Апология на книгу Деяний святых Апостолов. Часть 5

Николай Старовойтов
В марте 2005 года Сергей Плотников пишет:
 "Недавно по всей России провезли кровоточащую икону Спасителя.[318] Икона принадлежит жительнице села Державино Оренбургской области Антонине Ефимовой.Образ стал источать кровяные капли с характерным запахом крови больше четырёх лет назад.Да так сильно,что лик Спасителя покрылся как бы высохшими струпьями и стал почти неразличим.Самарский владыка Сергий сказал по этому поводу:
 -Услыхав об этом первый раз,я засомневался.Церковь всегда очень щепетильно относится к подобного рода чудесам,тщательнейшим образом проверяя их правдивость.Но когда я увидел этот образ,сомнения отпали.На иконе с головы Спасителя,прямо от шипов тернового венца,стекали красные струйки,и я ощутил натуральный запах крови.Когда же эту источающуюся красную жидкость самарские эксперты взяли на химический анализ,то оказалось,что это настоящая плазма человеческой крови,четвёртой группы"[319].
 7 мая 2002 года «Вечерний Минск» сообщал об этой иконе:
 "...самарские священнослужители организовали проведение биохимической экспертизы изливаемой Спасителем жидкости.Результат оказался ошеломляющим- икона выделяет настоящую человеческую кровь IV группы,что совпадает с данными,полученными во время исследования Туринской плащаницы".Это также совпадает с данными,полученными во время исследования "плата,который был на голове Его" (Иоан.20:7)- Святого Сударя,о котором мы писали выше в этом комментарии.
 Итоги исследований плащаницы,плата и кровоточивой иконы Спасителя впечатляют!!!
 Теперь далее обратимся к другим свидетельствам Воскресения Иисуса Христа.
 В Деян.2:14-40 Лука пишет о проповеди Петра в день Пятидесятницы.Никто из иудеев не возразил ему,когда Пётр смело провозгласил Воскресение Христа.Почему? Потому что пустая гробница была свидетельством,которое мог проверить любой из противников,если хотел опровергнуть его.Однако всем было известно,что Тела Христа в гробнице больше не было.
 2:32: "Сего Иисуса Бог воскресил,чему все мы свидетели."Известный русский филолог,академик АН УССР (1939 г.) и АН СССР (1958 г.),долгое время возглавлявший Институт литературы им.Шевченко в Киеве Белецкий Александр Иванович (1884,Казань-1961,Киев) писал: "В общей сложности,по подсчётам академика И.В.Нетушила (1850-1928 гг.),число надёжных свидетельств о Воскресении Христа превышает двести десять; по нашим подсчётам,это число ещё больше- двести тридцать,ибо к данным Нетушила нужно добавить ещё те исторические памятники,которые были обнаружены после выхода его работы"[320].Привожу выдержку из статьи академика А,И.Белецкого (по рукописи,опубликованной в журнале «Русский Вестник» (Нью-Йорк,1993 г.,N11):
 "...Грек Гермидий [Гермизий],занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи,писал также и биографию Пилата.Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам.Во-первых,они содержат чрезвычайно много надёжных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу истории Иудеи.Во-вторых,Гермидий резко выделяется своей манерой изложения.Этот человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям,удивляться,увлекаться.По определению известного историка академика С.А.Жебелева: "он с безпристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всём".Показания Гермидия ценны ещё и тем,что он тоже во время Воскресения Христа находился вблизи того места,сопровождая одного из помощников Пилата.Важно добавить ещё одно обстоятельство.Гермидий вначале был настроен против Христа и,как он сам говорил,уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу.До самого распятия он считал Христа обманщиком.Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под Воскресение ко гробу,надеясь убедиться в том,что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в гробнице.Но вышло иначе.
