Культурно-песенное наследие. ч. 2

Сария Мамадова
Культурно – песенное наследие

Много разных на свете песен,
но хороших – совсем немного
(из песни)
К сожалению, сейчас молодёжь воспитывается в духе современных ритмов, песен,  чаще всего бездарных, лишённых глубокого смысла и духовности; законов морали и этики, элементарных норм поведения, фильмов, телепередач, и клипов т.е. тех главных канонов жизни, на которых должно строиться мироздание, отношения между людьми, родителями и детьми и отношения  друг с другом.

" К сожалению, и в современной музыке, и в изобразительном искусстве, и в кино, и в театре мы очень часто видим уродство, которое стало идентифицироваться с современностью. Считается, что чем мрачнее картина, тем она современнее. Этого я не приемлю. Искусство, в первую очередь, должно быть прекрасным. И даже трагедию или уродливые черты человеческого характера можно преподнести красиво. Ведь искусство - это не натурализм. И мое кредо - красивое искусство".
Франгиз Ализаде.

"Мне очень трудно пародировать молодых исполнителей, потому что я сам не понимаю, что они поют. А мне нужно развиваться, а не зацикливаться на старых пародиях", - признался М.Галкин на концерте в Баку.

Раньше песни и слова к ним были полны смысла,  нежности и были очень задушевны и поучительны. Они учили жить и любить:
«Спасибо сердце, что ты умеешь так любить»,
«Жить без любви совсем не просто
  А как на свете без любви прожить?»
«В одном я только виновата, что нету сил тебя забыть»,
«Парня полюбила на свою беду, не могу открыться, слов я не найду,
  Милый мой хороший, догадайся сам»,
«Никому тебя я не отдам»,
«Опустела без тебя земля».
Как мне несколько часов прожить?»
«За смех и за печаль, за тихое прощай,
За всё тебя благодарю».
«А я одной тобой любуюсь»,
 «Жизнь, протекающая с любовью бывает быстротечной
“Ты не откликнулась на голос моей души».
«Сад опустел без тебя, мир опустел без тебя.
Не пройдёт в сердце грусть без тебя
И любовь – не вернуть без тебя.
Я буду ждать, пусть года пролетят, Может тебя журавли возвратят»,
«Не знаю больше сна я, мечту свою храню, Тебя, моя родная, ни с кем я не сравню»,
«Я люблю тебя до слёз, без ума люблю»,
 «Ведь здесь моё осталось сердце
 А как на свете без него прожить?»
«Я встретил девушку полумесяцем бровь,
На щёчке родинка, а в глазах любовь»,
«Где ты, друг любимый мой, Буду до рассвета я встречи ждать с тобой»,
«Только у любимой могут быть такие необыкновенные глаза»,
«Почти прошёл пол мира я, с такой как ты не встретился»…

Не могу пройти мимо песни-памяти о самом дорогом человеке.
«Если ты уйдёшь, унося с собой всё тепло Земли,
пенье птиц весной, первый луч зари, что ласкало нас.
Помню нежный взгляд твоих добрых глаз.»

 Патриотические песни:
 «Забота у нас простая, забота наша такая,
 Жила бы страна родная и нету других забот»
«Пусть он Землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет»,
 «На голос Родины я вышел,
Как Ты Россия хороша.
Гляжу вокруг и сердцем слышу, поёт, поёт моя душа»
«Строчит пулемётчик за синий платочек.
Что был на плечах дорогих».

Признательна  автору на Прозе.ру Виктору Хажилову напомнившему песню,
написанную прекрасными песенниками: В Соловьевым-Седым на слова Е Долматовского и которую исполнял знаменитый Марк Бернес, и очень актуальную сегодня. 

Если бы парни всей земли
Вместе собраться однажды могли
Вот было б весело в компании такой
И до грядущего подать рукой

Парни, парни, это в наших силах
Землю от пожара уберечь
Мы за мир, за дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч.
Мы за мир, за дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч.

