Неизвестность

Григор Эльбекян
- Давай! Давай! Закрывай!
- Ух… Еще бы немного... - вздохнул Влад, заблокировав дверь.
- Они сожрут нас! Нам конец! Что нам теперь делать?!
- Для начала заткнись и успокойся! Что ты верещишь, как девка!
- Влад, ну, они же… дверь не выдержит… они…
- Прорвемся! Не сцы! Сейчас что-нибудь придумаем. Федя, ты как?
- Да вроде цел, только вот наморднику кранты, - ответил сталкер, разглядывая треснувшие окуляры ГП-7.
- Ребята, они ломятся, надо что-то делать! Зачем я вообще пошел с вами?! -  громко возмущался Макс. Коротко-стриженный здоровяк в темно-зеленом комбезе, довольно грозного вида, схватившись за голову, ходил из стороны в сторону и никак не мог успокоиться.
- Не угомонишься, я ударю тебя, - пригрозил с суровым взглядом Влад.
Троица, избежав участи стать обедом группы мутантов, укрылась в подъезде многоэтажки. Железная дверь, на первый взгляд прочная, сотрясалась от ударов извне, пуская клубы пыли в разные стороны. Долго не выдержит. В то время, как злобные твари продолжали попытки смести последнюю преграду перед своими жертвами, Макс пытался унять предательскую дрожь. Страх парализовал тело, начал прогрызать сознание.
- Расслабься, прорвемся - Федя подошел к входной двери и достал все необходимое для установки растяжки, а Влад отправился искать пути отступления.
Мысли, словно пойманный гепард в черепной клетке, не давали Максу успокоиться. Он жалел о многом, но больше о желании отправится в эту вылазку.
- Наверх прохода нет. Придется спускаться в подвал, хотя такая перспектива мне совсем не по душе, - сообщил Влад, вернувшись с лестничной площадки.
- Может, есть другие варианты? Страшно представить, какие существа могут нас там поджидать, - дрожащим голосом, произнес Макс.
- Хорошо. Есть идея. Ты останешься здесь и, когда те зверушки прорвутся сюда, набросишься на них. Просто побежишь на них, да не забудь истерически орать при этом. Ты большой и пока они будут жрать тебя, мы с Федей успеем смотаться отсюда, -  с серьезным видом произнес Влад, вешая автомат на плечо.
- Очень смешно! Придурок! – взорвался Макс.
- Ха-ха-ха…
- Все готово! Валим отсюда, - скомандовал Федя.
Бойцы ринулись к двери, ведущей в зловещий, но в тоже время спасительный подвал. До него оставалось преодолеть всего пару лестничных пролетов. Через несколько секунд прогремел взрыв, после чего жалобный рев мутантов, ломившихся в подъезд, разнесся по округе, оповещая ближайших хищников о том, что в это место лучше не соваться, по крайней мере, в ближайшее время. Спустившись, путники при свете фонарей спешно пробирались сквозь густую тьму, захватившую подземное бетонное помещение. С каждым шагом дышать становилось все легче, и чувство скорого спасения постепенно овладевало сознанием.
Да… Времена меняются, раньше все было наоборот. Человек боялся темноты, боялся мрачных погребов или подземелий, сторонился их. Считалось, что кровожадные монстры, привидения и другие страшные образы детства обитают именно в темном шкафу твоей комнаты, или же в мрачных углах и коридорах дома. Сейчас, все самое страшное, что видел человек, приходит с поверхности. С тех родных улиц, когда-то встречавших нас осенним золотистым листопадом, по которым ты гулял с подругой. Мог любоваться красотой и изяществом архитектурных зданий. Теперь…, вот уже двадцать лет, подвалы, подземелья и метро стали домом для людей. На земле сменился хозяин и отнюдь не человек сейчас правит миром. Человек, лишь один из видов всеядных, который тоже пытается как-то выжить.
Избавившись от смертоносных преследователей и укрывшись в подвале, Макс почувствовал облегчение, как и его попутчики. Однако неизвестность впереди пугала, не меньше тех монстров снаружи. Когда он собирался на поверхность, то никак не мог предположить, что все пойдет именно так. Вылазка должна была пройти тихо и спокойно. «Тут ведь совсем рядом было…» с досадой подумал Макс, спускаясь по ступеням. Сырость, затхлый воздух и всепоглощающий мрак за двадцать лет под землей уже стали союзниками для людей. В метро подобная среда стала привычной. Хотя, настороженность перед неизвестностью впереди никуда не делась.
- Вроде оторвались, - прошептал Влад, складывая противогаз в карман разгрузки. Небольшого роста, в черном комбезе, с аккуратной бородкой и усами он был на голову ниже Макса.
- Надеюсь, - взволновано промолвил Макс.
- Слушай, если бы я знал, что ты такой нытик, точно не стал бы спасать твою задницу.
- Влад, ну, мне привык я к таким приключениям. Да, я немного эмоционален. Что теперь, расстрелять меня? Мы сейчас спустимся, переждем немного, обстановка наверху стихнет, и вернемся на нашу родную, любимую станцию. Только что-то лестница не заканчивается. Хех… Может я немного труслив, я согласен, но кто в наше…
- Если ты не заткнешься, я тебя лично оттащу обратно и скормлю тварям, сталкер-хреналкер! - не выдержал Федя.
- Тихо… - Влад, насторожено вглядывался во мрак коридора, показавшегося впереди. Рассмотреть что-либо более, чем на пару метров, не удавалось, тьма жадно проглатывала свет фонарей. Вроде все тихо, даже слишком…
- Федь, как думаешь, насколько мы спустились?  - Я думаю, на четыре этажа точно, - предложил Макс. - Было около пятидесяти ступенек, плюс-минус пять. Значит, метров на десять или пятнадцать.