 "Приблизившись ко гробу и находясь в шагах ста пятидесяти от него,-пишет Гермидий,-мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели,остальные лежали на земле,было очень тихо.Мы шли очень медленно,и нас обогнала стража,шедшая ко гробу сменить ту,которая находилась там с вечера.Потом вдруг стало очень светло.Мы не могли понять,откуда этот свет.Но вскоре увидели,что он исходит из движущегося сверху сияющего облака.Оно опустилось ко гробу и над землёй там показался человек,как-бы весь светящийся.Затем раздался удар грома,но не на небе,а на земле.От этого удара стража в ужасе вскочила,а потом упала.В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина,она вдруг закричала: "Открылось! Открылось!" И в это время нам стало видно,что действительно очень большой камень[321],приваленный ко входу в пещеру,как бы сам собою поднялся и открыл гроб [открыл вход в пещеру гроба].Мы очень испугались.Потом,некоторое время спустя,свет над гробом исчез,стало тихо,как обыкновенно.Когда мы приблизились ко гробу,то оказалось,что там уже нет тела погребённого человека."
 Показания Гермидия интересны ещё с одной стороны.Он пишет,что незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря [Тиберия] с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны.В день суда над Христом когда жена Пилата послала к нему людей,через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу [ибо она всю ночь во сне страдала из-за Него],она спрашивала его: "Чем ты искупишь свою вину,если осужденный тобою действительно Сын Божий,а не преступник?" -Пилат ответил ей: "Если Он Сын Божий,то Он воскреснет,и тогда первое,что я сделаю,-будет запрещение чеканить моё изображение на монетах,пока я жив".Нужно объяснить,что быть изображённым на монетах считалось в Риме чрезвычайно высокой честью.Своё обещание Пилат выполнил.Когда было установлено,что Христос воскрес,Пилат действительно запретил изображать себя на монетах.Это сообщение Гермидия полностью подтверждается вещественными доказательствами.Из римской нумизматики известно,что в Иерусалиме в это время были изготовлены монеты[322] с изображением кесаря с одной стороны и без изображения Пилата с другой (...)[323]
 В середине ХХ-го века среди старых бумаг в Ливерпуле найдено мнимое письмо Пилата к императору Тиберию.Письмо было направлено в Ватиканский архив на экспертизу и вернулось с заключением,что это апокриф IV-го или V-го века,причём не исключено,что кое-какие сообщаемые там факты достоверны.В этой версии Пилат предпринимает отчаянные усилия,чтобы спасти Иисуса,но он безсилен перед бушующей еврейской толпой,требующей распятия.В его распоряжегии всего горстка солдат-ветеранов,неспособных противостоять массе оголтелых фанатиков.Пилат дважды умолял Рим и наместника провинции Сирия прислать подкрепление,но ответом было глухое молчание.Только на следующий день после распятия Иисуса Пилат,проведя ночь без сна,услышал под утро звуки труб и чеканный шаг солдат.В город вошло двухтысячное войско,но оно прибыло слишком поздно,несчастье уже свершилось. В коптских и эфиопских святцах 25 июня значится как день святого Понтия Пилата и святой Клавдии Прокулы (имя жены Понтия Пилата сообщалось в его "Деяниях",то есть в официальном докладе префекта Иудеи; жена Пилата- тайная христианка по церковной традиции,иудейская прозелитка по Оригену,исцелённая на смертном одре Иисусом по древнерусскому переводу "Иудейской войны" Иосифа Флавия).
 Привожу ещё две выдержки из статьи академика А.И.Белецкого:
 "Сириец Ейшу [Эйшу],известный врач,близкий к Пилату и лечивший его... относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени.Видный медик и натуралист,пользовавшийся широчайшей известностью на Востоке,а потом и в Риме,он оставил произведения,которые составили целую эпоху в науке.Недаром историки науки,в том числе американский учёный Киггерист,считают,что Ейшу по праву занимает место как врач рядом с Гиппократом,Цельсом,Галеном,а как анатом- рядом с Леонардо да Винчи и Везалием [1514-1564 гг.]; только малоизвестный язык,на котором он писал,помешал его признанию.Далее,важно то,при каких обстоятельствах Ейшу наблюдал описанное им.По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками,которые всегда сопутствовали ему.Он же был свидетелем погребения Христа.В субботу он дважды осматривал гроб,а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь.Зная о пророчествах относительно воскресения Христа,Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей.Поэтому всё,связанное с Христом и Его смертью,они тщательно исследовали.В ночь под воскресение они бодрствовали по очереди.С вечера его помощники легли спать,но задолго до воскресения проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе."Мы все- врачи,стража,-пишет Ейшу,-были здоровы,бодры,чувствовали так,как всегда.У нас не было никаких предчувствий.Мы совершенно не верили,что умерший может воскреснуть.Но Он действительно воскрес,и все мы видели это собственными словами".Далее следует описание воскресения..."[324]; и ещё:
 "Это только небольшая часть источников,где говорится,что Христос действительно воскрес.Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников [приводим здесь,и далее,в сокращении,-ред.(т.е.ред.ук.сб.)]: Епифаний Африкан,Евсевий Египетский,Сардоний Панидор,Ипполит Македонянин,Аммон Александрийский... Сабеллин Грек,Исаакий Иерусалимский... Константин [Констанций] Тирский и другие.Это только те,кто жили во время Христа,причём находились в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и явились очевидцами самого воскресения или неопровержимых фактов,подтверждающих его...
