Уроки красоты

Виталий Бердышев
Когда и с чего всё это у нас началось? Могу сказать совершенно точно – мы пошли в первый раз в школу с нашей музыкальной программой с Владимиром Павловым в 2002 году. Пошли в школу № 28 по приглашению педагога этой школы для встречи с её классом, кажется, с пятым. Она услышала нас на репетиции в клубе завода Автокранов, куда нас в те годы свободно пускали, без каких-либо условий и оговорок. К этому времени мы с Владимиром уже сумели подготовить достаточно широкую программу из итальянских и русских народных песен, нескольких оперных арий, романсов. Голос его (лирическо-драматический тенор) звучал великолепно, и слушателей поражало его прекрасное «бельканто». По-моему, это было вообще наше первое выступление на публике (не считая, «открытых» репетиций), и к этому надо было ещё привыкать. По всему чувствовалось, что в ближайшее время запросов на наш дуэт будет всё больше и больше.

Дети приняли нас прекрасно, восторженно встречали овациями исполнение каждого произведения. И даже узнавали некоторые мелодии: «Солнышко моё» – «А это заяц в телевизоре пел!» Честно говоря, я был уверен, что такое произойдёт, помня о наших Владивостокских музыкальных вечерах с Маэстро и выступлениях перед детьми в клубах, когда даже совсем маленькие детишки с удовольствием слушали «хорошую» музыку.

 Повторных встреч в 28-й школе по объективным причинам не последовало. Зато нас стали приглашать в другие школы. В 32-й школе дети (средних классов) слушали не очень активно. Зато в 41-й выступление прошло «на ура!» Присутствовали третьи и четвертые классы. Долго не отпускали вокалиста со сцены. А потом все бросились к нему за автографами. Володя был даже озадачен этим: «А что писать-то им?» – Да пиши, – говорю, – что хочешь. Лишь бы роспись твоя была поставлена!»... Он и писал целый час – «Аж, рука устала». С непривычки, конечно. Ко мне хоть бы один подошёл! Зато мои руки смогли отдохнуть после почти часового бряцания по клавиатуре... После концерта было всеобщее (для педагогов) чаепитие в кабинете директора, Владимира Ильича, с  великолепной выпечкой из школьной столовой и разговорами о нашей культуре и значимости подобного рода встреч для школьников.
 
В последующие годы мы переключились со школьных программ на взрослые коллективы и больше выступали в музеях и библиотеках города, куда нас приглашали то работники музеев, то руководитель группы «Третьего возраста», то разные общества ветеранов. В музее Бубнова мы около десяти лет вели музыкальную гостиную. Это уже с Элеонорой Николаевной Софроновой, прекрасной исполнительницей романсов и народных песен. Кстати, в этом музее у нас был трёхлетний опыт встреч со студентами университета, которых приводила к нам доцент истфака Ирина Викторовна Синохина. С её уходом из университета связи со студентами были потеряны, и никакие мои убеждения руководителей не смогли восстановить наши музыкальные контакты.

 Я пытался подключить к нашим воспитательно-образовательным музыкальным программам и студентов других ВУЗов: медицинской академии, хим.университета, энергетического университета. Но это тоже оказалось непосильной задачей. Руководители смотрели на меня либо с недоверием, либо как на вымогателя чего-то (кстати, все без исключения мероприятия мы проводили абсолютно бесплатно), то просто как чудака, которому «больше просто нечего делать». Постепенно я перестал на них обижаться, принимая во внимание сложность вузовских программ и вечную нехватку времени у студентов. Последним, вместе с их преподавателями можно было бы просто посочувствовать – услышать подобное, в камерной обстановке, с возможностью живой беседы с исполнителями в последующем у них, возможно, больше не будет. В городе нет такого уровня солистов, которые бы регулярно (1-2 раза в неделю), на безвозмездной основе встречались с учащимися. Выступление хоров, ансамблей, музыкальных групп – это совсем другое дело, и другой уровень исполнения.
 
Возобновление активной работы в школах началось у нас с 2011 года, когда были изданы мои книжки, и педагоги вместе с работниками школьных библиотек стали приглашать меня уже на литературные встречи. Первой обратила внимание на книги заведующая школьной библиотекой лицея № 21 Елена Анатольевна Обрезкова, провела большую организационно-просветительскую работу в разных классах, после чего начались наши регулярные встречи.

