Поезда и командировки

Александр Сих
                Лёгкий юмор, не отягощённый сатирой и философией

   Монотонный стук железных колёс поезда успокаивал и убаюкивал. Не знаю почему, но с детских лет путешествие на поезде меня приводило в восторг. За одну поездку столько новых впечатлений: незнакомые города, и большие и малые; множество сёл
и деревень, цветущих и приходящих в упадок.
   А какие красоты природы, мелькающие с периодичностью киноленты и восхищающие юношеский взор. Любое время года, которое наблюдаешь из окна, таит в себе что-то новое и неповторимое, проносящееся так-же быстро, как и наша жизнь.Только в детстве об этом не думаешь. Перед глазами красота в чистом виде, спокойная и безмятежная, не обременённая будущими житейскими проблемами.
   И не страшны морозы и сугробы по колено, не опасен проливной дождь, - ты лежишь на верхней полке, где тепло и сухо, уткнувшись подбородком в подушку, и не отрываешь взгляд от убегающих незнакомых мест, которых, может быть, больше и не увидишь. С любопытством наблюдаешь за суетой людей, до которых тебе нет никакого дела. Просто смотришь - и тебе хорошо.
   В этот год я вырвался из глупых жизненных передряг, которые неумолимо заставляют нас мыслить очень узко, и решил навестить своих родных, живущих "под Питером", и которых не видел лет сто. Последний раз их навещал, когда город назывался ещё Ленинградом, а я сам был крайне мал - дитя. Теперь же ехал в город Санкт-Петербург, а оттуда на электричке в старую знакомую Ленинградскую область.
   В нашем четырёхместном купе мне повезло - моя полка оказалась верхней. Глупо - правда? Обычно полки в шкафу, на кухне,  где хранятся всевозможные вещи; оказывается здесь тоже, где временно хранимся мы, вместе с вещами. Ну, да Бог с ними, с полками, речь пойдёт о другом, - о нас и окружающих вещах, и, конечно-же, о поездах, железных дорогах и командировках.
   Компания собралась мужская и промежуток до первой остановки был потрачен на знакомства. Сухие, деловые, интеллигентные.Исключая меня, мужчину в самом расцвете сил, как говорил о себе Карлсон, ехали двое мужчин примерно моего возраста, и дедок, который таковым себя считать категорически отказывался.
   Когда с официальной стороной дела было покончено, перешли к разговору, что называется, без галстуков, и сухость междометий решили разбавить живительным и красочным коньячным предложением.После чего беседа плавно перешла в небольшой дружеский сабантуйчик. А какой сабантуй без весёлых жизненных рассказов? А так как путешествовали мы в поезде, а двое из нас - по служебным командировкам, то, естественно, как я и обещал, речь пошла о поездах и командировках.
   Я не считаю себя великолепным рассказчиком, но слушатель из меня - отменный!
