брат Марии и через год отдал на воспитание бабушке внука.
       Младшая сестрёнка Оля после школы Искусств поступила в Университет решив стать геологом. На талантливую студентку обратил внимание профессор из  Петербурга, и в 1929 году Оля родила дочку Светлану.
       Только после этого Мария решилась на свою личную жизнь и вышла замуж за директора школы – вдовца с маленьким сыном – её учеником.
 
      В 1930 году все три сестры вместе с мужьями, детьми и матерью перебрались в Ленинград. У Марии в 1931 году родился сын Витя, она оставила работу и стала заниматься домашним хозяйством и помогать своей матери в воспитании Светланы и Аллы. И Нина и Ольга были увлечены своей работой и четверо детей с утра до вечера находились под опекой Марии и бабушки. Дети жили очень дружно и любили тётю Люлю (так девочки назвали Марию) своих братьев и бабушку.
      Для трёх сестёр - Марии, Нины и Оли  жизнь казалась прекрасной. Они  даже смирились с потерей своего  отца  и полюбили Власть Советов. 
      Но в 1935 году счастливая жизнь кончилась. Муж Ольги – Профессор ботаники, соратник и друг Николая Вавилова по доносу младшего научного сотрудника был обвинён в шпионаже и выслан из Ленинграда сначала в Казахстан, а потом на остров Сахалин вместе с Ольгой и шестилетней дочкой. Следом за семьёй Профессора репрессии подверглась и семья Марии – её муж был обвинён в сокрытии своего участия в Первой мировой войне, признан немецким шпионом и сослан на север страны на рудники по добыче урана. Марию с двумя сыновьями и больной матерью сослали в Астрахань, где ей снова пришлось стать единственным кормильцем своей семьи. Об учительстве пришлось забыть, и Мария устроилась на швейную фабрику, где вскоре стала одной из лучших работниц на конвейере, можно сказать стахановкой. Муж Нины работал на Ленфильме оператором и репрессии их семьи не коснулись.

        В 1937 году  Марию с детьми и матерью перебросили на юг Казахстана, в г. Чимкент, пообещав воссоединение с мужем за хорошую работу на руднике и по состоянию здоровья. Так семья оказалась в захолустном городишке в полупустынной зоне, где мужу Марии предоставили работу на машинно-экскаваторной станции (МЭС) и даже выделили отдельную квартиру в доме – бараке для семьи с небольшим приусадебным участком. Зная мечту своего измученного каторгой мужа о дочери, Мария решилась на ребёнка. Так в 1938 году появилась Я  - Рита...
       А в 1940 году нежданно-негаданно родилась моя младшая сестра, а у сестры мамы – Нины в Ленинграде – долгожданный сын Георгий (Жора).

      Муж Нины сумел эвакуировать из Ленинграда Нину с двумя детьми ещё до полного окружения города немцами в 1941г в глубокий тыл под крыло к старшей сестры Марии и её мужа. Молока у Нины не было, и у грудного Жоры даже не держалась головка. Так у моей младшей сестрёнки появился молочный братик, а у меня старшая двоюродная сестра Алла. Вскоре из Одессы в тыл, под крыло нашего отца приехала его сводная старшая сестра с еле живой и слепой матерью.

       На МЭС был организован цех по производству снарядов, куда пошли работать трудоспособные женщины большой семьи и средние дети – Алла и Витя. Бабушки пасли младших детей, собирали с ними кизяк для отопления своего жилища. Несмотря на то, что до линии фронта было далеко, но весь тыл страны работал на него. Население голодало, хлеб выдавался по карточкам. Чтобы прокормить семью Мария с мужем трудились на огороде, где выращивали и пшеницу и бобовые и овощи, благо позволял климат южного города. Старший сын отца окончил школу в 1939 году и попал ещё на Финскую компанию по окончанию лётного училища...

       Свекровь Нины умерла от голода в Ленинграде не пережив блокаду, поэтому муж Нины, который после Победы вернулся с фронта,  не смог жить в квартире, где умерла его мать и принял предложение перевестись в Киев, на киностудию им. Довженко.