 Встречи проходили в разных формах. Иногда они были чисто литературными, когда разговор шёл по теме читаемых ребятами книжек. В других случаях я подключал к этому музыкальную программу (в кабинете стоит прекрасный рояль) с музыкальными произведениями, характеризующими красоту природы. Добавлял поэзию о природе отечественных литературных классиков, а иногда и французскую поэтическую лирику (на французском). Последняя, кстати, вызывала особый интерес, особенно у юных слушателей – 3-го, 4-го классов.

 Постепенно я переключился со всеми этими программами на другие школы, где встречи проходили с тем же успехом. Бывали в школах и чисто музыкальные выступления, когда я приглашал вокалистов. И у 90% слушателей и младших, и средних, и старших классов музыка вызывала чувство восторга. Исполнение произведений заполнялось рассказами о них, об их создателях, а также о красоте, о музыке, об искусстве и его роли в жизни общества, культуры в целом. И чувствовалось, что всё это не проходит мимо чутких детских душ, и те отзываются на красоту и ищут встречи с нею.

 Чего стоят бесчисленные вопросы и отзывы учащихся по поводу встреч с нами.
– Мне очень понравилось! Эта музыка очень классная, даже круче новой, она очень хорошая. Приходите к нам!
(Полина А., 4-а класс школы №5).

– Мне очень все понравилось! Класс! Супер-пупер! Молодцы, класс!
(Саша М., 4 класс школы №5).

– Мне понравилось! Я даже чуть-чуть научился французскому. Мне понравились песни на всех языках. Это самые классные песни в мире.
(Антон Е., 4 класс, школа №5)

– Мы в восторге! Шикарный голос! Такие произведения сложные – исполнить не каждому под силу. Безупречно! Заворожительно! Огромное спасибо Вам за выступление! Будем очень рады увидеть и услышать Вас ещё раз!.. Благодарим!
(Екатерина, Елена, Ксения, 8 класс).

– Великолепная классическая музыка в превосходном исполнении способна творить чудеса! Моё сердце билось в три раза быстрее. Когда слышишь эти прекрасные песни, за спиной вырастают крылья и душа устремляется в небеса, к Богу. Внутри возникает тёплое, чистое, светлое чувство, которое невозможно передать словами. Большое спасибо, что лишили меня дара речи!!!
(Ирина З., 8 класс).

– Большое спасибо за музыку, за выступление. Спасибо, что пришли! Это было прекрасно! Элеонора Николаевна прекрасная певица!
(Школа 66, 6 класс, без подписи).

– Счастья, здоровья, удачи! Спасибо, что пришли!!!
(Без подписи, 6 класс).

– Спасибо большое от всего нашего класса! Всё очень понравилось. Огромное спасибо Софроновой Элеоноре Николаевне. У Вас очень красивый и сильный голос.
(Без подписи, 6 класс 66 школа).
– Особенно понравилась музыка «Средь шумного бала»...
(6 класс 66 школы, без подписи).
– И стар, и млад услышит его сказы,
И тихий охрип в голосе его;
Так добрый взгляд, и хочется мне сразу
Ещё подарить улыбку и тепло.
(Посвящаю Виталию Бердышеву–
6-а класс школа №36 – без подписи).

– Виталий Всеволодович – Вы очень талантливый человек, вы написали очень много разных произведений, которые мне очень понравились. Вы знаете, очень много разных стихов на разных языках. Вы очень хорошо играете на инструменте. Я вас никогда не забуду и эту встречу тоже.
(Диана Я., 6-а класс школа №36).

– Мне очень понравилась эта презентация жизненного опыта, в ней не только была речь, но и разнообразные инструментальные произведения, сопровождающиеся некоторыми комментариями. Меня поразило мнение поэта (?– Б. В.), как он думает и мыслит. Он был великолепен!
(Митюшева, 6-а, школа №36).

– Виталий Бердышев очень талантливый и добрый человек. Мне хочется прочитать его рассказы из книг про животных. Виталий Всеволодович много знает песен и стихов на французском языке. Я хотела бы взять у вас автограф на память.
(От ученицы 6-а класса 36 школы Ярославны. К.)
– Мне и, наверное, всем понравилось ваше прибытие в наш класс. Я не могу представить, как вы запомнили столько разных стихов, и играете вы превосходно. Я бы был очень рад, если бы вы пришли ещё раз, Виталий Всеволодович.
(Минар Н., 6-а, школа №36).
– Мне очень понравилось, как вы читаете и рассказываете стихи, как вы играете на фортепиано, читаете наизусть французские стихи и рассказываете о жизни, о природе, о поэтах, о происхождении стихов. Большое вам спасибо за это!
(Волкова Н., 6-а, школа №36).

