Мысли вслух

Роман Кишкань
Я в душе и где-то там, в глубинах сознания, продолжаю оставаться советским человеком. И вовсе не стыжусь своего советского прошлого. Огромная и могучая страна была и остается моей родиной. Масштабы свершений, романтика и вера в идеалы, потребность в самореализации - важный и безнадежно утраченный житейский контекст почти везде на просторах постсоветского пространства. Возникает ощущение, что тогда была утрачена возможность мечтать о невозможном, чтобы достичь значимого.

Новые стратегии развития, быстро переводящие плановую экономику на капиталистические рельсы, делали упор на материальные активы, забывая напрочь о нематериальных. И почему-то, за последние 20 с лишним лет почти ничем не сдерживаемой свободы, не проявились у нас ни Гумилевы, ни Пастернаки, ни Капицы. Как говаривал известный киногерой устами Г. Вицина, "Эх, как же романтизму не хватает! И "четверть" есть, а романтизму нет".

Я убежден, что люди, которые привыкли мыслить масштабами одной шестой суши, легко в те времена переходили на глобальный масштаб и уровень понимания проблем. Я, к примеру, еще в советский период побывал во всех пяти, включая Южный, океанах, на всех, за исключением Австралии, материках от 82 градуса северной широты до 70 южной. Попытка увидеть мир на планетарном масштабе вовсе не затмевала способность помнить, откуда ты и где твоя малая родина. Донецкая команда в 80-х прошлого столетия принимала участие в исследовательских работах на станциях СП с дрейфующего льда и проявила себя с самой лучшей стороны даже на фоне маститых спецов из северной столицы, прославляя тем самым Донбасс и его людей.

Теперь я точно знаю, на каком-то этапе жизни человек приходит к выводу, что в мире не существует ничего важнее и значимее той старой вишни с потеками древесного клея, которая росла во дворе старой дедовой хаты в забытом Богом и цивилизацией селе. Когда он понимает, что нет и не может быть здоровых глобальных стратегий без ясного понимания ценности твоего локального окружения, родного города, близкий людей, истории родного края. Именно тогда можно созреть до умения действовать локально, а мыслить глобально.

Вспомнилось, как Уолтер, американский военный пенсионер, с которым жизнь свела в Иллинойсе, как-то сказал: «завтра у нас начинается чемпионат колледжей штата по баскетболу, это будут смотреть все. Это для нас намного важнее чемпионата мира, поскольку там наши дети». В этом весь патриотизм американцев. Каждый штат имеет символы штата - минерал, растение, птицу, окаменелость и т.д.  Но ведь и у нас есть много чего, чем можно гордиться, формировать атмосферу любви и уважения к своему краю. Что ж мы так увлеклись получением прибыли? К примеру, в Донбассе, несмотря на его геологическую вдоль и поперек изученность, нет собственной палеонтологической школы. Это на таком-то уникальном материале карбона!

Чем завершились падение железного занавеса и развал Союза? Катастрофической утечкой мозгов. Оно и понятно, интеллектуалы всеми силами стремятся самовыражаться и едут туда, где ситуация наиболее благоприятна.  Что происходит или может произойти в ближайшее время в Донбассе? Та же беда, мы будем терять лучшие мозги (из тех, что остались), если не сможем предложить внятную перспективу реализации их "эго", научную, творческую, финансовую и т.д. Чем это грозит моей малой родине? Отсутствием интеллектуального потенциала для восстановления разрушенного края, упадком и обнищанием.

 Почему я вдруг решил об этом говорить? Вовсе не затем, чтобы вспомнить молодость и поностальгировать о прошлых годах. Донбасс сегодня - на изломе лет и судеб. Нам здесь предстоит огромная работа по его восстановлению, чтобы сделать его полнокровным и самодостаточным, наполненным гордостью за недра, заводы, атмосферу человеческих отношений, историческую память, искусство и науку. 

Вот о науке и людях интеллектуального труда хотелось бы сейчас  сказать. Ведь мы имеем огромный научный потенциал, устоявшиеся научные школы, многочисленные высшие учебные заведения, лаборатории, оборудование, знание и опыт специалистов в различных сферах жизнедеятельности. Донбасс – это, в том числе, многочисленная армия работников интеллектуального труда, которые способны принести существенную пользу своей стране, разрешить множество проблем, возникших в последнее непростое военное время, разработать и гармонизировать с зарубежным опытом законодательную базу, стратегические документы развития территорий, наладить межрегиональную научную кооперацию. Однако, имеют ли наши интеллектуалы ясное представление о том, как и куда двигаться дальше? Не уверен, совсем. С моей точки зрения, нам нужен инструмент оказания помощи жителям Донбасса, занятым интеллектуальным трудом. Помощи в виде установления кооперации между регионами, городами, конкретными организациями. В определении взаимных потребностей, обмене информацией, оказании консультационных услуг. Организации сотрудничества в решении общих научных, образовательных, воспитательных задач. То есть, инструмент, направленный на предотвращение возможной утечки мозгов, дающий донецким интеллектуалам надежду, перспективу и понимание своей востребованности в родном крае.

Мне представляется правильным начать говорить о необходимости создания здесь у нас экспертного совета, возможно, фонда, деятельность которого была бы сосредоточена на обозначенных проблемах, а также для обеспечения эффективности подготовки управленческих решений в сфере интеллектуальной деятельности, генерации и продвижения идей по сотрудничеству в области научных фундаментальных и прикладных исследований, решения политических и финансовых вопросов межрегиональной кооперации (регионы РФ и ДНР, другие страны). Некую, если хотите, платформу для объединения людей неравнодушных, движимых заботой о своем крае, его людях, его прошлым, настоящим и будущим.

Хотелось бы услышать конструктивные предложения. Добрые советы приветствуются.

Роман Кишкань
житель города Донецк