Поиск увенчался успехом

Мария -Просто Мария
Давно закончилась война. Говорят, что время стирает память. Но нет, в памяти  всех тех, у кого кто-то был участником Великой Отечественной войны, детей и внуков остаются  солдаты, завоевавшие мир, солдаты, павшие на поле сражения. Много судеб участников войны остается, и посей день неизвестными. Ищут своих родственников  дети, внуки.  И это не пустые слова. Примером этого может быть встреча с Захаровой Эммой Фёдоровной, которая на склоне своих лет нашла место гибели и захоронения своего отца – Теряева Фёдора Гавриловича.

Поводом для поиска послужило  извещение , в котором сообщалось, что ваш отец, старший лейтенант Теряев Фёдор Гаврилович был убит 17 января 1943 года и похоронен в могиле у школы села Нагольной. В других архивных источниках было следующее: погиб 17 января 1943 года в районе д. Нагольная Воронежской области, похоронен на западной окраине  д. Нагольная. Теряев Ф.Г.  – ст. лейтенант 296 отдельного танкового батальона 201 отдельной танковой бригады, которая участвовала в Россошанско –Острогожской операции. Старожилы подтверждают прохождение танков через село Нагольное. Скопление боевой техники попали под бомбардировку немецких самолётов,  четыре танка на окраине села  было подбито, три из которых впоследствии эвакуировали, а вот один танк на западной окраине села и по сей день находится глубоко в трясине. Возможно, это и  был танк лейтенанта Теряева? Пожилые люди говорили, что долгое время видно было торчащее из заболоченного места дуло танка. Благодаря возможностям Интернета, можно обратиться с поиском в любой  Военный Архив, на сайт ОБД"Мемориал"-электронный архив МО. Так как отец Захаровой Э.Ф. был кадровым военным, то на её запрос был найден ответ. Прошло  столько лет  после окончания войны, почему раньше Эмма Фёдоровна не занималась поиском? Работа на военном засекреченном объекте не давала возможности куда – либо поехать. А сейчас она на пенсии, да и чувство  долга заставили основательно заняться поисками  могилы отца.

Первая попытка оказалась неудачной. Захарова Э.Ф. вместе с мужем на первомайские праздники  приехали в село Нагольное Воронежской области Павловского района. Отыскали небольшую школу,возле которой стоял обелиск. С замиранием сердца Эмма Фёдоровна читала список на обелиске, но имени отца она не увидела. Слёзы горечи и разочарования появились сами собой. Подошедшая старушка пояснила, что в этом селе не было никаких боёв, всё это было там, за рекой, за Доном. Однако Эмма Фёдоровна поклонилась тем солдатам, которые не вернулись с фронта, и оставила цветы, которые везла для своего отца.

Поиски продолжались. На  сайт Наголенской СОШ пришло письмо  с пометкой «Нужна помощь». В письме была изложена вся суть просьбы. Разумеется школа не оставила письмо без ответа, завязалась электронная переписка. По многим данным всё сходилось, Село Нагольное – это,  то самое соло, которое  искала Захарова. Совет школьного музея подал ходатайство главе администрации сельского поселения, Военному комиссару Ровеньского района  о занесении имени ст. лейтенанта Теряева Ф. Г. на мемориальную плиту памятника «Скорбящая мать» села Нагольное. 

Поклониться своему отцу Эмма Фёдоровна не стала откладывать. Да и как не ответить на приглашение наголенских школьников. И вот Эмма Фёдоровна на земле, в  том самом месте, где закончился боевой путь танкиста, где оборвалась жизнь двадцати девятилетнего отца Фёдора Гавриловича. В школе прошёл «Урок мужества, урок памяти», на котором дочь погибшего солдата рассказала об отце, насколько помнила его и знала по рассказам бабушки и других родственников. Кто же он, солдат, освобождавший наше село?