   Слово взял один из молодых людей по имени Дмитрий:
 - Для меня командировка - это как кара небесная. Постоянно случится какая-нибудь неприятная история. Хотя бы, вот, в прошлый раз. Вообще, дикость какая-то! Я ещё понимаю, когда пассажир, выйдя на остановке купить газету, вдруг замечает,
что поезд, по неизвестным и не понятным для него причинам, вдруг уходит, оставляя незадачливого пассажира поближе познакомиться с достопримечательностями незнакомого города. Это ещё понять можно. Машинист решил над тобой пошутить. А если ты, всё-таки, догоняешь уходящий поезд, то проводница старается как можно быстрее захлопнуть дверь перед твоим носом. С очаровательной и обворожительной улыбкой на лице. Потому что делает это не со зла. Просто так, из чистого озорства. Это я тоже понять могу и нисколько не обижаюсь. У нас все любят розыгрыш, все с чувством юмора. И не важно, что оно порой принимает дикие формы. Но когда не только догоняешь поезд, но и успеваешь просочиться сквозь уже закрываемые двери, мельком увидеть физиономию проводницы, обезображенную вежливой улыбкой, найти своё купе, и после всех этих мучений увидеть там незнакомые лица. Каково, а? Проделки судьбы! Говорят, бес попутал. Почему бы ему не путать, если сам лопух? Ты уже начинаешь осознавать всю пикантность создавшейся ситуации, но верить в страшную догадку твой хиленький мозг наотрез отказывается. Он боится, потому что видит твой страх. И ты, прекрасно зная ответы, дрожащим голосом задаёшь глупые вопросы. Зачем? Просто таким образом заводишь знакомства с новыми попутчиками, с которыми тебе предстоит ехать до следующей остановки. И сразу производишь впечатление - все сочувственно радуются твоей оплошности. А в сущности-то, произошёл сущий пустяк. Вышел из своего вагона на втором пути, первый был пуст, а когда возвращался, поезд, после небольшой остановки, двигался по первому пути. И надо было всего-то - его пропустить. Но разве в горячке сразу сообразишь? Срабатывает инстинкт. Раз поезд уходит, значит надо его догонять. Выбросив, ставшую ненужной, прессу в сторону, язык - туда же, глаза устремлены на подпрыгивающую от радости проводницу, которая по долгу службы кричит: "Мужчина, быстрее!" - ставишь рекорд в спринтерском беге. Вот такой рекорд я и ставил в последний раз. Не получилось. Колёсики поезда крутились быстрее, чем мои кривенькие, тоже немножко напоминающие колёсико, коротенькие ножки. Проводница смотрела на меня, как зритель смотрит на футболиста, который бьёт пенальти. Забьёт или нет? Даже нервно губки покусывала. А когда увидела, что бью мимо ворот, от досады аж в ладоши захлопала. И ведь тоже не со зла. Спортивный азарт - кто быстрее? Естественно, она болела за свою команду - за машиниста. И после этого начинаются хождения по мукам.
   Откровенно и самокритично. Все смеялись, лишь "дедок" снисходительно ухмылялся.
   Вторым слово взял Михаил:
 - Это что - мелочь! Деньги и мобильный остались. Никакой трагедии. - Мы дружно с этим согласились. - У меня был случай куда круче. Два года назад. Вообще-то, командировки я люблю. Новые знакомства - новые впечатления. Да и весело, в конце
концов. Оказалось, не всегда. На собственной шкуре испытал жанр трагикомедии, когда комедия неожиданно оборачивается крутой драмой. А начиналось всё красиво.
   Попутчики попались молодые, эрудированные и остроумно-смешливые. Особенно девушка, с золотистыми волосами и бирюзовыми глазами, доверчивыми и зовущими. Знакомство начали обмывать в вагоне-ресторане. А когда оно переросло в дружбу, мы вернулись в интимную обстановку - в купе. Возлияния с баснями продолжились. Плавание по бескрайним просторам фантазий и приключений в наших остроумных шутках и рассказах длилось часа три. Я начал отчаливать от берега здравомыслия и памяти за пол-часа до остановки поезда. А вскоре, земля на горизонте исчезла вовсе. Кругом безбрежное море, и я тянусь к нему напиться. Жажда. Тянулся, тянулся и выпал за борт, прямо на пол, с верхней полки. Кто меня туда запихал? И зачем? Открыл глаза: в купе один - раздет, туфлей нет. Значит, ещё соображал. Только трусы мне показались странными, вроде, у меня другие были. Стал глаза открывать пошире, они совсем на лоб полезли - от увиденного. На мне женские рейтузы! Откуда мог взяться этот раритет, да ещё на моих бёдрах? Проснуться-то я проснулся, но мозг ещё дремал. Всему виной алкоголь и обуявшая паника. Первая мысль - надо спросить! У кого? Я к проводнице. Да, всем было весело, особенно проводница оказалась хохотушкой. Долго ещё её внушительный бюст содрогался от смеха в унисон стуку колёс. А ребята, действительно, оказались весёлыми. Не примитивные ворюги. Шутили до конца. Деньги, конечно, взяли, но не все. Джентльмены! Кожаную куртку прихватили, взамен оставили плащ, - из наследства чьего-та дедушки, как у лейтенанта Коломбо. Туфли от "Диора" заменили тапочками. Правильно - белыми. Остроумно-предусмотрительные. Правда, вместо брюк не оставили ничего. Может, не нашлось ничего подходящего? А может, и нарочно? Хорошо хоть трусы свои потом нашёл, когда шторку на окошке раздвинул. Горделиво реяли на ветру, как флаг на мачте. И вот я, молодой человек с высшим образованием и приличным воспитанием, в плаще, трусах, белых тапочках и с кейсом в руке, приехал в незнакомый город на деловую встречу.
