Платить не надо жаловаться!

Олеги Окромелидзе
ПЛАТИТЬ  НЕ  НАДО ЖАЛОВАТЬСЯ !

     Был осенний вечер. Под ногами своеобразно хрустела еще не совсем желтая трава и медленно покрывалась свежим снегом. На деревьях все еще висели пожелтевшие листья, но природа следовала своему расписанию -  медленно, но уверенно наступала зима, при этом как бы вежливо выгоняла осень, превращая пейзаж постепенно зимним.
     Воздух был густо затянут снежинками, как белоснежный туман, которые, словно под  музыкой кружась красиво в воздухе, падая на теплую руку, через мгновения таяли, но при этом хватало глазу времени, чтобы разглядеть красивые и не повторяющие фигурки звездочек.
     Медленно кое-где промерзали лужицы на тропинке, и припорошивши снегом вписывались в общую красоту зимнего пейзажа. Озеро с берегов местами тоже затягивалась льдом. Через снежное облако пробивались розовые  лучи закатного  солнце, на свет которого особенно красиво переливались в разных   цветах снежинки.
     Деревья тоже с удовольствием принимали новое одеяние, покрывались снежными  шапками, а лиловые шишки на елей переливались и по - особому сверкали, как новогодние игрушки.
     Весело было всем: и детям, которые резвились на горке, и взрослым – которые пристально следили за детьми и временами громко давали советы как безопаснее следует спускаться с горки.
     Веселились даже звери: белка на сосне «боролась»  со спелой шишкой, и весело чирикали сойки, воробьи и синицы. Падающий снег постепенно закрывал все предметы, белим мраком одевал землю.  Одним словом – наступала зима, и было всем радостно в парке.
     И я чувствовал эту красоту природы. На душе было безмятежно ,спокойно, но чуть грустно, что и пускало спуститься в пляс в общее природное веселье. А было грустно и как бы душила обида из-за увиденного пару часов назад в Церкви, на  обряде одной из Церковных таинств - Соборование .
   
    Цены, на так называемые  «платные  услуги» - обряды Церковные, поползли вверх, как, я прошу прошения, в обычный супермаркет или в салоне красоты. Экономический кризис добрался и до веры, до святого и неприкасаемого.
    Я вспомнил службу пару лет назад, можно сказать совсем недавно, когда эти же обряды  таинства  для простых  смертных были  бесплатны.   
 Платили, да, … за крестины, за венчание, за отпевание, но так называемые массовые обряды таинств, каким является Соборование (Елеосвящение-таинство больных и здоровых) и Причастие (Благодатное приобщение души к вечной жизни).
    Жалко было смотреть как в Церкви, в дол стены тихо и смирно стояли бабушки, люди преклонного возрасте, это те у которых не хватило пенсии на обряд , которые еще совсем недавно весело и радостно, шумной толпой, с надеждой на благое, занимали место напротив алтаря, в центре Церкви, пропуская вежливо друг – друга.
    Теперь в центре Церкви стояли 10-12 человек, здоровых лбов, так называемые «захожане», очень спокойным и важным лицом, уверенным в том, что Господь всё простит, греши сколько угодно, потом заплатишь, и все будет прощено. Уверен,  что данные «товарищи» абсолютно не разбирались в происходящем, не понимая истинного смысла обряда.
    Верующий человек, Православный, итак отдаст определенную сумму в качестве добровольного пожертвования: за свечку общую, на общие нужды Храма, на ремонт звонницы, … но принуждать, наверное не правильно, не по Христианский.
    Я понимаю, что есть нужда и у Храма: ремонт, уборка, ритуальный утварь, свет, отопление, зарплата певчим и служителям, но сейчас и времена другие, я имею в виду, что не времена «Научного коммунизма» и «Атеизма», нет гонении на Церковь, Государства уделяет огромное внимание и проявляет нужную заботу.
     Но если трудно и это истинная, благая нужда, то почему тогда в другом Храме, на другом конце города обряды сей бесплатный, а поминальная записка стоит чисто символический – 50руб. за список усопших сродников,а не 50руб. за каждого усопшего(!?).
     И как быть тому, кто не из безродных и не из не помнящих род свой, кто совестлив и чей список поминальный не 2-3 человека усопшей родны и близких друзей(«Царство им всем небесное и земля им будет пухом !»),  а гораздо больше ?
       О данной проблеме много сказано и написано, это не новая тема Православной жизни, и можно еще многое сказать и написать о том, что и как было испокон веков и  до наших дней, о том , как решались подобные созданные проблемы.