- Хм… Прям как дома, - ухмыльнулся Влад.
Бойцы неторопливыми и аккуратными шагами продвигались вперед. Лучи фонарей медленно и жадно облизывали потрескавшиеся бетонные стены. Казалось, что этот коридор тянулся вечно и, чем дальше шли сталкеры, тем больше различного строительного мусора появлялось под ногами. Словно они движутся по капилляру в разрушенный изнутри организм.
- Охренеть. Это не подвал, а бункер какой-то. Я не удивлюсь, если мы найдем какие-нибудь складские помещения, - произнес Федя, вытирая вспотевшее лицо.
- Ты что, не знал? Над нами же пятнадцатиэтажка две тысячи двенадцатого года, - взбодрился Макс.
- И что? – покосился Влад.
Увидев заинтересованность, Макс расплылся в улыбке, радуясь тому факту, что он знает больше, чем его недавние знакомые. Его спина выпрямилась и страх, немного отступив, уступил место, своего рода азарту и бодрости. Он сделал представительный вид и начал свою лекцию.
- Кх… Кх… А то, что в 2012-м году многоэтажные дома стали строить с большими и просторными подвальными помещениями, как вот это. Подвалы, построенные до того года, обычно были либо заброшены, либо трудно доступны для населения и в случае даже небольшой бомбежки не спасли бы никого. А поскольку в начале двадцать первого века разговоры о третьей мировой войне велись все чаще и чаще, был принят закон, строить вот такие убежища под каждой новостройкой. А вы не знали? Хах… чему вы только в колледже учились? – довольно протянул сталкер.
- Молодец, зачет, - сухо ответил Влад. - Когда вернемся на станцию, не забудь мне свою зачетку дать. Запихну ее тебе кое-куда, будешь ходить и показывать всем, какой ты умник. Наверху орал как девка, здесь внизу тоже не можешь затк… О-о-о! А-а-а…!
Разговоры усыпили жизненно-необходимую бдительность, и сталкеры не заметили, что пол под ногами был изранен трещинами. Когда они подошли к определенному месту, покрытие просто не выдержало троих здоровых бойцов и обвалилось.
- Кх…Кх…Кх-х-х… Что за черт? Федя… Макс…
- Я тут, - раздался голос Макса из темноты.
- Вот теперь моему наморднику точно конец, - обреченно заключил Федя, собирая длинные по плечи волосы в хвост.
- Если я все правильно понял, то пол обвалился, - приподнимаясь, сказал Макс.
- Какой ты, твою мать, проницательный, - пытаясь включить найденный на ощупь фонарь, буркнул Влад.
Как это обычно бывает с отечественной техникой, после нескольких легких ударов фонарь ожил. Теперь можно было разглядеть окружающее пространство. Трудно было поверить своим глазам. Лучи фонарей то и дело похищали у тьмы, кусочки угловатых стен. Путники оказались в катакомбах, причем природного происхождения. Здоровяк, хоть и пытался скрыть свое восхищение, но это плохо получалось. Он заворожено оглядывался и, если бы позволяла ситуация, наверное, запрыгал бы от счастья как ребенок.
- Отлично… - недовольно буркнул Федя.
- Поздравляю, теперь мы еще глубже в этой заднице, - согласился Влад. - Чувствую, выберемся мы не скоро. Так, что мы имеем? Два фонаря из трех рабочие, благо еще батарейки живые, ситуация с противогазами хуже, мой тоже разбит. Немного еды. С оружием более или менее порядок. У меня пару обойм, у вас?
- Одна.
- Две. И моя верная старушка, - произнес Федя, бережно доставая из подсумка единственную гранату, оставшуюся у него после вылазок в прошлом месяце.
- Что теперь делать? Мало того, что мы из-за этих тварей далеко от метро ушли, а теперь вообще непонятно где, как мы теперь выберемся?
- Макс, не начинай, а! Путь только один, - указывая на вход в туннель справа- наверх нам точно отсюда не вернуться, пошли.
Подытожив текущее состояние запасов, трио, отправилось вперед, навстречу неизвестности. Путники переходили из одного узкого туннеля в другой, и казалось, что эти природные ходы водят их по кругу. Макс шел первым. Любопытство перевешивало и страх, и опасную неизвестность, он был напуган, но и в тоже время чуточку счастлив. Вскоре, за очередным поворотом перед гостями открылась большая пещера, украшенная множеством капельных образований. Волею судьбы бойцы оказались в царстве, которым правили сталактиты, сталагмиты и другие природные детища. Они завораживали своей красотой и одновременно пугали своими жуткими очертаниями в свете фонарей. Эти фигуры казались невообразимыми монстрами.
- Обалдеть, как красиво! Посмотрите сюда, - указывая на прозрачные кристаллические пучки в виде рыбьих хвостов на стене, восторгался Макс. Радовался, как мальчишка, который попал в магазин игрушек.
 - Согласен, - настороженно произнес Влад, глядя на здоровяка, который ведет себя не соответствующе своему внешнему виду и роду деятельности.
- Так мы теперь не только сталкеры, а еще и диггеры, - ухмыльнулся Федя, - только этого не хватало.
Макс отвлекся от окружающей красоты. И не сдержавшись, в свойственной ему манере начал свое повествование.
- Диггеры – это люди, исследующие рукотворные подземелья, а не природные. У нас в Москве к две тысячи одиннадцатому году было найдено и исследовано около двенадцати подземных уровней и двадцати четырех подземных подуровней. Кстати, первым диггером был Вадим Михайлов. Вот, а мы, скорее спелеологи - люди…
- Кто?! Да какого ты хрена несешь вообще?! – не выдержав, заорал Федя.
