Сахара. Из книги Охотники за петроглифами

Николай Сологубовский
 
САХАРА. У ИСТОКОВ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

К десятилетию  первой российской экспедиции  за петроглифами и наскальными рисунками Сахары
27 февраля - открытие фотовыставки о загадочных сахарских петроглифах  и пейзажах Сахары в городе Плёс, который знаменит Левитановским Музеем пейзажа (Ивановская область)

«Если не высказаны противоположные мнения,
 то не из чего выбирать наилучшее».
Геродот

Как написал Геродот, пересказывая некоторые истории, о которых он узнал, но сам проверить не смог, «я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет».

Отрывок из книги Н.Сологубовского "Сахара. Охотники за петроглифами"

Сахара. У истоков Человеческой Цивилизации

  Вступление

Трудно сказать, кто первым назвал Средиземноморье колыбелью Человеческой Цивилизации. Но распространенной является гипотеза о том, что если и есть на Земле благоприятное место, где могли появиться столь мощные цивилизации, как египетская, греческая, карфагенская, римская, то оно – на берегах Средиземного моря. Столь гармонично в этих широтах сошлись в лучших своих проявлениях разные ссоставные Природы – бирюзовое море с неисчерпаемыми запасами пищи для человека, изумрудная зелень пастбищ и плодородные земли и ласковое теплое солнце. Именно сочетание природных условий, благоприятных для жизни людей, и превратило крупнейшее внутреннее море планеты в колыбель Цивилизации.
Вот почему издавна не пустовали эти берега, изрезанные сотнями лагун и заливов. К ним выходили из глубин Африки и надолго поселялись племена зарождавшегося человечества .

Протоберберские культуры

Территория Северной и Центральной Африки с давних  времен была заселена различными племенами – ученые называют их протоберберскими.
Сохранились до наших дней следы древних поселений, которые ученые датируют тридцатым - сороковым тысячелетием до н.э. В заповедниках Аир и Тенере, в горах и долинах Атласа, на плоскогорьях Тассили и Акакуса (сегодня это территории Туниса, Алжира, Ливии, Марокко и Чада) находят орудия и предметы нижнего, среднего и верхнего палеолита, памятники атерской, оранской и капсийской культур. На десятках тысяч наскальных петроглифах и рисунках в пещерах, которых сохранились до сих пор, изображен мир Человека и Природы во всем своем многообразии таким, каким он был много тысяч лет назад!
Протоберберские племена в период предистории Человечества, ливийцы, нумидийцы, берберы в начале Истории, финикийцы, гараманты, греки, карфагеняне, римляне в Античности, амазиги  в Средние века, арабы и многочисленные народы, которые приходили, оставались, сливались с аборигенами или уходили – такова история Сахары и Северной Африки.
Со мной могут не согласиться, но постараюсь привести убедительные факты. Тем более что экспедиции, которые мы совершили в течение нескольких лет в глубины Ливийской Сахары, и изучение наскальных росписей дали нам богатую пищу для размышлений. Новые публикации ученых других стран также сообщают о новых открытиях, которые  также следует изучить.
Подтверждается вывод, сделанный сорок лет назад  членом-корреспондентом Академии наук Советского Союза Д.А.Ольдерогге, что результаты изучения  рисунков и петроглифов Сахары «заставляют пересмотреть многое в истории  происхождения культур Древнего  Востока».

Сахара – один из полюсов или первый и главный полюс?

