Апология на книгу Деяний святых Апостолов. Часть 3

Николай Старовойтов
2:1-41| Пятидесятница- праздник жатвы иудеев стал праздником возобновления Союза-Завета (см.2 Пар.15:10-13;Юбилеи 6:20-Кумранская рукопись).Церковь началась с Пятидесятницы,с момента схождения Духа Святого на Апостолов,бывшего на пятидесятый день по Воскрсении Христовом и через 10 дней после Его Вознесения.Тогда по обещанию Христа был послан к людям Утешитель,Параклит,Святой Дух,Которым была утверждена Святая Святых церковного православного тайнодействия.Это- день рождения Новозаветной Церкви Христовой- Единой Святой Соборной и Апостольской.С момента этого благодатного нисхождения Утешителя начинается развёртывание новозаветной экклесиологии,домостроительство Святого Духа в истории,на её заключительном этапе: "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.И внезапно сделался шум с неба,как-бы от несущегося сильного ветра,и наполнил весь дом,где они находились;И явились им разделяющиеся языки,как-бы огненные,и почили по одному на каждом из них.И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках,как Дух давал им провещавать[254]"(2:1-4)."Говорение на иных языках" является эсхатологическим завершением Вавилонского смешения (Бытие 11:1-9),восстановлением единства,предвосхищающего вселенскую миссию Апостолов (ср.кондак[255] Пятидесятницы Православной Церкви),то есть преодолением множественности наций в единстве Соборной Церкви.В некотором смысле это тождественно реставрации Изначального праязыка,бывшего некогда единым для всего человечества.Филология,разделяющая языки человечества на три главные группы- индоевропейскую,семитическую и туранскую,всё больше открывает общие элементы в них,приводящие к единому языку единого человечества- то есть к Изначальному праязыку.Как языкознание,так и филология в лице своих известных представителей,таких,как А.Т.Робертсон,Альфред Тробетти (см.его книгу "Единство происхождения языков"),выдающийся религиовед Макс Мюллер (см.его труд "Наука о языке"),Отто Есперсен из Копенгагенского университета,В.Шмидт,свидетельствуют о единстве Изначального праязыка,который чудесным образом был дарован людям Самим Богом.В доктрину существования Изначального праязыка большой вклад внесли советские учёные (например ассириолог И.М.Дьяконов,лингвисты В.М.Илич-Свитыч,В.М.Топоров и В.В.Иванов).Им удалось научно обосновать родственные связи огромного числа языков Старого Света (таких языковых семей,как индоевропейсая,алтайская и некоторых других).Безусловно следует упомянуть труды профессора Германа Вирта,который через исследования "палеоэпиграфики",древнейших форм письменности,рисунков и наскальных изображений пришёл к реставрации общей структуры Изначального праязыка[256].Пятидесятница есть праздник эсхатологический,и книга Деяний свидетельствует об исполнении в этот день мессианского пророчества Иоиля (Деян.2:16;Иоиль 2:28-32).Приобщение к единству Христову есть всякий раз в очень прямом смысле возобновление Пятидесятницы.

2:7:"И все изумлялись и дивились,говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?" Галилеяне говорили на особом диалекте арамейского языка,отличавшимся почти полным исчезновением различия между гиттуральными,так что для окружающих галилейское происхождение было всегда очевидно.

2:10 | Среди тех,кто слушал в день Пятидесятницы проповеди Апостолов на своих родных языках,были,как свидетельствует Апостол Лука,жители Фригии,Египта и Рима (Деян.2:10).Многие из них были потомками иудеев,которые уже давно покинули Палестину,обосновались в других странах,забыли еврейский язык и в тот момент говорили на языках тех стран,в которых проживали.Раскопки подтверждают этот факт.
Так,раскопки В.М.Рамзи в Малой Азии,на территории древней Фригии,доказали,что во времена Нового Завета в этом районе жило довольно много иудеев.Около 200 г.до н.э. иудейские семьи переселились из Вавилона во Фригию- область в центре Малой Азии (современная Турция).С течением времени число их росло,они разбогатели и забыли родной язык[257].
Раскопки подтверждают также присутствие иудеев в новозаветные времена и в Египте,в Фаюме,крупном оазисе,расположенном приблизительно в 74 км к юго-западу от Каира.Там находилась иудейская колония,называвшаяся Самарией,жители которой занимались,кроме всего прочего,ростовщичеством,служили офицерами в полиции и собирали налоги[258].К тому же четвёртая часть территории Александрии была населена иудеями.Александрийский философ-иудей Филон сообщает,что две пятых населения города были иудеями.Евреи непрерывно жили в Египте со времени Псамметиха II (ок.590 г.до н.э.).Согласно Филону Александрийскому,в Египте в его время жило около 1 миллиона евреев ("Флакк",43) и,хотя эта цифра представляется завышенной,нет сомнения,что еврейское население в Египте было очень значительным[259].