– 7 декабря 2012 года мы – учащиеся 7-а, 7-б и 7-в классов – побывали на творческой встрече с писателем Бердышевым Виталием Всеволодовичем и исполнителем Павловым Владимиром Фёдоровичем. Виталий Всеволодович аккомпанировал на фортепиано Владимиру Фёдоровичу. Прозвучали романсы на итальянском, испанском, украинском и русском языках. Исполненные ими композиции тронули меня до глубины души. Меня поразило и умение подчеркнуть красоту мелодии, и то, как исполнитель вкладывает всю свою душу без остатка. Прекрасные, завораживающие звуки проникали в самое сердце. Ведь, слушая романсы, мы становимся чище, добрее, мудрее и трогательнее. Этот концерт оставил в моей душе неизгладимое впечатление. Очень жаль, что он длился всего сорок пять минут. По окончании концерта мы получили на память фотографии исполнителя с автографом. Я надеюсь снова увидеться с Владимиром Фёдоровичем и Виталием Всеволодовичем.
(Мария И., 7-в, школа №4)

– Выступление Виталия Всеволодовича и Элеоноры Николаевны мне очень понравилось. Обычно я слушаю репчик и клубную музыку нашего времени, но исполненные вживую романсы зацепили меня тем, что при исполнение была вложена душа. Когда Элеонора Николаевна пела, мне показалось, что в ней скрыта та молодость, то есть снаружи она пожилая, а внутри всегда молода. Виталий Всеволодович поразил меня своими знаниями литературы и иностранных языков. Его биография очень интересна! В его глазах я увидел печаль и радость, смешанную с грустью. Много прошёл он на своём жизненном пути, но никогда не сдавался! Постоянно боролся не только с подарками судьбы, но и с самим собой. Виталий – пример для нашего поколения. Жизнь дана, чтобы бороться и самоорганизовываться, познав всё.
(Браков, 15 группа, колледж культуры).

– Посещение Виталия Всеволодовича и Элеоноры Николаевны значительно обогатило наш духовный мир. Поразило знание языков и широкий диапазон выступавших. То, что Виталий Всеволодович «сделал себя сам», поражает воображение. Такие люди никогда не состарятся и всегда будут молоды душой. Чувствуется увлечённость делом, верность хорошим традициям. Элеонора Николаевна потрясла высоким тембром голоса. ...Хочется выразить надежду на будущую встречу.
(Колледж культуры, 15 группа – без подписи).
– Чудесно! Восхитительно! Элеонора Николаевна, Виталий Всеволодович – Вы просто класс !!! Спасибо! Ждём! Любим!
(Слушатель университета Пономарев И.К.)
– Дорогие Элеонора Николаевна и Виталий Всеволодович! Благодарим вас за талант, искреннее исполнение любимых романсов, божественных, редко исполняемых произведений. Чудесный голос Элеоноры Николаевны в соответствии с виртуозной игрой на пианино Виталия Всеволодовича оставляют замечательное впечатление, дарят светлое настроение, запоминаются. Желаем творческих успехов, личного благополучия, удачи.
(С уважением, сотрудники МДОУ №184)

– А может, это новая эпоха в культуре Иванова? Возрождение?! Ренессанс? Элеонора Софронова, Светлана Супонькина, Владимир Павлов и Виталий Бердышев – блестящая страница биографии города... Слушая их, проникаешься гордостью за родной город: какие таланты родились на нашей земле. И душа открывается, идя навстречу красоте и чистоте наперекор всему.
(Шишкина, Щербакова и др.)