Теряев Фёдор Гаврилович родился в 1914 году. В 1937 году окончил Саратовское танковое училище. В этом же городе училась на строителя её мама, Лидия Петровна. Там они познакомились,  и в 1938 году родилась Эмма. Отец служил в Резане, затем перевели в Нарофоминск, где и застала их семью война. Отец ушёл на фронт, а мать с маленькой Эммой  поехала в г. Ртищево Саратовской области. Добирались долго и трудно, пересаживались с одной станции на другую, приходилось ночевать в землянке. За время пути мать Эммы простудилась, воспаление лёгких, туберкулёз, который в годы войны был, не излечим. Хотя отец с фронта посылал нужное лекарство, два года старались вылечить. Но 9 мая 1942 года  мамы у Эммы не стало. Отец не смог приехать на похороны, так как на танковом полигоне занимался  обучение солдат, да телеграмма пришла с опозданием на две недели. Когда узнал о смерти жены, написал заявление о направлении на передовую .Он приезжал попрощаться  в г. Ртищево с дочкой. Эмма Фёдоровна смутно это помнит. Но хорошо запомнила, как на руках держал её человек в солдатской форме, который надел на голову шапочку с длинными кистями, которые развивались на ветру и били  его по носу. Ей было смешно, и дядя смеялся. Но оказалось, что это был отец.  Об этом ей сказала бабушка. Отец с фронта писал: «Пусть Эммочка пока поживёт у вас. Останусь жив – Эммочка не будет обижена, а погибну, то сами определитесь, как поступить». В последнем письме, датированном  8 января 1943 года. Фёдор Гаврилович писал матери: «Мама, с каким удовольствием смотришь на трупы паршивых ганцев и антонеску. Когда посмотришь на разрушенные города и сёла и думаешь, зачем паршивец пришёл на чужую землю. Паршивцы, которые боятся  русских морозов и драпают без оглядки. Но это ещё цветочки, ягодки они попробуют, что навек запомнят нашу священную землю, особенно в час расплаты за муки и страдания наших людей» Час расплаты  над немецкими захватчиками  Теряеву Ф.Г. не довелось увидеть. 5 марта 1943 года на имя дочери Эммы Фёдоровны Теряевой пришла похоронка на отца.  Так в четыре года она стала сиротой.

Послевоенная жизнь Эммы Фёдоровны сложилась так. Жила у бабушки, затем её удочерила тётя – родная сестра её мамы. Жила и училась в Москве у тёти. Особой ласки  в семье тёти она не испытывала, так как у неё были свои дети. Но ничего, выжила. Выучилась - инженер, работала на оборонку, есть семья, дети и внуки. Теперь, когда нашла могилу своего отца, то с облегчением вздохнула – долг свой она выполнила. Эмма Фёдоровна сохранила письма и похоронку, много фотографий отца и матери.

На мероприятии ребята с интересом слушали рассказ женщины на вид ещё не старой, хотя ей почти 73 года. Но она активна, энергична, в глазах отражается живой огонёк и много, много говорит… Ей хотелось донести до благодарного слушателя свои чувства и переживания, и дети хорошо её понимали. Когда шли к памятнику, то малыши обступили бабушку, каждому хотелось обнять её, прикоснуться к её рукам – как бы передать нежность и ласку, которую она не дополучила в детстве. Митинг памяти состоялся у памятника. Эмма Фёдоровна  положила живые цветы и венок к подножию памятника и низко, низко поклонилась  праху отцу и всех воинов, что лежат вместе с ним, а так же всем людям в благодарность, что заботятся  о погибших солдатах. Почётный караул и минута молчания в честь Теряева Ф.Г. и других защитниках Родины глубоко тронули сердце  Эммы Фёдоровны.  Она старалась сдерживать себя, но слёзы радости, волнения, горести – всё смешалось воедино.

Уезжая, Эмма Фёдоровна  обещала в следующий раз, а это должно быть 9 мая 2015 года, приехать с детьми или внуками. Приглашала в гости к себе, кто будет в Москве, а кто пожелает погостить.