      Младшая сестра Ольга с мужем – Профессором и дочкой после окончания ссылки на остров Сахалин перебрались в Иркутск, где Ольгу, как хорошего геолога «бросили» на поиск якутских алмазов. Профессор возглавил Институт ботаники Академии Наук в Иркутске. Дочь Светлана, окончила Университет, совместив специальности отца и матери стала археологом реликтовой флоры и фауны. Она вышла замуж за наиболее успешного ученика своего отца и родила сына. По договорённости со своим мужем  Светлана и себе и сыну оставила  фамилию Отца. От родителей Светлана унаследовала способности к  рисованию, стихосложению и даже печатала свои стихи в журналах и газетах Иркутска.

     В 1948, и 1949г Мария с мужем похоронили своих матерей, а сестра – золовка Марии, уехала к дочери в Москву ещё в 1946 году. Старший сын, вернувшись с фронта, поступил в Вуз и «осел» тоже в Москве, женившись на сестре фронтового друга.
     А единокровный сын Марии по окончании школы в 1948 году поступил в Московский Вуз.
      Наконец, в 1952 году, после окончания срока ссылки,  Мария и её муж получили возможность сменить место жительства и переехали в Алма-Ату.
      
      Сёстры Марии и  племянники не обрывали с ней письменной связи. Не имея возможности посетить родных, Марии писала им письма, по 2-3 письма в месяц, не говоря уже о поздравительных ко всем семейным и государственным праздникам. Мария сохранила семейный фотоархив, написала воспоминания о жизни в детстве, которую они плохо помнили, за что все родственники не могли не благодарить свою вторую маму и бабушку.

       После выхода на пенсию, и Нина и Ольга сумели приехать в Алма-Ату и навестить свою старшую сестру, которая уже давно стала бабушкой и нянчила внуков. Они застали живым и мужа Марии, которому тоже были благодарны за помощь в их жизни, несмотря на репрессии со стороны власти.

       Первой своего мужа потеряла Ольга в 1955 году, а внук Профессора родился в 1956-м... Муж Марии умер в 1963, а муж Нины в 1967-м.
 
       Первой из трёх сестёр ушла из жизни младшая – Ольга в 1969 году, Светлана прислала тёте Люле завещанные альбомы с рисунками очень талантливой и очень любимой сестрёнки. Мария долго плакала, но письменную связь с племянницей Светланой - не прервала.

        Мария пережила свою младшую сестру Олю на 23 года, она скончалась в 1992-м году, на следующий год пришло сообщение от моей двоюродной сестры Аллы о смерти тёти Нины.

       Ко мне по наследству от мамы перешло обязательство поддерживать связь с роднёй. И хотя Алла и Светлана с раннего детства росли и дружили с моими братьями, но письма пишут на мой адрес по старой привычке.

      Аллу я помню смутно, мне ещё не исполнилось 6-ти лет, когда тётя Нина с Аллой и Жорой уехали. Алла во время Войны окончила в нашем городке Технологический техникум. С личной жизнью у Аллы не сложилось. Она, как и я посвятила свою жизнь родителям, младшему брату и работе.

      Тётя Нина, переписываясь с моей мамой, в ответ на её письмо, что Рита живёт одна, прислала ей стихотворение своей дочери Аллы. Это было в 1978 году, когда тётя Нина поздравляла меня с сорокалетием стихотворением двоюродной сестры Аллы:

Не жалей меня, мама! Никогда не жалей!
Над судьбой неудачной слёз горючих не лей.
Я сама проложила к одиночеству путь…
Не вернуть всё, что было, вешних дней не вернуть.

Я злодейку-судьбу никогда не кляла –
Одного полюбила, видно, глупой была.
Одного ожидала и была тем горда!
А судьба наказала… И… промчались года.

Только я не несчастна, ты уж в это поверь:
Я достаточно властна, обошлась без потерь.
Муж меня не терзает и не бьёт, как иных.
Очень часто бываю я счастливей других.