                ВРЕМЕНА БИБЛЕЙСКИЕ
   
  Когда Господь Иисус Христос жил на нашей грешной земле, и те времена творилась   подобное, что и Он ненавидел,  не  одобрял  и  презирал!
Все знают поучительный сюжет из Библии, когда Иисус изгнал из Храма так называемых менял: «Он рассыпал монеты обменивающих деньгами и опрокинул     их столы». Иисус сказал им : «Довольно делать дом Моего  Отца домом торговли!» (Иоанна2:14-16)
  Еще тогда иудейские священники и религиозные руководители превращали религиозные праздники, особенно праздник Пасхи, в средства собственной наживы.
  Посылая своих апостолов на проповеди Благой Вести, исцелять больных и даже воскрешать мертвых, Иисус сказал им: «Даром получили–даром давайте»(Матфея10:7-8)
  Поэтому Его последователи не брали плату за свое служение, и более того , Сам Иисус подавал  им пример: Он служил другим, не ожидая, что Ему будут за службу платить. И    ходил Он просто, не выделяясь от других своим одеяниям, не ездил на золотой колеснице с охраной и не вел Себя высокомерно.
  А когда нуждался в средствах, то он трудился, подавая пример апостолам, которые следовали Его примеру (Деяния 18:1-3).
  Вот  по этому Он мог сказать с гордостью и поучительно о Себе и о своих миссионерах: «Мы не торговцы Божьим Словом, как многие» (2.Коринфеянам2:17)
  Многие помнят,  наверное, поучительную историю с Ветхого Завета, когда Гиезий, ученик и слуга пророка Елисея, решил заработать на излечение его наставником от проказы военноначальника  Неемане и таким образом разбогатеть, тайком взял деньги, и скрыл от своего учителя  этот факт. В результате чего и болезнь Неемане перешла на него(!?)  Так что, все эти проблемы не новы и уходят корнями далеко в историю.

                В НАШИ  ДНИ – ТУРИСТЫ или ПАЛОМНИКИ

  Не правильно, я так считаю, прикрываться разными нуждами, расходами и пускать
коммерцию, меркантильность в самое святое – в ВЕРУ.
  Кто осознанно это делает,  а кто-то  глубоко заблуждается в своем содеянном, когда  думает, что сея оплата за услуги, за труды, которые они прикладывают  в организации святых  обрядов Веры и в целом за свое служение Богу.
  Одной из услуг, пользующиеся большой популярности у верующих,это паломничество,а особенно паломничество  к здравствующим «старцам».
  Очень многие, уважающие себя паломнические  организации и фирмы имеют  маршруты  по всей  Российской Федерации и тверды тариф  на  все «услуги». К примеру : проход к батюшке без очереди, то есть не отстояв несколько  дней  отдельным тарифом(!)      
  Но позвольте, если вы истинный Православный и поклонник своей Веры, уважающий  себе человек, то почему не уважайте тех верующих, которые стоят в очереди к тому же провидцу за духовными советами уже пару дней, и визит вашей группы остановит прохождение  огромной очереди верующих еще на 5-6 часов ?   Это те люди, которые добирались не с комфортом к месту и не очень удобно ночевали и ждали.
  Где наша Православная совесть и любезность ?   Где любовь к ближнему, сострадание и уважение ? Если все «чисто» и «правильно» ,  то почему поездка Святую Землю через приход стоит дороже, чем через туристические фирму ? Как это, Божья еда и ночлег в своем же подворье, на Православных постройках, дороже еды и ночлега в дорогом отеле ?
       