- Спокойно…
- Нет, Влад, я не могу больше, такое чувство, что у меня крыша едет! Мы в полной заднице! Непонятно где, в каких-то подземельях, скоро сдохнем тут, если не найдем выход, а как найти, хрен его знает! Я не говорю уже о том, что надо быть как-то внимательнее и тише, а вдруг тут гнездо каких-нибудь тварей? Не по станции ведь гуляем, а этот гигантский упырь лекции по истории нам читает!
- Спокойно, тихо, дыши глубже, - успокаивал Влад разъяренного друга.
- Я… Я пытаюсь отвлечься, дабы не поддаться панике, - оправдывался Макс.
- Давай я всеку тебе разок! Вырубишься, и не будешь паниковать, а заодно и нам на нервы действовать, – прошипел Федя.
- Тш-ш-ш… Спокойно… - продолжал свою терапию Влад, - спокойно, сделаем привал, отдохнем да прикинем, как лучше действовать дальше.
Макс отошел в сторону, сел на каменный выступ и отрешенно забормотал.
- Простите братцы, я не думал, что все так получится… Идиотский был план…
- В каком смысле? Повтори-ка громче, – изумился Влад. - Ну! Я не слышу! Какой еще план?
- Я… Понимаешь… Я не думал, что все так далеко зайдет. Я лишь хотел взглянуть… Хотя бы разок почувствовать себя сталкером, и найти… - всхлипывая, забормотал Макс.
- Что ты несешь? Ты и есть сталкер. Мне рассказывали о тебе перед вылазкой. Тебя называют Лютый. Или нет? – приподняв правую бровь, спросил Влад. - Хотя, по-моему, кличка «Лютый» и ты никак не клеятся. Сказали бы «Истеричка», «Взрослый ребенок», я бы согласился. Ну! Дальше!
- Я не Лютый. Уж ему-то точно эта кличка подходит. Еще он верзила и хамло, но за хорошие деньги даже быдло может превратиться в джентльмена. Я брамин. Я заплатил Лютому, чтобы он обучил меня, как надо вести себя на поверхности, да и вообще, как быть сталкером. Глупо конечно, но я устал от книг. Мой отец был библиотекарем еще до войны в Ленинке, а после стал брамином в Полисе. Естественно, моя профессия была предрешена с детства, а я не хочу! Мне надоели книги, нет… я… обожаю читать и не могу жить без запаха старых страниц, но я чувствовал, что хочу приключений. В детстве, отец часто рассказывал мне одну историю. О его друге, бравом сталкере, который нашел на каком-то заброшенном складе много топлива и тем самым спас свою станцию от нищеты и опасности. Я с детства мечтал быть таким же, найти нечто очень ценное, видеть как можно чаще завораживающие руины города, о которых вы – сталкеры все время говорите. «Побывав один раз на поверхности, уже не можешь избавиться от желания увидеть ее снова. Вылазки, как наркотик, без которого начинается такая ломка, что ты готов бежать даже без химзащиты наверх, лишь бы еще раз увидеть город». Наслушался, вот и захотел отведать этого наркотика. Несколько недель назад, я наткнулся на записи одного старика, который говорил о катакомбах под городом. Он был рабочим в метро, задолго до войны и писал, что однажды наткнулся на подземный источник воды. До войны проблем с водой особо не было, и вряд ли кто-то обращал на это внимание, но сейчас. Только представьте подземный источник, да там вода будет чище, чем где-либо. И неизвестно, сколько ее может быть. Однако это только в теории. Простите… Я знаю, что мой эгоизм завел нас сюда, и во всем, что произошло, виноват только я.
- То есть, ты, изображая опытного вояку, специально сошел с маршрута, завел нас в эту дыру, рискуя нашими жизнями, чтобы проверить сказочки какого-то чудного старика? Я правильно понимаю? – начал закипать Федя, крепко, до хруста костяшек сжав кулак.
- Да… Но…
Не успев ответить, Макс получил крепкий, хлесткий удар справа в челюсть. Несмотря на разницу в весе, Федя смог свалить здоровяка, да не просто свалить, а вырубить его минуты на три.
- Теперь точно сделаем привал, - вздохнул Влад, явно не ожидая такой прыти от своего друга. Понятно, что лучше сейчас побыть в тишине, поэтому, устроившись поудобней, бойцы, не проронив ни слова, немного перекусили.
Сознание постепенно возвращалось к Максиму вместе с болью в правой половине лица. Поднявшись, он, молча, взял свой паек и принялся его жадно поедать. Челюсть цела, хотя двигать ею было чертовски больно.
- Но зовут-то тебя Макс, или тоже соврал? – спросил Влад.
- Н-нет… Не соврал... Ребят, я…
- Ладно, расслабься. Косяк, конечно, твой, и за такие проступки сразу башню с плеч, что Федя и попытался сделать, но в нашей ситуации это ничего не решит. Нам лучше наоборот держаться вместе, иначе точно не выбраться. Тем более, ты башковитый и здоровый, посмотри на себя тебе только на поверхность и ходить, мутантам головы голыми руками отрывать. Федин удар мало кому удавалось вот так выдержать. Как правило, потерпевший очень нескоро очухивался, и не без помощи лазарета. А то, что ты не сталкер, было понятно еще при открытии гермоворот. Но смотри, я тебя предупреждаю первый и последний раз, выкинешь какие-нибудь глупости снова, лично по кусочкам разберу и скормлю крысам, которых, кстати, здесь нет. В общем, ты понял.
- Влад! Я не…
- А я подстрахую, если что, - пригрозил Федя.