По гипотезе  историков (например, Габриеля Кампса (Gabriel Camps), Малики Хашид (Malika Hachid) и их коллег ), Сахара была одним из полюсов, где началась История Человечества, где находятся корни современной цивилизации. То есть, считают ученые, люди жили здесь с доисторических времен, и гипотеза о том, что человек пришел сюда с Ближнего Востока, несостоятельна в свете новейших открытий. Другими словами, предки современного человека были «протоафриканцами» или точнее, «протоливийцами» .
«Первые виды современного человека «гомо сапиенс» появились 90 тысяч лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке», утверждают французские ученые .То есть, во время последнего оледенения на Земле. А, по мнению Хашид Малики, первые люди, или так называемые Протосредиземноморцы, появились на севере Африки и в Сахаре до последнего оледенения, во времена палеолита, 170-100 тысяч лет назад . В этот период территория современной Сахары представляла собой, по одной из гипотез, огромный роскошный тропический лес .
40-20 тысяч лет другая группа современных людей – ученые называют их «людьми из Мешта-Афалу» – создали развитую культуру на территории современного Магриба. Эти и другие группы людей с точки зрения антропологии и культуры так смешались друг с другом, что создали несколько похожих друг на друга культур. Из них выделяют такие как Мештоидная (в Атласе, алжиро-марокканский регион), Ибероморусийская (испано-марокканский регион) и Капсийская.
Капсийская культура возникла на территории Туниса, в районе нынешнего города Гафса, примерно 40-20 тысяч лет назад. Эта территория, горная и степная сегодня, тогда была морским побережьем, и главным продуктом питания капсийцев были морские ракушки и моллюски.
Можно предположить, что именно эти культуры и являются теми очагами, из которых и появились другие племена Центральной и Северной Африки, а затем и Европы.
20 тысяч лет назад, когда начался верхний палеолит, продвижение ледников на юг стало причиной понижения уровня мирового океана на 120 метров!  В те далекие времена пролива Гибралтар не существовало,  Средиземноморье было несколькими озерами, а Европа и Африка были соединены сушей как между современными Испанией и Марокко, так и между Тунисом, Сицилией и Италией.

Три фазы Зеленой Сахары

«Во время последнего ледникового периода, пишет Айзек Азимов, люди – не наши человекообразные предки, а собственно homo sapiens, процветали, они переселялись на юг по мере продвижения ледников, а по мере их отступления – на север» .
Во время последующих миграций, в первую очередь под воздействием постоянно меняющегося климата, homo sapiens в эпоху среднего палеолита то снова уходил на юг, в Зеленую Сахару, то снова поднимался на Север до Балтийского моря, а затем уходил на восток.
По расчетам ученых, сообщает в своей книге Малика Хашид , в начале неолита, в периоды значительных изменений мирового климата, Центральная Африка (Сахара) пережила три «влажные» фазы. Первая фаза закончилась 15-12 тысячелетий назад, и начался засушливый период . Вторая «влажная» фаза началась примерно 10-11 тысяч лет назад, длилась четыре тысячи лет и закончилась примерно 8,5 тысяч лет назад. В это время гигантское наводнение, вызванное прорывом в Мировой океан вод огромного ледникового озера Агассис в Канаде, вызвало драматическое изменение климата во всем мире, климатический хаос, в который Земля погрузилась на столетия. Это была самая значимая вспышка Ледникового периода за последние 100 тысяч лет .
Последняя «влажная» фаза длилась три тысячи лет и охватила период с седьмого до третьего тысячелетия до наших дней. В этот период в Сахаре снова был мягкий климат, благоприятный для человека. Потом температура начала повышаться, и скотоводы эпохи неолита начали покидать Сахару.
Жители протоисторической Зеленой Сахары занимались охотой на крупных животных, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки, изображающие слонов, жирафов, буйволов. На знаменитых фресках и петроглифах Тассили (южный Алжир), Акакус и Вади Матендуш (южная Ливия) изображены  люди того времени и разнообразные  сцены их жизни. Много также  картин  с изображением одомашненного крупного рогатого скота. Отдельные фрагменты живописи позволяют предполагать наличие земледелия. В это время по Сахаре текли реки, от которых сохранились до сих пор озера среди барханов Кабраун и на плато Вади Матендуш . На наскальных рисунках Вади Матендуш мы видим изображения носорогов, крокодилов, гиппопотамов и других животных, для существования которых нужны были большие водоемы.
Однако со второй половины IV тысячелетия до наших дней начался необратимый процесс усыхания Сахары и установления в ней климата, характерного для нынешней эпохи. Его главнейшими чертами являются господство пассатных воздушных течений, сильные ветры и необычайная сухость воздуха, нагревающегося у поверхности до таких температур, что есть все основания считать сегодня Сахару самой жаркой областью Земли. Температура воздуха в тени здесь достигает +58°, а поверхность песка может нагреваться до + 80°.
Ученые предполагают, что некоторое увеличение влажности в сахарском поясе наблюдалось с 1800 по 500 г. до н.э., что позволило  людям создать, например, гарамантскую цивилизацию в Сахаре, в районе Феззан, на юге современной Ливии . От нее остались, в частности,  руины Джермы, столицы гарамантов .
Во времена Геродота (V век до н.э.) Сахара уже была суровой пустыней, но ее все-таки можно было пересекать на колесницах, запряженных лошадьми или волами и находить в дороге достаточно питьевой воды.  А через тысячу лет описания ранних арабских авторов (VII век н.э.) дают картину, фактически полностью совпадающую с современной .
Древние протоберберские культуры оставили нам не только верования, обычаи и традиции, сохранившиеся среди современных берберов, но и  - загадка Природы – хорошо сохранившуюся наскальную живопись. Во время верхнего палеолита, утверждают французские ученые, «более 30 тысяч лет назад появилось и достигло рассвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних» .
И еще одна очень важная деталь. Петроглифы Африки свидетельствуют о днях минувших и дают богатую почву для размышлений своими «странными сближениями», говоря словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, своим сходством с рисунками, оставленными первыми людьми не только в пещерах и на скалах Западной Европы , столь близкой к  Африке, но и  в пещерах Кавказа и далекой России: в Сибири, на Алтае и  даже на Дальнем Востоке .