 - Деньги-то тебе оставили! - подсказал Дмитрий, не упустивший ни одной детали из рассказа.
 - Я же говорю - предусмотрительные! Га обратную дорогу плюс оставшийся харч и две бутылки пива.
   Дмитрий не унимался.
 - А карточки?
 - Бумажник оставили, но не одену я его вместо штанов?! Я вообще, думаю, что это не жулики в обычном понимании слова. Хотя, хрен их знает?!
   Подал голос дедок.
 - Эх, молодой человек, ехали на важную деловую встречу, а приехали в тапочках и рейтузах! Зачем-же водку так жрать?
   Михаил чуть не вскипел, но воспитание, о котором он вспоминал, не позволило этого сделать. Только отмахнулся.
 - Да ну! Я знаю свою норму. Выпивал в два раза больше - и ничего. Явно что-то подсыпали. Они же меня как куклу тормошили, переодевая. Мёртвый встал бы от такой бесцеремонности.
 - Значит, вы были хуже.
 - Конечно, хуже. Я был живой. Мёртвому всё до лампочки, а мне контракт заключать. А какой дурак будет заключать контракт с человеком в трусах и белых тапках? Только другой дурак. А дураков в бизнесе не бывает. Как и филантропов, альтруистов, и прочих бескорыстных благодетелей.
 - И что ты сделал? - вопрос задал Дмитрий.
   Михаил лукаво усмехнулся.
 - О возвращении не могло идти и речи. Это значило бы открыто признать свою несостоятельность, и из отдела маркетинга перейти в отдел грузчиков. У меня был номер телефона юриста этой фирмы, и я решил позвонить и любым способом вырулить
ситуацию в свою пользу.
 - Ну и как - удалось?
 - Самым наилучшим образом. Позвонил, вкратце обрисовал сложившуюся ситуацию, исключая свой внешний вид, и попросил меня забрать с железнодорожного вокзала, никому ничего не сообщая. Узнав марку и номер автомобиля, стал спокойно дожидаться, выглядывая из-за трансформаторной будки. Юрист оказался с юмором, поэтому вместо шока, мой вид привёл его в восторг. Правда, после того, как я предъявил свой паспорт. И мы очень быстро нашли общий язык. Что, смотрите? Юристом была красивая девушка.
 - Ну, а дальше что? - нетерпение Дмитрия от подобного сообщения только возросло.
 - А дальше всё!
 - Как - всё?
 - Прекрасно всё! И переговоры, и заключение контракта, и медовый месяц, и свадебное путешествие.
 - Ты что, на ней женился?
 - Представ перед ней в таком виде, я просто обязан был это сделать. Селя ви!
   Дмитрий был потрясён финалом.
 - Чистая романтика! Как в кино.
 - В жизни бывает куда интереснее. Или печальнее. Тут как повезёт.
 - В этом вы абсолютно правы, молодой человек, - резюмировал рассказ дедок, представившийся Степаном Петровичем.
