В этом году мне довелось побывать в Велико-Тырново – столице Второго Болгарского царства (1185-1396), который называли в то время третьим городом после Рима и вторым после Константинополя. О былом напоминает величие и красота древнего Царевеца. Для болгар сейчас Велико-Тырново является символом болгарской государственности и национальной гордости страны. Царевец - холм-крепость, откуда в XIII—XIV веках управлялась Болгария, был практически полностью разрушен турками в 1393 году.
Однако, царь Борис III придал восстановлению исторического центра Велико-Тырново статус национального проекта. То, что мы видим сегодня - это работа реставраторов 20 - 30-х годов XX века. В Царевце три основных сооружения: замок Патриарха, царский дворец и башня Болдуина. Замок Патриарха находится на самой вершине Царевца — выше, чем дворец царя. Наверх, к нему ведет длинная, мощенная булыжником дорога, вьющаяся мимо сурово выглядящих крепостных ворот и гербов со львами — национальным символом Болгарии.
Замок Патриарха или церковь Вознесения, «мать всех болгарских церквей», была объявлена таковой в 1235 году и буквально возродилась из небытия в 1981 году, когда Болгария отмечала свое 1300-летие. В церкви Вознесения я впервые встретилась с творчеством Светлина Русева (1933). Меня поразили выразительностью барельефы и фрески на фасаде и внутри церкви. Монументальностью и эмоциональностью они напомнили мне работы нашего знаменитого художника Б.И. Пророкова.
С. Русев заслуженный художник НРБ (1971), народный художник НРБ (1975), почетный член PAX (1995). Председатель Союза болгарских художников с 1973 г. Профессор Высшего института изобразительных искусств им. Н. Павловича (Болгария). Досадно, что я не знала раньше его творчество.
Кроме того, С. Русев коллекционер произведений искусства, подаривший городу Плевне, в котором он родился, галерею икон, живописи и скульптуры. Конечно, мне захотелось посмотреть эту галерею, и поездка в Плевну меня не разочаровала. Коллекция включает работы болгарских художников В. Димитрова, И. Петрова и др., скульпторов И. Лазарова, Г.Малакчиева и др. Всего около двухсот произведений болгарских художников. На третьем этаже галереи - работы зарубежных художников, среди них О. Домье, Э. Делакруа, Р. Гуттузо, С. Дали, Ф. Гойя, яркий эскиз М. Шагала.
Из работ самого С. Русева в галерее находятся графические портреты его родителей и портрет Ванги (1989 г.). С. Русев много общался с Вангой, расписал церковь святой Петки (Параскевы Пятницы) в Рупите, которую, кстати, долго не освящали. Если не ошибаюсь, всё-таки она была освящена. Церковь Вознесения с фресками С. Русева не освящены до настоящего времени. Его фрески, конечно, не похожи на традиционное иконописное искусство, скорее это исторические полотна, в которых изображены деятели Болгарского государства.
Посещение в Плевне Галереи Илии Бешкова дало возможность увидеть еще около пяти работ С. Русева.
В Плевне не смогла не приобрести книгу (тираж всего 100 экз.) стихов Калина Донкова, элегантно оформленную графикой С. Русева.
Вот так я открыла для себя страстное и нежное творчество С. Русева, закончившего живописный факультет Софийской Академии художеств у профессора Дечко Узунова. С. Русев выполнил серию портретов художников Д. Узунова, К. Петрова, писателя Б. Райнова, скульптора В. Емануйловой, ученого и поэта Н. Райнова.
Художник создал цикл картин "Болгарки", исторические плотна, посвященные борьбе болгар против османского ига и много других работ.
Посетив осенью 2020 года Музей-галерею Е. Евтушенко,я неожиданно встретилась еще раз с творчеством Светлина Русева. В 2009 году С. Русев подарил поэту свою картину "Предчувствие" (Холст, масло), которая заняла достойное место в Музее-галерее Е. Евтушенко. И опять мрачно и непостижимо тревожно.
О встрече с художником Е. Евтушенко написал: "Один из лучших европейских художников - болгарский классик Светлин Русев, почтивший своим присутствием открытие моего музея, - сначала пригласил меня в Софию, чтобы я сам выбрал картину, которая бы мне понравилась. Каково же было моё удивление, когда я назвал ему потрясшую меня трагическую картину "Предчувствие", а он, оказывается, и сам выбрал её для меня".