 Чрезвычайно показательно,что ряд свидетельств о воскресении мы находим и у еврейских авторов того времени,хотя вполне понятно,что евреи [не принявшие христианства] склонны всячески замалчивать факт воскресения.Среди еврейских писателей того времени,прямо говоривших о воскресении,находим таких надёжных авторов,как Уриста Галилеянин,Ганон Месопотамский,Шербрум отец,Фернан [Ферман] из Сарепты,Манания врач,Навин Антиохий [Антиохийский],Маферкант.
 (...) Маферкант был одним из членов синедриона,казначеем.Именно из его рук Иуда получил за предательство тридцать сребренников.Но когда после воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога,Маферкант был первым из членов синедриона,прибывшим на место для расследования.Он убедился,что воскресение совершилось.Ему пришлось быть у гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи,стоявшей у гроба (наёмная стража получала оплату,так сказать,сдельно,после несения каждого караула).Он видел,что гроб Христа надёжно охраняется.Выплатив деньги,он ушёл,стража осталась до конца смены... Но не успел Маферкант далеко отойти,как раздался удар грома и громадный камень[321] был отброшен неведомой силой.Возвратясь назад ко гробу,Маферкант увидел издали исчезающее сияние над гробом.Всё это им описано в сочинении "О правителях Палестины",которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников по истории Палестины"[325].
 По апокрифическому т.н. "Евангелию Петра",после Воскресения Христа,пришедшие к Пилату иудейские старейшины "«стали умолять его,чтобы он приказал центуриону и воинам никому не говорить о том,что они видели.Ибо,говорили они,мы предпочитаем быть виновными в величайшем грехе перед Богом,но не попасть в руки иудейского народа и не быть побитыми камнями».Пилат выполнил их просьбу и повелел центуриону и воинам не говорить ничего."[326];"Весь сохранившийся отрывок из Евангелия Петра пронизан ненавистью к иудейским священникам.Очень определённо они противопоставлены народным массам,страх иудейской верхушки перед народом подчёркивается тем,что жрецы и старейшины были свидетелями воскресения Иисуса,поверили в него и тем не менее решили обмануть народ из опасения «быть побитыми камнями»[327]; "По своему типу Евангелие Петра близко к каноническим;в нём использована та же традиция,во всяком случае частично,что и в Евангелиях Нового Завета"[328].
 Как сообщается в Библии,противники Иисуса- первосвященники и старейшины много денег дали солдатам,поставленным охранять гробницу,"И сказали: Скажите так: «Его ученики пришли ночью и украли Его,пока мы спали».А если слух об этом дойдёт до правителя,мы убедим его и сделаем так,что вам не о чем будет беспокоиться.[329] И те,взяв деньги,поступили,как были наставлены..." (Матф.28:11-15 по «Восстановительному переводу»).То,что противники Иисуса действовали именно так (Матф.28:12-14)[330],доказывает не только Библия.Спустя примерно сто лет после Воскресения Иисуса св.Иустин Философ написал труд "Диалог с Трифоном иудеем о истине христианского закона".Там говорилось: "Вы [евреи] послали избранных провозгласить по всему миру,что безбожная и беззаконная ересь распространилась от одного Иисуса,галилейского обманщика,которого мы распяли,но его ученики украли его ночью из гробницы,в которую он был положен"[331].Однако Трифон был евреем,а труд "Диалог с Трифоном" был написан,чтобы защитить Христианство от падшего иудаизма.Следовательно,вряд ли св.Иустин Философ стал бы говорить такие слова- что евреи обвинили христиан в похищении тела Иисуса из гробницы,- если бы евреи не выдвигали такого обвинкния.Иначе св.Иустина Философа могли бы легко уличить во лжи.Св.Иустин Философ сказал эти слова только потому,что евреи действительно послали таких вестников.А они сделали это из-за того,что в день Воскресения гробница Иисуса действительно оказалась пустой,и они не могли указать на тело Иисуса как на доказательство того,что Он не воскрес,но Христос воистину воскрес.А гнусная ложь,предназначавшаяся для противодействия неотразимой очевидности Воскресения,распространялась в народе скрытно,"подпольным путём".В Евангелии от Матфея сказано,что "пронеслось слово сие между иудеями до сего дня"(Матф.28:15),то есть до времени письменной фиксации Благовестия- примерно в 50-60 гг. н.э.Эти клеветнические слухи,необходимые для оправдания неверия в Воскресение Мессии,искусственно поддерживались в последующие века и составили впоследствии одну из тех богохульных нелепостей,которые с V в. н.э. повторяются на арамейском в "Толедот Иешу"[332].
