Песни дорог войны. Соловьи

Владимир Калабухов
                ИСТОРИЯ ПЕСНИ «СОЛОВЬИ»
    
     Маршал Победы Георгий Константинович Жуков (1896 – 1974) одной из своих любимых песен назвал созданную в годы войны поэтом А.И. Фатьяновым и композитором В.П. Соловьёвым-Седым фронтовую песню «Соловьи». Об истории рождения этой песни рассказывает ярославский композитор и музыковед, полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков (рожд. 1935).

     В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война ещё не окончена.

                Ведь завтра снова будет бой,
                Уж так назначено судьбой,
                Чтоб нам уйти, не долюбив,
                От наших жён, от наших нив –
                Но с каждым шагом в том бою
                Нам ближе дом в родном краю…

     В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919 – 1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:

     «Помню фронт. В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей!

     И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название «Соловьёв»).

     С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова.

     Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах:

                Узнавшие горе.
                Хлебнувшие горя.
                В огне не сгорели. В боях уцелели.
                Никто не расскажет смешнее историй,
                И песен никто не споёт веселее.
                Ну что ж, что гремят бесконечные залпы?
                Взлетает гармошка, сверкая резьбою.
                И, слушая песню, никто не сказал бы,
                Что час лишь, как парни вернулись из боя…»

     В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не побывал этот исчерканный фатьяновской рукой листочек!

     Поначалу поэт сам придумал мелодию к своим стихам. Собственно говоря, так часто бывало, когда Фатьянов сочинял свои песни. Природа щедро одарила его, в том числе и мелодическим даром. Алексей Иванович неплохо пел, и потому друзья – однополчане не упускали случая попросить его не только прочитать, но и напеть сложенные им стихи и песни.

                Мне вспомнились тёмные ночи
                В чужом, нелюдимом краю…
                «А ну, затяни, пулемётчик!»
                И я потихоньку пою, –

рассказывал поэт о том незабываемом времени в одном из послевоенных своих стихотворений. Возможно, что как раз о тех самых днях, когда шли кровопролитные, тяжёлые бои за освобождение Венгрии от фашистов, предпринимавших отчаянные попытки остановить стремительное наступление наших войск. Подразделение, в составе которого находился рядовой Алексей Фатьянов, вело упорные бои.

     – Там он себя хорошо показал и был одним из первых, кто вступил в город, за что получил медаль «За отвагу» и краткосрочный отпуск, – вспоминал друг и соавтор поэта по многим песням композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907 – 1979), – и вот тогда-то он привёз мне оттуда и вручил слова двух песен, которые я, надо сказать, написал в один день. Это были «Соловьи» и «Ничего не говорила».
 
     За время войны мы с Фатьяновым написали, сейчас даже трудно сказать, сколько песен! Биографы подсчитали, что около восьмидесяти. Насколько они точны в ту или иную сторону, я затрудняюсь сказать. А специально подсчитывать как-то не хочется. Ведь всё-таки не для бухгалтерского отчёта пишутся песни…

     А сочинял Алёша удивительно легко. Я мало помню таких случаев, чтобы приходилось что-нибудь в его стихах переделывать. Такие, как правило, получались хуже тех, которые сразу как-то появлялись из-под пера, как у него, так и у меня. Это было взаимно.

     Мы с ним до того хорошо понимали друг друга, что, я даже должен сказать, бывало так, что я ему какие-нибудь стихи подсочиню, отдельные слова в его духе, так сказать. Бывало так, что он настолько «вселялся» в музыку, что и сам сочинял.

     – Ты, Вася, знаешь, – говорил он мне, – а не лучше ли будет, если ты так вот сделаешь. Эта интонация более тебе принадлежащая, чем та, которая у тебя в этой песне.

     И он напевал, «присочинял» то, что ему казалось органичным, естественным для этой песни. Большинство песен, которые я с ним написал, имеют какой-то особый отпечаток. Уж очень близко соприкасались наши творческие интересы…

     Так было и в случае с «Соловьями». Фатьянов не только прочитал Соловьёву-Седому свои стихи, но и напел придуманную им самим мелодию, ставшую основой припева песни.