      У нас с Аллой не только похожая судьба, но и общность душ, характеров и обострённое чувство ответственности. Она также как моя мама, и я, переписывается со всеми родными и друзьями, держит в памяти даты рождения родственников и всегда их поздравляет, присылает фотографии и делится в письмах своими воспоминаниями о прошлой жизни.
        В этом году Алле исполнится 90.  Светлана относится ко мне, да и к Алле, снисходительно, без уважения,  считая себя более достойным человеком, как кандидат наук, да ещё и жена и мать. Светлана и раньше не отвечала на письма моей мамы, а только присылала поздравительные открытки из двух дежурных слов. То же самое она делает и сейчас, только по электронной почте с помощью своего сына. Муж Светы, доктор наук скончался в 2007 году и я не получив ответа на поздравление к  Новому Году очень забеспокоилась и послала телеграмму...  (компьютера и электронной почты в то время у меня ещё не было). Светлана ответила письмом с кратким сообщением о смерти мужа и жалобами на врачей, которые его не спасли. А мой брат мне пояснил, что я не могу понять, что значит потерять мужа...

      Я решила опубликовать два последних письма от Аллы, которые  показывают нашу тесную связь и очень интересные с моей точки зрения.

ПИСЬМО от 11 декабря 2011года :

      «Дорогие мои и родные (а ещё и двоюродные)Риточка, Ирочка и Виктор!
Буду обращаться к Рите, а кузен и кузина, на равных, могут читать мои словоизлияния, раз им интересно (шутка!)
       Риточка, я прочитала половину твоей автобиографической книги и пришла в восторг! Да, да!
Ты просто талант – слог, стиль! Это я говорю совершенно искренне. Читается легко, очень интересно. Особенно меня взволновали те «строки», где ты описываешь вашу (и нашу!) жизнь в Чимкенте. Мне тогда было уже 16 лет, и я всё прекрасно помню... Как бабушка в белом фартуке и белой косыночке выбегала на улицу и собирала конский навоз. А потом мы с вашей мамой – Люлей делали кизяковые лепёшки, смешивая навоз с мелким углём или угольной пылью... Лепёшки сушили и ими зимой топили печи. А вы – Рита, Ира и Жорик были совсем крохи. Помню, петуха, который  поклевал Ирочку. Он был злой, как собака. Девочка узбечка, приносящая нам пол литра молока, боялась подходить к дому и стоя у калитки кричала мне: «Тётя, возьмите молоко, я боюсь вашего петуха!»
      Не знаю в курсе ли ты, что я в Чимкенте закончила техникум, эвакуированный из Киева,  и получила диплом техника-технолога, что мне дало возможность работать на инженерных должностях. Наши переезды после Чимкента – Москва, Одесса, Киев были связаны с  поисками папы «лучшей жизни» и интересной работы.
Переезжали мы налегке, т.к никакого «добра» у нас не было. Возвращаться в Ленинград папа не хотел, он там обнаружил абсолютно пустую квартиру, без вещей. Соседи ему сказали, что его мать сожгла всю мебель и вещи тоже. Папе пообещали квартиру в Киеве и назначили Главным инженером студии кинохроники. Но он, как творческая личность, продержался на этой должности меньше года и ушёл на должность нач. цеха съёмочной техники.
       Квартиру нам дали только через 10 лет. В Киеве я окончила 2 курса КИКИ (Киевский институт киноинженеров), но потом мне это надоело и я ушла работать на завод. Это оказалось очень правильно. Мои однокурсники, окончившие КИКИ были распределены в разные захолустные точки СССР и сидели там с бумагами. Когда они приехали на наш завод с экскурсией и увидали там меня, то закричали: «Алла! Какая ты умная и счастливая!»

        Это письмо пишу «сериалами», по несколько строчек в день. И вот случился перерыв дней 10 из-за плохого самочувствия  - менялась у нас погода, ну и возраст, конечно! Я не жалуюсь, а оправдываюсь перед вами.
        Дело даже не в зрении, которого почти нет, а в головокружениях, обмороках и перебоях в сердце. Врачи мне не нужны, я умею себя лечить сама, поэтому и дожила до такого возраста... Правым глазом смотрю телевизор на расстоянии 2 метра, а с помощью левого – пишу, но как? – нос на расстоянии 3-4 см от листа... Обхохочешься! Никакие очки не помогают, а т.к. я уже 10 лет не выхожу из квартиры, то об операциях и врачах нечего и думать...
       Меня на праздновании дня рождения – 88 лет спрашивают: А сколько Вам лет? – 12! Как так? 12 до ста! Две восьмёрки, как две бесконечности, только поставленные на «попа»! Отметила свой «юбилей» неплохо – было много цветов, фруктов, сумела состряпать куриные бёдра, компот, цветную капусту в яйце. Спасибо двум «девочкам» - подругам соседке и бывшей сотруднице.

