Чай в стакане с подстаканником...

Таисья
Часть ХII.


***


(Из дневников Марьяны РакитА).


***


Чай в стакане с подстаканником.



***

Что имеем не храним, потерявши, плачем....

А я вспоминаю маму...

Мы с мамой каждое лето на протяжении приблизительно десяти лет,  начиная с 1956 по 1966 год, с дошкольного возраста и до моего шестнадцатилетия, путешествовали поездами из Сибири на юг - на Северный Кавказ в город-герой Краснодар к маминым родителям, к моим бабушке с дедушкой, пока они ещё были живы.

Сначала мы ездили с пересадками через Москву, прямых путей-дорог не было... Прямые поезда появились гораздо позже: Новокузнецк - Кисловодск, Новокузнецк - Новороссийск и т.д.

А путь-то был не близким: я могу ошибаться в силу своего малолетства на тот момент, но приблизительно, около трёх суток из Омска до Москвы и столько же - от Москвы до Краснодара. И этим же путём мы возвращались домой в родную Сибирь. Что ж получается? Почти полмесяца в дороге? С ума сойти...

Я отчётливо вспоминаю, как стояла уже в тамбуре перед отправлением поезда и качала шатающийся зуб, очевидно, пытаясь самостоятельно его удалить. А папа и бабушка стояли внизу на перроне, бабушка - папина мама, плакала от тоски расставания со своим сокровищем в моём лице и жестами пыталась объяснить мне, что нельзя качать зуб, иначе следующий на его месте вырастет кривым... А я со всей своей зловредностью качала его и качала, видимо от безделья... Вот только я не помню, плакала я или улыбалась, скорей всего - улыбалась, ведь рядом со мной была мама.

Помню, как я любила путешествовать... Поезд на время становился для меня вторым домом. Ведь я по гороскопу - рыба, и как все рыбы, быстро адаптируюсь в любой обстановке, всюду навожу чистоту, красоту, уют.

Я сразу же приступала к изучению расписания следования поезда, сходу запоминала географические названия станций, время прибытия и прочее. Можно сказать, что географию я учила не по учебникам, и хотя я в школу в ту пору ещё не ходила, маленькая была, но читать умела лет с четырёх...

Я знакомилась с проводницами, и на время путешествия они становились моими подружками. Я всячески им помогала, умело чистила пылесосом на колёсиках ковровые дорожки. Пылесос был похож на маленькую космическую ракету, да и назывался он так же - "Ракета". Я им орудовала так ловко, словно была с ним знакома всю жизнь, хотя увидела пылесос впервые только в поезде.

Я знакомилась с пассажирами вагона, разносила им чай в стаканах с подстаканниками и сахар-рафинад в бело-голубых пакетиках. Я устраивала в вагоне концерты самодеятельности, пела песни из взрослого репертуара, читала стихи и своей детской непосредственностью и уверенностью срывала восторженные аплодисменты пассажиров поезда дальнего следования:

Называют меня некрасивою,
Так зачем же он ходит за мной?
И в осеннюю пору дождливую
Провожает с работы домой.

И куда не пойду, обязательно
Повстречаю его на пути,
Он в глаза мне посмотрит внимательно,
Скажет - Лучше тебя не найти.

А вчера, расставаясь вечером,
Уходить не хотел ни за что!
И чтоб я не озябла, на плечи мне
Осторожно накинул пальто.

Оттого я такая счастливая,
Оттого улыбаюсь всему.
Если скажут, что я некрасивая,
Не поверю теперь никому.

Вот таким совсем не детским репертуаром я скрашивала досуг свой и пассажиров ...

Помню, как мама выбегала на станциях, чтобы купить для нас с ней еду. На платформах бабушки в беленьких и цветастых платочках торговали разными вкусностями. Тогда впервые мы попробовали солёных груздей... Это была фантастика: солёные скользкие грибочки с чесноком и дымящаяся картошка!

