Эхо войны...

Ольга Сергеева -Саркисова
   

     В соседнем подъезде хоронили молодого человека. Всего ему было двадцать пять!  Что произошло? Отчего умер? Нелепо как! Такой молодой!
Да выпил водки и отравился… Обычная история наших дней. А эту водку люди продали,  и ведь знали, что она «левая»… Но им никого не жаль, и неважно- молодой ты или старый, всё одно, принесёт деньги эта водка, и ладно… Я стояла у гроба и вспоминала другую историю, которую мне рассказал отец из своего времени, времени войны...
       
         Весна сорок пятого. Отец воевал в Прибалтике. Курляндская группировка…Было восьмое мая. Все устали от войны и ждали уже её окончания с нетерпением, безоговорочную капитуляцию фашисткой Германии, ждали мир. 
    Вдруг низко пролетели самолёты. Они  разбрасывали листовки, в которых призывали солдат и офицеров противника Курляндской группировки к безоговорочной капитуляции. Желанные белые листочки счастья… Если враг к вечеру не сдастся, то в пять часов утра начнётся решительный штурм. Последний бой, который, как известно, трудный самый…
Но есть надежда, что благоразумие возьмёт верх, и враг сдастся без боя.
Вдруг наблюдатели закричали: « Немцы подняли белый флаг! Ура! Капитуляция!». Все принялись махать им в ответ белыми полотенцами или тем, что было под рукой белое. Кто- то на радостях махал светлой портянкой…
Спустя некоторое время из немецких окопов стали осторожно высовываться головы в железных касках, затем высунулись по грудь и приостановились, выжидая чего-то.
Но вот около белого флага встал во весь рост солдат с винтовкой, чуть постояв, всадил её штыком в землю и сел на корточки рядом, все солдаты стали садиться рядом с ним…  и завязался весёлый разговор.
«Что, отвоевались?»- кричали наши – Теперь «ауфидерзейн» русские яйки, курки, млеко!»
-Эй, русиш Иван! Карош, Гитлер капут! Карашо! Гитлер капут!»- кричали немцы. В наших окопах заиграла русская гармошка… у немцев тоже, губная только. Все были рады. Тут увидели, что немецкий офицер направляется к нашим окопам в сопровождении двух солдат. Комбат послал навстречу им двух разведчиков, которые провели гостей через проходы в минных полях.
Немецкий офицер представился, щёлкнув каблуками: -  Обер- лейтенант Вольф. Типичный ариец со светлыми, как у рыбы глазами, долговязый, рыжеволосый, с веснушками на лице. Весна уже гуляла полным ходом по его лицу без стеснения  рыжими пятнами…
«Капитуляция, что нам прикажите делать?» - спросил он. Отец ответил, что всё  оружие и военное имущество нужно приготовить для сдачи . Завтра с утра начнём принимать всё по спискам. Тот всё понял и подтвердил, что всё сделают как надо. Затем Вольф пригласил всех к себе в гости, отметить это событие. Комдив с отцом поблагодарили, но отказались. Разведчики пошли в гости на шнапс… Ещё долго из окопов разносились радостные, хмельные голоса.
Ранним утром девятого мая все услышали радостное сообщение уже по радио:  «Победа!» . Долгожданная ПОБЕДА!!!
  Да! Нет слов прекрасней и слаще на земле! Глаза всех наполнились слезами. Многие вспоминали тех своих друзей, кто не дожил до этого дня… и думали о доме…, о скорой встрече с родными. Теплее стало на душе.
Всё это происходило недалеко от заброшенного, разбитого от снарядов полустанка, где на разрушенных путях стояли несколько чудом уцелевших вагонов и цистерн с чем- то…  Любопытно кому- то стало. - А что там в них?
Один из солдат залез наверх, открыл люк и винный запах распространился из него. Там обнаружил жидкость, на запах и вид -  спирт! То, что надо в данную минуту. Это настоящее богатство! Выпить за ПОБЕДУ- святое дело!
-  Ребята! Давай сюда! Спирт здесь! Давай наливай! Наливай!!! Вот повезло! Все сразу повеселели. Стали черпать касками, а потом, чтобы  не лезть к люку и было быстрее, стали стрелять в цистерну, и из неё фонтанчиками выливался спирт… Все подставляли кружки, каски, набирая спирт, тут же чокались ими и пили за Победу...
Вдруг подбежали к цистерне и стали размахивать руками встревоженные немцы - один, другой, третий… Они громко кричали что- то, указывая на цистерну, на надпись -   Нихт, нихт!(Нет, нет, нельзя!) Стали вырывать, выбивать  каски из рук у наших солдат, проливая спирт на землю…
Наши солдаты возмущаясь, злились и отшвыривали назойливых немцев. Что? Жалко спирта стало? Не хотите пить за нашу Победу? Чуть драки не завязались…
Кто- то из немцев побежал к отцу. Отец всё сразу понял - пить этот спирт нельзя, это метиловый(древесный) спирт, это яд! Отец дал команду отставить! Прекратить пить! Немец показывал на формулу на цистерне-(СН3ОН) и хватался за голову в ужасе. Немец говорил, что он химик и знает точно, что этот спирт пить нельзя. Это технический спирт, Яд! Но солдаты не хотели ничего слышать и верить ему, и недовольно возражали.
– Не верьте, товарищ майор, этой немчуре! Спирт хороший! Чистый! Вот сами попробуйте! Но отец никогда не пил и не курил, и даже свой паёк отдавал всегда солдатам.
-  Эта немчура просто не хочет, чтобы мы за Победу пили! Да пошли они… Жалко им спирта стало! Кто не хочет, тот пусть не пьёт… каждому  воля, каждому своё...
А немцы говорили правду. Из них никто не пил этот спирт. Знания -сила, всегда в этом убеждаюсь, в любое время- в мирное или в военное.
-   Прекратите пить, я сейчас проверю можно его пить или нельзя. Принесите одну картофелину  ...- сказал отец. Ему дали, он отрезал дольку и опустил в спирт-  она стала розового цвета с оттенком фиолетового.
- Спирт этот пить нельзя, это ЯД! Отравитесь! Всё вылить немедленно! Но некоторые не хотели этому верить. Они думали- в такой день "авось пронесёт "...
Через некоторое время у всех выпивших этот спирт стали проявляться разные симптомы отравления, в зависимости от количества выпитого. Достаточно пять-десять грамм и ты слепнешь, а если много- пятьдесят, сто и более грамм- последствия очень тяжёлые, необратимые. Тут уже точка невозврата пройдена. Начинают синеть ногти на пальцах, затем пальцы немеют и синеют полностью, появляется рвота, колики в желудке, останавливалось дыхание и наступала полная слепота, всех мучали невыносимые боли… Закатывались глаза и шла пена изо рта. Люди умирали на глазах у всех, отмечая свой последний день и первый день мира этим смертельным напитком. Вот тебе и победа... Смерть забирала одного за другим. Все умирали в муках, некоторые, не вынеся боль, от отчаяния стрелялись. Кто это видел- знали уже, что их ждёт… Некоторые рыдали… На это было страшно смотреть. Помочь было невозможно. Это был их выбор... и расплата за "авось "  ...
Такие были последние потери на этой войне…. Это была ужасная и незабываемая сцена.
Да, это была война,… а сегодня, когда разливают отраву для своих же жителей, лишь бы получить деньги, зная, что это яд, не фашизм ли это у нас собственный под боком? Сколько гибнет от этой дряни каждый год! Им бы жить да жить, этим ребятам,…а она уже закончилась, их жизнь, едва начавшись.
20.02.2015.