     Фатьянов и Соловьев-Седой написали такие широко известные песни, как «На солнечной поляночке», «Наш город», «Давно мы дома не были», «Потому что мы пилоты», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и многие другие. «Соловьи» – одна из лучших.

     Чтобы песня пошла в народ, чтобы полюбили её и запомнили, она должна быть не просто исполнена, а спета сердцем, спета душой. В этом отношении «Соловьям» очень повезло: песню впервые исполнил замечательный певец, с голоса которого запомнились, полюбились людям многие песни, – Георгий Павлович Виноградов (1908 – 1980). Его исполнение «Соловьёв» вместе с Краснознамённым ансамблем в далеком 1945 году было да, пожалуй, и по сей день остаётся, непревзойдённым образцом проникновения в творческий замысел авторов.
 
     Секрет успеха этой песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (1896 – 1974). В канун 25-летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Михайловича Пескова (1930 – 2013) назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»

     К этим словам трудно что-либо добавить. Разве что – стихи, которые посвятил своему другу и автору «Соловьёв» другой поэт-фронтовик, Николай Константинович Старшинов (1924 – 1998):

                Пусть былое ворвётся в беседы…
                Хоть оно порастает быльём,
                Каждый год, накануне Победы,
                Мы солдатские песни поём.
                Не случайно совсем, не впервые,
                До поры отложивши дела,
                Соберутся твои рядовые
                У накрытого другом стола.
                Снова песню военную грянув,
                Словно новый возьмут перевал.
                Тут и выйдет Алёша Фатьянов,
                Запевала из всех запевал…
                Не его ли в глухом чернолесье
                Надрывались всю ночь соловьи?
                Не его ли широкие песни
                Были самые наши.
                Свои.
                Меж солдат уживались бывалых,
                Пробирались по топям болот,
                Согревали на кратких привалах,
                Шли в рядах марширующих рот.
                Ничего, что сегодня мы седы,
                Мы упрямо стоим на своём:
                Каждый год, накануне Победы,
                Те
                Прекрасные песни
                Поём!..

     Прозвучав семьдесят с лишним лет назад, «Соловьи» стали одной из любимых и знаменитых песен военной поры.

                СОЛОВЬИ

                Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
                Пусть солдаты немного поспят,
                Немного пусть поспят.
                Пришла и к нам на фронт весна,
                Солдатам стало не до сна –
                Не потому, что пушки бьют,
                А потому, что вновь поют,
                Забыв, что здесь идут бои,
                Поют шальные соловьи.
                Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
                Пусть солдаты немного поспят,
                Немного пусть поспят.
                Но что война для соловья!
                У соловья ведь жизнь своя.
                Не спит солдат, припомнив дом
                И сад зеленый над прудом,
                Где соловьи всю ночь поют,
                А в доме том солдата ждут.
                Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.
                Пусть солдаты немного поспят,
                Немного пусть поспят.
                А завтра снова будет бой –
                Уж так назначено судьбой,
                Чтоб нам уйти, не долюбив,
                От наших жён, от наших нив;
                Но с каждым шагом в том бою
                Нам ближе дом в родном краю.
                Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
                Пусть солдаты немного поспят.
                Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
                Пусть ребята немного поспят.

     Послушать, насладиться  соловьиными трелями в майском лесу – для меня, автора этого сборника историй песен, каждой весной доставляет огромное удовольствие. Много соловьиных трелей есть и в Интернете. А одну из лучших песен войны «Соловьи» в Интернете поют:
     – солисты Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова;
     – Николай Викторович Басков (рожд. 1976), народный артист Российской Федерации;
     – Елена Антоновна Камбурова (рожд. 1940), народная артистка Российской Федерации.

     Смотреть видеоклип и слушать песню "Соловьи" в исполнении Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова:

     http://www.youtube.com/watch?v=vgqnhCilltA.

     По материалам сайтов Интернета.

     Возвращение к содержанию сборника "Песни дорог войны" –  http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.

     2015 – 2020