- Ребят, я с вами до конца. Честно, я не могу выразить словами свою признательность, я…
- Поступками докажешь! Теперь возьми себя в руки, а то, и правда, как девка ревешь. Ты побывал на поверхности, бился, хотя это и слишком громко сказано, но все же, бился с мутантами. Теперь самое время взяться за ум. Я не знаю, что там будет дальше, но ты должен контролировать свои эмоции. Я тоже так реагировал, когда первый раз увидел поверхность, и поверь, половину шрамов на моем теле можно было избежать, если бы я был собраннее.
- Понял. Все! Я больше не подведу!
- Не ори, а то сталактит бащка попадет, совсем плохой будещь, - хлопнув по плечу брамина, ухмыльнулся Влад.
- Сталактит? – поднял правую бровь Федя.
- А что? Да, я тоже кое-что знаю.
Признаться Максиму было непросто, но он поборол себя, не в силах больше терпеть чувство вины. Не зря говорят, что свое истинное лицо человек показывает в трудных ситуациях. Теперь же, когда все маски сняты и карты раскрыты, бояться больше нечего. Теперь надо думать, как найти выход из этого подземного лабиринта. Но мысль о том, что выхода может и не быть совсем, одолевала бойцов все больше с каждой минутой. Что если этот лабиринт станет их могилой? В любом случае, к результату может привести только действие.
 Путники двинулись в туннель, который находился в левом углу пещеры. Проход тянулся то вверх, то вниз. Чувство чьего-то присутствия нарастало с каждым шагом.
- Слушай, я вот только не пойму, как тебя руководство пропустило? Или ты и начальнику заплатил? – спросил Влад.
- Угадал. Удостоверение и деньги делают многое, я тебе уже говорил, - улыбнулся Максим. – К тому же, я среди своих чувствовал себя белой вороной. Не только потому, что намного крупнее и сильнее других. Учился хорошо, все делал как надо, но тянуло меня на поверхность и все тут.
- Хорошо, мы хоть сбились с курса в правильном направлении? В записях твоего старика нечто подобное описывалось? – указывая вокруг, спросил Влад.
- Да, он писал о пещерах, но я понятия не имею те ли это пещеры. Насколько я знаю, под Москвой всегда было множество катакомб, туннелей, целые сети. Судя его координатам, мы в правильном месте.
- Владик, ты еще скажи, что поверил ему, - ухмыльнулся Федя.
- Да кто знает… В нашем мире всякое бывает, к тому же я не верю, что мы попали сюда просто так. Ничего не делается просто так.
- Кстати, спасибо вам. Кроме вас никто и не помог мне. Если бы не вы, я бы сейчас переваривался у этих тварей в желудках. Судя по тому, как вы слаженно сражаетесь с мутантами, дружите вы давно. Да? – спросил Максим.
- Угадал, - улыбнулся Влад. Двадцать лет назад, когда случилась катастрофа, я спустился в метро вместе с родителями на Проспект Мира, мне было восемь. Там мы увиделись первый раз с Федей, ему было шесть. С того времени мы собственно и дружим, можно даже сказать, стали как братья, - шутливо толкнув Федю, сказал Влад. - А теперь, я считаюсь вроде как лучшим командиром среди наших сталкеров, а Федя у нас вообще бесстрашный.
- В смысле?
- Ну, ни одна тварь ему не страшна. Крошит их направо и налево, даже глазом не моргнув.
- Хорош трепаться, - смачно плюнув под ноги, буркнул Федя.
- Круто, вот этого всего мне и не хватало! Приключений, битв и все в этом духе.
- Знаешь Макс, каждому свое. Я - командир, Федя – боец, ты – брамин.
- Хм… - улыбнулся Максим.
- Главное не забывай, что это не игрушки, здесь мир реальней, чем в любой книге. И хорошим здесь нельзя быть. Хорошие не выживают.
Бойцы двигались все дальше и дальше, заставляя страх отступать, хотя с каждой минутой делать это было все труднее. Через пару десятков метров они вошли в очередную пещеру. Меньше предыдущей, но здесь помимо уже привычных красот встретилось то, что казалось миражом. В центре пещеры находилась небольшая водная «линза». От изумления, бойцы замерли, словно окаменели.  «Может я сошел с ума? Может это Рай, а я лежу где-нибудь на поверхности мертвый?» - не веря в происходящее, спрашивал себя Максим. Он посмотрел на своих соратников и понял, что даже они, многое повидавшие за время вылазок, ТАКОГО еще не встречали. 
- Это просто восхитительно! Влад, ты посмотри, - заворожено произнес Максим, боясь пошевелиться и спугнуть волшебную галлюцинацию. Все-таки пока не верилось.
- Обалдеть и правда, - изумленно прошептал Влад, направив луч фонаря на водную гладь. Свет беспрепятственно проник вглубь озера и вырвал у нетронутой ранее человеком тьмы часть подземной водяной ниши. Озеро было настолько чистым, что можно было разглядеть мельчайшие детали туннеля, уходящего вглубь, под воду.
- Ребят, мы нашли источник, вы понимаете? Это чистейший подземный источник. Старик был прав! Интересно, на какой мы глубине… - склонившись над водой, сказал Максим, - надо же, я с самого детства мечтал об этом, и я нашел то, что поможет не одной станции, а может и всем метрожителям.
- Ты это… На землю-то спустись, - Влад проверил дозиметр - все чисто, - это все хорошо, но что толку от этой воды, если мы черт знает где? Признаюсь, я удивлен даже сильнее, чем когда узнал, что один наш торговец на станции, – Сергеич, на самом деле Сергеевна. – Да, самого чуть не вывернуло, - ответил на немое Феди, Влад.
- Ты прав, значит надо поскорее выбираться отсюда, я зарисовал какую-никакую карту, если что найдем. Подумать только, возможно старик был единственным, кто находил это место. Ну, по крайней мере, каких-либо следов человеческого присутствия я не вижу.