Протоберберы проникают в Европу

По одной из гипотез, 40 тыс. лет назад современные люди  пришли из Африки в Европу и начали расселяться по континенту, вытесняя неандертальцев, которые появились в Европе 65 тысяч лет назад и исчезли 35 тысяч лет назад .
Интересную деталь, которая относится к периоду появления homo erectus, сообщают французские ученые . Результаты раскопок в долине Амрона (Испания) дают нам представление о жизни homo erectus. Там были найдены каменные орудия труда и охоты, рубила и топорики, изготовленные из материалов, которых нет в этих краях. Значит, этот «человек прямоходящий» пришел сюда, уже имея эти орудия. И вот что сообщают эти ученые: «В самом центре Сахары земля буквально усеяна каменными орудиями труда, названными впоследствии рубилами. Здесь же попадаются топорики с единственным прямым и заостренным лезвием из камня. Подобные инструменты встречаются как в Азии и Африке, так и в Европе. Почти не отличаясь друг от друга, они были изготовлены с помощью одного и того же приема отработки камня (выделено авт.)» .
Племена протоберберов, передвигаясь  в течение тысячелетий волнами на север, заселили сначала Пиренейский полуостров и Апеннинский полуостров, а затем всю Европу, смешиваясь – мы можем это предположить – с племенами, которые пришли раньше. Среди протоберберов были предки нынешних туарегов, говорящих на берберском языке племен: Кель ахаггар, Кель аджер, населяющих сейчас Сахару, а также Кель аир, Кель грес, населяющих Сахель и север Сахары . По излагаемой нами гипотезе, эти протоберберы вошли в историю Европы под именем Кельтов .
Протоберберы, заселившие нынешнюю Испанию, стали иберами, «самым древним из народов, населяющих Западную Европу» .
Протоберберы, заселившие современные Италию и Грецию, и древние люди, которые, можно предположить, пришли сюда с Ближнего Востока, стали предками дорийских и других племен. Затем эти племена воевали с финикиянами и персами и со временем смешались с племенами, населявшими Аппеннинский полуостров.
Протоберберы, которые пошли дальше на север и восток и заселили Карпаты и равнины Германии и Польши, стали предками норманнов, славян, русов, других европейских племен. Эти протоберберы, можно предположить, дошли до Балтики и Белого моря.
Коренное население Магриба  складывалось в результате смешения аборигенов Атласской области, о развитии которых за десять тысяч лет до нашей эры можно судить по памятникам верхнего палеолита, с племенами Сахары, продвигавшимися на север по мере пульсирующего исчезновения ее древней флоры.
Среди жителей Африки были племена максиев, описанные Геродотом, и племена мешвеш, упоминание которых мы встречаем в древнеегипетских иероглифических текстах. Они занимались земледелием и рыболовством, разводили скот, промышляли охотой.
Большую роль в доисторический период играли  также миграции как на восток, в Нубию, Египет, Переднюю Азию, так и наоборот – с востока в Сахару из этих регионов, а, возможно, и из более отдаленных областей. Вот какие гипотезы излагает М.Ф. Видясова в своей книге «Социальные структуры доколониального Магриба» .
По одной версии, очагами таких передвижений, с которыми специалисты связывают появление на территории Магриба стоянок человека, занимавшегося интенсивной охотой с применением лука и собирательством наземных моллюсков (IX-V тысячелетия до н.э.), а также первых признаков неолита (IV тысячелетие до н.э.), могли быть Кавказ либо Иранское нагорье. Несомненно также наличие контактов с Иберийским полуостровом, откуда в западные районы Северной Африки проникла, например, металлургия бронзы и меди.
Существует также гипотеза, согласно которой Восточный Магриб являлся самостоятельным центром возникновения первичного земледелия. Во всяком случае, археологические находки IV тысячелетия до н.э. убедительно свидетельствуют о наличии начатков земледелия и скотоводства, а также о появлении керамики. В дальнейшем благодаря притоку пастушеских племен Сахары, которая ко II тысячелетию до н.э. окончательно трансформировалась в крупнейшую в мире пустыню, в Атласской области быстро совершенствовались навыки табунного скотоводства; и не случайно со временем становится столь знаменитой нумидийская конница, состоявшая из ливо-берберов. С юга же проникали и негроиды, которые оседали в полосе оазисов, где в результате миксаций образовался особый тип темнокожих берберов…
