Миф об обогащении каждого

Адилет Аким
Миф об обогащении каждого

 Возможно ли обогащение каждого с собственнической позиции, показала практика самой богатой и могущественной страны в мире – Соединенные Штаты Америки. По официальным данным, еще в докризисный период, обнищание там коснулось 37 миллионов человек. Нация подверглась полной внутренней деградации. Система, бесперебойно работавшая в течение длительного времени, вдруг стала разваливаться. В развитии Запада произошел скачек, и количество стало переходить в новое качество. Капиталистическая система «в лице» рыночной экономики, подверглась полному разрушению самодовлеющим характером денег – деньгами, ставшими обликом личности. Эту истину уже никто не может отрицать. Но цель - не материальное освобождение, материальное освобождение само является предпосылкой для более высокого освобождения - духовного.

Каждому известно, что духовное освобождение человека остается только благим намерением вне его освобождения от материальной нужды и необеспеченности. Это истина, известная со времени существования человечества, в философских трактатах в разное время находила различный смысл у разных философов, но никогда не совпадала с историческим пониманием свободы. Свобода, понимаемая в этом смысле, есть функция общества и предпосылка для достижения более высокой формы свободы, трактуемой духовной, которая так же имеет не индивидуальный, а исторический характер и поэтому всецело является социальной проблемой, где человека надо освободить от общественного рабства, а потом и духовного - заскорузлости, невежества. И разве никого не интересует тот факт, что это общественное рабство приняло другую форму и оно стало осмысливаться "денежным рабством"? Поэтому теперь же речь идет о духовной свободе, которую человек должен достичь, уничтожив деньги, ибо содержания его сознания образовали деньги, которые его именно поэтому опустошили – освободили от прежнего содержания. Другими словами, деньги, ставшие обликом человека, в первую очередь разрушают его личность просто как дышащую материю, наделенную сознанием. Иначе говоря, просто как социальную структуру, выполняющую определенную социальную функцию в системе общественных отношений.
Чтобы возникла идея «обогащения каждого» (миф), например, необходимо, чтобы общество подняло уровень производительных сил на такую высоту, когда эта идея действительно будет не только вполне осуществимой, но и необходимой. Обогащаться должен каждый, а не отдельные классы. Но главная идея - богатство каждого человека, здесь осмысливается  через материальные понятия, созданные классовым обществом, что будто бы не должны быть богатых и бедных, противостоящих друг другу и что все должны жить в полном достатке. Такова была и главная цель социализма. А богатство каждого человека, осмысленное таким образом, оставалось абстракцией. И, тем не менее, именно это складывается социальной проблемой.В самом деле, раз исторически полностью созданы материальные предпосылки, и общество действительно создало изобилие, то дальше уже нужно вступить на путь развития человека, то есть проложить путь к духовному развитию каждого. Но если такая предпосылка уже создана, то уже эта идея как такая идея бессознательно управляет миром. В таком обществе и богатство понимается как богатство людей и ориентировано на людей, на их успех. И никого не интересует, осознается она или нет, но она уже владеет помыслами людей и порождает соответствующее стремление. Если эта тенденция сложилась объективно и подготовлена субъективно, то общество в основе развивается только через нее, вследствие чего другие принципы, образовавшие основу развития общества ранее, уже медленно распадаются и перестают действовать как главные силы. Но как будет решаться эта задача? Это уже чисто общественная задача, а не такая, которую решают индивиды. Именно неумолимое развитие этой тенденции подводит общество к тому, чтобы распались экономические категорий, ранее бывшие господствующими, но уже сковывающие эти стремления.

Экономические отношения исторически сложились не для того, чтобы развивать человеческую личность. Для этого нужны другие отношения. И общественное развитие их создаст, если эта необходимость уже сложилась и бессознательно управляет миром, принимая разрушительную форму.

Если бы историческое развитие разложило  экономические отношения одновременно во всех развитых странах, то человечество погибло бы сразу, даже не успев одуматься. Но она действует «по плану», строго разработанному. Этому разложению, прежде всего, подверглись народы СССР, то есть социалистического пространства. А сейчас, когда кризису подверглись развитые страны и они уперлись в тупик, возрождаются страны третьего мира: Китай, Индия, Корея и т. д.
  Страсть к обогащению западным обществом двигает уже все прошлое столетие. И особенность нашего времени состоит в том, что она охватывает каждого. И в этом скрыто тайна денежного рабства, к которому человечество шло, именно бессознательно стремясь к обогащению каждого. Но вместе с тем человечество приходит не к тому, чего ожидало, а именно к неожиданному. Оказывается, материальное обогащение каждого, как бы его ни называли, есть миф. И человечество оказалось в тупике.