 Один из крупнейших в мире знатоков античности академик В.П.Бузескул (1858-1931 гг.) говорил: "Воскресение Христа подтверждено историческими и археологическими находками с такой несомненностью,как и существование Иоанна Грозного и Петра Великого..."[333]
 "Назаретский закон- это надпись,вырезанная на мраморной доске,посланная в 1878 г. из Назарета в коллекцию немецкого антиквара Фрехнера.Только в 1930 г.,после смерти Фрехнера,мраморная доска попала в кабинет медалей в Лувр,где историк Михаил Ростовцев заметил её ценность и значимость.В 1932 г. аббат Кьюмонт опубликовал впервые её описание.
 В законе записано следующее: «Установлением Цезаря.Повелеваю,чтобы все могилы и гробницы оставались нетронутыми вовеки,ради тех,кто их сделал во имя культа своих предков,или детей,или членов своего рода.Если,однако,какой-нибудь человек предоставит сведения,что некто разрушил их,либо другим путём извлёк что-нибудь из погребения,либо по злому умыслу перенёс останки в другие места,чтобы повредить им,либо передвинул печать или другие надгробные камни,-над таким нарушителем я повелеваю учредить суд,как во имя уважения к богам,так и во имя уважения культа смертных.Ибо уважение к погребениям должно стать гораздо более обязательным.Пусть будет абсолютно запрещено кому бы то ни было тревожить их.В случае нарушения я повелеваю,чтобы нарушитель был приговорён к смертной казни за преступление нарушения неприкосновенности погребения».
 Есть основания считать,что указанная надпись была сделана где-то во время десятилетия,окончившегося в 50 г. по Р.Х. [Во всяком случае,не позднее 51-го года.- Н.С. ] Центральное римское правительство взяло в свои руки управление Галилеей[41] только после смерти Агриппы[334] в 44 г. по Р.Х.Это сужает границы датирования,по мнению компетентных учёных,до пятилетия правления Клавдия (А.Момиглиано: «Император Клавдий и его достижения»,1932).Существует возможность ещё более точного датирования этой надписи на мраморной доске.В книге Деяния апостолов говорится,что Клавдий изгнал евреев из Рима (Деян.18:2).Этот исторический факт подтверждается римскими историками Орозием и Светонием.Это произошло в 49 г. по Р.Х.Светоний добавляет,что это было сделано по «подстрекательству некоего Хреста».Совершенно очевидно,что здесь имеется в виду Христос,несмотря на то что в своём повествовании Светоний путает два греческих слова «Христос» («Помазанник» - Н.С. ) и «Хрестос» («полезный»- Н.С. )
 [Римский император Клавдий правил в 41-54 гг. н.э.- Н.С.] Клавдий был человеком образованным.Его современники недооценивали его,возможно,из-за последствий его болезни,по всей вероятности болезни Паркинсона.Его интерес к продолжению политики Августа[146] в области религии привёл его к глубоким познаниям религий империи.В силу этого интереса к религиям Клавдий также требовал безотлагательного судебного разбирательства всех дел,касающихся всех культов или религиозных верований.Фраза Светония,а также сам факт изгнания отражают,по всей вероятности,начало христианского влияния в Риме,безпорядки в гетто,судебные разбирательства и обзор жалоб раввинов наряду с ответной самозащитой христиан,рассматривавшихся в суде в присутствии самого императора.Он услышал фарисейское объяснение опустевшей гробницы (Мф.28:13),и поскольку Назарет теперь был под контролем центрального правительства,то император решил сам разобраться в этом деле на месте.Делаются запросы в Палестине,спрашиваются советы у местных властей.В результате всего этого появляется императорский указ.Клавдий написал не одно пространное письмо,касающееся вопросов религии,например известное письмо к евреям в Александрию в 41 г.по Р.Х.Назаретский закон является цитатой из такого рода корреспонденции,или стенограммой,или адаптацией более обширного текста"[335].