        Последние 20 лет я работала на военном заводе (теперь это не секрет) на должности инженер по анализу и учёту брака. Составляла отчёты в высшие инстанции, в результате которых  начальство и ИТР получали прогрессивку. Кстати мне за это спасибо никто не говорил, а главное, меня вызывали в цеха на сборку приборов и я «как следователь» устанавливала виновников брака! Работа была конечно интересная, но нервная, каждый старался выгородить себя. Стоило мне на совещании взять бракованную деталь в руки, как по селектору объявляли: «Деталь №... – у Аллы Александровны и она решает вопрос!»... Конечно у всех соответствующая реакция...  Наш завод тогда работал на космос, так что брак в деталях был не допустим...
       А сейчас наш завод практически «не на плову»

       У тебя, Рита, была очень интересная и нужная работа и жизнь полная приключений и опасности. Я пришла в ужас, читая о количестве клещей, фаланг и прочих насекомых. Я всю жизнь боюсь всяких пауков и могу даже в обморок упасть, увидев скорпиона. А вот мышей, лягушек и прочих «жаб» совершенно не боюсь и даже могу взять в руки.
       Я, прожив 88 лет, никогда не врала и не лицемерила, а резала правду-матку всем в глаза, хотя отличалась вежливостью и терпением. Но правда нравится не всем, поэтому некоторые друзья отсеялись...

      Целую и обнимаю всех вас, желаю здоровья, счастья и благополучия.       Алла»


ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО: (декабрь 2013г.)

 "Здравствуйте, дорогие Рита, Ира и Виктор!

        Как мы раньше договаривались (ха-ха!) буду обращаться к тебе. Ты совершенно права была, когда сказала по телефону весной, что будешь ждать вестей от меня к Новому году...
        У нас началась «революция», а ещё у меня,  в связи с «ненормальной» погодой (в декабре нет снега и + 5 !!!) совсем пропали силы – лежу, не могу подняться и совсем плохо со зрением. Это я констатирую факт – не жалуюсь.
       Начну по-порядку:
Рисунки Ольги ( у нас было принято называть своих тёть Люля и Ольга, не взирая на возраст!) – ещё раз благодарю тебя, что ты мне их прислала. Конечно, для человека, который фактически нигде не учился, очень «здОрово», выражаясь примитивно... Рисунки оригинальные, поэтичные, интересные и можно сказать грамотные – ракурсы, динамика, передают движение ветра и бег оленя. Интересно переданы цвета. В общем – очень – очень! Спасибо!
       Возможно ты не знаешь, где «учились» Ольга, и мои мама Нина и папа Щура, расскажу:
Все они в 20-е годы жили в Ашхабаде и учились во вновь открытой худ. школе УШИ (Ударная Школа Искусств). Там и познакомились наши с Жориком родители, и у них завязался роман. После окончания УШИ  самых талантливых учеников отправляли заграницу. Папу направили в Персию, в Тегеран для оформления Советского Клуба при посольстве. Но до этого они с мамой поженились, и мама жила у Марии Александровны – матери папы (свекрови). Когда папа вернулся из Персии (так тогда назывался Иран), мне было уже 2 года. Папа стал работать на студии «Туркменфильм». Он был прекрасным художником (фактически без образования!) и мог нарисовать ВСЁ! – машины, животных, людей... Они с мамой «нарисовали» и сняли первый мультфильм под названием «Белое золото», после чего папу пригласили на киностудию «Ленфильм». Я вспоминаю его кинематографические схемы, которыми можно было любоваться, как настоящими картинами. Не говорю уже о его изобретениях: фотоаппарат «Спорт», бесшумный грейфер, ручная съёмочная камера АРК и проч.
        Но всё его «богатство» и наследство только 2-х комнатная квартира в Киеве, где я сейчас проживаю с семьёй Ани – дочери Жоры. Мне приходится многое терпеть, т.к. совершенно беспомощна, но пока, слава Богу, обслуживаю себя сама – готовлю, делаю постирушки и хожу в туалет.

