Заповедь любви Михаила Эпштейна

Аркадий Костерин
   Известный современный философ Михаил Эпштейн в своей замечательной книге «Отцовство» говорит, что он бы иначе сформулировал Евангельскую Заповедь: «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО КАК САМОГО СЕБЯ». Он предлагает такой вариант заповеди любви: «Возлюби ближнего как своё дитя». Не могу не признать, что заповедь Михаила Эпштейна звучит прекрасно. Но могла ли бы она действительно заменить Божественную Заповедь? Задумавшись над этим, я понял: для того чтобы оценить силу какого-либо утверждения, нужно попытаться  увидеть возможность его применения в жизни. Это позволяет расширить его логическое содержание.

   По-моему, эта заповедь, в формулировке Эпштейна скорее относится к Богу, а не к человеку, потому, что именно Он так любит свои создания. Эта заповедь предполагает любовь нисходящую и снисходящую, нежную, трепетную, оберегающую. Это любовь «сверху вниз». Видимо, такая любовь не вполне соответствует тем отношениям, которые Господь хотел бы установить между людьми. Начну с очевидного: что это должно быть отношение равенства. И поэтому Заповедь Христова предельно демократична. Она изначально устраняет возможность возвышения одного человека над другим.

   Господь видит все возможные варианты исполнения Своих Заповедей. Ведь, по нашему несовершенству, мы можем искажать их. И Бог не желает вводить нас в искушение. Вот пример: родительское отношение трудно себе представить без назидания. А назидание по отношению к ближнему могло бы привести нас к самовозвышению и возбудило бы в нас тщеславие. То есть, назидание наше могло бы ввести нас в искушение и выглядело бы по-фарисейски.

    Кроме того, такое отеческое отношение к ближним вводило бы и их в искушение. Оно могло бы противоречить библейской Заповеди: «НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ХОЧЕШЬ СЕБЕ».  Потому что, опять же, по несовершенству нашему, такое отношение могло бы вызвать у ближнего раздражение и даже гнев. Ведь каждый из нас желает видеть себя взрослым и самостоятельным! И, тем более, это нарушало бы положительный вариант этой Заповеди: «ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ». И это тоже учёл Господь!

   Наверное, отношение человека к ближнему, диктуемое Заповедью Божьей является более серьёзным и критическим, более требовательным, чем в интерпретации Эпштейна. Многие из нас балуют своих детей и тем вредят их воспитанию. А по отношению ко взрослым, это претворилось бы в искушение человекоугодничества. А Бог говорит нам всё ясно: требуй от другого того же, чего требуешь от себя. Это в высшей степени справедливый принцип!

   Наверное, если бы я мог лучше рассуждать и имел бы сильную веру, то увидел бы гораздо больше преимуществ Божьей Заповеди. Но и то, что мне удалось увидеть, для меня вполне убедительно. Хотя, я с радостью приму дополнения моих рассуждений, если таковые будут...

Февраль 2015.