КОСМОНАВТЫ ОДИНОЧКИ И ЭКИПАЖ.
Первые космические полеты совершали космонавты и астронавты одиночки. Поэтому медикам психологам было проще. Не надо было думать о психологической совместимости космонавтов. Главным был прогноз здоровья космонавтов на конкретный полет. Выдержит или нет?
С разными вариациями выдержали все – и космонавты и астронавты. Хотя были и некоторые особенности в отдельных полетах.
Титов Г.С. плохо перенес свой суточный полет и честно доложил об этом на итоговом заседании Госкомиссии. За что получил нелестные отзывы конструкторов и ученых.
Терешкова В.В. тоже плохо восприняла влияние невесомости в своем космическом полете, и, наученная опытом Титова, не стала рассказывать все детали своего недомогания.
Главной трудностью для первых космонавтов \шесть полетов\ заключалась в том, что у них практически не было работы. Их главной задачей было – выжить. Ни один из них не управлял своим космическим кораблем. От старта до посадки все управление проводилось в автоматическом режиме.
Космонавтам Николаеву А.Г. и Поповичу П. Р. \третий и четвертый полеты\ только через сутки разрешили на короткое время освободиться от привязной системы и поплавать в невесомости.
Американские астронавты одиночки уже в первых орбитальных полетах осуществляли тестовое ручное управление своими кораблями. Моральное удовлетворение от такой работы у астронавтов было, конечно же, выше чем у космонавтов.
Кроме того. Такой подход позволил американцам успешно и гораздо раньше космонавтов завершить этап отработки стыковки двух космических кораблей. И в этом вопросе они главный упор сделали на ручном методе управления стыковкой.
В то же время, наши ученые сделали главным элементом стыковочного процесса автоматику. Ручное управление стыковкой разрабатывалось как аварийное, резервное.
Первые полеты на космическом корабле «Союз» тоже были выполнены космонавтами одиночками Комаровым В. М. и Береговым Г. Т.
Первый полет был трагичным – Комаров погиб. Второй полет нужно признать неудачным - планируемая стыковка с беспилотным космическим кораблем не была выполнена.
Выводы и итоги каждый читатель волен сделать сам. Открытых материалов об этих полетах много.
Теперь об экипажах космических кораблей и орбитальных станций.
Космический экипаж, особенно при долговременной экспедиции, это временная семья. И чем больше на орбите одновременно находится космонавтов, тем больше индивидуальных проблем возникает во взаимоотношениях. Судите сами.
В период многомесячного совместного проживания в ограниченном объеме.
Одним: Другим:
- Жарко. – Холодно.
- Душно. – Нормально.
-Шум приборов мешает. – Тишина давит, тревожит.
\Часы, вентиляторы.\
- Яркое освещение слепит – Темно. Ничего не видно.
глаза.
- Концерт по видаку хочется - Боевик желательно.
посмотреть.
- Показания приборов в норме. – Нет. На пределе допуска. Надо
Доложить и принимать меры.
- Что-то этот прибор барахлит. – Нормально работает. Это ты
Неправильно с ним работаешь.
- Хочется помолчать, помечтать. – Веселое настроение. Анекдоты
травит.
По разному можно решать и проблемы:
-Кто готовит пищу?
-Кто убирает самые неприятные места? Особенно при подтеканиях жидкости в туалете. Как быть в такой ситуации особенно брезгливому человеку?
-Как поступать при разном понимании и оценке политических, нравственных, этических вопросов и ситуаций? Спорить? Обсуждать? Доказывать?
-Что делать при разной реакции на просмотр фильмов, концертов? \Смех, ирония, улыбка, злоба, тихо или бурно.\.
-Как действовать при различной реакции на реальные нештатные ситуации? \ Оценить ситуацию и решать, как действовать. Сразу реагировать на ситуацию, и уже потом проводить анализ и следующие действия. Обращать или не обращать внимание на паническое поведение коллеги и поиск им виновных – ты угробил, ЦУП напартачил, это от нас не зависит.\.
Кроме того. Разная реакция может быть:
-На вкус.
-На цвет.
-На свет.
-На взаимные оценки и рекомендации.
-На шутки и розыгрыши. \ Свои и чужие\.
-На экспедиции посещения. С одной стороны, экспедиции посещения это хорошо. Отдушина в отношениях. Новые эмоции. С другой стороны экспедиции посещения расслабляют, нарушают вроде бы уже слоившийся микроклимат в отношениях, который потом приходится снова налаживать. И, может быт, с большими трудностями, чем раньше.