        Теперь о наших проблемах и волнениях в Стране.
Украина восстала! Я уже писала раньше, что у нас во власти МАФИЯ, возглавляемая бывшим уголовником Януковичем. В народе его нарекли «Бандюкович». Это тупой, малограмотный ставленник олигархов и миллиардеров из Восточной Украины. Партия, которая поддерживает Янека называется Партия Регионов. Они все «повязаны», как всегда бывает в мафии. Один из них – Кушнарёв стал возражать, так его убили – «случайно» подстрелили на охоте.
       Вчера по ТВ аналитики сказали, что Янека поддерживает 36% украинцев. Он пообещал, что подпишет договор с Евросоюзом, а когда поехал в Вильнюс – отказался! А Россия – Путин, хочет нас вовлечь в Таможенный Союз! Остряки его прозвали Таёжным.
       Путина – КГБиста я ненавижу, как и большая часть украинцев Запада... Его Саакашвили прозвал Лилипутин... Средневозрастные украинцы с опасением относятся и к ЕС, и к Москве. А вот молодёжи кажется, что в ЕС их ждёт «манна небесная»... Непонятно, в общем-то, почему идёт борьба за обнищавшую, с разваливающейся экономикой Украину?! Скорей всего, чтобы сбыть свои завалявшиеся товары. Это я, как обыватель рассуждаю...
       Так вот, молодёжь, узнав, что Украина не вступила в ЕС, вышла в Киеве на Майдан, к ней присоединились люди из других городов, в основном с Западной Украины. Они мирно пели, танцевали, рисовали антиправительственные плакаты... Это было больше месяца тому назад. К 30 ноября в Киев стали стягиваться отряды милиции из других городов, Майдан взял в кольцо отряд «Беркут» в специальных шлемах...
В 4 утра 30 ноября они буквально смяли молодёжь и стали избивать их палками и сапожищами. Эти кадры обошли весь мир. Я включила ночью телек и всё увидела. Потом 1 декабря была драка. Точного количества потерпевших не называли. Были побиты головы, поломаны рёбра и конечности. В общем – ужас!
А вот вчера 25 декабря избили журналистку, которая выступала всегда против Януковича... Каждый день сообщают о случаях расправы над активистами Майдана, журналистами и другими совершенно мирно протестующими. Все медики запуганы, не пускают к потерпевшим журналистов, потому  что бояться репрессий. Вчера, например, по ТВ сообщили, что милиция избила 42-х летнего киевлянина, который просто шёл с работы... Прохожие вызвали Скорую, но он умер. А по заключению врачей – двухсторонняя пневмония.!!! Абсолютно все – Ген прокурор, Министр внутренних дел, суды, следователи – всё подчинено банде Януковича! Беспредел! И ничего нельзя сделать...
       Возвращаюсь к Майдану:
После избиения невинной молодёжи 30 числа возмущённый народ из других городов, а также киевляне вышли на Народное Вече около пол миллиона.
Но сейчас у нас очень слабая оппозиция, вот Юля Тимошенко была очень «зажигательной» и поднимала Майдан в 2003, 2004 годах. Посадила на президентство Ющенко, но он оказался мерзавцем и бездарью и окончательно развалил Страну.
       Вообще-то нам – украинцам не везёт с «Руководителями»:
Кравчук – «провозгласил» независимость и его переизбрали;
Кучма с роднёй позволил разграбить страну, да и себе «отхватил»! Развалилась промышленность, сельское хозяйство...
Потом Ющенко – смотри выше.
И наконец Янукович окончательно всё «прихватизировал» вместе со своей партией регионов!