Засвидетельствовано присутствие иудеев в те же времена и в Риме.В некрополе на Via Portuensis было найдено 119 надписей,содержащих иудейские имена,такие,как Иаков,Иуда,Анна,Ревекка[260],причём некоторые из надписей сопровождались изображением семисвечника.Но обратимся к греческому тексту Деяний по 27-му изданию Нестле-Аланда (<<Novum Testamentum Graece.The 27th Edition Nestle-Aland>>),приобретшему в настоящее время статус стандартного и наиболее авторитетного;в нём в Деян.2:10 стоит ";;; ;; ;;;;;;;;;;;; ';;;;;;;" (и временно живущие здесь римляне)-;;;;;;;; в отличие от ;;;;;;;; означает иностранцев,временно находящихся в каком-либо месте;скорее всего здесь речь идёт о евреях,приехавших на праздник из Рима.Однако не исключено,что здесь имеются в виду римские граждане (ср.Деян.16:21,37-38;22:25-27,29;23:27).О постоянно живших в Риме евреях нам известно более чем о какой-либо иной общине диаспоры,не в последнюю очередь благодаря обильным эпиграфическим находкам.Евреи поселились в Риме относительно поздно,и парадоксальным образом первое упоминание не об их жизни в Риме,а об их изгнании из Рима (139 г..до н.э.).Особенно значительный рост общины произошёл,когда Помпей привёз евреев в Рим как рабов-военнопленных.Со временем они были отпущены своими хозяевами на свободу,и некоторая их часть получила римское гражданство.Согласно надписям,в первых веках н.э. в Риме было не менее одиннадцати синагог.См.E.Schurer,The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ,revised and edited by G.Vermes,E.Millar,M.Goodman (vols.3,1-3,2) (Edinburgh:T.&T.Crark) 3,1,73 сл.,прим.75 (библиография); H.J.Leon,The Jews of Ancient Rome (Philadelphia,1960,updatedd 1995); J.M.G.Barclay,Jews in the Mediterranean Diaspora from Alexander to Trajan (323 BCE-117 CE) (Edinburgh,1996),282-319;I.Levinskaya,The Book of Acts in Its Diaspora Setting (Grand Rapids/Carlisle,1996,The Book of Acts in Its First Century Setting,5),167-193.
Среди тех,кто слушал в день Пятидесятницы проповеди Апостолов на своих родных языках,были также жители "и частей Ливии,рядом с Киреной" (;;; ;; ;;;; ;;; ;;;;;; ;;; ;;;; ;;;;;;;-Деян.2:10 по греч.тексту " Nestle-Aland [27])- Киреной назывался 1) город в северной Африке,основанный греками в VII в.до н.э.,и 2) область Киренаика (северо-восточная часть современной Ливии), иначе называемая Пентаполис (Пятиградие),поскольку в неё входило пять главных городов,включая Кирену.Определить,когда в источниках речь идёт о городе Кирене,а когда обо всём регионе,не всегда предсьавляется возможным.Здесь скорее всего под Киреной понимается город,а под "частями Ливии рядом с Киреной"- область Киренаика (ср.Иос.Флав.,"Иудейские древности" XVI,6:1: ;;; ;;;;; ; ;;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;,что Р.Маркус понимает как "жители Киренейской Ливии"-"and those to be found in Cyrenaean Libya",The Loeb Classikal Library,410).С 74 г. до н.э. Киренаика являлась римской провинцией.Здесь было большое еврейское население.Согласно географу и историку Страбону (64/63 гг.до н.э.-22/24 гг. н.э.; процитирован Иосифом Флавием,"Иуд.древн." XIV,7:2),население Кирены (Киренаики?) подразделялось на четыре категории: 1) граждане; 2) земледельцы; 3) метеки; 4) евреи.Евреи играли важную роль в безпорядках в Кирене во время Суллы (85 г.до н.э.); при Веспасиане сикарии нашли поддержку среди части евреев Кирены; при Траяне евреи подняли в Киренаике восстание (Иос.Флав.,"Иуд.война" VII,11:1-2; "Жизнеописание",424; Дион Кассий,"Римская история",68:32; Евсевий,"Церк.история",IV,2:4).Помимо данного места евреи из Кирены (Киренаики) в Новом Завете упоминаются ещё несколько раз: Мф.27:32; Мк.15:21; Луки 23:26 (Симон Киренеец); Деян.6:9 (синагога киренейцев); Деян.11:20 (киренейцы в Антиохии); Деян.13:1 (Луций Киренеец).