– Коллектив детской музыкальной школы № 3 благодарит Элеонору Николаевну, Светлану Ильиничну и Виталия Всеволодовича за прекрасный концерт вокальной музыки. Необыкновенно искреннее, солнечное исполнение очаровало слушателей. Этот концерт – праздник души. Творческих Вам успехов, и надеемся, что Вы ещё раз придёте к нам в гости.
С уважением, признательностью директор школы О. А. Аксёнова.
– Я все ваши выступления на телефон записала!
– А мы вместе с бабушкой по вечерам читаем ваши книги. Особенно нравится про животных.
– У нас уже целая библиотека ваших книжек собрана. Все прочитали. Мама говорит, что и другие взять надо!
– Я плакала, когда про собачку читала. И про воробьишку с мамой тоже.
– Боже мой! Мы-то, педагоги, разревелись, – уж ладно. Но вот чтобы девчонки слезы вытирали, – такого я не припомню!
(Классный руководитель о реакции девятиклассников на концерт Э.Н. Софроновой, школа №36).

Так, значит, действует на душу ребят музыка, действует литература! Значит, есть у них в душах место и для сочувствия, и для сострадания, есть жажда взаимопомощи вместе с радостью и восторгом жизни. И это прекрасно! Чем шире палитра наших чувств, чем глубже, чем сильнее они, тем богаче наша жизнь, тем легче нам жить на свете. Одна из задач искусства и состоит как раз в том, чтобы будить эти чувства и не давать черстветь нашим душам. Значит, наши выступления перед школьниками оказывают должный эффект, значит, мы ещё нужны детям, и это отрадно.

Вот и ответ на задаваемые мне порой вопросы, что дают эти встречи, нужны ли они учащимся, стоит ли тратить столько времени и сил на всё это. Скептики могут подумать, что их (учеников) научили педагоги, что отзывы надуманные, что выбраны только положительные высказывания и т.д. и т.п. Конечно, в каждом классе всегда найдётся несколько своих скептиков, кто не будет слушать, кому не интересна ни музыка, ни история, ни искусство вообще. Есть такие ученики, которые привыкли к другому, противоположному, и кого уже трудно переубедить в пристрастиях. Такие и отзывы не напишут и ведут себя на уроках по-особенному. Но таких единицы, и они в целом не мешают проведению занятий. С другой стороны, наличие таких, единичных школьников свидетельствует о том, что «уроков красоты» в школах явно недостаточно, что мы просто опоздали сюда со своей программой. И не правы те директора и педагоги, которые думают, что они только своими силами могут решить проблему культурного воспитания, что в школах достаточно и музыки, и пения, в целом культуры и эстетики. Красоты никогда не бывает много, особенно красоты, привносимой в школу посторонними людьми (не педагогами).

Девяносто же процентов детей чувствуют и мыслят иначе. Их души открыты к восприятию красоты, они чувствуют её, стремятся к ней, пытаются творить её сами, обучаясь музыке, живописи, фотографии. С удовольствием демонстрируют на уроках свои работы и знания. Не стесняются признаваться в том, что со многими направлениями в искусстве они ещё не знакомы, и сожалеют об этом. Восторженно воспринимают классику – классический романс, оперные арии. Поражаются исполнению на иностранных языках. Многим ли дана возможность слышать подобное в камерной обстановке, у себя в классе, рядом с собой? А потом ещё задавать вопросы исполнителю и получать от него автографы!

