Образ Лавкрафта, выдуманный и романтизированный

Алексей Лотерман
Помимо изданных на русском языке биографий Говарда Лавкрафта, будь то Джоши, Де Камп, Уэдьбек или Елисеев, не меньшего внимания заслуживают и документальные фильмы о писателе.

Наиболее известным среди них считается фильм «Лавкрафт: Страх неизведанного» (Lovecraft Fear Of The Unknown), снятый Фрэнком Вудвардом в 2009 году. В нём представлен довольно таки типичный взгляд на писателя, как замкнутого и нелюдимого мифотворца, но с невероятным по своему значению творческим наследием. Демонстрируемые зрителю основные этапы жизни Лавкрафта сменяются впечатляющими цитатами из его произведений, и сопровождаются комментариями целого десятка известных деятелей культуры, кино и литературы, чья жизнь, работа и творчество тесно переплелись с гением Лавкрафта, среди них С.Т.Джоши, Рэмси Кэмпбелл, Нил Гейман, Гильермо Дель Торо, Стюарт Гордон, и другие.

Вторым по известности является полнометражный фильм «Дело Лавкрафта» (Le Cas Lovecraft), снятый Патриком Марио Бернаром и Пьером Тривиди в 1998 году. Оригинальность фильма заключается в мрачном готическом видеоряде, использующем профиля писателя, помещённый в окружение новоанглийских интерьеров, а подача самой истории жизни Лавкрафта больше напоминает историю его болезни. Конечно, и здесь всё рисует образ эксцентричного затворника с неудавшейся судьбой, мучившегося от ночных комаров и облекавшего их в форму рассказов ужасов.

Третий биографический фильм, под называем «Путешествие по Провиденсу Г.Ф.Лавкрафта» (A Journey Thro’ H.P. Lovecraft’s Providence), был снят ещё в 1990 году Уильямом К. Дежарденом. В фильме рассказывается о судьбоносной роли, которую сыграл Провиденс в жизни Лавкрафта и его творчестве, а так же об отпечатке, оставленном самим писателем в истории родного города. Этот фильм, по сути, пытается раскрыть значение эпитафии с надгробия Лавкрафта, гласящей – “I am Providence”.

Подобно тому, как среди заслуженных биографов Лавкрафта совершенно неожиданно появился со своей работой наш соотечественник Глеб Елисеев, так и к разночинному ряду документальных фильмов примостился посвящённый Лавкрафту репортаж «Природа одного наваждения» из цикла телепередач «Истории в деталях», снятый в 2008 году Иваном Коновальцевым и Сергеем Майоровым. Однако если работа Елисеева по праву заслужила своё место благодаря оригинальному взгляду, то этот репортаж представляет собой всего лишь восьмиминутную компиляцию фильма «Дело Лавкрафта».

Главным недостатком всех упомянутых фильмов и передач можно считать то, что они неизменно выставляют Лавкрафта в мрачном свете, малообщительным изгоем и эксцентричным писателем, чуть ли не пациентом выдуманного им же Аркхемского Санатория. В то время, как на самом деле жизнь писателя была довольно насыщенной, а факт его общения с многочисленными друзьями и соратниками по перу, в том числе и в обширнейшей переписке, не оставляет места всяческим предрассудкам. Лавкрафт до конца жизни оставался человеком дружелюбным и открытым для новых знакомств, преданным широчайшим сферам своих интересов и увлечений, и, буквально, жившим литературой. А поэтому остаётся надежда, что в будущем мы всё же увидим фильмы, раскрывающие писателя именно с этой, не столь романтизированной, но куда более интересной и правдивой стороны.


Написано для http://lotermann.diary.ru