Еврейские общины существовали во всех упомянутых в Деяниях областях.См.сводку источников о еврейских общинах в E.Schurer,The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ,revised and edited by G.Vermes,E.Millar,M.Goodman (vols.3,1-3,2) (Edinburgh: T.&T.Clark) 3,1,1-86; см.также I.Levinskaya,The Book of Acts in Its Diaspora Setting (Grand Rapids/Carlisle,1996,The Book of Acts in Its First Century Setting,5),127-193.

2:13: "А иные,насмехаясь,говорили: они напились сладкого вина." Сладким вином называли молодое неферментированное вино.Упоминание о таком вине во время Пятидесятницы,то есть до сбора нового урожая,может озадачить.Однако,как известно из приведенного Катоном ("О земледелии",120) рецепта существовал метод сохранения молодого вина (лат.mustum) в течение года.Лукиан противопоставляет ;;;;;;; и ;;;;;;;;;, то есть дешёвое вино и вино Saturnales).Возможно,и здесь упоминание о сладком вине (";;;;;;;;") имеет иронический характер. Архимандрит Пётр (Кучер) комментирует этот фрагмент Деян., из его проповеди: «В древнем Израиле (...) только после обеда начинали пить вино. Почему? А потому что там стоит жара - 40-50°С, и если ты выпил с утра пораньше, то считай, что будешь пластом лежать, как парализованный, и выключишься на целый день, а может быть, и больше. Представьте себе такое состояние да ещё и в жару. Это уже само по себе разоблачало тех лукавых вопрошателей.»
2:15: "они не пьяны,как вы думаете,ибо теперь третий час дня"- то есть третий час после восхода солнца (примерно 9 час. утра).Обычное время для завтрака было в четвёртом часу (около 10 час.),в субботу в шестом[261].Апостол Пётр имеет в виду,что говорящие на иных языках не могли быть пьяными в столь ранний час.


2:22: "(...) выслушайте слова сии: Иисуса Назорея,Мужа,засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями,которые Бог сотворил чрез Него,как и сами знаете" Чудеса Христа в Евангелиях часто называются просто греческим словом "эрга",означающим "дела".Они отражали характер Иисуса и были естественным и необходимым проявлением Его жизни,выражением Его сущности в поступках.Чудеса Иисуса показывали разнообразие Его могущества (см.,например,Луки 7:22) и свидетельствовали также о том,что Он был Тем Самым Мессией,приход Которого был пророчествован в Ветхом Завете.Список чудес Иисуса,упоминаемых в Новом Завете и подтверждённых свидетельствами,включает власть над природой (Матф.8:23-27; 14:22-23 и пар.места),над болезнями пар. и т.д.),над смертью (Матф.9:23-26 пар.; Луки 7:11-17; Иоан.11:1-44) и над бесами (Матф.8:29).Эти чудеса возвещают кары (Матф.21:18-22 пар.) и дары мессианской эры (Матф.11:5;14:21-31;15:32-39 пар.) и знаменуют победу Духа,сокрушающего державу диавола (Матф.8:29) и избавляющего людей от их грехов (Матф.9:2) и болезней (Матф.8:17).Иногда Христос совершает их из жалости (Матф.20:34;Мар.1:42;Луки 7:13),но главным образом,чтобы укрепить веру (Матф.8:10;Иоан.2:11).Он сообщает Апостолам дар исцелять больных,когда посылает их проповедовать Царство (Матф.10:1,8 пар.).Поэтому у Матфея повествование о десяти чудесах (8 и 9) предшествует рассказу о первом послании двенадцати на проповедь; дар творить чудеса-отличительный признак вестников мессианской эры.Упоминания о чудесах Иисуса содержатся во многих древнееврейских и исторических трудах,включая Талмуд[58].Например,в 95 г.ребе Элиезер бен Гиркан из Лидды писал о магических способностях Иисуса.Примерно в тот же период (95-110 гг.) раввинами была составлена ритуальная формула осуждения: "Иисус занимался волшебством и уводил Израиль с пути истинного" (Сангедрин 107б (вариант в трактате Сота 47а; барайта[262])).Около 110 г. известно о спорах среди палестинских евреев,на предмет того,разрешается ли исцелять именем Иисуса.Чудотворные исцеления от имени Иисуса подразумевают,что Сам Он был на них способен.В 155 г. св.Иустин Философ,обращаясь в своей "Первой апологии" к императору Антонину Пию,отсылал его к докладу префекта Иудеи Понтия Пилата,который,как считал Иустин,должен был сохраниться в императорских архивах; о чудесах Иисуса Иустин пишет так: "То что Он это делал,Вы можете узнать из Деяний Понтия Пилата"[263].К сожалению,эти "Деяния" Понтия Пилата,или официальные записи,к последнему времени цельно не сохранились.Но,очевидно,они существовали во II веке,и св.Иустин Философ настоятельно рекомендовал проверить по этим записям правдивость его слов.