Кодирование творчеством

Николай Михайлович Новиков
Иногда незначительное событие, какой –ни будь непредвиденный  случай наталкивает нас на «мозговой штурм» и открывает нам новую грань мира.

Когда работаешь над какой-нибудь проблемой с увлечением, открываются новые грани и возможности, ведущие к успеху.

Ведь часто к некоторым  проблемам люди даже боятся "приступиться", из-за кажущейся их трудности.

А  когда  удаётся  взглянуть на всё под другим, необычным углом, то  высвечивается суть проблемы, ход решения.
И приходит понимание пути решения.

Общее видение проблемы даёт творческий импульс и желание работать в этом направлении из-за возможности достичь успеха.
 
Часто успешная работа над проблемой преображает человека и выводит его на новые рубежи.

Так было и в этой с одной стороны несчастной семье.

Виталик учился слабо и наконец-то перешёл в выпускной класс. Учиться осталось месяца два,- и скоро школа останется позади.

Потом можно будет уехать на учебу куда-нибудь или пойти работать.
Рос он без отца. Мать позволяла себе, что случалось довольно  часто, вернуться домой навеселе или как говорили соседи - подшофе.

И тогда начинались мелкие придирки, что он её не понимает. что сидит у неё  на шее, что свою личную жизнь она не может достойно  устроить, и что  нельзя домой пригласить всех своих друзей.

Возражения сына в том, что тогда дом превратится в «отстойник» и ночлежку для бомжей, её только раздражали.

А весна была с самом разгаре. На тополях около школы появлялись светло -зелёные клейкие листочки.

Поднимались от земли светлые изумрудные листочки травы и зацветали первоцветы. 

В выпускном классе радовались. Пришёл новый преподаватель по информатике. Из уст в уста передавалось, что он «прикольный». Что под этим подразумевалось,  до конца не было ясно.

И вот урок начался.

Преподаватель решил провести урок так, чтобы всем было интересно.
Уже довольный тем, что он  в центре внимания, решил начать с интересной темы.

-Знаете самая  маленькая единица информации это ……… , он искусственно создал паузу,-  но видя что никто и не пытается даже высказать свою точку зрения, продолжал……- 1  бит.

Он понял, что  всё рассказывать самому придётся  и продолжал.

-У него всего два значения,- он посмотрел на класс.
 
Либо сигнал есть, -это один, если  сигнала нет- это ноль.

Для наглядности он один раз закрыл , а другой раз открыл глаз.
Получилось как бы подмигивание.

- А что это вы Светке Карасёвой подмигиваете?- вдруг заинтересовался Виталик, которому та нравилась, и он всячески старался обратить на себя её внимание.
- Это не подмигивание, а передача информации,- пояснил он информатик.
-Хорошо, объясню вам  на бытовом уровне, - задумался препод  на некоторое время.
-  Вот вы приходите на танцы. Заиграла  музыка.
 Это вальс. И вот к девушке подходит парень и наступает ей на ножку.

 Она понимает- сигнал пришёл!- и он галантно продемонстрировал,  как это с поклоном делается.

- Вы, прямо как рыцарь,- съехидничал Олег, немного нагловатый,  но зато лучший футболист класса.

Информатик немного задумался:

- Да, обучался танцам!- И знаю этикет.

- А можно мне Светке на ножку наступить? -не унимался  поклонник футбола.

Светлана была самая красивая  в выпускном классе. И её все ребята побаивались. Она  умела остроумно поставить на место любого.

- Нет! Давайте займёмся электрическими сигналами,-информатик понял, что может попасть в сложную ситуацию.

 И поэтому попытался погасить веселье, связанное с танцами.

-А вот вам микросхема и у неё восемь ножек, -он на доске нарисовал кирпич  и от него как бы отходило восемь усиков, по четыре с каждого бока.

-Вы, что-то путаете, у вас нарисованы  усики, а не ножки,- не унимался Олег.

-Но это  «ножки»,- он вытащил из портфеля «живую» микросхему. Посмотрите.

И он передал по рядам микросхему, чем-то  похожую на майского жука.

-Либо на ножку сигнал  приходит,-он бережно прикоснулся к одной их них.
Тогда это  цифра один.

-Либо на ножку сигнал  не приходит,-значит ничего нет,   это цифра ноль.

- А как перейти сигналу на другую ножку? -задал он каверзный впрос.
Наступила настороженная пауза.

Препод быстро начертил мелом  на доске таблицу перевода чисел в двоичную систему исчисления и попросил всех переписать.

Затем показал, как из нижнего разряда сигнал переходит в верхний.