До сих пор помню этот удивительный вкус солёных груздей, и уже, будучи взрослой, сама собирала и солила эти чудесные дары природы, добившись того замечательного вкуса "из детства", а может даже, и превзойдя его..

А горячая варёная кукуруза, которую немножко присаливая, я тоже пробовала впервые, обжигаясь и наслаждаясь... А потом, специально не доев початок до конца, я взбиралась на верхнюю полку и в чуть приоткрытое окно бросала зёрнышки на рельсы и шпалы, мечтая о том, что на будущий год по пути следования нашего состава будет колоситься кукуруза... Какая каша была в голове пятилетнего ребёнка!?.

А колёса стучат... И чайные ложечки в стаканах с серебристыми подстаканниками тоненько звенят:

"Мы едем, едем, едем в далёкие края..."

Эйфория от увиденного, услышанного, пережитого переполняла детское сердечко...

А однажды нас с мамой даже занесло в столицу Грузии город-герой Тбилиси.

Мы, как обычно, прибыли с мамой в Краснодар, а бабушку с дедушкой увёз к себе их сын, мамин старший брат дядя Серёжа (Цалка)... И мы поехали за ними в Тбилиси... Это было для меня открытием... Тбилиси распахнул для нас свои гостеприимные объятья. И снова мы добирались до пункта назначения поездами с пересадками... Вот такой лягушкой-путешественницей я была с детства.

Дядя Серёжа с тётей Наташей были радушными хозяевами, и мы с утра до вечера гуляли по этому великолепию, которое глубоко запало в мою душу на всю оставшуюся жизнь.

На вершину горы мы поднимались на фуникулёре, а спускались гуськом и потихонечку шли пешком. Дядя Серёжа управлял мною, как лошадкой, дергая за толстые тугозаплетённые косички словно за поводья. А я весело размахивала подаренной мне пластиковой сумочкой-корзиночкой, в конце пятидесятых годов бывшей огромной редкостью, наполненной фруктами и забавными конфетами-леденцами, вкус которых я помню до сих пор, спустя почти что шестьдесят лет. Сумочка-корзиночка состояла из двух половинок - белой и бирюзовой... Я  чувствовала себя настоящей барышней.

Детская память удивительно цепкая!

Как же моей мамочке хотелось жить рядом со своими родственниками в благодатном Краснодарском крае, а не в суровом сибирском городе. Но судьба распорядилась иначе. Мой папа не мог оставить своих престарелых родителей в далёкой Сибири, куда он четырнадцатилетним подростком вместе с родителями эвакуировался в начале Великой Отечественной войны из украинского города Житомира, куда они уже не вернулись из эвакуации...

Всю войну и до преждевременной своей кончины папа проработал на авиационном заводе, имея на иждивении престарелых родителей, получал за свой героический труд скромный паёк, а после войны был награждён медалью "За доблестный труд". В этом замечательном сибирском городе в послевоенные годы мои родители встретились и поженились. Там же родилась и я.

И нам с мамой приходилось курсировать десять лет подряд, пока мамины родители были живы, а потом уже и у мамы не стало ни сил, ни здоровья путешествовать.

Я даже свои письма помню к папе и бабушке с дедушкой, отправленные мною из Краснодара в Сибирь со своими рисунками: куколки и контуры детских ручек. Бабушка сберегла все наши с мамой письма. А позже я в пылу тоски и одиночества уничтожила все эти пожелтевшие письма, уж очень они жгли моё одинокое сердце, оставила лишь старые фотографии... Одна я осталась из всей нашей семьи: ни мамы, ни папы, ни бабушки, ни дедушки, всех перехоронила...

А обратно из Краснодара в Сибирь мы неизменно везли свежие помидоры и знаменитое подсолнечное масло.

А где-то колёса стучат и стучат... И чайные ложечки в стаканах с серебристыми подстаканниками тоненько звенят:

"Мы едем, едем, едем в далёкие края..."


***


14 января 2015 г.