Почётный профессор электротехники Лондонского университета Эмброуз Флеминг (лауреат Фарадеевской медали 1928 г.,один из выдающихся английских учёных) утверждал,что новозаветные описания чудес не содержат в себе ничего,что может смутить учёного; он заключает свой анализ новозаветных документов призывом к интеллектуальной честности,когда пишет: "любое исследование,проведенное,как сказал бы юрист,в духе доброй воли,приведёт к глубокому убеждению в том,что христианская Церковь основана не на сказках,не на заблуждениях,не на "хитроумно измышленных баснях",пользуясь словами ап.Петра,но на исторических,подлинных событиях,которые,при всей их странности,суть величайшие события истории человечества".Чудеса Евангелий не противоестественны,а сверхъестественны (non praeter,non contra,sed supra naturam),поскольку в том или ином случае начинает действовать сверхопытная сила.И такой факт удивляет людей,кажется им чуждым ("чудо" и "чуждый",как и "чудной"- удивительный от одного корня,хотя то "что чудо на земле,на небесах естественно",как явления радия чудо для дикаря,но естественны для химика).Но убедительные свидетельские показания о чудесах равноценны опыту очевидцев этих чудес.Новозаветные чудеса- часть нового мира,начавшегося в Иисусе Христе.Их называют "сопутствующими знаками",то есть они сопровождают распространение Благой Вести и как таковые вписываются в рамки покорения мира Иисусом Христом.Они являются как-бы предтечами грядущего нового творения.Чтобы их объяснить,надо бы знать законы нового мироздания.

2:23-24: "Сего [Иисуса Назорея],по определённому совету и предведению Божию преданного,(...) взяли и,пригвоздивши руками беззаконных,убили; Но Бог воскресил Его,расторгнув узы смерти,потому что ей невозможно было удержать Его." В 155 г. н.э. св.Иустин Философ так сказал о смерти Иисуса: "В том,что это действительно было,Вы можете удостовериться в Деяниях Понтия Пилата"[265].Во времена принявшего Православие римского императора Константина ещё могли сохраниться и книги упоминаемой в Евангелии от Луки переписи,и летописи из дворца Ирода,и материалы следствия Понтия Пилата; достоверно известно что расследование убийства Иисуса,предпринятое Константином,полностью подтвердило Евангельские тексты.
Неоспоримым свидетельством страданий,мученической смерти и Воскресения Христа является Его плащаница (Мар.15:46),называемая ныне Туринской,по месту своего пребывания в Туринском соборе (Италия).Теперь о ней,вначале часть заметки в одной из минских газет 2005 года,а затем выдержка с примеч. из книги священника Вячеслава Синельникова издания 2003 года.
"1978 год.Туринскую плащаницу,одну из главных христианских святынь,исследуют в лаборатории Лос-Аламоса.Среди учёных-химик Реймонд Роджерс.
1988 год.Заключение трёх независимых лабораторий в Оксфорде,Цюрихе и Аризоне: образцы ткани с Туринской плащаницы,как показывает радиоуглеродный анализ,не старше 728 лет.Кардинал Турина Анастасио Альберто Баллестреро публично заявляет,что реликвия- плод средневековой мистификации.
2005 год.Упомянутый доктор Роджерс делает сенсационное заявление: оказывается,в 1988-м году анализу подвергли ткань не самой плащаницы,а её заплаток,которыми средневековые монахини залатали дыры,образовавшиеся после пожара.А сама плащаница намного старше.
Доказательство- микрохимический анализ.В заплаточной ткани XIII века присутствует ванилин,а в древнем полотне плащаницы это вещество,которое исчезает со временем,не обнаруживается.Так же,как нет его и в древнейших свитках Мёртвого моря.
Отсюда вывод: плащаница может быть ... до 3000 лет.Не исключено,что она намного старше того,чей образ на ней запечатлелся"[266].
"Туринская плащаница представляет собой дорогое льняное полотно,кратное меркам I-го столетия,соответствующее по величине традиционному иудейскому погребальному покрову <<тахрихим>>,[267] которое употребили один раз для обертывания тела Усопшего.Нет сомнения,что перед казнью Страдальца сильно бичевали по обычаю античного Рима,[268] а затем увенчали <<венцом>> из терний.[269] Ткань неоспоримо свидетельствует,что перед смертью Он нёс на плечах тяжёлую балку,[270] что Ему пробили гвоздями руки [271] и ноги,а после кончины нанесли удар копьём в область сердца.[272]
Овальная рана с правой стороны груди соответствует размерам раскопанных археологами наконечников копий lancea,которые использовали только солдаты вспомогательных когорт римских войск.Форма раны не подобна полученной от hasta (метательного копья),hasta velitaris (копья легковооружённого солдата) и pilum (копья триария)- типичного оружия пехоты легионов.Это особенно важно,так как в Иудее первой трети I-го века не стояли регулярные легионы,а находились лишь несколько когорт вспомогательных войск- ауксилиарии.Сам удар нанесён именно в то место sub alas- ниже подмышек,которое признавалось правильным для нанесения смертельного удара в римской военной доктрине[273].