Кроме того. При подготовке и приеме экспедиций посещения:
-Нужно продумать программу работы и отдыха на несколько дней совместного проживания.
-Нужно готовить станцию и весь комплекс \дом \ к приему гостей.
-Нужно готовить научно-техническую аппаратуру к проведению экспериментов, которым раньше сами не занимались. Нужно выгрузить эту аппаратуру из грузовика, установить на место, проверить функционирование.
-Нужно кормить гостей.
-Нужно распределять спальные места.
-Нужно развлекать гостей.
Роль группы управления в ЦУПе в разрешении таких ситуаций просто огромна. Особенно там, где все члены экипажа явные лидеры. В этих ситуациях там, где прослеживалась слабина одного из членов экипажа, там сразу возникал конфликт лидерства.
Ляхов с Рюминым были несовместимы и оба лидеры, но отработали без больших потерь. Для них главное было выполнить задачу полета. У каждого из них была своя цель, к которой они и стремились. Методы движения к цели у них были разные. Но они сумели не мешать друг другу. Даже вместе спасли станцию в конце полета, совершив незапланированный выход в открытый космос.
У Березового с Лебедевым по программе полета было больше науки, и Лебедев решил, что в этой ситуации он должен быть главным. Чего им стоил этот полет, знают только они. Но после полета они уже не общались.
Похожая ситуация прослеживалась и при полете Климука с Лебедевым и Климука с Севастьяновым. При малейшей возможности каждый старался выдвинуть себя вперед. Очень хорошо это наблюдается при анализе сеансов радиосвязи.
И, похоже, главным в подобных отношениях становится наличие цели, к которой стремится космонавт. Это помогает преодолеть практически все.
Многие варианты взаимоотношений космонавтов можно предвидеть, проанализировав их поведение на земле. Во время занятий, тренировок, в повседневной жизни. Но для этого надо, чтобы психолог находился рядом с
космонавтами постоянно. Наблюдал, анализировал. Стал своим для членов экипажа. Но этого не было и нет.
Психологи появляются после того, как что-нибудь случится, чтобы научно обосновать нужную точку зрения.
Вот всего лишь один пример попытки такого анализа во время тренировок.
Василий Сергеевич Счастный, специалист по скафандрам вспоминал.
- Когда Аксенов приступил к тренировкам в скафандре, ему выдали, как и всем, нижнее белье. Он одел его на тренировку, а потом тычет моему начальнику.
-Забирай. Оно мокрое. Стирать надо,- и подштаниками трясет. Тот ему объяснил, что белье выдано экипажу. Аксенов даже не слушает.
Подошел Счастный. Аксенов к нему.
-Ты отвечаешь за скафандры?
-Я.
-Принимай белье.
-Оно ваше,- снова объясняет Счастный.
- Что ж, я его стирать должен?
-Не обязательно. \Вася человек прямой \. Можно раза три одеть. А можно и жене отдать в стирку.
-Не хватало мне еще с грязью возиться. Аксенов все еще не мог понять ситуацию.
-Оно ваше,- не выдержал Василий,- Вы где-то, извините, триппер схватили, а мне что, расплачиваться?
-Безобразие. В Америке космонавты после тренировок просто сбрасывают в уголок все тряпье. Люди потом берут его, и делают с ним все, что положено.
-В Америке есть белые и черные, рабы и рабовладельцы, а у нас все равны.- Счастный уже начал злиться.
-Но я же не об этом.- Аксенов отошел. Посоветовался о чем-то с Рукавишниковым, который в сторонке ожидал, чем закончится разговор. Теперь уже Рукавишников подошел к Счастному с тем же вопросом. И снова разговор завершился с тем же результатом, хотя и в более спокойной форме.
Космонавты ушли, а вскоре поступило официальное решение командования. Белье передать космонавтам, как личное имущество. Пусть делают с ним, что хотят.
Предмет спора интересен сам по себе. Но Аксенов принял решение и осуществил шаги к его выполнению. Рукавишников ждал, чем все это закончится. Какие-то шаги сделал только после просьбы Аксенова.
Явно видно кто лидер, а кто чистый ведомый. И можно предположить, кто как будет себя вести в аварийной ситуации.
Чем больше членов экипажа, тем больше проблем в налаживании взаимоотношений в коллективе.
Проблемы удваиваются, если экипаж состоит из представителей разных государств. Это уже отдельный и большой разговор.
ЛЕСНИКОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ.