Подайте на хлебушек

Николай Елисеев
    Года два назад в продовольственном магазине, расположенном недалеко от дома, в котором я живу, открылся отдел “Соки. Воды”, оборудованный столиками. У населения этот отдел быстро приобрел популярность, так как в нем всегда можно было выпить кваса, какого-либо сока или даже пива. Со временем сюда стали приходить и любители “зеленого змия”. Правда, такие посетители старались вести  себя аккуратно, поскольку знали, что в противном случае продавщицы отдела запросто могли вызвать милицию, благо, располагалась она довольно близко от магазина.

    Я сам, возвращаясь с работы или из сада, иногда заходил в этот  отдел, чтобы выпить стаканчик сока.
Однажды летом, в воскресенье, возвращаясь из сада домой на обед, недалеко от  магазина увидел стоявшую с протянутой рукой пожилую, опрятно одетую женщину. В руке она держала жестяную баночку из-под леденцов с прикрепленной к ней картонкой. На картонке синим фломастером было написано: “Подайте на хлебушек”.
Облик этой женщины, смотревшей на прохожих с какой-то безучастностью и отрешенностью,  чем-то зацепил меня. Я остановился, достал бумажник, вынул из него купюру в сто рублей и положил женщине в баночку, в которой находилось немного мелочи. Женщина кивнула головой в знак благодарности, но взгляд ее остался таким же отрешенным.

    Я пошел домой, но жалкий вид попрошайки не выходил у меня из головы. “Никогда бы не подумал, - размышлял я, - что есть люди, живущие так, что им не хватает даже на хлеб”.
    После обеда я немного отдохнул, посмотрел по телевизору новости, оделся и опять пошел в сад. Сделав намеченную на сегодня работу, часа через полтора пошел домой.

    Погода стояла теплая, поэтому, подходя к продовольственному магазину, я решил зайти в новый отдел, чтобы выпить стакан прохладного сока. Дождавшись, когда продавщица налила мне сок, я расплатился с ней, взял стакан с соком и подошел к одному из столиков.
    Медленно выпив сок, поставил стакан на столик и собрался уходить. Вдруг за одним из столиков я увидел недавнюю попрошайку. На ее лице была счастливая улыбка, а рассеянный взгляд смотрел как бы сквозь людей, не замечая их. На столике перед женщиной стояла почти уже пустая, большая бутылка портвейна, и лежали кусочки плавленого сырка. В руке женщина держала наполненный вином стакан и периодически отпивала из него по два-три глотка. По ее довольному лицу легко можно было понять, что она уже накушалась своего “хлебушка”.

    Мне  стало как-то грустно и неуютно.
    Жалко было не денег,  а женщину, не стеснявшуюся попрошайничать ради очередной дозы выпивки…