Множество признаков позволяют отнести Туринскую плащаницу к материи I-го столетия новой эры.Материал выткан вручную,зигзагом 3 на 1,то есть способом,когда одна поперечная нить ложится то сверху,то снизу,переплетая три нити вертикальной основы,меняя наоборот,указанный порядок каждые сорок нитей.Этот метод ткачества увеличивает прочность материи и характерен для типичных полотен I-го века.[274] Пряжа,использованная для выработки полотна,свита из 70-120 волоконцев и обладает переменным диаметром.Эти нити имеют так называемую Z-образную закрытку,характерную для Сиро-Палестинской области эпохи античности.[275] Сотканное полотно неравномерное,простого производства,изготовлено архаичным методом на ручном ткацком станке с педалью,причём очень рудиментарным путём,с промежутками и ошибками.[276] В этой льняной ткани нет примесей шерсти,[277] зато есть примесь хлопка- gossypium herbaceum,который произрастает на Ближнем Востоке.[278] Туринская плащаница соответствует льняным материям I-го века из Палестины,которые имели хороший желтоватый оттенок и вырабатывались в Галилее,близ Геннисаретского озера.На поверхности полотна обнаружена пыльца растений с Ближнего Востока,[279] ткань впитала мирру и алоэ,на поверхности присутствуют частички неорганического вещества из разряда calcium carbonate,а точнее арагонит (aragonite)[280].Образцы подобной породы и по сей день находятся в пещерах близ Иерусалима!Кроме того,по данным некоторых исследователей,на изображении в области глаз присутствуют фрагменты отпечатков букв,подобных литерам на древнейших бронзовых монетах выпуска 29 г.н.э.[281].
...Наблюдаемые на ткани [плащаницы Христа- Н.С.] кровавые следы и пятна сукровицы* нельзя имитировать искусственным путём,потому что сначала кровь свернулась на поверхности кожи Израненного,при обертывании (в процессе погребения) частично перешла на ткань,а затем немного растворилась от контакта с влажным полотном.[282] Доказано,что это непременно человеческая кровь,мужская,[283] и принадлежащая к четвёртой группе (АВ).[284] Высокое содержание в крови билирубина подтверждает,что перед казнью Жертву подвергли издевательствам и бичеванию.[285] Кровь попала на плащаницу раньше,чем появилось изображение-под её следами изображения нет"[286]

(Продолжение следует...)

Примечания автора:
[261] The Beginnings of Christianity,eds.F.J.F.Jackson,K.Lake,Part I: The Acts of the Apostles.Vol.IV: Translation and Commentary (K.Lake,H.J.Cadbury),21.
[262] Барайты- встречающиеся в Гемаре* ссылки на древние,не вошедшие в Мишну[57] законоположения раввинов.
*Гемара-<<окончание>>,<<завершение>> Талмуда.Гемары опубликованы: <<палестинская>>- в V в. н.э.,<<вавилонская>>- в VI в.н.э.
[263] Justin Martur.The First Apology of Justin.(published in The Ante-Nicene Fathers.) Edited by Alexander Roberts and James Donaldson.Vol.1,p.179.
[264] Ветхозаветные чудеса по своему существу также относятся к грядущему новому миру.Ибо "День спасения",наступивший в день смерти Иисуса Христа на Голгофе,громко возвещает о себе уже в ветхозаветное время.История израильского народа так же неотделимо связана с откровением Бога в Иисусе Христе,как утренняя заря с наступающим днём.
Таким образом,библейские чудеса не являются остатками вчерашнего мира,которыми мы,христиане,можем пренебречь,а предвестниками мира будущего,к которому мы внутренне уже принадлежим.Зная это,мы спокойно относимся к надменному суждению тех,которые о грядущем новом мире не имеют ни малейшего представления.
[265] Justin Martur.Op.cit.Vol.1,p.175.
[266] <<Аналитическая газета <<Секретные исследования>> (Минск) N 4(93) за 2005 год,стр.2,заметка "Возраст плащаницы".
И ещё: "Реально <<спасли>> святыню российские учёные из лаборатории биополимеров имени Седова.Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов доказали,что льняная ткань при сильном нагревании в дыму впитывает в себя <<лишний>> углерод,который словно бы омолаживает её.
-Углерод,-считает Кузнецов,-мог быть добавлен пожаром,который пережила плащаница в 1532 году,пребывая в то время в монастырском храме французского города Шамбери.И едва не сгорела.