       Извините меня, дорогие, что я так «фонтанирую» - я очень эмоциональная, как все Смирновы. Всю жизнь боролась со злом и требовала справедливости.
       Хорошо ещё только, что у нас сейчас свобода Слова, не то, что в России и можно говорить ПРАВДУ.
Мне кажется, что ваш Назарбаев умней всех наших Президентов. Если бы нашёлся у нас такой, как он – то может быть что-то и изменилось в Украине.
      Наша молодёжь – мои племянники – Аня и Дима  со своими «половинами» по выходным ходят на Майдан. Там мирная, доброжелательная обстановка, многие ходят с маленькими детьми. Милицию убрали. Приезжие люди ночуют в обогретых палатках, поставлены био-туалеты, в Мерии – штаб Майдана, есть врачи, юристы...
      Конечно, обо всём позаботилась оппозиция. При входе на Евромайдан – контроль, чуть пьян – не пускают. Требования Майдана:
- Отпустить 10-12 арестованных  активистов;
- Наказать «бекутцев» избивших людей;
- Снять с работы Министра внутренних дел Захарченко.
Но пока ничего не сделано!

Ну, вот получилось не письмо, а доклад о международном положении. Может быть для вас будет интересно, я не знаю можете ли вы «поймать» Украину, а Российские СМИ всё врут!
        Целую, обнимаю всех! добра и здоровья!  Алла."


ПОСЛЕСЛОВИЕ

       Алла, Светлана и я - Рита связаны прочными кровными узами. У нас общие  бабушка и дедушка Александра и Кузьма Смирновы, а  пра-пра бабушкой  была Екатерина  Ивановна Капустина – старшая сестра Д.И. Менделеева.
Мы родились в одной стране, получили одинаковое образование, наши родители были участниками Революции и пострадали от репрессий в 20-е годы  прошлого столетия...
      У меня и Аллы одинаково сложилась личная жизнь, мы её посвятили своим родным и работе. Трудовой стаж и у меня и у Аллы превышает 40 лет. Я, как и она, никогда не обращалась к врачам и тоже режу «првду-матку»  всем в глаза.  Но между мной и моими родственниками есть одно и существенное отличие в мировоззрении на жизнь и политику, а также в отношении к ЛЮБВИ.

     На мою маму – Марию (Люлю) в возрасте 19 лет  свалилась ответственность за мать и трёх младших детей после гибели отца. В 1935 году ей «присвоили» звание жены врага народа. Мама прожила до 92-х лет, но я никогда не слышала от неё критики и обвинений в сторону Власти. Она видела Царя Николая Второго,  была участником Революции и помню, как на праздновании 7-8 ноября они с отцом пели: «Вышли мы все из народа, братья семьи трудовой...» и «Вихри враждебные веют над нами...»

       А я – Рита была в семье средним ребёнком. Меня угнетал и наставлял брат, который был старше меня на 7 лет и стремился сделать из сестрёнки умную и красивую девушку. Я должна была оберегать и защищать младшую сестрёнку, которая была здоровее, красивее и успешнее меня всю жизнь. Вероятно, с раннего детства я поняла, что хуже и глупее всех и всем должна...
       И только теперь, перешагнув своё 75-летие, я поняла, какое это счастье научиться всё делать самой и не думать, что кто-то должен тебе, а главное НИКОГО и НИЧЕГО не просить. Мне стало жалко моих умных, славных, успешных родственников и друзей не довольных прожитой жизнью, не любящих кого-то и считающих себя лучше других...
        Анализируя судьбы и жизнь родственников и своих многочисленных друзей, я пришла к выводу, что счастлив бывает только тот, кто не только говорит другим Правду – Матку в глаза, но и сам не боится смотреть ЭТОЙ правде в глаза и по одёжке ножки протягивать...
        Во времена Брежнева в течение трёх лет я была председателем месткома профсоюзной организации  предприятия численностью 100 человек. В СССР тогда был социализм, директор вынужден был подчиняться коллективному договору, он не мог без согласования с Профкомом ни уволить, ни наказать кого-то или задержать зарплату, даже на 3 дня...
        После того, как я взмолилась освободить меня от этой «должности» на общественных началах, коллектив согласился и мне сказали, что более справедливого и честного Председателя у них не было. Но я прекрасно осознала, что значит быть «наверху» коллектива даже всего в 100 человек!
         Теперь на территорию бывшего СССР пришёл Капитализм с частной собственностью на средства производства и кто может поручиться, что не будет воровать и стремиться к личному обогащению, обладая властью в Стране?