- А я вот, кажется, вижу, - произнес Федя, указывая на наскальные рисунки на дальней стене. - Парень, который это рисовал, явно не художник, ничего подобного не видел. Людей могу разобрать, а вот сражаются они с кем? Вроде не Хищники и не Упыри.
- Ты что не понимаешь? Да это же рисунки первобытных людей! Боже мой! Вот это да-а-а! Я видел подобные в старых журналах. Этим рисункам больше тридцати тысяч лет! Ха! Ха-ха-ха! Не верится даже. Здесь, если я правильно понял, изображена охота на оленей. Это были такие травоядные животные, ну, типа наших свиней, только благородней, - улыбнулся Максим, - Невероятно!
 - Я далек от этого, поэтому не могу разделить твоих восторгов. Круто конечно, но надо двигаться дальше. Благо выбор не велик, поскольку из этой пещеры есть только вон тот выход, - указывая на проход справа, произнес Влад. – Странно, что твой дед, не оставил никаких указателей после себя.
- Правильно сделал это же величайшая находка, нельзя нарушать вид это места. Здесь можно сделать музей, - мечтательно говорил Максим.
- Пошли, любознательный ты наш, - сказал Федя, взяв под руку Максима, - я набрал воды, хоть с питьем проблем нет.
- С ума сойти! Отец мне не поверит, если… мы выберемся…
Максим не мог справиться с эмоциями. Хотелось смеяться и кричать от восторга. Ему удалось совершить такое открытие! Записи старика оказались правдой, они только что увидели сказку наяву. «Дядя Ваня просто не поверил бы мне! Представляю насколько это важно для нашего исторического отдела». Мало того, они нашли источник чистой воды. Он никак не мог осознать всей значимости находки. Это было чудо. Однако… Здравый смысл все-таки брал вверх. Что толку от этих находок, если о них никто не узнает? Записи старого чудака, ведь и правда, особо никто не воспринимал всерьез. Просто дневник одного из сошедших с ума людей прошлого мира. Пошел на поверхность и свихнулся от увиденного трупа былого мира. Сказочки, легенды, байки, просто бред, как бы не называли его знаменитую запись, которую стали рассказывать детям на ночь, факт остается фактом все, что он писал: было правдой. Максим нашел источник и рисунки предков, и теперь они просто обязаны выжить, дабы сообщить о находке в Полис. Вдруг источник не один, это может действительно спасти многих людей.
Максим шел последним. Он заметил, что и Федя и Влад были тоже под впечатлением от происходящего. Люди, далекие от науки, простые, бравые ребята, которые чуть ли не каждый день рискуют своей жизнью ради того, чтобы вернуть те блага человечества, которые оно само у себя отняло, по своей глупости и алчности, смогли увидеть нечто удивительное, нечто отличающееся от постоянной борьбы со злом. Нечто прекрасное и настоящее, чего они не видели даже на картинках – природу, нетронутую современным человеком. Максим заметил, как Федя – замкнутый, неразговорчивый и подозрительный парень, словно ожил и шел такой походкой, будто знает где выход. Глядя на Влада, и вовсе было понятно, что он обрел новые интересы. Видимо научное открытие, которое они совершили, не оставило его равнодушным. Улыбка с его лица не сходила следующие минут десять, как будто он очутился в каком-то своем мире, где ему уютно и хорошо. И даже темный, покрытый мраком узкий туннель, ведущий в никуда, не пугал его.
-  К-у-и-и-и-с-с-с-т-у-у-у-у-у! – послышалось далеко за спиной Максима.
- Что это?
- Тс-с-с!
- Что за хрень?  – возмутился Федя.
- Ку-у-о-о-о-м-о-о-о-д-о-о-о-!
Никто не мог пошевелиться. Это было, как гром среди ясного неба. Было трудно понять, что происходит. Тишина, ни малейшего шороха, только звук их шагов, и вдруг…
- Ку-у-о-о-о-м-о-о-о-д-о-о-о-!
- Оно приближается! Уходим! – закричал Влад.
Немного замешкавшись, ребята бросились прочь от неизвестной напасти. Однако этот душераздирающий, хриплый шепот слышался все ближе и ближе, сопровожденный легким холодным ветром.
- А-а-а-у-у-у-у-д-е-е-е-с-с-с!
- Вот дерьмо! Что это?! – спотыкаясь, кричал Максим.
- Я не знаю!
- Макс! Ты у нас мозг! Ты и скажи! – выкрикнул Федя.
- Я тоже не знаю! Но… но…
- Да что, но? – не выдержал Влад.
- Может я ослышался, но мне показалось, что это латынь!
- Н-о-о-о-с-с-с-с! Ко-о-о-н-су-у-ур-гэ-э-э-нт! – прохрипел голос.
- Точно! Это… Мертвый… Не могу… Больше… Это мертвый… – задыхаясь, выкрикнул Максим.
- Что?!
- Бежим туда! – указывая на развилке в правый проход, крикнул Влад.
Преодолев метров сто, бойцы вбежали в пещеру, посередине которой величаво расположился двухметровой высоты сталагмит. В левой стене была ниша - отличное место для того, чтобы спрятаться.
- Сюда, давай, давай, давай, - командовал Влад, забегая в укрытие.
Федор последовал за ним, а вот Максим споткнулся о небольшой выступ и обрушился всей совей массой на землю. Затем резко подскочил и достиг цели, но обронил включенный фонарь прямо перед входом в пещеру.
- Вот черт! Мой фонарь!
- Куда собрался? - сквозь зубы буркнул Влад, хватая глупца за руку.
- Надо забрать его!
- Да хрен с ним! Что ты там говорил про мертвых?
- К-уи-и-и-с-с-с-т-у-у-у-у-у!
- Тихо! Заткнитесь! – пригрозил Влад.