Если бы парни всей земли
Миру присягу свою бы принесли
Вот было б радостно тогда на свете жить
Давайте парни навсегда дружить
Парни, парни, это в наших силах
Землю от пожара уберечь
Мы за мир, за дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч.
Мы за мир, за дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч.

Замечательно-трогательные песни, посвящённые детям:
«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет  небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»,
«А ну-ка песню нам пропой, веселый
ветер
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про ученых, героев, бойцов,
Про глубокие тайны морей,
Чтоб сердце загорелось,
Про птичьи разговоры,
Чтоб каждому хотелось
Про синие просторы,
Догнать и перегнать отцов!
Про смелых и больших людей!»
«По синему морю, к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле.
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.
Меня не пугают ни волны, ни ветер,-
Плыву я к единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.

2
Скорей до земли я добраться хочу,
"Я здесь, я приехал!" - я ей закричу.
Я маме своей закричу,
Я маме своей закричу...
Пусть мама услышит, пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети».
 «Бабушка рядышком с дедушкой столько лет, столько лет вместе» (эта песня совсем устарела и, к сожалению, не отвечает требованиям сегодняшнего времени, сейчас дедушки сидят рядом с девицами, которые им годятся во внучки),
Есть смысловые песни:
«Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять
Ничто на свете не проходит бесследно,
И юность ушедшая всё же бессмертна!»
«Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется ЖИЗНЬ»

«Если очень хочешь своего добьешься»
Главное все произведения должны иметь смысловой контекст и только потом внедряться  в широкие массы, т.е. учить, воспитывать, быть своеобразными жизненными пособиями. Полностью разделяю точку зрения народного артиста, певца и композитора, народного любимца Алибабы Мамедова, о том что настоящие певцы должны искать и найти достойных поэтов, а исполняемое – должно отличаться словами, имеющими глубокий смысл и значение.
Изменилась тематика и смысловое содержание песен, порой они призывают только жить, пить, гулять «Ye i;, keyf el;”», «Лучшие друзья девушек – это бриллианты» и т.п.
А недавно слышала, как один «крутой» певец (даже нельзя назвать его этим именем) раз тридцать (может я преувеличиваю, но мне показалось, что конца этому не будет) выкрикивал «Всё будет офигенно» («о» или «а» не знаю- теперешний жаргон), и ещё: «У нас бабок до хрена», а публика только восхищённо и одобрительно внимала ему. А победитель конкурса «Алла» убеждал, что «Мне все пофиг».
Это же вопиюще, чему мы учим молодёжь, какой даём этим пример и что показываем по телевизору?
Сейчас практически мало хороших композиторов-песенников. По Российскому телевидению в основном все современные певцы и группы исполняют в передачах «Старые песни о главном», «Достояние Республики», «Две звезды» песни советских композиторов, включая довоенных и военных времен и из современных композиторов в основном песни И.Крутого, И. Николаева, М.Фадеева, И. Матвиенко, В.Дробыша, К.Меладзе и др.
Закончу главу на оптимистической ноте. С участниками «Фабрики звёзд» легенда российской эстрады Алла Пугачёва исполняла замечательную песню: «Дай нам Боже быть добрее, научи любить!»
Оптимиз – это прекрасно! А ещё ставьте высокие цели, а то иной раз слышишь на конкурсе «Голос»: «хрть бы один из членов жюри повернулся» Это уже – не победитель! Он должен быть уверен, что так споёт, что все повернуться и он будет идти до победного конца.
Отрадно, что появились много новых песенных проектов с компетентными и требовательными членами жюри. Об этом  следующих частях публикации.