Российские учёные провели модельные эксперименты,в которых участвовали специалисты Высшей инженерно-технической школы в Москве и их коллеги из Франции.Они помогли в точности воспроизвести условия пожара в Шамбери.А музеи этнографии Италии и Узбекистана предоставили образцы древних льняных тканей возрастом от тысячи до двух тысяч лет.Под действием модельных пожаров в них увеличивалось содержание изотопов углерода.И тем больше,чем старше была ткань.
Исследователи с учётом поправки пересчитали результаты датирования.Возраст Туринской плащаницы оказался близким к двум тысячам лет."(Владимир Лаговский.<<Воистину ли Иисус воскрес из мёртвых?>>//<<Комсомольская правда>> (Москва) от 3 ноября 2005 г.,стр.34)
[267] "Размеры плащаницы 4,36;1,1.,т.е.8;2 длинных локтя.В античной Палестине использовался длинный локоть (0,55 м).Особо отметим,что ткань Туринской плащаницы отвечает всем требованиям,которые применимы к античному еврейскому погребальному покрову- тахрихим [R.Jackson.Jewish burial procedures at the time of Christ,in: Sudario de Oviedo,Oviedo,29-31 Octubre 1994- Servicio de Publicaciones,Universidad de Oviedo 1996,c.309-322]" (Священник Вячеслав Синельников.Христос и образ первого века.М.:Сретенский монастырь,2003,стр.307,[307;269].).
[268] "Свидетельства жестокого бичевания видны от плеч до икр ног.Всё тело испещрено многочисленными травматическими повреждениями,сделанными объектом типа кнута с тяжёлыми гирьками или шариками на концах.Медицинские эксперты в один голос подтверждают- раны на теле,потоки и пятна крови анатомически безупречны.Например,судебный эксперт Баклин пишет,что <<каждая рана была нанесена самым настоящим образом и соответствует тому типу орудия,которым её наносили.Каждая рана кровоточила так,как это обычно бывает при таком ранении>> [Bucklin,Robert.1961.The medical aspects of the crucifixion of Christ.Sindon,December,p.5.]" [о.Вячеслав.Тамже,стр.307,[307;268].).
[269] "Следы на плащанице говорят со всей определённостью: <<терновый венец>> на голове Жертвы был скручен в виде шапочки,похожей на митру,накрывающей собой всю голову,что напоминало атрибут царской власти на востоке.Когда беспощадные мучители глумились над своей Жертвой,то от каждого удара по этой <<терновой митре>> шипы вонзались всё глубже,образовывая глубокие раны.Вся голова от лба до затылка покрыта ручейками запёкшейся крови: около 30 потоков из-за проколов,сделанных шипами [Rodante,Sebastiano.1982.The coronation of thorn in the light of the Shroud.Shroud Spectrum International 1(1):5-24.]"(о.Вячеслав.Тамже,стр.307,[307;270].).
[270] "Поверх повреждений от истязаний бичами видна широкая травма в нижней части левой лопатки,нанесенная тяжёлой перекладиной,несомой к месту казни.На обоих коленях обнаружены ушибы,а на левой каменной чашечке порез от повторного падения.Эти ранения связаны между собой.Когда Тот,Кто изнемогал под тяжёлой балкой,спотыкался и падал на колено,то эта большая перекладина своим весом сильно травмировала нижнюю часть левой лопатки [Dr.Giuseppe Toscano <<La Sacra Sindone e la scienza medica>>.Mitep.Pessano (Mi),1978,с.37-38" (о.Вячеслав.Тамже,стр.307,[307;269].).
[271] "Оба запястья тёмные,т.к.обильно орошены кровью от сквозных ран.После просвечивания ткани плащаницы со стороны изнанки,в центре кровавого пятна левого запястья обнаружен след,соответствующий размерам квадратного в сечении кованого гвоздя,со стороной 9 мм. [Barbet,Pierre.1963.A Doctor at Calvary.New York: Image,p.102-120] (о.Вячеслав.Тамже,стр.307-308,[308;267].).
[272] "Между пятым и шестым рёбрами (с правой стороны тела) имеется овальный прокол приблизительно 4,5;1,5 см,причинённый острым колющим предметом.Сначала из этой раны кровь текла вниз,а затем в обратном направлении.Это произошло при перемещении тела в горизонтальное положение [The Authentication of the Turin Shroud: An Issue in Archaeolgical Epistemology by William Meacham- Archaeologist.Current Anthropology- Vol.24- N 3-June 1983.]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308,[308;270].).
[273] The Authentication of the Turin Shroud: An Issue in Archaeological Epistemology by William Meacham- Archaeologist.Current Anthropology- Vol.24- N 3-June 1983.