Поскольку вопрос о роли скотоводства, и особенно его кочевых укладов, в истории Магриба имеет важное значение, есть смысл остановиться подробнее на фактах, отражающих развитие этого вида хозяйства в регионе.
Известно, что доисторическая Зеленая Сахара являлась одним из главных мировых очагов становления скотоводства. По мнению некоторых ученых, период наиболее интенсивной жизни в Сахаре – с 7 по 3 тысячелетие до наших дней. Протоберберы, племена афро-средиземноморского и негроидного этноса, вели полукочевой образ жизни, использовали легкие переносные жилища и держали скот в огороженных загонах. При этом в отличие от древних азиатских кочевников, имевших в составе стада преимущественно лошадей, верблюдов и мелкий рогатый скот, скотоводы Сахары вели хозяйство, ориентированное на разведение крупного рогатого скота. Поэтому их даже называют «коровопасами» - «bovidiens». Как полагают ученые, именно в Северной Африке обитали основные виды дикого быка, тур и коровья антилопа, прирученные человеком. И прямым доказательством этого являются петроглифы в Центре Сахары, среди которых преобладают изображения быков и коров. Судя по наскальной живописи, практиковалось отгонно-пастбищное скотоводство .
Интересная деталь: человек в Сахаре пытался приручить и жирафа, о чем свидетельствуют наскальные рисунки в Вади Матендуш, сделанные авторами этой книги и изображающие обнаженных людей в набедренных повязках, оседлавших жирафов. Но, судя по результатам, этот эксперимент не удался, и из жирафа не получилось средства передвижения или производства. Что же касается коз, овец, лошадей, верблюдов, то они, вероятнее всего, были приручены вне Сахары и проникли в Африку в ходе миграций племен из Передней Азии.
Когда в 4-3 тысячелетиях до н.э. основная масса племен Сахары сдвигалась в пределы Атласской области и на ее окраины, в результате смешения сахарцев с местными охотниками-собирателями и земледельцами возникли новые культурные формации. В этих процессах, во всяком случае, после Троянской войны (XIII век до н.э.), определенную роль играли греческая колонизация и частичное смешение «народов моря» с ливо-берберским населением. Так возникла, например, «всадническая культура» гарамантов, предков современных туарегов, охватившая большую территорию на юге и на западе современной Ливии и знаменитая своими быстроходными колесницами. В 800 километрах на юг от столицы Ливии Триполи высятся руины Джермы, столицы гарамантов, откуда они уходили в походы на запад, достигая берегов Атлантики. Следы гарамантов, как сообщает российский ученый А.Ю. Милитарев, были найдены и на Канарских островах, в Атлантике. Сравнительный анализ наскальных рисунков Сахары и искусства древней Греции и древнего Египта, проведенный ученым-востоковедом А.Б.Подцеробом ,  подтверждает вывод, что колесницы появились в этих странах именно из Гарамантиды .
Чрезвычайная пестрота антропологических признаков, характеризующих различные группы берберов, могла быть связана и с встречным притоком в Африку европейских племен, пересекавших Гибралтар в южном направлении. Все это дает пищу для самых разнообразных, порой противоречивых гипотез. К берберам бежали римские рабы, попавшие в Рим из самых разных стран, среди них растворялись германцы и славяне, оказавшиеся в Африке в столетия «великого переселения народов». Корни славянских слоев этнографы XIX в. находили, например, в говорах берберов Кабилии и в местной топонимике . Среди современных берберов Алжира и Туниса можно встретить высоких, светловолосых, с голубыми глазами людей. А когда вы будете путешествовать по югу Туниса, обратите внимание на рисунки берберских вышивок, одежды, ковриков, покрывал, и вы увидите, что они удивительно похожи на рисунки, которые можно встретить на юге России и Украины.
Времена великого переселения народов! Волна миграции, одна из многих «людских» волн, одна за другой прокатывались по Европе, Азии, Африке, Ближнему Востоку и Средиземноморью. Например, в Грецию в древности вторглись арийские племена. Они даже на время захватили остров Крит. А потом они ушли? Куда? Историки спорят...