                В  "ЗАГНИВАЮЩЕЙ"   РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

   В свое время, когда в России  не «пахло» нефтью и газом, а проблем у царя хватало, активно  строили Церкви и обители,  подворья и Монастыри для паломников, выкупая земли под всё это начинания и уплачивая в основном средства с казни.
   Да, вносили свой вклад и тогдашние меценаты, богатые промышленники, дворяне
и  простые смертные,но основную нагрузку брала на себе государства,так как было очень важно для русского человека традиция паломничества, особенно на Святую Землю.Святая Земля воспринималась как Икона земной жизни нашего Спасителя.
   Паломник – это Богомолец, а не турист-челночник,и к нему особый проход нужен, к нему надо относиться не меркантильно,а с заботой,
надо заботиться о нем.
   Тогда нуждами паломников на Святой Земле занималась Русская Духовная Миссия, основанная 1847 году, а не какие-то сомнительные туристические фирмы. Было задействовано для перевозки «Русское общество пароходства и торговли», учрежденная 1856 году. Любо читать записи, воспоминания тогдашних  паломников.
   Паломнические книжки (паломнический заграничный паспорт), давали право останавливаться  по пути следования на узловых станциях железной дороги.
   Добираясь до Одессы, перед поездкой в Иерусалим и на Афон, паломники могли пользоваться услугами подворья Афонских Монастырей в ожидании своего парохода.
   Послушники и монахи этих обители в обязательном порядке встречали приезжающих паломников, сопровождали их в подворьях, стерегли багаж паломников и особую заботу проявляли по от ношении пожилых и больных, которым было тяжело и очень не легко давалась это паломничество.
   На подворьях паломники получали ночлег, питание и медицинские услуги, причем за эти услуги не были установлены в постройках конкретная оплата, всё зависело от финансовой возможности паломников, это и было во истину пожертвование, а не оплата за определенные услуги на подворьях.
   Специально  обученные монахи разъясняли правила проезда и пребывания к Святым местам. Если были вопросы организационного характера по сложнее, обращались к уполномоченному  Императорского Православного Палестинского Общества. Пока паломники отдыхали на русских подворьях, монахи решали другие организационные
вопросы, куда и входило покупка билетов на пароходе, чем и проявляли заботу и этим оказывали неоценимую помощь паломникам.
   Все паломники получали  дар – Евангелие и псалтырь от  Императорского Православного Палестинского Общества(ИППО) и от паломнического  общество в красивом переплете и с дарственной надписью.
   Во время путешествия  на Святую Землю, на пароходе паломники имели право получить питание и рассчитывать на медицинские услуги на основе  паломнических книжек.Цены за те услуги, которые были платными для паломников на подворьях и на корабле,утверждались Обществом Пароходства, были согласованы с Православным Палестинским Обществом и лишнего с паломников не брали, чем и чтили Закон
и проявляли уважение к паломникам, боялись Бога – не брали грех на душу, не наживались на паломниках.
  Те паломники, которые размешались на палубе при больших скоплениях, получали также питание и услуги, к ним относились особо снисходительно за отсутствие особого комфорта, по этому стоимость проезда, питания и другие платные услуги были за гораздо низкую плату, чем у тех, кто ездил с комфортом, классом по выше.
  Особое отношение во всем получали те паломники, которые ехали  в долг. Паломническое Общество могло рассмотреть вопрос данный и оказать помощь финансовую, погасить часть долга паломника, если у него были всё документально оформлено,имелась долговая расписка и другие требующие документы.Много чего и делали на доверии,верили честному слову паломника, так как они, люди верующие,не могли солгать,не могли оформить фиктивные документы, не входили в  сговор с кредиторами и соответствующими организациями, им такое мошенничество и в голову не приходило, так как совесть у них была по чище, и Законы были суровые, за такое можно было заработать каторгу,а не Административный  штраф,то есть совсем не так, как в наше время.
  Чтобы оберегать паломников от обдирательств и кражи со стороны различных лиц , проходимцев – монахи с подворье сопровождали паломников в местах их прибывания,  оберегали  и охраняли. Это были особо обученные монахи, или  Общество  паломников  выделяло   специальных  проводников  для  этой цели – кавасов, которые имели отличительный знак на шапке – Российский герб бронзового цвета.
  Вот такая была организация и забота по отношении к верующим со стороны
Государства . Люди – паломники, граждане Великой Империи, чувствовали защиту и заботу  Императорского   Православного палестинского Общества,   то есть своего Государства (!)
  Больше значить мы уважали себя, правильно чтили веру свою и также  больше уважали соответственно нас другие.  Смотря на все это–стремление со стороны  паломников  и отношение Государства к своим гражданам, иностранные Православные Епархии тоже оказывали радужный прием паломникам на своих  подворья и Монастырях. В греческих и палестинских Храмах, в  подворьях  можно  было  также рассчитывать  на  ночлег и  угощение,  опять же  за пожертвование, а не за фиксированную плату.
  Во время прибытия  на Святую Землю паломники  устраивались на русских постройках,  размешались согласно по паломническим книжкам и шли  в Русскую Духовную Миссию – в домовую Церковь св. царицы Александры,где Иеромонах, или сам Архимандрит Миссии совершал для паломников благо–дарственный молебен. Из Церкви паломники шли в народную трапезную Сергиевского подворья,где получали бесплатный благотворительный ужин и после этого расходились по приютам.
  В это был один из больших жестов со стороны Государства. Люди чувствовали заботу своей страны – Государства, Императорского дома и Паломнического
Общества.
  Первые две недели по прибытие в Иерусалим, те которые останавливались в общих палатах, ничего не платили за постой, а после истечения срока, если они
продлевали свое пребывание на русских подворьях, то платили за помещение чисто символическую сумму – 3 копейки в день, это эквивалентно сегодняшней
цене = 35 рублей/день.
  Что – то тогда никто не ныл о коммунальных и других организационных расходах, не жаловались на сложное  политическое  и экономическое положение,
повторяюсь, что и те времена свои сложности: войны, разруха, засуха, дворцовые интриги, экономическая нестабильность. Главное, как говорится, иметь желание, остальное можно все по-людски и Божью благодатью сделать.