Иногда в песнях и юмористических программах критикуют  во всю депутатов.
Я не понимаю почему  люди так предвзято относятся к депутатам (от зависти что ли?) Среди них есть много действительно грамотных (не в смысле правописания) и достойных во всех отношениях мужчин и женщин. Многим не даёт покоя их престижная
должность и высокая зарплата. Ну и на здоровье! Я знавала одного оппозиционера, который всегда рвался в депутаты. Эти мечты у него не исчезли и тлеют надеждой до сих пор.
Однажды я спросила, какую цель он преследует мечтая быть избранным в Милли Меджлис. У меня на его счёт не было особых заблуждений, но спрашивая, надеялась услышать маломальское подобие избирательной платформы, направленную хотя бы теоретически на повышение благосостояния избирателей, их жизнеобеспечения. Но то, что я услышала превзошло все мои ожидания. Он стремился туда с одной только целью – как он выразился, брать взятки, чтобы достойно и материально обеспечить сына всем необходимым. Представляете силу его менталитета и ограниченность. Добавив, что  их он будет брать в меньшем размере, чем, по его мнению, берут другие. Вдумайтесь, это член хвалебной оппозиции, всё сметающей и разрушающей. Да, очень «завидная» перспектива для общества.
Хочу дополнить раздел несколькими словами о песнях и произведениях, написанных для детей.
Как-то  просмотрела передачу о Евгении Крылатове по каналу «Ностальгия»– замечательном композиторе-песеннике, авторе песен для детей.
  Он посетовал на то, что сейчас очень мало композиторов, которые пишут песни специально для детей, ранее  их было больше, взять, к примеру, И. Дунаевского, В.Я. Шаинского и др.. А его песни уже столько лет востребованы и любимы. И «Крылатые качели», «Три бедых коня», а «Прекрасное – далеко» из  кинофильма «Приключение Электроника»
  Детство кончится когда-то,
Ведь оно не всегда.
Станут взрослыми ребята –
Разлетятся кто куда.
А пока мы только дети –
Нам расти еще расти.
Только небо, только ветер,
Только радость впереди,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.

Припев:
Взмывая выше ели, не ведая преград,
Крылатые качели летят, летят, летят,
Крылатые качели летят, летят, летят.

Шар земной быстрей кружится
От весенней кутерьмы.
И поют над нами птицы,
И поем как птицы мы.
Позабыто все на свете,
Сердце замерло в груди –
Только небо, только ветер,
Только радость впереди,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.

В связи с этим  не могу обойти без внимания замечательного композитора, ученика великого Кара Караева, Октая Зульфугарова, которому  в конце мая 2015 исполнилось 85 лет. Он более всего известен как композитор для детей. Однако,  является также автором симфонических произведений, а его симфоническая увертюра,  переложенная и исполняемая духовым оркестром  при Президентском аппарате, руководителем и дирижёром которого является генерал-майор Юсиф Ахунд-заде  просто неповторима, оказывает  сильное по звучанию и энергетике  воздействие на слушателя. Не могу не отметить его Карабахскую симфонию, «Расставание», впервые прозвучавшее в филармонии, в день его юбилея.
  Незабываемое впечатление  от музыки. Полная очарования песня о Баку, впервые исполненная любимцем всех почитателей музыки  - незабвенным Мирзой Бабаевым.
А в написанном им симфоническом концерте для флейты с оркестром, партию флейты исполняла внучка Амина Зульфугарова. Первым исполнителем  его детских песен была  младшая дочь композитора. О ней были сняты два фильма: «Лейла и её друзья» в Баку, а другой в Москве: «Здравствуй, Лейла», а позднее был создан детский музыкальный театр «Тумурджуг», а затем театр «Айсель».
 Основным смыслом жизни композитор считает работу с детьми. Совместно со своей супругой Инарой-ханум он самоотверженно и с любовью работает над духовным воспитанием детей дошкольного возраста в Государственной детской филармонии, готовят передачи для Телевидения. Кроме детских песен в репертуаре Октая Кадыровича – детские опера «Кот и воробей», «Лесная сказка», опера-балет «Девочка-звёздочка» Сейчас он работает над одноактным балетом опять же для детей «Джыртдан». Большое ему спасибо за его музыкальный вклад и организаторскую работу наставника, воспитателя, за  музыкальное наследие для уже состоявшихся учеников и подрастающего поколения!
(Продолжением следует)