Творчество болгарского художника С. Русева

Ирина Юлина
    В этом году мне довелось побывать в  Велико-Тырново – столице Второго Болгарского царства (1185-1396), который называли в то время   третьим городом после Рима и вторым после Константинополя.  О былом напоминает величие  и красота древнего  Царевеца.    Для болгар сейчас Велико-Тырново является символом болгарской государственности и  национальной гордости страны. Царевец - холм-крепость, откуда в XIII—XIV веках управлялась Болгария, был практически полностью разрушен турками в 1393 году.

   Однако, царь Борис III придал восстановлению исторического центра Велико-Тырново статус национального проекта. То,   что мы видим сегодня  -  это работа реставраторов 20 - 30-х годов XX века.  В Царевце три основных сооружения: замок Патриарха, царский дворец и башня Болдуина.  Замок Патриарха находится на самой вершине Царевца — выше, чем дворец царя. Наверх, к нему ведет длинная, мощенная булыжником дорога, вьющаяся мимо сурово выглядящих крепостных ворот и гербов со львами — национальным символом Болгарии.

   Замок Патриарха или церковь Вознесения,   «мать всех болгарских церквей»,  была объявлена таковой в 1235 году и буквально возродилась из небытия в 1981 году, когда Болгария отмечала свое 1300-летие.    В   церкви  Вознесения    я впервые встретилась с творчеством Светлина Русева (1933).  Меня   поразили  выразительностью   барельефы  и фрески на фасаде и внутри церкви. Монументальностью и эмоциональностью они   напомнили  мне работы нашего   знаменитого художника   Б.И. Пророкова.
 
   С. Русев  заслуженный художник НРБ (1971), народный художник НРБ (1975), почетный член PAX (1995).  Председатель Союза болгарских художников с 1973 г. Профессор Высшего института изобразительных искусств им. Н. Павловича (Болгария).   Досадно, что я не знала раньше его творчество.

      Кроме того,  С. Русев коллекционер произведений искусства, подаривший  городу Плевне, в котором он родился,   галерею икон, живописи и скульптуры.   Конечно,  мне захотелось посмотреть эту галерею,  и поездка в Плевну меня не разочаровала.  Коллекция включает работы болгарских   художников В. Димитрова, И. Петрова и др.,  скульпторов   И. Лазарова,  Г.Малакчиева и др. Всего около двухсот произведений болгарских художников. На третьем этаже галереи  -  работы  зарубежных художников,   среди  них  О. Домье, Э. Делакруа,  Р. Гуттузо, С. Дали, Ф. Гойя,  яркий эскиз   М. Шагала.

       Из работ самого С. Русева  в галерее находятся  графические  портреты его  родителей и   портрет  Ванги (1989 г.).  С. Русев  много общался с Вангой, расписал  церковь святой Петки (Параскевы Пятницы) в Рупите, которую, кстати,  долго не освящали. Если не ошибаюсь,  всё-таки она была освящена.  Церковь  Вознесения  с фресками С. Русева не освящены до настоящего времени. Его фрески, конечно, не похожи  на традиционное иконописное  искусство,  скорее это  исторические полотна, в которых изображены  деятели Болгарского государства.
 
        Посещение в Плевне Галереи Илии  Бешкова дало возможность увидеть еще около пяти работ    С. Русева.
        В Плевне не смогла не приобрести   книгу  (тираж  всего 100 экз.) стихов  Калина  Донкова,  элегантно оформленную графикой С. Русева.
 
       Вот так я открыла для себя  страстное  и нежное творчество С. Русева,  закончившего  живописный факультет Софийской Академии художеств у профессора Дечко Узунова.  С. Русев выполнил  серию портретов художников Д. Узунова,      К. Петрова, писателя  Б. Райнова, скульптора В. Емануйловой, ученого и поэта Н. Райнова.

      Художник  создал  цикл картин "Болгарки", исторические плотна, посвященные борьбе болгар   против османского ига и  много других работ.
      Посетив  осенью 2020 года Музей-галерею Е. Евтушенко,я неожиданно встретилась  еще раз с творчеством Светлина Русева.  В 2009 году С. Русев подарил поэту свою картину  "Предчувствие" (Холст, масло), которая заняла достойное место в Музее-галерее Е. Евтушенко. И опять мрачно и непостижимо тревожно.
    О встрече с художником Е. Евтушенко написал: "Один из лучших европейских художников - болгарский классик Светлин Русев, почтивший своим присутствием открытие моего музея, - сначала пригласил меня в Софию, чтобы я сам выбрал картину, которая  бы мне понравилась. Каково же было моё удивление, когда я назвал ему потрясшую меня трагическую картину "Предчувствие", а он, оказывается, и сам выбрал её для меня".