                В  ПОИСКАХ  ИСТИНЫ         
    
  Я считаю, что для ликвидации разных «перекосов»  и взаимного  недовольство и упреков в самых религиозных обществах, между мирянами и священнослужителями, можно найти не один мирный  путь и способ.
  Если надо будет, то народ наш и на то согласится, чтобы ввести опять Ветхозаветную Церковную десятину, когда 10-я часть всех доходов верующие
отчисляли в пользу Церкви, но для этого хорошо бы обуть, одеть и накормить многострадальный народ , поднять на ноги, дать возможность, чтобы люди жили
чувствовали заботу со стороны Государства, а не выживали. Чтобы у людей не возникал вопрос:  «А кому платить – верующему настоятелю Церкви или извращенному попу ?»    Где мораль и правда, когда народ живет в недостатке, а отдельные служители Религии, наживаются на религиозные службы, в целом за счет Религии и от имени Бога творят непоправимое кощунство и Богохульство ?  Надо, чтобы к этому пришел сам народ ,не надо делать такое по требованию служителей духовенства.
  Хорошо и красиво, когда в Храме все блестит и сверкает от роскоши, но разве от этого становится лучше или хуже человеку. У других религии и у служителей
нет столько роскоши в убранстве и в одеянии, но они не меньше Православных верят и почитают Господа своего, своих Пророков, свою веру.   Нельзя проявлять неуважение к себе, своей вере и при этом требовать и ожидать уважение со стороны других к себе. 
  Я имею виду наших, Православных служителей, которые скверно  отзываются о религии,  которому они служат,  чем и оскорбляют  свой приход и в  целом веру.  На вопрос корреспондента одной из центральных газет к служителю духовенство, а именно к отцу  Д.Смирнову :
  - « Скажите батюшка: что на сегодня Православная вера может предложить другим народам и религиям ?»  - он ответил спокойно и очень важным лицом:
  - « А ничего, … только водку, наркоманию и разврат !»
  - « Христианство, это религия животных », - спокойно продолжил он пояснение,
  - « а женщины одни  шлюшки, … только свистни,они по 15-20 штук лягут штабелями.
  Народ, то есть вы – быдло, так как не понимает тяжелое материальное положение священников  и не стыдитесь, что мы» ,  - сказал «батюшка», имея ввиду себя и своих , - « живем плохо, одеваемся скромно,  не имеем дорогих машин и как минимум 5-ти комнатную квартиру, а мы ведь за вас просим Господа,чтобы вы жили хорошо,то есть работаем на вас».
  Ну   как это можно понимать ?  Люди у нас умные, добрые, образованные, смелые, работящие, но большинство в своем случае во многом в жизни , постоянно в поисках истины, и по этому я могу представить реакцию многих, десятки тысяч прихожан , как они могли на все такое отреагировать. Ведь такое отношение к вере, Господу и людям, оставляет не хороший осадок на душе у порядочного человека.   Много вопросов религии, на которые еще Богословы и не миряне не нашли толкового ответа, не смогли толком ответить ,  разъяснить народу правду и суть.
  Может быть нам стоит всего лишь чуточку  измениться ?   Стать чуть толерантными и менее высокомерными ?  Может быть надо больше общаться, дружить,
Уважать и учиться друг у друга, перенимая хорошее и достойное ?
 