- Ха-а-а-а-а-а!
Через мгновение все стихло. Словно ничего и не было, в пещере стояла гробовая тишина. Не слышно даже капающей воды. Глаза потихоньку привыкали к темноте, дыхание участилось, но пошевелиться никто не смел, поскольку неизвестно, что за ними гналось и где оно сейчас. Влад невольно смотрел на освещенное место пещеры. И вдруг… Максим еле удержался, чтобы не закричать. В свете фонаря появился газообразный черный шар, похожий на хвостатую комету. Он медленно плавал слева направо, но будто специально не вылетал из освещенного периметра. Никто из парней не встречал подобного раньше. Это и неудивительно, ведь они впервые в этих подземельях и, учитывая происхождение этого места, существо могло здесь обитать многие сотни лет. Через несколько секунд Шар прекратил свои беспорядочные скитания в луче фонаря и остановился. Сердце Максима пропустило удар. Он не мог совладать со страхом, и казалось, если бы не Влад, крепко держащий его за руку, парень просто с дикими воплями ринулся бы, куда глаза глядят, лишь бы убежать от этой напасти.
- К-уи-и-и-с-с-с-ту-у-у-у!!! – раздался голос, Шар резко пролетел по кругу и улетел прочь.
Невероятно, но через несколько минут пещера словно ожила. Снова стало слышно течение ручейков воды, дышать стало легче и исчезло чувство отчаяния, а в свете фонаря появилась мошкара. Как будто сама смерть, поглощающая все живое, побывала в пещере и, не найдя своей жертвы, отправилась искать ее дальше.
- Кажется… Кажется, я обделался, - прошептал Максим.
- Неудивительно. Я почти тоже, - поддержал Влад, - Вроде ушло. Макс, что за Мертвый Латынь? Это новый мутант? Я таких не встречал раньше.
- Нет, это не мутант. Латынь – это мертвый язык.
- В каком смысле? – удивился Федя.
- Ну, если мы перестанем говорить на русском и заменим его другим каким-нибудь языком, он тоже станет мертвым.
Максим поднял свой фонарь и продолжил свою очередную лекцию. Влад почесав подбородок, спросил:
- Хорошо, допустим, это нечто говорило на латыни. Что оно сказало?
- Ну, я плохо изучал этот язык, хотя экзамен сдал на четверку… Что-то вроде: «Кто вы?  Разбудить». Наверное, мы разбудили какого-то призрака?
- Не похоже. Я не раз видел призраков в метро. Это скорее какой-то фантом, - предложил Федя.
- Вполне может быть. Точно! Петрович месяц назад нам рассказывал. Он говорил, что видел где-то в городе подобное, - оживился Влад.
- Фантом, насколько я помню, это образ чего-либо из прошлого. Помните, поезд-призрак это и есть фантом. Наш экземпляр, скорее всего, фантом одного из тех людей, которые здесь были.
- Первобытных? – поднял брови Федя.
- Нет, этого языка тогда еще не было. Наверное, здесь были люди из другой, более поздней эпохи. Латынь до сих пор используют в медицине. Вы разве не слышали от ваших медиков каких-нибудь странных словечек?
- Конечно! Знаешь, я вот только и делаю, что прислушиваюсь к тому, что бормочут наши медики, - иронизировал Влад. - Хорошо, тогда почему этот язык мертвый, если его до сих пор используют в медицине?
- Потому что на нем уже давно не разговаривают. Кто-то здесь был после первобытных людей, и судя по времени появления латыни, около трех тысяч лет назад. Видимо эти люди здесь и остались. А наше появление пробудило их неуспокоенные души.
- Надо выбираться отсюда, - заключил Влад и ускорил шаг.
- Я больше не могу идти, может, передохнем немного?
- Ладно. Это местечко безопасней всего сейчас, раз уж даже Фантом нас тут не нашел, - согласился Влад.
Столь длинное и опасное приключение лишило сил Максима. И как бы его разум не удерживал сознание, обдумывая происхождение Фантомов и последние события, усталость взяла свое, и парень уснул. Федя с Владом успели перекусить и обдумать дальнейшие действия. Влад написал короткую записку, в которой изложил все, что с ним и его спутниками произошло. Указал: кто они и откуда, затем расковырял небольшое отверстие в стене и вложил туда записку, начертив камнем круг, вокруг этого тайника. «Чтобы в следующий раз было ясно, чьи Фантомы тут живут, хех…», - подумал сталкер. Влад много всего повидал за свои походы на поверхность, но ничего подобного еще не приходилось встречать. Когда появилось существо, он не на шутку испугался, как впрочем, и Федя, что не могло не удивлять. Его друг бесстрашный напарник, боялся! Это существо будто вытягивало все хорошее и теплое, что было внутри, а как только убралось прочь из пещеры, все вокруг стало не таким безысходным. Словно все живое и светлое спряталось также, как и ребята, от наступающего ужаса, а затем, когда опасность миновала, вновь вернулось. Влад впервые за все время тревожился, что может не вернуться, что его прекрасная Настя не дождется его. Как же он соскучился по ее чудесными каштановым волосам, ее зеленым глазам, подобным двум озерам, в которых хочется утонуть. Он не может подвести ее! Она его не простит, ведь пообещал вернуться, значит надо сдержать обещание. Влад посмотрел на лежащего рядом Федю, протирающего тряпкой свой охотничий нож, и был рад, что его верный друг и напарник рядом. Справа лежал и сопел весьма смышленый паренек – брамин, ищущий приключений. Глупый, неопытный, большой и неуклюжий, обуза, но хорошо, что он здесь, поскольку без его «соображаловки» и знаний туго пришлось бы. Влад смотрел на парней, и появлялась надежда, что они действительно выберутся из этой передряги, он был уверен в них и знал, что один бы не за что не справился. Командир никто без своей команды. Неважно как, но они найдут выход и выкарабкаются!