 Говоря об исторической природе веры ранних христиан,профессор Лини отмечает следующее: "Сам Новый Завет определяет случившееся совершенно однозначно: Иисус был распят и погребён.Его последователи были полностью обескуражены.Но через самое короткое время они вдруг невероятно воспряли духом,вновь обретя такую сильную веру,что она поддерживала их в подвижнической жизни и мученической смерти[336].Если поискать ответа в книгах,написанных этими последователями и о них,мы не найдём там объяснения вроде "мы постепенно убедились,что мы смертны,но распятый и погребённый жив".Вместо этого мы читаем,что "умерший Иисус после смерти явился живым перед некоторыми из нас,и другие поверили их свидетельству".Стоит заметить,что тут мы имеем дело ни с чем иным,как с историческим подходом; исторична и фраза "Христос воистину воскрес",которая привела к вере множество людей".

(Продолжение следует...)

Примечания автора:
 [318] В апреле 2002 года эта икона находилась в Доме милосердия минского прихода в честь Всех Святых."За полтора года [эта] икона Спасителя побывала во многих епархиях России и других стран СНГ.В некоторых городах были зафиксированы случаи исцелений болящих людей.Особенно это было замечено в Иванове" [«Вечерний Минск» за 7 мая 2002 г.).
 [319] Сергей Плотников.«Мироточащие иконы»//«Аналитическая газета «Секретные исследования»» (Минск),март 2005 г.,N6 (95),стр.11.
 [320] Академик Александр Белецкий.«Некоторые замечания по поводу атеистической литературы последних лет»//Прот.Стефан (Ляшевский).Библия и наука...М.,1998,стр.279.
 [321] Говоря об огромном весе камня,профессор Т.Дж.Торберн приводит любопытную вставку в тексте Евангелия от Марка (16:4),содержащуюся в так называемом греческом "кодексе Безы",евангельском списке IV-го века,хранящемся в Кембриджской библиотеке в Великобритании: "И когда Он был положен туда,Иосиф придвинул к гробнице камень,который двадцать [человек] еле могли катить." (В оригинале- ...;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;; ;;;;;;; ;;;;; ;; ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;.Это место в рукописи завершает стих Луки 23:53.- Novum Testamentum Graece et Latine.Deutche Bibelgesellschaft,Stuttgart,1994,S.241.) Важность этой находки профессора Торберна становится ясной,если вспомнить правила переписывания рукописей.Переписчик,который хотел подчеркнуть собственную интерпретацию,обычно писал свою мысль на полях,а не включая её в текст.Можно заключить,таким образом,что вставка скопирована с текста,ещё более близкого к временам Христа,возможно,относящегося к I-му веку.Данная фраза,следовательно,могла быть записана очевидцем,которого поразили размеры камня,помещённого перед усыпальницей Христа.Но такой камень должен был весить от одной до двух тонн,как же Иосифу Аримафейскому удалось поставить его на место? А он просто подтолкнул его,остальное сделала сила притяжегия: камень находился в желобе,который перед входом в гробницу имел уклон,и удерживался на месте клиновидным тормозом.Стоило Иосифу вынуть этот клин,как тяжёлый дискообразный камень сам скатился и занял нужное положение (ср.Матф.27:60: "И положил его в новом своём гробе,который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба,удалился".(ср.«Восстановительный перевод» (указ. в 298-й сноске изд.) :"И он положил его в своей новой гробнице,которую высек в скале.И,подкатив к двери гробницы большой камень,ушёл".) Глагол ;;;;;;;;; имеет значение "прикатывать,приваливать",хотя и не указывает непременно на то,что прикатываемый или приваливаемый предмет имеет форму колеса или шара. Вероятно,что именно употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV века,обнаруживших гробницу Христа.Об этом круглом (дискообразном) камне упоминают в одной из своих проповедей и святитель Кирилл Иерусалимский (около 348 г.),и многочисленные паломники,посещавшие гробницу в более позднее время.Примерно из 900 гробниц I века,найденных в окрестностях Иерусалима,только четыре имеют откатывающиеся круглые крышки,остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами.Английский археолог Мартин Биддл,изучавший гробницу Христа (т.н."Гроб Господень") с 1986 по 1998 гг.,опубликовал подробный отчёт о своей работе (-Biddle M.The Tomb of Christ.London,1999).По его мнению,ничто не противоречит тому,что она могла быть местом погребения Иисуса.).Важность рассматриваемой вставки в "кодексе Безы" отмечает также Гилберт Уэст из Оксфордского университета в своей книге "История и свидетельства воскресения Иисуса Христа".Не зря в Евангелии от Марка к камню применено слово ;;;;; -"большой,огромный": ;; ;;; ;;;;; ;;;;;;-"(был же огромный весьма)" (Мар.16:4).