Чтобы понять это, приведу пример с государством. Советское общество называют тоталитаризмом. И это не случайно. Государство при социализме охватывало всех и каждого. И это было всеобщим охватом «общественным воспитанием» и идеологией. Нигде и никогда такой сильной идеологии в мире не была, какая существовала в социалистическом пространстве. И никогда цивилизованное человечество еще не знало такой всеохватывающей силы, которая породила бы «ужасы». Но тоталитаризм не порождал страх перед будущим. Ибо он был очевидной принудительной силой, давшей людям понять смысл политического рабства, превратившегося в величайшее препятствие на пути прогресса в двадцатом веке. Это просто было грубой силой, доступной восприятию каждого, и ясной так же, как и насилие родителей над своими детьми или подопечными. И это в принципе уже не характеризовало новую эпоху. И, в конце концов, этого рабства скинули. 

И происходило это через деньги, которые попадали в руки людей и здесь «самовозрастали». Ведь на первом этапе распада мы имели дело с преобладанием самовозрастания денег, по отношению к которому их самоликвидация еще не выступила главным направлением, а потому речь шла «о жажде обогащения», все более охватывавшей людей, вместе с тем порождая уверенность именно в силу мировоззренческой ограниченности этого короткого периода. Второй период – начала самоликвидации денег и ее преобладание и доминирование, уже убивающее эту уверенность у большинства людей и развитие выживания как массового явления при полном изобилии. Что же приносят эти периоды, сменяющие друг друга так же незаметно, как мы незаметно от социализма перешли «к капитализму», сами того не желая? Духовного опустошения, духовную нищету, полного невежества, обусловленных нарушением прежней ориентации и расстройством системы. Следовательно, денежного рабства как всеобщего явления, где деньги открыто парализуют людей и общественную систему и создают угрозу гибели человечества. Освобождаться от этого рабства могут только люди.

Как политика охватила людей полностью? Этому пример дал социализм. Как охватили людей деньги - этому пример дала могущественная страна США. Какого-то другого рабства, которого нужно было бы скинуть, уже нет. Человечество в ходе исторического развития освобождалось от различных видов рабства, и в силу этого поднималось выше и выше – развивалось поступательно. По-видимому, необходимо тотальное рабство, чтобы задуматься и осознать его. Результат же этого движения, завершающего освобождением – духовная революция и духовная свобода каждого человека, к которому нужно открыть пут, если человечество желает сохраниться. И история не подводила бы все к этому, если бы еще не были созданы все предпосылки для этого. Сегодня просто денежного рабства путают с государственным, не придавая значение тому факту, что люди как раз свободны от государства и полностью предоставлены себе и живут, как им заблагорассудится.

Я не хочу вдаваться в подробности, но денежное рабство как тотальное рабство, - это не только последняя форма рабства, а, как уже отметили, самая, самая всеохватывающая. И я не думаю, что люди смогут справиться с ним в рамках отчуждения. В этом рабстве люди действительно поставлены под угрозу и обречены на вымирание. И что интересно, оно охватывает и детей. Я не знаю, что произойдет с нами, когда сегодняшние дети вступят в самостоятельную жизнь завтра, основательно усвоив принципы обогащения и самые изощренные правила бесчеловечности, которые они проявляют уже сегодня в росте малолетней преступности.

Человечество еще не придумало какие-то совершенные и человечные формы осуществления этой идеи. И речь идет не об обогащении каждого, а об осуществлении каждого как личности, как духовно богатого человека. И история нас подводит именно к осуществлению этой необходимости, но люди этому сопротивляются и желают жить по-старому. Они хотят, чтобы у них было много денег, много вещей и т. д. Но общественное развитие ломало и ломает все. И на этот раз происходит это.  И поскольку оно осуществляется через деньги, как раз отделяющиеся от людей, накапливаясь в руках отдельных людей, постольку оно принимает уродливый вид. Ведь речь идет не о том, что в наш век высокоразвитых технологий каждый еще не может быть богатым, а только отдельные люди. Отсюда и всеобщий кризис вместо обогащения каждого, вызванный «деланием денег».

Но за этой идеей скрывается денежная психология. В этом смысле проблема освобождения человека от денежного рабства предполагает, что это общество может продвигаться вперед, лишь обогащая каждого человека на самом деле, освобождая его в первую очередь от материальной нужды. Но оно сковывается изжившими себя экономическими отношениями, которые приняли форму разрушительных сил, превратившись в деньги.

Рецензия:

Даже среди тех слоёв населения, которые и не испытывают материальную нужду, всё равно присутствует денежная несытость (жажда денег), и её в современном обществе потребления не задушишь и не убьёшь. В Швеции, да и во многих странах западной Европы, уже практически добивались, того чтобы почти никто не испытывал материальной нужды, однако идеология "потребляй" и "прибыль превыше всего" так и господствует и с этим ничего не собираются делать, по крайней мере, на практике. Мир безудержно идет в этом направлении и разрушается.

Михаил Оживитель

Насытить можно животного, не имеющих духа, сознания, а людей - нет. Во внешнем, материальном обогащении мир уже давно принял уродливую форму, а путь к духовному развитию еще не проложен. Даже в тех коммунах, коих называют идейными, люди озабочены материальными интересами и распределением богатства. Вопрос в том, как и когда начнется вступление в мир духовных отношений и как оно будет выражена в практике. Я показываю именно это.