Суверенитет государства в условиях глобализации

Антон Железняк
Суверенитет государства – понятие и характеристика, которая не теряет свою актуальность. Еще до распада СССР суверенитет государства воспринимался как неотъемлемый признак любого государства, его осевая характеристика и сущностное начало. Но события начала 90-х XX века, а также их логическое продолжение после усиления глобализационных  процессов начала XXI века: образования ЕС, распад Югославии, события «арабской» весны и кризис на Украине доказали то, что суверенитет не такая уж неотъемлемая часть государственности.

Суверенитет – состояние полновластия государства на своей территории и его независимость от других государств . Алексеев С.С. относит  суверенную организацию власти к основным его признакам, а также отмечает, что суверенитет включает независимость от «всякой иной власти внутри и вне границ»  Ключевым в данных классических советском определении является независимость от других государств.

Для того, чтобы выявить степень современной деформации суверенитета в условиях глобализации и всеобщего взаимопроникновения различных интеграционных процессов, следует выделить несколько уровней независимости. Разделение необходимо провести по модели конституционных прав и свобод человека, так как именно для их реализации и необходима государственная независимость от иных сил.  Кроме того, выделяя уровни суверенности государства следует учитывать его национальные интересы.

Таким образом, можно разделить суверенитет на политический, экономический, социальный, а также духовно-идеологический.

Политический суверенитет государства – есть независимое состояние государства при ведении внутренней политики на территории государства и за ее пределами, на международной арене, т.е. независимый политический статус и место в мировой системе государств.  Внутри своей территории государство определяет основы политической системы общества, но может уступить часть властных начал институтам, так называемого, гражданского общества, а также местному самоуправлению. На международной же арене государство должно действовать без каких-либо ограничивающих факторов извне, что в современной литературе считается архаизмом . Новое международное право, которое ограничивает политическую волю государств и передает часть их суверенитета в руки международных организаций, считается абсолютно нормальным и прогрессивным. Представляется, что в действительности речь должна идти не об ограничении государственного суверенитета, а о передаче в договорном порядке государствами определенных полномочий в сфере прав человека международным органам .  Кроме того, существует точка зрения, что государства вполне добровольно идут на ограничения собственного суверенитета.   Политическая воля государств по «Вестфальской модели» сводится к нулю, а отказ от суверенитета является должной составляющей становления  системы Нового мирового порядка, в котором нет места плюрализму политических сил и полюсам силы в мире. Необходимо сконцентрировать всю политическую волю с центром в США, что признается даже российскими исследователями. Так, например, Гринин Л.Е. предлагает «не горевать о том, что идет глобализация по-американски, а найти собственное место в глобальных процессах»

Кроме навязанной политической несамостоятельности огромное количество стран попадают в экономическую кабалу и теряют свой экономический суверенитет. Глобализация, опирающаяся на создание единых рынков сбыта, направляет все усилия для «размывания границы» и для подавления силы национальных экономик. Так основные доходы от экономических интеграций приходятся на группу наиболее развитых стран, транснациональных корпораций и небольшой группы элиты – мировой олигархии. Так если В.И.Ленин писал и предсказывал, что произойдет концентрация производства; монополии, вырастающие из неё; слияние или сращивание банков с промышленностью , но глобальная олигархия пошла еще дальше произошло полное сращение крупнейших капиталов, государств и надгосударственных объединений. Таким образом, размах концентрации ресурсов стал достигать фантастических размахов и по оценкам сейчас активами в 1,9 триллиона долларов владеют 80 самых богатых людей. Ресурсы на почти такую же сумму распределены между 3,5 миллиарда жителей планеты, занимающими нижнюю половину шкалы доходов в мире . Кроме того экономически менее развитые, не обладающие конкурентоспособной экономикой, начинают в проведении своей экономической политики ориентироваться исключительно на своих более сильных соседе по интеграции (пример ЕС), препятствуя тем самым созданию собственного развитого внутреннего рынка, что затрудняет собственный экономический рост.

Подобные масштабы концентрации ресурсов  в руках узкой олигархической элиты ставит под вопрос саму сущность государства, кроме того на примере политических интервенций вскрываются реальные причины войн и конфликтов – захват новых ресурсом, а не борьба за права человека.

Еще одной важной составляющей суверенитета является его социальная составляющая. Образование – первый и наиболее ключевой пункт, который подвергается деформации в условиях глобализации. Переход России на, так называемую, болонскую систему образования кардинально ухудшил качество и глубину проработки материала в средних и высших учебных заведениях. Кроме того, изменение рынка труда оставляет массу людей на улице из-за снижения необходимости их участия в производстве. А безработица существенный дестабилизирующий фактор суверенитета государства. Таким образом, состояние социальной защиты населения, здравоохранения, образования становятся важнейшим фактором геополитической борьбы. Для сохранения власти уже недостаточно иметь большую армию и полицию. Еще более важную роль начинает играть уровень социального благополучия населения.
Идеология есть важнейшая часть единства и национальной самобытности любого народа. Глобализация, как процесс рукотворно созданный группой мировой олигархии для уничтожения сильных национальных государств, начинается с уничтожения морально-нравственных основ государственности, его идеологии и самобытности. Информационные война в последние годы стали столько актуальными против России, как и санкционные. Раздувание истерии вокруг «русской агрессии против Украины», а также лживая и откровенная пропаганда относительно событий и результатов Великой Отечественной Войны  – элементы большой войны, информационной. Данные действия направленные на «расшатывание» идеологической основы граждан, на дезинформацию населения России и всего мирового сообщества. Исходя из этого, государству необходимо направить весь свой потенциал по формированию общественного мнения как внутрь государства, так и за его пределы. Создать альтернативную точку зрения, а также защитить информационное поле методами прямого и косвенного контроля .
Таким образом, стоит подвести итоги и отметить основные направления и цели деформации национальных суверенитетов:

1. Глобализация как процесс выгодна узкому кругу людей и организаций, она не носит исторический характер.
2. Глобализация приводит к сокращению прав государств и все больше прав «передает» в руки иных образований.
3. Суверенные государства, которые не желают делить своё право на независимость подвергаются жестокому давлению, как в виде санкций, так иногда и путём проведения военных кампаний
4. Логическим итогом глобализации и всеобщей интеграции может стать полная утрата суверенности государств.

Столь печальные выводы имеют подтверждения, выраженные в последних событиях, которые происходят на Украине, столь показательно давление на Грецию, которая выбрала новое народное правительство, не менее печален опыт Муамара Кадаффи, который построил прекрасное социальное и национальное государство, но отказался отдавать свободу и честь за поблажки со стороны Запада, а также не открыл для западных кампаний разработку нефтеносных месторождений.