Литература - не кухня, а писатель - не мясник

Виталий Бабич
Недавно прочитал в интернете (http://tvoya1kniga.ru/igor-bogatinov) в интервью с одним из современных авторов о такой творческой «концепции»:
«Легко и результативно мне пишется именно в негативные периоды жизни. А когда мне хорошо, то лучше вообще не браться за перо. Получается банальщина про родные просторы и радость жизни – все это сейчас никому не интересно. Современному читателю давно приелась эта наивная ваниль. Мяса зрителю!»
Герой публикации – молодой писатель и, казалось бы, нестандартно мыслящий – продемонстрировал целый букет стереотипов мышления.

Какие можно сделать логические выводы из нехитрой аргументации героя?
1. Негатив – источник вдохновения.
2. Хорошее настроение мешает писать.
3. Радость жизни никого не интересует.
4. Современный читатель – потребитель мясной (т.е. кровавой, животной) продукции на литературной кухне.

Лично я не могу подписаться не под одним из этих пунктов, потому что в них:
1. Позиционируется та правда, которая не лечит, а колечит.
2. Искажены истинные ценности жизни и творчества.
3. Продемонстрирован тупик общества потребления.
4. Литература как сфера духовной культуры опущена до попсового уровня «хлеба и зрелищ».

Я не осуждаю героя. В его образе мыслей зависла негласная политика крупных издательств: любой ценой заманить читателя-покупателя и заставить его «хавать-хавать-хавать» всё подряд: от горьких криминальных историй до сладких любовных интриг... Время меценатов – не на дворе, Ренессанс – на страницах истории, а не современности. В искусство чаще вкладывают деньги, чем ценности. Поэтому оно – массовое, а не масштабное. На выходе – продукт, а не творение. Рейтинги – показатели количества, а не качества... Этот перечень искажений можно продолжать ещё долго.

Воспитывать своего читателя, как это могли себе позволить Чехов, Толстой, Достоевский, теперь может пытаться только какой-нибудь нерасскрученный автор где-нибудь на Прозе.ру (не в обиду всем нам будет сказано). И самые продвинутые из нас, надеюсь, понимают, что сильным мира сего не выгоден высокоразвитый гражданин-читатель-писатель. Такого в стадо не загонишь, коль для него:
1. От литературы нужно не мясо, а живая вода.
2. Радость – и причина, и цель творчества.
3. Хорошее настроение – стимул его описать-расширить, прочитать-впитать.
4. Негатив – нездоровый симптом, требующий лечения.

Но я не осуждаю и этих сильных мира сего за их слабость. Бог им судья. Мы – лишь свидетели.
Нам, читателям-писателям современности, идущим к истине, остаётся достойно сдавать ежедневные экзамены на зрелость. А в поддержку таковым – творческий метод ОПТИМАЛИЗМ: http://www.proza.ru/2014/11/06/483

Если о радостях жизни, о счастье и вечной любви так много сочинено и спето песен, почему этих целебных потоков не может быть в прозе? Чем она ущербнее?..
Ни чем. В ней – не использованный даже на треть мощнейший источник для преображения всей этой грязной кухни бытия. Так давайте же его использовать по назначению!


Февраль 2015