-Значит когда ячейка занята, а приходит ещё один, что они объединяются и уходят на следующий уровень, а откуда ушли там ничего не остается. Верно? -продолжал допытываться Виталик.

- Да, здесь вы правы,- согласился  препод.

Он подошёл к доске и написал тему  «Передача информации».

-Возьмём пример из жизни. Пусть перед вами одноэтажный дом с восьмью окнами.
Заранее можно договориться, если загорается слева крайнее окно это означает к примеру «Приходите на чай, стол накрыт!»

Если загораются два рядом крайних правых, то это означает : «Сегодня в доме генеральная уборка! Работают все!»

А если свет не горит ни в одном окне, это к примеру  означает: «Никого нет дома!».
 И так далее.

-А сколько всего сообщений можно передать?- вдруг спросила Светлана.

-Это нетрудно высчитать. Окно загорается и гаснет, это два состояния.

А окон сколько?

-Восемь!-радостно воскликнула спрашивающая.

По препод понял, что на дальнейшего вычисления  ждать придётся долго. И выдал сам:

-Два в восьмой степени - это 256 комбинаций,-подвёл итог информатик.

- Дак! Как это? - Это из восьми окон будут висеть почти триста комбинаций?- пытался  съюморить  шкет  Виталик, явно стараясь увести мысль в другую плоскость.
 
-Это же абстрактно,  комбинации математические, успокойся!- отсекая ненужные уточнения,  прочёл ситуацию препод.

-А если загораются три окна  слева в доме и то можно договориться, что это означает «Шнурки в стакане» - ввязался тугодум Олег.

-Мне  не очень понятен  ваш молодёжный сленг,- пытаясь закрыть пикантную тему препод.

-Вы что совсем не знаете молодёжного сленга?- протянул удивлённо Олег.

Карасёва как-то нервно задвигалась и  почему- то попыталась помочь выйти из каверзной ситуации информатику.

-Это означает предки дома,- пояснила она менторским тоном и слегка покраснела.

-Продолжаем изучать новейшие технологии,-заторопился информатик, видя что ребята начала обсуждать что-то постороннее.

-Все вы слышали о передаче информации, используя телеграфный ключ.

-Это азбука Морзя, - пытался показать свою эрудицию Олег.

-Не Морзя, а  Морзе,-  снисходительно пояснил преподаватель и продолжил, -там тоже работают с двумя сигналами точкой и тире.

Преподаватель немного подумав решил пояснить на примере, как работать с азбукой Морзе.

Далее он пояснял, что в армии они запоминали по-другому – музыкальными фразами.

- Как это? – поинтересовались девчата,-с наступлением весны они начинали интересоваться и  музыкой и песнями.
 
-Ну, например цифра семь звучит: «Я на горку шла! »

Буква «Б»  звучит так:  «Бей, бей барабан!».

- А как подать сигнал бедствия, - допытывался Олег. Он определённо знал это и решил при всех проверить препода.

Но тот оказался подготовленным.

Он пояснил, что короткий - "точка" в эфире звучит как «ти», длинный -"тире" звучит как «та».

-А как это будет звучать вживую?- с интересом спросила, смущаясь, Светлана.

 Тут он быстро  наклонился к столу и начал стучать костяшками пальцев по столу.

  Ти-ти-ти   та-та-та   ти-ти–ти.

Получалось три точки, три тире, три точки.

-Что это такое ? – спросил он присутствующих, простучав несколько раз.

-ДЯТЕЛ!- последовал молниеносный ответ Виталика,-и класс грохнул раскатистым   хохотом.

- Нет, ты совсем  не угадал!, - не сдавался препод,-Это означает по международному коду «SOS» или «Спасите наши души», -пытался настроить ребят на серьёзный лад препод, - S-три точки, О-три тире, S- три точки

-Да! Так подаётся международный сигнал бедствия. Один раз в сутки перестают работать  все  радиостанции мира и все настраиваются на приём сигналов бедствия,- согласился Олег, исподволь изучающий морское дело.

Он намеревался поступать после школы в мореходное училище.

Наступила большая перемена. Пришли проштрафившиеся дежурные. Они забыли вчера помыть полы и попросились сегодня помыть полы на большом перерыве.

Оказалось, препод служил в армии в учебном подразделении и умел хорошо организовать эту работу.

 Видя, что дежурные только слегка влажной тряпкой  размазывают  грязь по полу, он  взял  у них ведро воды и  расплескал его полностью. За окном стоял  теплый  июнь месяц , на улице  было чрезвычайно  жарко.

-Ну а теперь собирайте воду, и  пол будет хорошо вымыт!