    И продолжил:
 - Всё, что вы рассказали, молодые люди, весьма занимательно и поучительно. Но это так, единичные пятна на всей житейно-командировочной киноленте. Моя же жизнь - сплошные командировки и сплошные пятна. Куда только не ездил, как только не добирался, каким только образом не возвращался, но всегда был твёрдо убеждён, что это не предел. Будто командировочный бес плюнул на всех остальных путешественников поневоле, и привязался ко мне одному. Видно, чем-то я ему приглянулся. И как только меня жена не бросила? Сколько раз возвращался на высланные деньги. Добрейшей души человек. Меня, почему-то, всегда лазером называла? Откуда она, никогда не интересовавшаяся физикой, взяла этот термин, и почему применила ко мне - непонятно? Но я не перечу - лазер, так лазер.
   И вот что характерно: пока я дома или на службе, всё идёт нормально, никаких эксцессов. Но как только командировка - всё! Нутром чую - бесёнок где-то рядом шастает. Иногда посещали странные догадки. Может, вместе с женой и приданым, и его подсунули? Дома жена контролирует, в командировке - он. Издевается.
   А вот одна командировка мне запомнилась настолько красочно, что, когда о ней рассказываю, будто цветное кино перед глазами. И ведь, честно скажу, интуиция подсказывала - откажись! Я было попробовал, хотя в глубине души знал - бесполезно. Шеф своих решений не меняет. Железобетонная конструкция! Её можно только разрушить. Не с моими габаритами тягаться с таким монолитом. Всё-равно послал меня. Сначала из кабинета, потом - в командировку.
   А было это, молодые люди, в те времена, когда заря электронно-технического прогресса только восходила над нашей бумажно-бюрократической страной. Ни мобильных телефонов, ни банковских карточек у народа не было. Поэтому, всё своё
носили с собой.
   К этой поездке я готовился тщательно, как никогда. Не было у меня уверенности в её благополучном исходе. А когда жена на прощание чмокнула в щёку и пожелала мне, лазеру, счастливого пути, мне показалось, будто кто-то в ту же минуту схватил за рукав и потащил к железнодорожному вокзалу. Всё ясно - передала эстафету. Но я решил не сдаваться. В этот раз жена разрешила денег взять побольше. Я их разделил на три равные части и рассовал в разные карманы: пиджак, брюки и что под ними. На сумку с вещами я особой надежды никогда не возлагал. Сколько раз мы ездили порознь - в разных поездах и в разных направлениях. А деньги всегда при себе: забыл пиджак - не беда, потерял на бегу брюки, догоняя поезд - да хрен с ними! Эксклюзив всегда при тебе - классные спортивные трусы на тугой резинке с дополнительной шнуровкой! Если потеряешь, только вместе...
   На поезд не опоздал, от поезда не отстал и ни разу его не догонял. А знаете почему? Потому что не выходил на перрон. Из дверного проёма посмотрю ландшафт, стоя возле проводницы, покурю и в купе. Попутчики хорошие попались, да они,
собственно, всегда хорошие попадаются, приглашали в вагон-ресторан - знакомство обмыть. Ни-ни, вот мой вагон, в нём мой и ресторан. Только без спиртного. Результат - доехал благополучно.
   Поселился в гостиницу. Ну, гостиница, это слишком громко сказано. Какой город - такая и гостиница. Дыра дырой. Я человек не привередливый, не в таких местах приходилось ночевать. Люди попадались бедные, но гостеприимные. Всегда
что-нибудь дарили на память. Один раз пришлось ночевать с дядей Петей в подвале. Он совсем был нищим. Животных очень любил. Кого там только не было! Коты, собаки, крысы, тараканы. Кота Мурзика предлагал - я отказался. Так он, пока я спал,
всё-равно подарок подсунул. То-то был сюрприз, и мне и жене, когда за обедом он стал из волос выпадать в тарелку с супом. Жена, что съела, назад в тарелку и вылила. Так что, для меня эта гостиница, как гранд-отель с номером "люкс"!