И они, не стесняясь, спрашивают, задавая порой весьма серьёзные вопросы, ответы на которые им нужны не только из праздного любопытства:
 – А вы разговариваете на итальянском?
– А как вы выучили французский?
– А как вы создаёте себе вдохновение? У меня это не всегда получается.
– А много вы знаете стихотворений, и что это даёт вам в жизни?
– Как вы советуете читать вашу литературу?
– Все ли вы сделали в жизни правильно, и что бы вы посоветовали нам в этом плане.
– Какие книги читаете, как распределяете своё время. Какие планы в области литературы на будущее?
– Что такое валеология и где можно узнать об этой науке?
– В каких городах вы бывали?
– Какую природу больше любите?
– Как вы учились?
– Сбывались ли ваши желания?
– Как вы издаёте свои книжки? Кто вам помогает?
– Долго ли вы учились музыке? Почему не играли после школы?
– А на чём ещё играете?
– Почему погибли жаворонки, о которых написали в книжке?
– Деревья на самом деле любить умеют («Подруги»)?
– А как Лотта «съела» Маню? И как Бобка гонял ворон?
– Как у вас кошки жили с воронами?
– Вы любите охоту?
– Вы верующий?
– Почему 2014 год объявлен годом культуры?
– Что такое здоровье, чем оно определяется?
– Как возникла жизнь?
– В чём мы едины (с растениями и животными)?
– Почему вы любите животных?
– Когда начали писать и какие первые рассказы?
– Какую музыку любите?
– Помните ли ваших учителей?
– В чём разница между духовностью и душевностью?
– Сколько надо играть, чтобы играть хорошо?
– Почему вы изучили французский?
– Что даёт вам музыка и литература?
– Как вы относитесь к физкультуре и спорту?
– Ваши любимые животные?
– Какая из ваших книжек вам особенно дорога?
– Почитайте ещё стихи.
– И на французском.
– Почитайте что-нибудь из ваших рассказов.
– Напишите мне по-французски и по-русски (автограф в книге).
– Какой наукой вы занимались?
– Понравились ли вам тропики? В каких городах и странах бывали?
– Всё, о чём вы писали, это правда?
– А река Сеха ещё существует?
– Вы акул видели? А коралловые острова?
– Дикие собаки очень опасны?
– Откуда у нас взялись энцефалитные клещи?
– Как можно работать при температуре в +50 градусов (в тропиках)? Неужели были такие корабли?
– Правда, Приморье красивое?
– В ваших книгах – это ваша жизнь?
– В чём вы видите наши сегодняшние проблемы?
– Роль культуры, науки в жизни?
– «Мечта души моей» – где Она сейчас?
– Как вы относитесь к интернету?
– Что положительного видите в современной молодёжи?
– Что дала вам воинская служба?
– Кто такой Маэстро? («Чистые души»).
– Как относитесь к современной музыке?
– Предсказания будущего. Нострадамус – реально ли это?
– Как могут предсказывать судьбу цыгане?
– Экстрасенсы. На самом деле их приёмы так эффективны?
– Интересуют вас космос, жизнь, Вселенная? Можно ли путешествовать во времени? А как путешествовать в космосе?
– Может ли погибнуть цивилизация. Это так серьёзно?
– Жизнь других миров. Почему мы не обнаруживаем её в космосе?
– Как вам удаётся сохранить в памяти столько? Сколько знаете стихов?... Французских? Сколько фортепианных произведений? Какие композиторы вам больше нравятся?
– Страдание и терпение – что они вам дали? Как вы смогли преодолеть все трудности?

Я специально ранее записал, а теперь привожу основные вопросы. Не стал делить их по возрастным группам – не это главное. Главное то, что у ребят есть интерес, любознательность (не только праздное любопытство), есть желание узнать новое, спорное, незнакомое; в чём-то посоветоваться, возможно, поспорить. Поражает разносторонность вопросов: культура, искусство, духовность, наука, жизнь, разум, Вселенная, наши жизненные проблемы, наш ветеранский жизненный опыт... Они думают, рассуждает, философствуют, анализируют, логически мыслят! И это, пожалуй, самое важное. Они смогут выбрать правильный путь в жизни, смогут отсеять главное от второстепенного, истинное от ложного, смогут разобраться в жизненных ценностях. И нам, взрослым, надо помогать им в этом. Помогать просто, ненавязчиво, доступно, убедительно. Нужно приходить в классы с уроками красоты, этики, с литературными и музыкальными программами, просто с беседами о жизни, о нашем прошлом, настоящем, о будущем, о нашем физическом и духовном здоровье, о нашей истории и нашей культуре, о роли и предназначении человека в жизни, и о многом, многом другом, важном и обязательном для нашего полноценного развития и совершенствования. Нужно приходить с беседами именно по широкому кругу вопросов, а не только с обязательными для всех школ темами об алкоголизме, курении, о наркомании и им подобным. И надо, чтобы в школу приходили не одна-две группы энтузиастов, а десятки групп, и не один-два раза в месяц (или даже в квартал), а два-три раза в неделю, и в течение всего учебного года. И ещё очень важно, чтобы для класса это были бы не одноразовые встречи, а встречи с продолжением, чтобы они заинтересовывали и вдохновляли ребят, вызывая у них всё новые и новые вопросы. Дети сами об этом говорят в своих отзывах и пожеланиях.

Чрезвычайно важна в этом плане работа и заинтересованность педагогов и заведующих школьными библиотеками. Практика показывает, что только в таких школах эстетико-воспитательная работа приобретает систематический и плановый характер. Важно прививать детям любовь к чтению, приобретать и пропагандировать художественную литературу, нацеленную на духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения, на воспитание чувства красоты, любви, добродетели, сочувствия и сострадания, а в целом высокой морали и нравственности, столь необходимых для формирования человека духовного – Homo Spiritus.