Немного восстановив силы, через несколько часов путники двинулись дальше.  К тому же, один из двух фонарей начинал потихоньку барахлить. Остаться без какого-либо света в этих туннелях - верная смерть. Они двигались в поперечном направлении тому, откуда пришли. Фонарь освещал угловатые осыпающиеся стены прохода, и лишь топот кирзовых сапог пронзал тишину, пока Максим не начал разговор.
- Интересно, сколько времени прошло с того момента как мы сюда провалились?
- Теперь трудно сказать. После первой пещеры все приборы отказали. Почему, непонятно, - обреченно произнес Влад.
- Тук... Тук… Тук…
- Видимо, мы слишком глубоко. Оу… Ну, отлично! Теперь еще и штаны порвал, -  зацепившись за острый камень, торчавший из стены, возмутился Максим. - Хорошо хоть ногу не задел.
- Тук-тук… Тук… Тук…
- Сильно испортил?
- Тихо! Вы что, не слышите? – взволнованно произнес Федя.
- Ты чего?
- Тихо Влад! Остановитесь!
- Тук… Тук… Тук-тук…
- Слышите? – шепнул Федя.
Влад с Максимом переглянулись и согласно закивали.
- Тук... Тук… Тук…
Влад обернулся, стук слышался позади них. Он был глухим, словно стучали по бревну. Звук то приближался, то отдалялся. Затем и вовсе замолчал.
- Прекратилось? – шепнул Максим.
Тишина длилась несколько секунд, которые казались целой вечностью. Бойцы стояли, как парализованные, боясь шелохнуться. Максим пытался побороть вновь нахлынувшие эмоции, но страх постепенно наполнял все тело, пуская по спине холодные капельки пота.
- ТУК-ТУК!!!
Звук пронесся эхом по всему туннелю и вернулся обратно. Затем цикл повторился вновь и вновь. Это произошло так резко и неожиданно, что ребят охватила паника. 
- А-а-а-а-! Что происходит?! – закричал Максим, опустился на колени, выронив фонарь, и схватился за голову. - Я ничего не понимаю, мои мысли! Сводят с ума-а-а!
Влад стоял, как и раньше не двигаясь, но несколько секунд, будто проснувшись, начал истерично бегать назад и вперед.
- Куда идти?! Я не знаю, куда идти! О Боже! Где выход! Стены… Стены… Повсюду стены! Не-е-е-ет!!! Стреляя в потолок, кричал Влад, а затем упал на землю и потерял сознание.
- Федя! Влад! А-а-а-а! Моя голова, помогите! Федя!
- А-а-а-би-и-и-и-рэ-э-э-э! – молвил голос сквозь оглушающий стук.
Максим, пренебрегая болью, поднялся на ноги. Перед ним стоял трясущийся в ужасе Федя и смотрел в потолок. Через мгновение он резко взвыл, и его тело отбросило на два метра к левой стене. Максим испуганно отскочил и заплакал.
Тук! Тук! Тук!   
- Не трогайте! Кх… Кх… Не трогайте меня-я-я-я-я-я!!!
Кап… Кап… Кап…
«Я жив? Фух… Жив», - подумал брамин, сидя на земле - «Что это было? Моя голова…» - Максим никак не мог прийти в себя. Но, услышав чей-то голос, рассудок вернулся к нему.
- Глаза! Эти глаза… нет! - послышалось бормотание справа.
- Федя? Федя! Федька…
 - Ма-а-акс… Макс! Федя! Где вы? – медленно поднимаясь, выкрикивал Влад.
- Федь… А? Боже мой! Как же так? Ничего, ничего, все позади, - бормотал Максим.
Влад на четвереньках подобрался к друзьям.
- Вы в порядке? Что с ним Макс? Ох… Брат, твои волосы, как же ты?   
- К…крас…ные глаза… Эти глаза, а-а-а… - дрожал Федя.
- Брат, ну ты что? Мы ведь и не такое видели…, – поглаживая поседевшие волосы Феди, говорил Влад, - Все будет нормально… Вот увидишь… Держись!
Не было слов описать, что это было. Да и никому это не было нужным сейчас. Надежда на спасение умирает последней, но и была на исходе. Тусклый свет одного из фонарей начал моргать и через несколько секунд окончательно погас.
- Нет, нет, нет! Не вздумай! – кричал Максим, стуча ладонью по умирающему фонарю, но было поздно, - Надо идти, нам нельзя здесь оставаться.
- А какой смысл? Нам не выбраться. Сейчас погаснет последний фонарь и все… Не понимаю, вроде новые батарейки! Неужели меня Семеныч надул? Вот гад!
- Какой Семеныч? Ты что несешь Влад? Сейчас не время сдаваться! Вставай! Помоги мне! – поднимая дрожащего Федю, произнес Максим.
- Все уже…
- Вставай, мать твою! – крикнул Максим с такой силой, что уныние Влада отступило прочь.
- Я не могу тащить вас обоих! Давай! Ты же командир! Мы еще можем попытаться, а вдруг за этим поворотом выход, надо помочь Феде.
- Федя… Ты прав, надо спасти его, он мне как младший брат.
Влад поднялся, взял под руку своего шокированного друга и вместе с Максимом потащил его дальше по туннелю. Брамин не знал, что ждет их дальше, но одно он знал точно, что оставаться здесь нельзя. Его новые друзья сдались, но он не может этого сделать. По его вине они оказались здесь, значит, ему и предстоит сделать все возможное для их спасения.
- Спасибо… За поддержку. Если мы выберемся, то только благодаря тебе.