                "БЕДНЫЕ" СИКХИ               

  Меня поразил рассказ моего друга, простого и обыкновенного  журналиста, не историка и не Богослова, который ни  давно вернулся с поездки из Индии, а
точнее с главного города Сикхов – Амристар,где делал репортаж и писал статью про их религию и главное место поклонение – Золотой Храм.
  Многие очень заблуждаются, называя Сикхизм – сектой в Индуизме. Сикхи – это народ , проживающий в Индии, а Сикхизм – означает последователь,ученик, и он возник в XV веке, впитав в себе с других религии, в основном с индуизма и Ислама. Это теперь самостоятельная религия, своего рода Государство
в государстве, со своими вождями и идеологией, Законами.
  Их доктрины просты и общепонятны. Бог – это все, Бог – везде, в каждом явлении природы, в человеке. Если вы спросите У Сикха: «Кто такой Иисус Христос ?»
 - он ответит вам :  « Бог !».   Будда – Бог!,  Аллах – Бог. По их идеологии уважения  достойно  любое  мировоззрение. Для них совсем не важно,  как часто ты вспомнишь о Боге,  какими словами будешь Его вспоминать, как к  Нему будешь.  Им всё равно,  какого ты вероисповедания и их не раздражает: не Православный крест, не Мусульманский хиджаб,не Индусская чалма и не Еврейские ортодоксы. Важно,  чтобы ты делал это искреннее,  чтобы ты делами   добрыми  доказал свою преданность,тогда ,может  после смерти,  тебе будет позволено стать частью Бога за твой благодеяния.У них нет оскорбленных,униженных и нищих.Они все равны друг перед другом. Они также не делятся на Касты : духовенство, богачей, бедняков и нищих-прокаженных, как это принято в Индии и в индуистской религии.
  Сикхи никогда и ничем не демонстрируют открыто свое богатство или в  целом положение в обществе. Они не выделяются от соплеменников богатым убранством. У Сикхов очень развито взаимопомощь – этим они говорят, что улучшают свою карму.
  На земле у Сикхов нет не наместника Бога, не Его посредника. Просто всё  делают вместе: проводят службу в Храме, работают как послушники и трудники
В Храмах, делают  пожертвование – идущие на помощь нуждающимся  , и это все на добровольных началах, как волонтеры, совсем бескорыстно.
  У  них отсутствует единый   духовный лидер, нет сложной иерархии и учителей-Гуру тоже нет. Их Гуру – это их книга, Священное их писание. Приехать к Сикхам можно скорее всего не как турист, а как паломник, как гость. Можно остановиться у них на ночлег, получить питание и медицинскую помощь и все это – безвозмездно.
  Захочешь улучить свою карму, можешь внести свой вклад, не обязательно деньгами. Можно вместе со всеми , дружно сделать разные волонтерские работы: готовить пищу, подавать еду, помыть посуду, убрать за паломниками после еды посуду. Это почетная, но одновременно сложная по организации система. Парой в день они принимают в свой Храм от 50-150 тысяч паломников и туристов, между которыми они не делают разницу, принимают всех одинаково. И все это ничего не стоит для посетителя (!).
  Почему они не жалуются на нехватку финансов ?  Что у них мало проблем, в целом не богатой, аграрной стране ?  Нет, это потому, что у них так поставлено !
Я видел много хорошего и у нас, у Православных. Многое они могли от наших Святых отцов, Монахов и служителей перенять, ведь и у нас много хороших и  прекрасных обычаев. Между прочим Сикхи так и делали: первый сикхский Гуру  и основатель религии Сикхов – Гуру Нанак Дев, кого почитают между прочим не только Сикхи, но и Индусы и Мусульмане,ездил сам и отправлял учеников,последователей во все уголки земного шара, по всем Святым местам, чтобы изучить религии многих народов и брали в учение от них все хорошее.  Посещали Святые места в Мекку, в Медине, в Иерусалиме, в Греции, ездили по Индии, в Тибет и изучали другие религии. Сикхи верят в Единого Бога, Всемогущего и Всепронизывающего ТВОРЦА и при этом Его настоящее имя никому не известно.