[322] См.,например,изображение монеты Пилата 29 г. н.э.-«Наука и религия» (Москва),2001,N6,стр.32.
[323] Академик Александр Белецкий,тамже.//Тамже,стр.272-275.
[324] Академик Александр Белецкий,тамже.//Тамже,стр.275-276.
[325] Тамже,стр.277-278.
[326,327,328] Свенцицкая И.С.Тайные писания первых христиан,стр.95,100,96.
[329] "Факт пустого гроба,засвидетельствованный этими действиями иудейских старейшин,вызвал к жизни эту их выдумку,о которой Евангелие говорит:«и пронеслось это слово между иудеями до сего дня» [Матф.28:15- Н.С.].Но если бы всё происходило так,как учили иудейские старейшины,т.е. если бы ученики ночью унесли тело Иисуса и где-то Его похоронили,а потом стали проповедывать о воскресении Христа,то могли ли бы ученики,идя на эту ложь,отдать за неё свою жизнь,принявши мученическую кончину?Могли ли бы они зажечь у других веру в воскресение Христа,если они по этой гипотезе лучше других знали,что Христос не воскрес?Совершенно ясно,что факт глубокой веры учеников Христа в Его воскресение не соединим с указанной выдумкой иудеев" (Прот.Василий Зеньковский.Апологетика.-М.:Издательский Дом "Грааль",2001,стр.34.).
[330] Почему ветхозаветные первосвященники,"служители" пред Богом,"молитвенники" за народ,предают Мессию,утаивают Его Воскресение,беспардонно лгут,совершают святотатство?Всё станет на свои места,если обратить внимание на их репутацию."Проклятье на дом Ханана (Анана,Анны),проклятье на его ехидное шипение!... Сами они первосвященники,сыновья их завидуют деньгами,зятья их начальники,и слуги их избивают народ дубинами!" См.:«Иисус Христос в документах истории»,СПб.,1998,стр.83.Анна (Анан)- это бывший первосвященник (с 6 или 7 по 15 г. н.э.),переживший трёх префектов Иудеи,но низложенный предшественником Пилата Валерием Гратом.Однако по традиции за Анной был пожизненно сохранён титул,причём в последующие годы первосвященниками были пять его сыновей и зять.Каиафа- зять Анны,законный первосвященник в 27 г. н.э.Обладая всеми полномочиями,Каиафа всё же находился под сильным влиянием своего тестя,который сохранял значение признанного главы.
[331] Justin Martyr.Dialogue With Trypho.Chap.CVIII (published in The Ante-Nicene Fathers.Vol.1,p.253).
[332] См.: Венская рукопись,14.-«Иисус Христос в документах истории».Указ изд.,стр.374.
[333] Цит.по академику А.И.Белецкому,та же статья.//Тамже,стр.276.
[334] Ирод Агриппа I - номинальный царь Иудеи в 41-44 гг. н.э.
[335] Генри Геллей.Тамже,стр.455-456.
[336] См.далее комментарий к Деян.4:33.