«Эрмитаж под открытым небом»

Вернемся в пески Сахары, вернее, к рисункам, которые она скрывает. Приведу  их классификацию, сделанную российским ученым А.Б.Подцеробом.
«В Сахаре находятся четыре огромных «музея под открытым небом» – Тассили-Аджер в соседнем с Ливией Алжире, прилегающие к нему горы Акакус и вади Матхандуш в Ливии, а также Увейнат, расположенный на стыке границ Ливии, Египта и Судана. В отличие от алжирского Тассили-Аджера, с которыми российские читатели знакомы по книгам французского исследователя А.Лота, горный массив Акакус, вади Матхандуш и Увейнат остаются для россиян Terra incognita. Более того, что касается ливийской части гор Увейнат, куда тоже добрались авторы фотоальбома, то, как сообщает ЮНЕСКО, «сведения об этой зоне все еще недостаточны», и «большинство рисунков продолжает ожидать детального описания».
Тем больший интерес представляют фотографии, опубликованные в этом фотоальбоме. На них представлены удивительно сохранившиеся с тех древних времен все четыре основных периода сахарской наскальной живописи.
Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12 - 10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные, до двух метров высотой гравюры диких зверей и  изображения бегущих охотников, стреляющих из луков. К данному периоду относится большая часть гравюр, выполненных с особой красотой и найденных в вади Матхандуш.
Второй - «эпоха пастухов», начавшаяся за 8-4 и завершившаяся за 4,5-1,5 тыс. лет до н. э., с фресками, на которых изображены тщательно выписанные разными красками одомашненные животные: стада тучных коров, коз, а также бытовые сцены: «праздничный танец», «парикмахерская», «швейная мастерская», «не хочу замуж!» и даже «дама с собачкой», у которой тщательно вырисованы и прическа, и белые туфельки.
Третий - «эпоха лошади», когда в Феззане, с XI в. до н. э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.
Четвертый - рисунки «эпохи верблюда» I в. до н. э. – V в. н. э.
И что интересно: все эти «эпохи» можно часто встретить в одних и тех же пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.
Значимость открытых в Северной Африке в 50-х гг. XIX века рисунков трудно переоценить. Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Сахары, но и проясняет вопросы о культурном наследии Средиземноморья. Рисунки и петроглифы в пещерах Великой пустыни, нарисованные на камнях по берегам давно высохших рек, например, изображения людей или крокодила с необычайно длинными лапами, напоминают знакомые нам древнеегипетские фрески».

