Надо ли делить мир на добро и зло?

Ю.Новиков
При обсуждении темы добра и зла обязательно находятся люди, спешащие занять выгодную позицию «над схваткой». Они говорят примерно следующее.

Человеку свойственно пытаться разделить всё окружающее на хорошее и плохое, такой вот у него дуализм сознания. Так ему удобнее, комфортнее, так он чувствует себя более уверенно. Так ему проще определиться со своей позицией, со своей моделью поведения. Но в действительности такой подход глубоко ошибочен, потому что мир един и неделим. Выделять в нём хорошее и плохое, добро и зло бессмысленно и даже просто вредно. Надо учиться принимать мир таким, какой он есть, цельным и гармоничным. И не пытаться уничтожить или перестроить ту часть мира, которая нам не нравится, которая нам кажется злом. Тогда вопрос о добре и зле теряет смысл, и обсуждать тут нечего.

Логично? На первый взгляд может показаться, что да. Но только на первый. Потому что подобные рассуждения — это типичный пример полуправды, которая опаснее лжи. А полуправда обычно состоит из трёх основных частей:

— Правда явная;
— Правда скрытая (умалчиваемая);
— Ложь.

Сначала тебе преподносится правильный тезис, с которым трудно не согласиться, но при этом часть правды умалчивается, а затем делается абсолютно неправильный, ложный вывод. И многие уже не могут остановиться в своём соглашательстве, в результате чего принимают ложь за правду.

Давайте начнём разбираться. Опустим пока утверждения об «ошибочном дуализме сознания». Перейдём сразу к тезису о единстве мира.

Это действительно так, это чистая правда. Спорить с этим абсолютно бессмысленно. У мира один источник происхождения, один Творец. Так как же может мир, созданный по единому проекту, быть внутренне расколотым, противоречивым? Какой смысл мудрому Творцу создавать саморазрушающуюся систему? Так что здесь всё верно. Мир был создан единым, цельным и гармоничным. И разделять мир на «хорошее» и «плохое», стравливать части мира, уничтожать части мира нельзя ни в коем случае, это самое настоящее, бесспорное зло.

А вот дальше уже начинаются вопросы. Ведь любому же ясно, что в мире очень много конфликтов. Более того, сейчас мир вообще находится на грани полного уничтожения. Если не от мировой войны, то от экологической катастрофы. Если не от техногенных аварий, то от морального вырождения. И что же, надо признать все эти угрозы миру его неотъемлемой частью? Признать, что всё так и было задумано Творцом? С этим согласиться сложно. А если подумать хорошо, то и просто невозможно.

Так в чём же дело? А дело в том, что помимо гармоничного и цельного мира существует ещё и кое-что другое, миру враждебное. Именно об этой важной части истины умалчивают сторонники рассматриваемой нами позиции. Вполне реально существует сила, по сути своей враждебная миру, его цельности и гармонии. Частью мира она не является, миру она не принадлежит, хотя и действует в мире.  Задача её — разрушать изначальную гармонию мира. Именно этим разрушением она живёт и подпитывается. Вот это и есть зло.  И считать его неотъемлемой частью мира никак нельзя.

И задача человека как раз и состоит в том, чтобы научиться отделять это самое зло от мира и от любых частей мира. И по возможности уничтожать это самое зло. Или, по крайней мере, не помогать злу, не становиться помощником или даже рабом зла.

А вот если об этой важнейшей части правды не упоминать, умалчивать, забыть, то вполне правомерным кажется абсолютно ложный вывод. А именно вывод о том, что попытка вычленить зло из мира, попытка улучшить мир — это прямое покушение на целостность мира, это стремление мир разрушить.

Ну, представьте, например, такую ситуацию. Человек заболел гриппом. До болезни он был гармоничным, целостным организмом. Его органы и системы работали согласованно и бесконфликтно. Но вот напала болезнь, и наступил полный разлад. Кашель, насморк, озноб, ломота в суставах, нет сил, нет желания что-то делать, нет радости жизни. И вот приходит некий «врач» и заявляет: «Человек — гармоничная система. И в нём нельзя выделять добро и зло. Нельзя поддерживать добро и бороться со злом. Надо учиться принимать человека в целом, сохранять его целостность».  И что можно сказать о таком враче? Куда его следует послать? Ведь любому нормальному человеку ясно, что человек и грипп (как и любая другая болезнь) не едины, не гармоничны и не целостны. Наоборот, чтобы вернуть целостность и гармонию человеку, болезнь надо отделить от человека, с ней надо бороться, её надо уничтожать.

Вот так же и зло — это болезнь мира, паразит на теле мира. Но ни в коем случае не гармоничная часть мира. И уничтожение зла не принесёт вреда миру, его целостности, а только восстановит его изначальную гармонию.

И наконец о свойственном человеку стремлении всегда и во всём выделять добро и зло, о так называемом «дуализме сознания». Да, такое стремление действительно есть, и диктуется оно совестью. А совесть — это проявление духа человека, божественного начала в нас. Именно совесть помогает нам распознать добро и зло и безошибочно разделить их. И бороться с совестью не только бессмысленно, но и просто преступно.