Хотелось бы, чтобы подобная работа в школах велась как можно активнее. А пока мы продолжаем убеждать руководителей в её необходимости, продолжаем встречаться с отдельными классами, знакомить детей с живой красотой великого искусства классиков, отвечать на их многочисленные вопросы, раздавать автографы, прививать любовь к истинно прекрасному и веру в будущее. А школьники узнают нечто новое для них, необычное и совершенно неожиданное, продолжают записывать наши выступления на свои телефоны и фотоаппараты, читать новые книги, а потом с радостью встречать меня в школе, или на улице и рассказывать, какие рассказы и с кем они читали, а порой и звонят мне домой, радуя своей юной непосредственностью, детской восторженностью и непременной благодарностью. Иногда звонят и их бабушки, читают мои книги и даже приходят в школы на последующие встречи. Это отрадно! Значит, не пропадают наши усилия, не уходят в никуда наши знания, востребовано ещё уходящее поколение наших ветеранов. И есть уверенность в том, что наше будущее будет в надёжных руках.

 Приложение.
 1. Уроки красоты (литературно-музыкальные композиции). Примерные темы.
– Осенние (весенние) мотивы в музыке и поэзии.
– Красота природы в музыке и поэзии.
– Музы русского романса.
– Мелодии любви в музыке и поэзии.
– Романсы на стихи поэтов XIX века (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, А. Т. Толстой)
– Романсы на стихи Есенина.
– Русский классический романс.
– Романсы П. И. Чайковского.
– Песни военных лет.
– Танго и фокстроты 30-40-х годов.
– Итальянские песни и оперные арии.
– Сказки русского леса (для 2-4 классов).

2. Темы для бесед со старшеклассниками.
– Валеология и наше здоровье.
– Духовный мир природы в музыке и поэзии.
– Искусство на страже здоровья общества.
– Культура – двигатель мирового прогресса.
– Музыка и поэзия XIX века.
– Мелодия любви в музыке и поэзии.
– Человечество. Риски глобальные и индивидуальные.
– Жизнь. Разум. Вселенная.
– Советы ветеранов юному поколению.
– М. Ю. Лермонтов. 200 лет со дня рождения гения.
– Взгляды на жизнь и духовный мир в книгах автора.
– Красота. Спасёт ли она мир?

В заключение хочется несколько детализировать характер нашей работы. Конечно, формы проведения занятий приходится существенно дифференцировать в зависимости от возраста группы. Со старшеклассниками идёт серьёзный разговор об искусстве, о красоте и любви, о духовности и нравственности, о здоровье, о творчестве, о нашей истории, о будущем и т.д. Ученикам же 3-4-х классов тему красоты и любви приходится воплощать в лирические (музыкальные, поэтические), и даже сказочные образы: «Сказки русского леса», «Красота природы и её значение в нашей жизни», «Музыкальные и поэтические картинки природы» и т.д. Для них главное – увидеть саму красоту, почувствовать, в какой-то степени понять её, окунуться вместе с музыкой и поэзией в мир прекрасного.

Иногда встречи проходят в виде рассказа с музыкальным сопровождением. В других случаях мы с педагогами пытаемся привлечь детей к более активной работе – определить характер музыки – о чём это музыкальное произведение (например, «Гроза», «После грозы», «Ручеёк», «Сильфы», «Пробуждение в лесу», «Весенние голоса» и т.п.). Чтобы им было проще, называю заранее три-четыре темы и проигрываю их содержание. Дети с удовольствием включаются в эту игру и высказывают свои суждения, очень часто верные.

Я не считаю правильным знакомить их только с самой лёгкой («детской») музыкой, а даю возможность познакомиться и с классикой: «Шум леса», «Хоровод гномов» Листа, «Жаворонок» Глинки-Балакирева, «Лесной царь» Шуберта-Листа, начало Баллады №1 Шопена, его ноктюрны и др. Услышанное «в живом», тем более камерном исполнении, глубже проникает в души ребят и надолго остаётся в памяти.
С удовольствием дети слушают стихотворения о животных, о птицах, бабочках, стрекозах, о сказочных персонажах. Особое оживление аудитории придают стихи на иностранных языках – немецком, французском. Всё это вызывает массу вопросов и определённые раздумья на будущее.