Амазиги, свободные люди

«В течение многих веков либико-берберская Африка повидала людей разных культур и религий и она восприняла многое от них, но и наложила на них свой отпечаток. И под покровом адаптации других культур берберский мир сохранил свою душу, душу «вечного Югурты» 
Mhamed Fantar, Francois Decret

Геродот называл континент Африки Ливией. Еще одно название этой страны, которое встречается в трудах древнегреческих историков – Лебу или Либья . Они называли жителей Африки ливийцами или берберами, что созвучно и слову «барбар», которым римляне называли любой народ, не относившейся к греко-латинской цивилизации.
Сами берберы именуют себя «амазигами», что в переводе означает «свободные люди» или «гордые люди». Хотя, строго говоря, единой общностью они не были. Среди них можно встретить людей различных рас – и пустынных кочевников туарегов, и горных жителей кабилов, и выходцев из районов северного Средиземноморья, и жителей ливийского побережья. Ученые продолжают искать связи связь между берберскими племенами, их союзами, упоминаемыми в римских и византийских источниках (массилы, гетулы, маврусии и т.д.), и теми генеалогическими группами (санхаджа, зената, масмуда), на которые подразделяли берберов средневековые арабские авторы.
У последних, кстати, были популярны «химьяритская» версия, связывавшая происхождение берберов с Южной Аравией, и легенда о том, что коренные жители Магриба восходят к прародителю Джалуту, т.е. Голиафу .
Ясно лишь одно, резюмирует М.Ф. Видясова, что в начале I тысячелетия до н.э. в хозяйственной деятельности автохтонного населения преобладало оседлое и полукочевое скотоводство, в основном коневодство и разведение крупного рогатого скота. Земледелие, как правило, служило вспомогательным занятием. На засушливых плато и в Предсахарье отдельные племена специализировались на овцеводстве. Распространение верблюда, использовавшегося племенами триполитанцев (луата) и кочевниками, относится не раньше, чем к III в. н.э., когда он был заимствован из Азии .
Это, впрочем, не помешало берберам за долгие века совместной жизни на просторах Северной Африки создать общие культурные ценности. Искусство гончарного дела, изготовления металлической посуды и украшений, выделки ковров сохраняется издавна и передается по наследству, через ремесленные школы, готовящие смену старым мастерам. До наших дней на обширных площадях – от Атлантического побережья до реки Нил, от Средиземного моря до реки Нигер можно услышать берберскую речь, увидеть произведения народного творчества, созданные руками берберских умельцев.
Как ни навязывали многочисленные завоеватели местным жителям свои языки, ни финикийский, ни греческий, ни латинский, которые господствовали на побережье, не привились среди берберов, оставив в местных наречиях лишь воспоминание о себе (в виде некоторых заимствованных слов и выражений. И лишь более позднее арабское нашествие решительно потеснило местные наречия. Потеснило, но все же не вытеснило. Берберские диалекты остались, и сегодня есть немало тех, кто использует их в качестве основного языка общения. Говорят в североафриканских странах, как правило, по-арабски, многие изъясняются по-французски или по-итальянски (на языке бывших метрополий). И все же в глубинке, на юге Туниса, Ливии и Алжира можно встретить людей, ни арабского, ни французского не знающих и владеющих одним только берберским. Вот насколько сильны культурные корни народов, живущих в Северной Африке и в Сахаре.
На юге Туниса живут, кроме жителей Матматы, разные берберские племена: тамазиги, рифы, кабилы, туареги... Во главе племенного объединения – вождь. Все хозяйственные вопросы решает совет старейшин. Берберы-кочевники живут в шатрах, оседлые берберы строят укрепленные поселения. По-арабски они называются касбы (крепости), а по-берберски – ксары. Берберские ксары, как правило, возводились на возвышенностях. Внизу, в долине находится деревня, а вверху – обязательно ксар. Добраться до ксара можно только с помощью съемных приставных лестниц. Вокруг четырехугольного двора ксара – в несколько этажей небольшие комнатки-горфы, где хранились запасы продовольствия и где можно было укрыться в случае нападения врага.
На берберском языке в Тунисе сегодня говорят более 100 тысяч человек, которые сохраняют культуру коренного населения Северной Африки.