                УПОВАЯ на ГОСПОДА
               
  У нас, я уже говорил выше, что есть все предпосылки для того, чтобы жить не хуже других: и прекрасная история, и культурное наследие, и толерантность, и
Материально – техническая база, то есть … финансы достаточные, но вот только чуть духовной грамоты и уважении друг к другу не хватает.
  Чтобы сделать все безукоризненно в жизни, для этого основная и главная, еще повторяюсь, не финансы, а духовное воспитание.  Так что давайте начнем с собственного дома, наведем порядок с Божией помощью и с нашими стараниями, а финансы найдутся, было бы желание.
  У других тоже хватает огрехов, не без этого, но ведь борются с этим. Совесть очень главная духовная ценность, не позволит скверное сказать и правильно душе подскажет, надо вот только … разбудить ее, вывести с вековой спячки. А что касается Богослужителей, то Господь говорит, что : « Богослужители  должны
поклоняться Богу в духе и истине»(Иоанна 4:24). Эх,сколько у нас еще не понятых вопросов? Много чего мы не понимаем и не так делаем, потому,  что мало
стало истинных проводников Божьего Слова на земле. Ведь нам и так тяжко сегодня,  так как, современная Христианство разделено на множество конфессии, каждая из которых считает себя единственно правильной ,но все они далеко от  учения Христа,которое с трудом, но можно все таки восстановить по Евангелиям. Да есть Творец всему на земле и на небесах, но  мы – люди, имеем не последнее слово и не последнюю роль во всем Его Творении. Сотворил Он -  Единый Правитель, но историю пишем мы – люди, и вежливо, очень аккуратно надо доказывать, что мы, это  не тупая стадо, какими считают некоторые «борзые» и нагловатые священники. 
    Удачи Вам и душевного равновесия во всем этом не легком деле! Я желаю Вам всех наземных благ,Божьего покровительства во всех начинаниях!

 СКАЗАНО:« Не судите, да не судимы будете » - не обижаться, не ссориться, а искать выход любой – материальный или духовный, все равно какой, лишь бы не
искажать ИСТИНУ ! 
 Вот по этому в сложной и неоднозначной проблеме не просто ставить запятую или точку, как и сделал я в заголовке этой публикации.
 Пусть каждый из Вас это сделает самостоятельно, в знак свободы выбора в поисках ИСТИНЫ.
   
ПОМНИТЕ:  Мы можем восхищаться представителями других религии, но гордится должны своей !!!