Говоря о красоте и величии нашей природы, желательно не упустить важного и практически значимого момента о поведении в лесу. Можно ли купаться в незнакомой реке, можно ли рвать лесные цветы, пить воду из лесного ручейка; знаем ли мы полезные грибы и растения, как не заблудиться в лесу, как вести себя в грозу, как защищаться от клещей, кого и чего ещё надо бояться в лесу (своры собак, больных животных и др.), как разводить костёр в лесу, чем опасны банки, склянки, целлофановые пакеты в лесу и т.д.?

Ребята младших классов, по-моему, самый заинтересованный народ в подобных встречах. Задают массу вопросов, с удовольствием фотографируются на память, фотографируют на свои мобильники, просят автографы, а после гурьбой бегут в библиотеку за книгами автора о природе и о животных. И уже помнят меня и каждый раз при моём посещении школы бегут навстречу и радостно сообщают о результатах своей работы с сайтом Проза.ру Бердышев и с прочитанными книгами.
Они с удовольствием принимают и вокальный жанр – народные песни, романсы, даже оперные арии. Спрашиваю ребят, на каком языке вам песни больше нравятся: на русском, украинском, или итальянском? – На итальянском, – кричат. И слушают и Солдата («Влюблённый солдат») и «Скажите, девушки» (Фальо), и «Вернись в Сорренто» (Куртис), и «Страсть» (Валенте) и Pieta signore (Страделла), «Песенку Герцога» (Верди), и арию Каварадосси (Пуччини). Слушают «Калинку», «Метелицу», «Колокольчики», «Душечку», «Дивлюсь я на него», «Чёрные брови» и всё остальное. И чем громче (точнее, ярче!) звучит мелодия, тем больше восторга. – «Теперь на итальянском»– кричат. Нет, на испанском – «Испанская гитара». – А вы на китайском можете? – совсем неожиданно. – На французском! Читаю стихи на французском, пока Володя отдыхает. Поль Верлен, (в переводе В. Брюсова), Виктора Гюго («Sur une barricade») с собственным переводом, Ламартина, Теофиля Готье, Шарля Бодлера и др.

И даже хлопают. И тоже просят на других языках. Ограничиваюсь немецким – на иных не знаю. – Опять восторг. Задают вопросы. Чувствуют, что всё это необычно, будто из иного мира явление. – Но совершенно реально. Вот они, совсем рядом. Как это всё у них получается? Уже пожилые. – А сколько вам лет? – Умеете считать, – спрашиваю. – Да, – кричат. – Тогда считайте – с 1936 года. Один моментально ориентируется: – 107 кричит!!? Другой, чуть помедлив, – 87? Третий попадает в точку – 77... Ну, это ещё не старость. Но в одном из письменных отзывов появляется: – Виталий Всеволодович! Вы старый человек, а играете, как молодой, здорово! (Это довольно лестно). Но следует продолжение: А Владимир Фёдорович поёт ещё здоровее! Прекрасно!... Показываю Володе – он доволен.

Конечно, подобные встречи и нам, и детям запоминаются надолго. И поклонники моих вокалистов сейчас есть уже во многих учебных центрах города: в школах № 4, № 5, № 66, № 2, № 58, № 36, № 41, № 53, в лицее № 21, в профтехучилищах, училище культуры, в группах «журналистов» университета и др. учебных заведениях.

В старших классах музыкальные программы воспринимается уже по-серьёзному. Большинство учеников подобную классику, да ещё в таком исполнении слышат впервые. Удивляются, поражаются, обдумывают, сравнивают. Анализируют и пишут нам о своём мнении. Для них не менее важно услышать вживую эту красоту, а также кое-какую информацию об авторах, об истории создания этих произведениях, о прекрасных женщинах, вдохновивших и поэтов, и композиторов на создание лирических шедевров. Это уже давняя история. Но творения живут, и через столетия радуют нас своей красотой, лирической чистотой и духовной возвышенностью, дают нам пример глубоких чувств и божественной красоты, созданной талантом и одухотворённостью гениев.

 Между прочим, и большинство старшеклассников склоняются к мнению о лучшем звучании – в исполнении Павлова итальянских произведений. И они всегда под занавес встречи просят спеть ещё раз им «Солдата», или «Герцога», «Качели», или «Что же ты опустила глаза». Волнует их и мой французский. Не произношение, конечно, а сами произведения и способность читать их наизусть.