Дежурные  быстро и расторопно помыли пол между партами.

Прозвенел  звонок на новый урок. Впереди шёл рослый Василий, который занимался рукопашным боем. Он уверенно выступал на соревнованиях и даже входил в молодёжную сборную России по рукопашному бою.

Сзади  него семенил тщедушный  Виталик. Он наносил сзади Василию удары по воздуху,  как бы имитируя бой с тенью. И иногда замахивался ногой, как бы давая тому под зад.
Девочки стыдливо хихикали, понимая, если это увидит Вася, то наказание последует незамедлительно.

Тот посмотрел на усмешки девчат, быстро вычислил местоположение насмешника и резко развернувшись, дал тому лёгкого «пендаля». Этого хватило,  чтобы вернуть авторитет бойца в глазах Виталика. Он сразу стал очень вежливым и понимающим. Изменился буквально  на глазах.
 
Начался второй час пары.

Неожиданно у Виталика появились в глазах блестящие бегающие чёртики.
Он что –то явно задумал. Загадочно посмотрев на преподавателя и спросил, а можно ли заменить звуки и точки тире наглядными сигналами

 Он поднял над партой руку с  ладонью как голова у гуся  и спросил:-А можно опущенную руку считать за нуль, а поднятую за единицу? 
Его рука раскачивалась как голова гусака,  готового клюнуть соседа.

- Да, да конечно!- препод был явно доволен творческим порывом Виталика.

- А можно если и моя рука будет и Олега, это как дублирующая система,- не унимался он.
- Я сейчас отойду по делам, а вы посидите пока  тихо, подумайте как перевести число 2017 в двоичный код,-попросил он присутствующих и вышел из кабинета.

Виталик наклонился Олегу и начал что-то яростно доказывать и показывая на поднятые вверх руки.

-А вот новый вариант, смотри, две руки подняты – «точка», опущены  «тире», а если одна поднята другая опущена то пауза или разделение.
Это новая система дублирования сигналов и повышает надёжность передачи,- горячо убеждал он тугодума Олега.

-А нам об этом препод не рассказывал!-пытался отвязаться от него будущий моряк.

-Да это я сам только что придумал!-горячился сияющий Виталик.

-Смотри, если случайно один сигнал пропадёт, то ему нет пары, а остальные же пары пройдут правильно по две единички или по два нолика.

У него творчески  горели глаза.

Девчата видели, что в этом есть определённый разумный смысл и начинали с уважением посматривать на Виталика.

А то всё время его клоуном и шутом считали.

Оказывается,  он имел цепкий ум и  только ныне  это проявилось.

- Ваши руки как два гуся!-съязвила маленькая шустрая Леночка, намекая на поднятые над партой руки, со сложенными ладонями как клювы гусей.
Это было на руку расходившемуся Олегу.
 
Тот выпятил широкую грудь  и запел тенорком:

- Жили у бабуси,
 два весёлых гуся.
 Один серый, другой белый-
  Два весёлых гуся …

-Сися, - в тон ему добавил сидящий рядом Виталик, и  скорчил смешную рожицу, и руками изобразил у себя небольшую грудь.

-Жили у бабуси- начал новый куплет Олег.

Виталик не дал даже Олегу допеть другую строку, и тоненьким  тенорком пропел:
- «Си-си!».
 И в свою очередь изобразил два бугорка на груди.

А когда ещё Олег  начал в такт топать под партой своими громадными башмаками сорок восьмого  размера, то от них  во все стороны разлетелись брызги от лужи под партой, попадая на оголённые ноги  девчат.

Те от неожиданности  громко завизжали,  и с двух сторон Олег получил оплеухи.

Это подняло настроение и в классе стало шумно.

Наконец пришёл препод и спросил: «Какие будут вопросы?»

Виталик спросил, как создать таблицу развёрнутых сообщений.

Но прозвенел звонок и препод сказал, что они рассмотрят это потом.

А Виталик загорелся идеей передавать сообщения. И видел определённый в этом смысл.

Например, как при всех передать сообщение Светке, которая  ему нравилась, но он
стеснялся даже ей намекнуть об этом, боясь что она его отвергнет и друзья будут над ним насмехаться.

А вот если по условному коду говоришь  «Двенадцать!», то она смотрит в таблицу и читает:- «Ты самая очаровательная! Встречаемся у кинотеатра «Созвездие» в пять вечера».

И никто не знает, о чём они поговорили.
 
И так на все случаи жизни.

Например говоришь «десять», что может означать «Займи сто рублей на неделю».
Сказал «Десять»!- И жди,  когда тебе денег дадут.

И интерес проявится!