[274] "Точно таким образом,как ткань плащаницы,сотканы полотна,найденные при раскопках Геркуланума,где их отрыли под массой лавы и пепла,выброшенных Везувием в 79 г. н.э.По типу ткани Туринскую плащаницу можно датировать I в. н.э. [G.Raes,Rapport d'analise,in: La S.Sindone,ricerche e studi: della commisione d'esperti nominata dall'Arcivescovo di Torino,Card.Michele Pellegrino,nel 1969,Supplemento Rivista Diocesana Torinese,gennaio 1976,c.79-83.]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308, [308;270].)."Кстати,во время недавних раскопок в Израиле было найдено полотно,про которое точно известно,что оно относится к I веку нашей эры.Ткань- один в один как Туринская плащаница." (<<Комсомольская правда>> (Москва) от 3 ноября 2005 г.,стр.34)
[275] "При изготовлении пряжи различают крутку Z,то есть когда скручиваемые волоконца располагаются слева вверх направо (условно говоря- по направлению движения часовой стрелки).В первом веке нашей эры тип Z- образного скручивания был характерен для Сиро-Палестинской области (образцы подобной ткани найдены в Пальмире (Сирия) и в Иудейской пустыне),а S-образное скручивание в I в. н.э. было характерно для областей Египта [J.Tyrer.Looking at the Turin Shroud as a textile.Shroud Spectrum International No.6,March 1983,pp.35-45]; [Gabriel Vial.Le Linceul de Turin,Etude Technique.CIETA,Bulletin 67,1989,c.11-24]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308,[308;270;269].).
[276] "Несмотря на архаичный способ производства льняной ткани,последняя,в Палестине I-го века,стоила весьма дорого,и употреблялась в основном в ритуальных целях.Для производства повседневной одежды обычно употребляли дешёвую тонкую ткань из овечьей шерсти" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308).
[277] "Отсутствие в ткани плащаницы примесей шерсти говорит о производстве этого полотна в иудейской среде.Только евреи должны были отделять сырьё животного происхождения от растительного.<<Не надевай одежды,сделанной из разных веществ,из шерсти и льна вместе">>.Запрещённая смесь льна и шерсти по-еврейски именуется <<шатнэз>>" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308.).
*Одежда из синтетической,смешанной ткани вредна,она электризуется,образуя опасное поле и провоцируя раковые заболевания.Для борьбы с электризацией используют антистатик.Многие ошибочно полагают,что синтетические ткани появились в XX веке.Эти ткани были известны в древности и они были запрещены Богом (Лев.19:19,Втор.22:11).Шерсть и лён здесь указаны для примера.Это самое древнее запрещение одежды из синтетики,из "разных веществ".
[278] "Хлопок,найденный в плащанице,представляет собой тонкую,жёлтую,очень древнюю нить.Вполне возможно,что она случайно попала в лоток,когда хлопковая и льняная пряжа хранились вместе [G.Raes.Указ.в 274-й сноске изд.,c.79-83]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.308.).
[279] "Макс Фрай [выдающийся эксперт в области микроботаники из Средиземноморья] обнаружил на плащанице 58 типов разновидностей пыльцы,но если из этого числа вычесть общие для всего Средиземноморского бассейна растения,то к рассмотрению останется 49 видов.Лишь 16 из них произрастают во Франции и Италии.Подавляющая часть,фактически 75% разновидностей зёрен пыльцы,происходят от палестинских растений,причём многие из них типичны для Иерусалима и его окрестностей.*Характерно,что 13 видов относятся к солелюбивым растениям,** которые произрастают только в пустыне Негев и области Мёртвого моря.*** Скорее всего эти зёрнышки нанёс на плащаницу знойный ветер хамсин" (о.Вячеслав.Тамже,стр.221.).
"Ещё в 1978 г. при анализе частичек с поверхности ткани плащаницы Фрай установил,что наиболее часто встречающаяся пыльца на полотне из Турина идентична окаменелой пыльце из древнейших отложений близ Геннисаретского озера и Мёртвого моря,причём именно из тех слоёв,которым около 2000 лет.Изучение ветров,типичных для этой области Средиземноморья показывает,что так называемый хамсин (букв. <<зной,жара>>),горячий ветер,дующий с юго-востока в весеннюю пору,переносит к Иерусалиму множество пыли и пыльцы из пустынных районов близ Мёртвого моря" (о.Вячеслав.Тамже,стр.220 со ссылкой на научные работы М.Фрая: Frei,Max.1978.Il passato della Sindone alla luce della palinologia,in la Sindone e la scienza.Edited by Piero Coero Borga.Turin: Paoline,c.191-200.).