 Правда, несколько раз случались и небольшие казусы. Дело в том, что в школах на такие встречи приглашают и ветеранов (в праздничные дни). Мы с Володей особенно не меняем программу – она рассчитана и на взрослую аудиторию. Поэтому в паузах я и рассказываю, и читаю стихи, в том числе (для разнообразия и некоторой интриги) и на французском. Как-то с Элеонорой Николаевной выступали в лицее «Гармония». Давали предпраздничный концерт. Собрались одни ветераны лицея. Почему-то в подобных случаях педагоги школ на концерты не ходят. В чём причина, не знаю. Но знаю, что теряют они много. Ветеранам же любой концерт на душу ложится. Вот мы и исполняем романс за романсом. Между ними стихи некоторые вставляю (надо чтобы и меня послушали, а то на аккомпаниатора никто и внимания не обращает!). Дёрнуло меня и им французское (детское) стихотворение прочитать – о природе, о весне, по теме выступления. Перевожу его, заканчиваю и вдруг слышу:
 – «O, charment! Merveilleusement!».. А я всё поняла. … Как приятно услышать неожиданное! – И такой прононс французский великолепный у старушки, – явно педагог какого-либо ВУЗа.

Вот попался со своим шуйско-ивановским акцентом, – думаю. Что-то пытаюсь говорить по-французски в знак благодарности. А «французская старушка» ободряет меня. Нет, нет, charment, великолепно! Разве можно сейчас на концертах французский услышать! И всё так кстати… После концерта, правда, она подошла ко мне, ещё раз поблагодарила и тихонько сказала (чтобы никто не слышал):
– А если вы ещё и произношение доработаете, будет вообще великолепно…
Я и сам это знал прекрасно, только вот начинать работать над французским в моём положении нет ни времени, ни сил дополнительных. Просто на будущее пришлось быть внимательнее и осмотрительнее. Для школьников же наши выступления не урок французского, а просто повод для размышлений на будущее.
Произошёл однажды эпизод и с Володей, в одном из училищ (в каком, уже не помню). Очень уж хотели послушать тенора. Правда, фортепиано там не было. В виде исключения мы иногда идём на такие встречи, и Володе приходится «работать» за двоих. Приходится увеличивать паузы и мне усиливать поэтическо-просветительскую программу. Урок проводили в классе на втором этаже. Поскольку я не сидел за инструментом и был в основном свободен, мог наблюдать за слушателями.
Смотрю, после исполнения первого произведения, закончившегося бурей оваций, многие срочно рыщут в сумках, достают мобильные телефоны и направляют на исполнителя. Ура! Хоть в кои веки нас запишут. А то десять лет выступаем, а нет ни одной записи. Может быть, и нам дадут переписать, если получится? Правда, без сопровождения…

Урок прошёл прекрасно. Только в дверь частенько заглядывали любопытные головы, так что педагогу пришлось сесть рядом с ней и своевременно «убирать» любопытствующих. Володя притомился немножко, но был доволен, и, как всегда, великолепен. По окончании урока студенты обступают нас, точнее Володю, берут у него росписи на память, задают вопросы… И тут же просят остаться на второй урок (он оказался у них спаренным).

– Выдержишь? – спрашиваю.
– Давай попробуем, – отвечает. – Если что, ты болтать про Пушкина будешь!
Второй час выдержали, но было труднее. В середине урока кто-то снаружи приоткрыл дверь, и упросил педагога оставить её открытой. Я-то подумал, что для проветривания? А оказалось, что в коридоре собралась целая толпа слушателей – и с первого, и с третьего этажа прибежали. Так что чуть ли не весь техникум концерт слушал. И конечно, ухватили исполнителя в свои мощные студенческие объятия, и долго-долго не отпускали.

Негативным следствием этого выступления явилось то, что дирекция запретила педагогам проводить подобные концерты. Оказывается, исполнитель в этот раз несколько перестарался с мощностью своих голосовых регистров, чем вывел из хрупкого равновесия всю занимавшуюся в те часы студенческую аудиторию и чуть ли не сорвал выполнение ими сегодняшней образовательной программы. Это – в шутку. О серьёзном было сказано ранее, и оно, конечно, главное. И хочется надеяться, что нас так же серьёзно будут принимать в школах с нашими эстетико-воспитательными программами и в следующие годы…