- Из-за меня мы здесь. Значит, я и должен нас отсюда вывести. Слушай, может мне кажется, но воздух стал как будто чище? Даже дышать легче.
- Ты прав, - удивился Влад.
- А-а-а-би-и-и-и-рэ-э-э-э!!!
- О, черт! быстрей!
Ужасный, хриплый голос приближался с каждой секундой. Ребята изо всех сил старались двигаться быстрей и вскоре, преодолев очередную сто метровую отметку, уже привычную, ужасающую какофонию звуков разбавил новый элемент.
- Вода? Ты слышишь? Влад! Это вода!
- Точно, но что… - не успел Влад договорить, как последний фонарь потух.
- Дерьмо! Давай, вперед, вперед, не останавливайся!
- Макс! Это и правда вода! 
- А-а-а-би-и-и-и-рэ-э-э-э!!!
- Еще! Давай! Быстрей! Вперед!
Бойцы, с трудом передвигая ногами, убегали от мертвого голоса. Руки ныли, ноги стали ватными, но сдаться они просто не могли. У каждого из них были свои мотивы жить дальше, но сейчас уже играл главную роль не мотив, а инстинкт самосохранения. Осознавая, что за тобой гонится смерть, как бы сильно ты не устал, будешь бежать прочь. И вдруг, завернув направо на очередном повороте, земля под ногами исчезла. Снова…
- У-о-у-а-а-а-а-а-а-а-а-а!
- Вла-а-а-а-д!
Падая в неизвестность, Максим успел подумать о том, что он все-таки побывал на поверхности, может, в первый и последний раз, но все же. Сделал чудесное открытие и теперь с чистой совестью может отправиться в мир иной. Через несколько секунд, как и ожидал, он почувствовал удар. Но… «Как-то странно. Я мертв? Что за?»
- Вода-а-а-а!!! – кричал Влад. 
«Откуда? Влад?» Туннель, по которому убегали бойцы, закончился обрывом в более низкий ход, через который текла подземная река. Течение было достаточно сильным и сгладило падение с большой высоты. И сейчас вода несла ребят вперед. Куда? Было неизвестно. Главное, что удалось избежать смерти, которая неслась за ними с распростертыми костлявыми лапами. Влад не упустил во время падения в воздухе Федю и теперь, не давая ему захлебнуться, плыл с ним вперед, а сверху за ними плыл и Максим. Через некоторое время течение принесло их в пещеру и продолжило свой путь глубоко под землю.
- Кх… Кх! - Я не могу поверить, что мы живы, - пришел в себя и произнес в темноту Максим.
- Я тоже.
- Как Федя?
- Вроде нормально.
- Смотри! – указывая в сторону дальней стены, выкрикнул обессилевший Максим.
- Это… Это свет! – удивился Влад.
В стене, между камней, с трудом, но пробирался лучик света.
- А-а-а-кх… - прохрипел Федя.
- Дружище. Я же говорил, все будет хорошо, – простонал Влад.
- Давай! Поднимаем его, пошли, - подошел Максим.
Они подошли к стене, и Максим оценивающе разглядел ее, насколько это позволял сделать свет. 
- Нам не выбраться… – припав на колено, сдался Влад.
- У меня есть одна мыслишка. Оттащи его за тот валун, - скомандовал Максим.
Влад был удивлен услышать такой волевой, командирский тон от Максима и из последних сил сделал то, что было приказано. Хотя и не мог понять, что тут можно сделать.
- Где я? – очнулся Федя.
- Все в порядке, мы живы дружище.
Максим подошел к Владу и, склонившись, спросил, - Как поживает его старушка?
- Что? А! Ты уверен? 
- Да! Будьте готовы!
- К чему?
- К спасению!
Максим выдернул чеку и, кинув гранату к стене, спрятался за соседним валуном.
 - Ну же!
Раздался взрыв! Стена разлетелась на мелкие кусочки, заполонив всю пещеру осколками и пылью.
- Давай! – раздался крик откуда-то справа. Но крики сейчас были бесполезны, так как после оглушающего взрыва никто ничего не слышал.
Влад с Федей разглядели жесты Максима и бросились к месту взрыва, в то время как за спиной начался обвал. За считанные минуты пещеру завалило, но трио уже было в безопасности.
- Кх-х-х…Кх… Где… Кх… Мы? – задыхаясь спросил Федя.
Глаза постепенно привыкали к свету. Слева, вдалеке, слышались обрывки слов, но на этот раз узнавался богатый русский язык.
- Дома… - вздохнул Влад, - В метро…


Через три дня Максим пришел в себя, будучи уже в Полисе. Рассказал обо всем произошедшем своему отцу и дал приблизительные координаты. Ему долго никто не верил, а отец не имел возможности как-то повлиять на решение совета. Влад вернулся домой к своей любимой Насте, как и обещал. Они страстно вцепились друг в друга при встрече и он дал новое обещание, что больше никуда от нее не уйдет. Прошло несколько лет, но о подвиге брамина, который спас двух матерых сталкеров, твердят до сих пор. Максим переехал к Владу с Федей на Проспект Мира, где они каждый день вспоминали события того захватывающего и весьма опасного приключения. Тот поход чуть не стоил им жизни и изменил судьбу каждого из них. Влад ударился в медицину, Максим подался в сталкеры, как и хотел, даже получил от друзей кличку «Умник», а Федя стал обычным фермером, который любит свое дело, где его ничто не тревожит. Через некоторое время Брамины все же смогли убедить начальство Полиса отправить военных на поиски подземелий. Из нескольких посланных групп вернулась только одна. Они ничего не нашли там, ни озера, ни наскальных рисунков, ничего… но, спустя несколько дней после возвращения, выжившие поочередно начали сходить с ума. С тех пор то место помечено на карте, как проклятое.