"Кроме того,профессор Алан Вэнджер сообщил,что обнаружил на плащанице отпечатки растений- множество еле различимых следов прекрасных цветов вокруг головы и в области плеч! Знаменательно,что они растут в самом Иерусалиме,или в окрестностях (примерно 20 км) близ древней столицы! Они распускаются в Палестине лишь весенней порой: март-апрель.Это время иудейской Пасхи...**** Терпеливо работая,Алан Вэнджер идентифицировал на полотне отпечатки 28 различных типов цветов.Макс Фрай в своё время нашёл там же пыльцу 25-ти из них" (о.Вячеслав.Тамже,стр.222.).
*"Макс Фрай обнаружил на ткани плащаницы,в большей степени,пыльцу таких видов растений,которые не растут в Европе,а обитают в сухом жарком климате и цветут в различных областях Ближнего Востока" (о.Вячеслав.Тамже,стр.311.).
**"То есть растения halophyti,которые живут на почвах,богатых солью" (о.Вячеслав.Тамже,стр.311.).
***"До 1983 г. Макс Фрай изучал 19 новых типов пыльцы,снятых им с полотна Туринской плащаницы,и,таким образом,общее количество видов суммарно приблизилось к 77.Профессор Поль Мэлони представил коллекцию Фрая известному израильскому палеонтологу Аарону Хоровиц,который подтвердил что по совокупности подавляющая часть спектра видов зёрнышек пыльцы,собранных с Туринской плащаницы,может сравниться лишь со спектром растений,произрастающих в Израиле.Самый крупный эксперт в области флоры Израильской пустыни,Авиноам Данин из Еврейского Университета Иерусалима,с ним полностью согласен" (о.Вячеслав.Тамже,стр.311.).
**** [Flowers on the Shroud.Current Research by Alan D.Whanger,CSST NEWS,November,1997,Vol.1,No.1.] <<Большинство этих растений,-говорит Авиноам Данин,-растут только в Израиле,а некоторые исключительно вокруг Иерусалима.Это доказывает подлинность плащаницы,и нет никакого сомнения,что она происходит с земли Израиля>>[A.Danin.Pressed flowers.Eretz Magazine,novembre-dicemre [280] J.A.Kohlbeck-E.L.Nitowski.New evidence may explain image on Shroud of Turin,Biblical Archaeology Review,vol.12,n.4,luglio-agosto 1986,pp.23-24.
[281] [Filas,Francis.1980.The dating of the Shroud of Turin from coins of Pontius Pilate.Youngtown,Ariz.: Cogan Productions.[ADW].]
*"-На Туринской плащанице,помимо крови,обнаружены и следы жидкости,которая выделяется из травматических ран,-говорит известный американский химик и синдонолог** Алан Адлер.-Это сукровица,или плазма.О том,что подобная жидкость вообще существует,медикам стало известно лишь в XX веке.Даже самый искусный мистификатор не мог знать,что эти следы нужно нанести на ткань.Она контактировала с реальным телом.Причём не более 3 дней." (<<Комсомольская правда>> (Москва) от 3 ноября 2005 г.,стр.34)
** "Верящие в подлинность Туринской плащаницы называют себя синдонологами от слова синдон- плащаница по-гречески." (Тамже)
[282] "В сгустках крови на затылке видна начальная,жемчужно-образная капля,вокруг которой ореолами произошло растворение окружающей крови.В результате получается,что капля окружена ореолами сукровицы и крови [P.Barbet.La Passion... selon le [283] "Профессор Трайон,при генетическом анализе частичек засохшей крови с плащаницы,без колебаний подтвердил,что в образце находится человеческая кровь,содержащая X и Y хромосомы! Второй анализ показал точно такой результат- кровь мужская. [Pfeiffer,Heinrich.The Shroud of Turin and the face of Christ in Paleochristian.Byzantine and Western Medieval Art,Shroud Spectrum International,No.9,p.13 (1984).]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.309,309;270].).
[284] "[Bollone,Pierluigi Baima,Maria Jorio. and Anna Lucia Massaro.1981.La dimostrazione della presenza di itracce di sangue umano sulla Sindone.Sindon 30:5-8.] В медицине есть понятие- группа крови.Таких групп четыре-I (O),II (A),III (B) и IV (AB).Они отличаются по совместимости между собой.Четвёртая группа крови (AB) встречается реже всего- примерно у 5% людей" (о.Вячеслав.Тамже,стр. [307;268],309.).
[285] "Необычно яркий,кармино-красный цвет крови на полотне определённо говорит о повышенном содержании в ней билирубина,что,в свою очередь,напрямую связано с издевательствами и травмами,которые обрушились на Жертву [A.D.Adler,Aspetti fisico-ctimici delle immagini sindoniche,in: Sindone,cento anni di ricerca,Instituto Poligrafico e Zecca dello Stato.Liberia dello Stato,Roma 1998,c.165-184.]" (о.Вячеслав.Тамже,стр.309,[309;267].).
[286] Священник Вячеслав Синельников,тамже,стр.213-215 с сокращением.