Здравствуйте, Учитель! Здравствуйте до ста двадцат

Александр Коржов
Евгению Владимировичу Шляховеру Старшему в день его девяностолетия
 г.Ашкелон, Израиль

Да, моему главному Учителю сегодня, 20 февраля 2015 года исполнилось ДЕВЯНОСТО!

 ======
 ...Нравилось, что биологией, физикой и даже математикой полагалось заниматься в специализированных кабинетах - со всякими там микроскопами, чучелами и прочей наглядностью. Особенно впечатлял физический кабинет, где весело властвовал кудрявый дядька, внешне поразительно похожий на актера Семена Фараду в пору его расцвета. Звали его Евгений Владимирович Шляховер, и был он, простите за банальность, по-еврейски умен, ироничен, прижимист, изобретателен и предприимчив. Из неведомо откуда добытого хлама он лично понастроил целый арсенал всяких установок, приборов и макетов. Только в его кабинете можно было посмотреть слайды и учебные фильмы, причем светозащитные шторы на окнах управлялись электромоторами. Хитрое устройство автоматически включало по расписанию звонки во всех трех корпусах школы. Радиоузлу могла позавидовать любая танцплощадка, поскольку он был оборудован трофейной (Вы хоть знаете, что это такое?) и списанной военной аппаратурой, позволявшей, как мы вскоре выяснили, ловить и почти без помех слушать вражеские (то есть западные) радиоголоса. Да что там - даже рентгеновская установка и счетчик Гейгера не только наличествовали, но и функционировали вполне себе исправно.

 ...Уроки Шляховера пролетали для меня в единый миг, а то, что учебник я уже изучил, в физкабинете не имело никакого значения, потому что было безумно интересно.

  То ли фокусник, то ли маг - в любом случае артист! - давал сольный сеанс с последующим разоблачением. К учебнику это представление не имело ни малейшего отношения; соответствующий параграф задавался на дом.

  Вот вам ряд парадоксов. Наша посещаемость Шляховера не интересовала, и он демонстративно не отмечал отсутствующих, но на его уроки ходили все. Самым нерадивым или бестолковым он, не угрызаясь, так же демонстративно ставил "тройки" вместо вполне заслуженных "бананов". Зато попробуй у него заработать пятерку - замучит вроде бы невинными с виду, но очень каверзными вопросами. Ну, и эти демонстрации, иной раз довольно сложные опыты. Для кого он их ставил, если наверняка знал, что поймут их едва ли два-три человека в классе, а для остальных это не более чем цирк и забава?
 ======

 Это, простите, автоцитата из моих воспоминаний о событиях более чем пятидесятилетней давности, из "Инкубатора":

http://www.proza.ru/2007/07/11-200


 А сегодня я счастлив поздравить дорогого Евгения Владимировича с девяностолетием!

 Мне всю жизнь везло, в том числе и на учителей. Никогда не забуду Ивана Андреевича Салмина, математика. Лидия Павловна Гараймович привила мне вкус к русскому слову, а Александра Ивановна Мушта научила любить украинское. Надеюсь, Вам приятно, что я в этот день вспоминаю и Ваших коллег, которых Вы тоже, возможно, вспоминаете.

 Да, мне есть кого благодарить. И родители не жалели сил, чтобы направить своенравное и хулиганистое чадо на правильный путь. Но один из самых главных в жизни выборов: выбор профессии - состоялся для меня исключительно благодаря Вам, Евгений Владимирович. И я никогда о том не пожалел.

 Помнить - это самое малое, что мы должны тем, кто нас родил, вырастил, научил.

 Последний раз мы с Вами виделись в ноябре 1992. Спустя три года Вы уже были в Израиле, о чём, надеюсь, Вам не приходится жалеть. И я рад, что хоть на склоне лет Вам не отравляет жизнь наша теперешняя постсовковая неразбериха, вновь вопреки здравому смыслу вернувшийся болотный застой, именуемый, разумеется, стабильностью. Как хорошо, что Вы и Ваши внуки так далеко от бессмысленной и беспощадной свары внутри единого, по сути, народа, от нашей гибнущей науки, от успешно разрушаемого под победные фанфары образования!..

 Мы восстановили утерянную казалось бы навсегда связь с помощью всесильного ныне Интернета. Его же я использую, чтобы продолжить, чтобы высказать своё благоговейное отношение Учителю. А вечером подниму бокал за Ваше здоровье.

 Я счастлив уже тем, что Вы живы, что я имею возможность почтительно обратиться в Вам и, возможно, даже удостоиться ответа. Я желаю всяческого благополучия Вам и всем, кого Вы любите.

 Будьте здоровы!

 20 февраля 2015г.                Ваш вечный ученик Александр Коржов