Однажды российский ученый А.Ю.Милитарев задал вопрос студенческой аудитории:
– Какой народ, живущий сейчас, является самым древним на свете?
Завязалась дискуссия. Называли евреев как самый древний народ, приводили аргументы в пользу других народов, но, в конце концов, все пришли к выводу, что таким древний народом являются берберы.
Так кто же был предками  берберов?
Мы их видим на сделанных в ливийской Сахаре фотографиях наскальных рисунков и петроглифов.
Кто они?
Я изложил гипотезы, которые не дают мне покоя. Я-то этому верю, но боюсь, что ошибаюсь.  А каково ваше мнение?

Н.Сологубовский
Акакус –  Вади-Матхандуш – Увейнат. 2005 – 2015.

© Copyright: Николай Сологубовский, 2012
Свидетельство о публикации №212111401447

(продолжение следует)



Приложение
Средиземноморская Русь

Еще одну  весьма оригинальную гипотезу излагает А.А.Абрашкин в своей книге «Тайны Троянской войны и Средиземноморская Русь».
Само название этой книги интригует. В самом деле, Троянская война – это хорошо известное всем историческое событие второй половины XIII в. до н.э. Каждый слышал о Трое – знаменитом древнем городе, завоеванном греками после десяти лет кровопролитных сражений.
Но что это за загадочная Средиземноморская Русь?
В надписях египетских фараонов, относимых ко II тысячелетию до н.э., упоминается соседняя с Египтом страна Русена или Рутена. Она существовала во II тысячелетии до н.э. к северо-востоку от Египта, на побережье Средиземного моря (территория современной Палестины, Сирии и Турции).
В Коране говорится о древнем народе неверных, проживавших по соседству с мусульманами в области ар-Расса.
Некоторые историки утверждают, что часть ариев (проторусов!) в начале II тысячелетия до н.э. переселилась с территории Русской равнины в Северную Месопотамию, где создала государство Митанни. В результате многовековой борьбы арии, в основной своей массе, были вытеснены в Малую Азию на западное побережье полуострова Анатолия. Их восточным соседом были хетты, проживавшие в центральной части полуострова.
Из текстов глиняных табличек хеттских царей мы знаем, что союз царств во главе с ариями-переселенцами назывался «страна Арсавы».
Троя входила в состав стран Арсавы, а значит, утверждает А.А. Абрашкин, была частью Средиземноморской Руси, и ее защищали потомки арийцев, переселившихся в Азию с Русской равнины, и боги, имеющие русские корни – Арей, Лето, Аполлон, Артемида и Афродита.
Как написал великий Геродот, пересказывая некоторые истории, о которых он узнал, но сам проверить не смог, «я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет».
Добавлю скромно  к изречению Историка все времен и народов Древности: 
а тот, кто не верит, пусть согласится взвалить на себя ношу экспедиций, как мы это сделали в течение 10 лет наших скитаний по Сахаре,   опровергнет гипотезы других ученых и предложит  свою. И тем самым подвигнет следующих за нами  будущих исследователей  на новые опровержения старых гипотез и на новые гипотезы,  чтобы приблизиться, хотя бы на один  шаг,  к Истине, которую  не знает никто, кроме Создателя этого удивительно прекрасного и бесконечного Мира.
Каждого ученого ждут огромные трудности, но его усилия будут вознаграждены несомненно.
О  тех трудностях, которые мы испытали, и о том вознаграждении, которое мы получили, и рассказывается в  моей книге.