ВОВ - Аня. Принесите что-нибудь поесть - 5

Нина Арту
На фото записки раненых из госпиталя для военнопленных.      
             1942-1943 годы, город Харьков.
 
               
  Молодая женщина, красивая, отчаянно смелая, отзывчивая сердцем, Анна Корнилова проживала в частном доме на окраине города Харькова. Работала до оккупации города мастером на мукомольном заводе. Мужа потеряла в первые дни войны.

  Родилась Аня на Алтае, в селе Корнилово Каменского района. 
     В 1935 году окончила Мукомольно-Элеваторный техникум в Томске.
     С 1938 года проживала в Харькове.


  Город переходил из рук в руки с октября 1941 по август 43 года. Но, в основном, хозяйничали фашисты.


  После каждой атаки, немцы гнали жителей на очистку полей. Насколько охватывали глаза, всюду лежали люди и лошади. Сколько юношей, почти мальчиков покоилось на земле, вспаханной снарядами и окрашенной слезами заката. Реки текли цветом разорванных вен. Тела воинов в почерневшей крови.


  Беру одно из пожелтевших писем Ани, написанных после ВОВ.

 
  «Заметила парашют в дырках от пуль. С подругой Ирой попытались оттащить. Под ним обнаружили лётчика, плечевой пояс, низ живота и ноги обильно залиты кровью. Правая нога согнута и вывернута в бедре. У меня был большой нож, складник, которым отрезали кусок парашюта. На него стали класть лётчика. Он застонал.
 Раненых собрали и завезли в школу, превратив её четыре этажа в госпиталь. Лётчика втроём занесли на этом парашюте в отдельную комнатку на четвёртом этаже. Ниночка, этим лётчиком был Ваш папа.  
Фашисты обнесли школу в два ряда колючей проволокой с интервалом между рядами в четыре метра".

 
  Из писем и последующих встреч узнала, что немцы военнопленных не кормили. Этот госпиталь был полностью организован местными жителями. Город голодал, раненые умирали.


   Немцами было сожжено живьём более трёхсот раненых красноармейцев и более сотни расстреляно.


  По улицам Харькова разъезжал автомобиль – газваген,  с герметическим кузовом для уничтожения людей, прозванным душегубкой. В него загоняли по 50 человек – женщин, детей, стариков, и  включался газ.


  Анна с подругой увидели объявление о приёме женщин на хлебзавод. Устроились в цех, куда поступало зерно. Держали в руках и не могли надышаться его пшеничным запахом. Всё время жевали.


  Начали потихоньку выносить в маленьких тряпичных мешочках. В проходной нас тщательно обыскивали. Если находили хоть горсть зерна, то избивали и выгоняли.
 

  Но один немец разрешил брать - сколько спрячем - он нас не проверял. Женщины осмелели и сшили длинные узенькие мешочки или использовали запасные чистые чулки, которые наполняли пшеницей и обматывались под одеждами.


  Стала проблема, как перемолоть. Помог тринадцатилетний мальчик своей смекалкой: " Надо взять музейный экспонат - мельницу!" Жернова состояли из двух каменных плит - использовали достижения каменного века. Эту полумуку - полукрупу варили и носили в госпиталь. Соли не было.
         
               
  Немцы установили правила для военнопленных госпиталя.
Просить передачу у местных жителей надо было запиской, написанной в определённой форме: указать, что в этом городе нет родных,  дальше,  просьба  принести что-нибудь покушать и в конце, - фамилия, имя, номер палаты и этажа.
 

  Только тому конкретно и передавали еду. Солдаты стали писать в подобной форме и выбрасывать записки со всех этажей школы, пытаясь перебросить через проволочное заграждение. Иногда записочки не перелетали и оставались у её стен.


  Писали на любом найденном клочке бумаги, заворачивая в него камешек и перевязывая ниткой или тряпочкой. Получив раз передачу -  есть ведь снова хотелось - и снова писали.


   "Дорогие харьковчанки девушки и женщины! Вам пишет тяжело раненый человек, которому от роду всего 22 года. Как хочется жить, а родные далеко в Сибири, некому принести хотя бы маленькую передачу.
Так к Вам обращаюсь я добрые девушки и женщины
                Королёв Михаил
                4 этаж
                3 палата "

   "Добрый день!
Вашу добрую передачу получил 4 августа и для меня достаточной передача была
Хорошо поел и себя считаю Счастливым И Вам очень большая благодарность.

Думаю, что мы, где бы находились, там же наши братья, сестрёнки, всегда готовы они нам помогать в любую минуту. Но я в дальнейшем не думаю, что голодным буду, так как я имею знакомых - больше я писать ничего не имею, желаю Вам всего хорошего - жму руки
                С приветом Кеша.
               4 этаж 16 палата
        Тимофеев Иннокентий Иванович
               5 /V!!! - 43 года"


   "Аня, шлю Вам привет и желаю успехов в нашей эпохе.
Аня, Вашу передачу получил, за что очень благодарен. Если представится возможность то я вам отблагодарю за Ваше чуткое отношение ко мне. Правда меня могут от сюда освободить(он может сбежать - прим. автора), но плохо, что я не из Харькова и не имею знакомых.( Негде остановиться - прим. автора) И при посторонней помощи могу остаться в Харькове.(Готовьте документы, чтобы можно было бить врага изнутри или перейти границу, чтобы присоединиться к своим - прим. автора)

Аня, у нас был Иванов, его уже нет.
Аня, я бы вас попросил, если вам не затруднительно будет, то вы зайдите в сад
Ход гражданки знают - там можно близко поговорить.
Ход от Казарской улицы вы спросите. Передавайте привет всем и привет от товарищей.
А.И. Петров 4 этаж 16 палата. 5 /V111 - 43 года"

(Артемий Иванович Петров - Комиссаров (лётчик) - мой отец)
               

 
   Не все добровольные работницы госпиталя сочувствовали военнопленным, старались как-то помочь. Позднее стало известно, что одна санитарка передачами для раненых откармливала своих свиней.

 
   "Дорогие мною уважаемые гражданочки!
С приветом к вам старший лейтенант Миронов Алексей Григорьевич.
Мне после операции очень трудно родных и знакомых у меня здесь никого нету
Прошу не покиньте меня.
Я думою что белый свет не без добрых людей. Буду ожидать какой нибудь помощи.
 
   С приветом  МИРОНОВ
              4 палата
              2 этаж "


   В записках раненые сообщали адреса своих родителей, жён, писали о детях, о том, как они их любят.
 
После Победы над фашистской Германией, Аня стала рассылать письма по адресам, описывая в них то, что ей известно о данном воине.


   В руках у меня кусочек бумаги со словами благодарности за передачу и
подписью - Золотарёв Ефим Матвеевич
.

   В следующей записке Вася благодарит Аню за передачу и просит передавать их сёстрам, а не санитаркам, которые эти передачи не приносят."Была бы кормушка, а поправиться можно быстро"  4 этаж 3 палата  Остряков Вася П.


   Записка Чудова Николая Ивановича из Сибири - 3 этаж  Коридор
Просит помочь чем могут.


   "Посылку Вашу получил - хлеб и суп буду вас помнить и всегда благодарить
      Пискунов Пётр Григорьевич"

   



                ivanova_nina37@mail.ru