   На заводе, куда был направлен, почему-то все вопросы мы уладили за два дня. Я не на шутку заволновался. Тут что-то не так?! Чтоб всё шло настолько гладко, этого быть не могло по сути. Я знал, что свинью, которую бес собирался мне подложить, всё ещё держал при себе. Ждал подходящего момента, гад! Искушать судьбу я не стал, и решил рвать когти оттуда ближайшим поездом, который проходил через эту глушь в два часа ночи. К часу заказал такси и решил снизойти до посещения
местного ресторана при гостинице. Быть в командировке и не кутнуть - это просто не прилично. А зря. Лучше бы я поступил по-хамски.
   О городе я уже говорил, о гостинице тоже, ресторан из той-же категории. Посетителей было мало, и я выбрал самый неприметный столик в уголке. А так как мой желудок играл всё более минорные мелодии, и чтобы перевести его в тональность
мажор, на ужин решил не скупиться. Рублики в костюмчике, долларики в эксклюзиве - всё в целости и сохранности. Но про агента жены не забывал.
   Подошедшему официанту я сделал заказ с небрежностью и вальяжностью столичного гостя.
 - На ночь загружать желудок пошло, потому мне что-нибудь сытное, но лёгкое; мясное, но с вегетарианским оттенком; рыбное, но не с Атлантики. Пить буду: бутылку "Каберне" или "Киндзмараули".
   Официант, с беспристрастным выражением лица, всё тщательно записал и ушёл. Неужели всё это у них есть? В столь смутное время? Оказалось - есть! Очень быстро мой заказ был на столе. Кусок торта, весь такой воздушный; жареное мясо повышенной прозрачности и лёгкости, но обильно усыпанное травами, по всему, недавно сорванными с цветочной клумбы при входе; три жареных карася, явно не с Атлантики; Бутылку водки и бутылку пива. Я осмотрел всё и остался доволен - очень есть хотелось.
   Через час я был как кот, которому не хотелось на Таити, а и здесь было очень даже хорошо. Вот тут-то агент жены и подложил свинью, которая нагло захрюкала за моим столиком. Находясь в таком благостном расположении духа, и наблюдая
за танцующими, я не сразу заметил, что напротив меня кто-то сидит. Если бы какая-нибудь миловидная дура, я был бы очень даже рад. Но сидел здоровенный жлоб, весом с центнер, попивая моё пиво и нагло на меня пялился.
 - Здорово! - он мне. - Давно тебя ищу.
   Я понял, что началось. Что, конкретно, началось, я ещё не знал, но что уже началось - знал наверняка.
 - Не имею чести знать с кем имею честь? - сказал первое, что подвернулось на язык. Вижу, представляться не собирается.
 - Неужели, - говорит, - так быстро память отшибло? А кто моей сеструхе два месяца мозги пудрил? Жениться обещал?
Забыл, пигмей?
   Животный страх окутал тело и внутренности. В желудке, в водочной среде, забулькали караси. Ещё немного и попросятся наружу. Речь пропала, отвечаю мысленно:"Я не пигмей, вы обознались! Я карлик! Причём уродливый. Только отпустите, Христа ради! Скоро поезд".
 - Вижу, узнал. - Я понял, что не отпустит. - Выйдем, поговорим. Я подожду на улице. Сестра, кстати, тоже тебя видеть хочет.