        Я не любила советскую власть за несвободу слова, коммунистом тоже не была. Но при социализме в СССР было полное равноправие людей, а хорошо жил тот, кто хорошо работал. Мой отец – враг народа получил в 1959 году максимальную в то время пенсию – 1200 рублей, у него на иждивении была больная супруга – наша мама и две учащиеся дочки. Я в это время училась в сельхозинституте и при наличии в зачётке тройки стипендии меня лишали...
        А в настоящее время и я получаю максимальную пенсию и не знаю, куда деньги девать... Пару лет назад на остановке троллейбуса ко мне подошёл молодой человек казахской национальности, явно образованный, трезвый и неплохо одетый с просьбой дать ему денег, потому что он – оппозиционер и только что выпущен из тюрьмы! А сидел там за участие в митинге против Назарбаева! Алла мне написала, что её племянники тоже оппозиционеры и вся молодёжь на Майдане там поют, танцует, рисует... Я спросила нашего оппозиционера – казаха он не пробовал работать? На что получила грамотный ответ, что я не понимаю, что у нас нет демократии и свободы слова, а он за нее борется ради меня тоже. В настоящее время все люди грамотные, но забыли, что такое РАБОТА, за которую платят ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ. От каждого по способностям – каждому по труду! А пение, рисование, и прочее «творчество» - это не работа, а самовыражение. Работа (А) по формуле из школьного учебника по физике: А = F х S (сила умноженная на расстояние или путь).
       Меня возмущает современная оппозиция, критики и правозащитники, которые считают, что работают, если выкидывают из магазинов просроченные продукты, или загораживают проезды машинам, не задумываясь и причинах возникновения нарушений с приходом Капитализма и развала ГОССТРОЯ и ГОСПЛАНА в бывшем СССР.

       Один из замечательных фильмов бывшего СССР кончается фразой: "Зачем нужна дорога, которая не ведёт к Храму?". Но не церковному, а к Храму знаний и понимания, независимо от вероисповедания, национальности, цвета кожи и языка... А современное поколение всё больше склоняется к рыночной экономике и поклоняется Золотому тельцу в том числе и в церковном храме...

       Можно сказать, что я поссорилась со своей сестрой Аллой по телефону, когда она продолжила обвинять Путина и Россию за аннексию Крыма. С тех пор Алла мне не пишет. Мы общаемся по телефону, но о политике не рассуждаем.

        В заповедях господних есть понятие:
НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДИТЕ...
       Я бы добавила ещё – сколько людей, столько мнений и чужую беду я руками разведу... 

       По собственной традиции завершаю свою документальную повесть своим Главным стихотворением:

А  СУДЬИ  КТО?   

Одинаковые все мы – люди, звери и народы!
Одинаковые все мы - дети матери-природы.
Вкус плохой или хороший?
Цвет – красивый, некрасивый?..
Береги свои ладоши! Это бред кобылы сивой.

Кто глупее, кто умнее? Физик, лирик иль биолог?
Или врач какой важнее - лор, хирург или проктолог?
Ну, а где найти границу между счастьем и несчастьем?
И поймать свою жар-птицу, мрак развеяв в одночасье?..

Не кляни судьбу – злодейку... злого рока не бывает!
Сам добудь свою копейку - каждый сам себя слепляет.
Кто из нас имеет право рассудить: кто хуже? лучше?
Кто достоин премий, славы?
Где успехи, а не «случай»?

Просто разные мы все, и в этом дело,
Как бы лучше всех считаться не хотела

ДОПОЛНЕНИЕ

27 июля этого года исполнилось бы 116 лет моей маме и любимой тёте моих двоюродных сестёр Аллы и Светланы. В прошлом году я потеряла связь с Аллой из-за взлома почтового ящика  на компьютере и его поломки, а телефон в Киеве по которому мы продолжали общаться с Аллой - не отвечал. на посланную мной телеграмму также не получила ответа и решила, что Алла умерла, а её племянники продали квартиру или уехали из Киева... А в этом году пришло сообщение от сына Светланы о её кончине за один месяц до дня рождения 8 мая.