   И он пошёл. Как мне сразу полегчало! Хоть на время. Я не трус. По крайней мере, в этом я себе не признаюсь. Но такие различия в весовых категориях были не в мою пользу. Против его центнера, я мог выставить килограммов 60 брутто, вместе
с обмундированием и с тем, что недавно откушал. Мысль родилась внезапно - надо бежать! Через запасной выход. Я заплатил по счёту, не скупясь на чаевые, и поинтересовался про заветную лазейку. Официант отправил к бармену, видно по подобным вопросам тот был главным. Бармен оказался хорошим и вежливым человеком. Показать не показал, но хитро сообщил, что посторонним вход, точнее - выход, туда запрещён. Я не дурак - достал рубли. Он тоже не был дураком - отвернулся. Но я
был ещё умнее - полез в эксклюзив за долларами. Жизнь дороже! Он как-то смущённо и недоверчиво наблюдал за моими сумбурными манипуляциями. Но когда увидел зелёные бумажки, глаза радостно заблестели и ему было плевать, откуда я их извлекаю. Одна лапа приняла дань, другая указала направление. Я схватил чемодан и рванул со всей мочи. Вспотев, выскочив в прохладу. Остановился и вспотел ещё больше. На улице стоял здоровяк с какой-то дамой и спокойно курил. Подумалось о родной милиции, но эти мысли я отогнал прочь. Пока будем разбираться - поезд уйдёт, а оставаться ещё на сутки - смерти подобно. И может быть, в прямом смысле. Я тихонько обратно, и на всех парах к главному выходу. Бармен только недоуменно посмотрел. Выскакиваю, и тут мне показалось, что я сошёл с ума. Возле фонаря стоял стоял тот-же здоровяк с бабой и курил. Я опять назад. Бармен вежливо останавливает:"Посторонним вход запрещён". Я уже чуть не кричу, что я платил, я свой - не посторонний! Он, гад, глядя сквозь бокал - "не помню". Я ему ещё пятерку. Выскакиваю - стоит курит. Я назад, в главный - стоит курит. Думать было некогда. Так и бегал, ничего не соображая. Бармену баксы всовывал на бегу, не останавливаясь. Тормоз включился, когда протянул пустую ладонь. Валютный запас иссяк. Остались только рубли. Бармен оказался очень великодушен. Он душевно пожал мою протянутую руку и разрешил пройти бесплатно. Он, видимо, заранее знал, что я, всё равно, к нему вернусь. Так оно и случилось. В голове моей не укладывалось,как один и тот-же человек может находиться в двух разных местах. Это всё страх. Будь я дома, на диване, я бы поразмыслил логически. Приеду, думаю, если, вообще, приеду, пусть психиатры со мной разбираются. Пусть лечат. Не хочу быть больше лазером! Так я размышлял, набираясь смелости. Когда почувствовал, что вроде уже набрался, толкнул ногой дверь и шагнул в неизвестность. Караси очень агрессивно возмутились моим дурацким поступком.
   С добродушной улыбкой подошёл амбал: "Что, браток, устал? Расслабься, иди глотни пивка. На нас не обижайся и зла не держи. Любим мы приезжих разыгрывать. Ну, пока!" И он стал уходить, вместе с улыбающейся девушкой. Я не верил своим глазам. Мне захотелось их вернуть и на прощание расцеловать. Неужели всё закончилось? Слава тебе, Господи! И тут я задал вопрос - чтобы это значило? А ну его... Как это - а ну? А баксы! Я к бармену. Завёл с ним словесную канитель. Он на меня равнодушно смотрел, а потом спрашивает: "Вы поужинать зашли? Проходите." Я понял - он уже видит меня в первый раз. Профессионал. Я взмолился - ну, ты мне хоть про этого мужика расскажи, который за моим столиком сидел? "Гражданин, не мешайте работать!" Очень правильный мне, дураку, ответ. Тут раздался сигнал такси. Хорошо, что рубли остались - домой доеду. Бывало хуже. А разгадка оказалась проста, ребятки. Мне таксист растолковал, когда я ему поплакался в жилетку. Два брата-близнеца выбирают жертву из приезжих и дают представление. А бармен - режиссёр. Будь я повнимательней, я бы заметил, что надо мной пол-зала потешалось. А всё страх. Вот такой у них розыгрыш: раз трус - плати! И это, друзья мои, не худший эпизод в моей командировочной биографии. Но очень запоминающийся.
   Я оценил все три рассказа, и на первое место, вне конкуренции, номинировал деда. Когда дошла очередь и до моей скромной персоны, все настолько были утомлены и измотаны винегретом из водки и смеха, что дружно решили отойти ко сну.
Мне повезло. Я не считаю себя хорошим рассказчиком. Но слушатель - отменный! А, я уже это говорил. Извините. Я тоже устал. Спокойной ночи!